ВЕШКА

(документальный рассказ)

Автор – Михаил Масленников

 

Досье «Дальтелефильма»

Михаил Альбертович Масленников – сценарист, кинорежиссер, актер, член Союза кинематографистов России. Родился в семье известного в Приморье режиссера Альберта Евгеньевича Масленникова – основателя студии «Дальтелефильм». После окончания Дальневосточного института искусств некоторое время работал на студии «Дальтелефильм» в качестве ассистента режиссера, где 1986 году снял свой первый документальный фильм  «Диссертация лесничего Катибы». Более подробную информацию о творчестве Михаила Масленникова можно узнать на странице «Досье Дальтелефильма» данного сайта.

 

Кривенький, с косыми параллелограммами стекол, трамвайчик фуникулера ползет неспешно. В гулкой станции на верхней площадке торчат из кафельной стены железнодорожные буфера-амортизаторы, между ними виден вибрирующий трос, связывающий между собой через лебедку два вагончика, желтый и зеленый. Когда один вагончик идет вниз, другой идет вверх.

Еще рано, никого нет из пассажиров, и в пустой станции летает эхо.

На улице эффект пропадает.

Отсюда открывается потрясающий вид. Даже пасмурным утром, когда на стеклах висят капли, и рубашка влажная от тумана, накрывшего город – здесь красиво.

 

Город лежал внизу. Выглядывали из тумана дома в густой зелени, торчал остроконечный шпиль бывшей кирхи, и можно было даже различить ажурные флюгеры на башенках ГУМа. Зато вагончик фуникулера, ушедший вниз, пропал из виду совсем, даже нижняя станция не видна в белой дымке.

Узкая бухта, рогом исполинской антилопы врезавшаяся в берег (потому и назвали «Золотой Рог»), была едва видна. Сегодня она не была золотой, сегодня вода была сизой и сливалась со рваным туманом, лежащим под ногами. Лишь торчали в прогалинах туманного облака пришвартованные к невидимым причалам суда – рыболовецкие сейнеры, траулеры, научные «НИРСы», «пассажиры» и военные корабли, образуя замысловатое кружево из антенн, радаров, каких-то космических устройств и просто мачт с убранными парусами.

– Мама, папа, смотрите! – одиннадцатилетняя Лялька подпрыгивает на месте. – Это же «Минск»!

– Где? Покажи! – Анне шестнадцать, и ведет она себя более сдержанно. – Тот самый, да, пап?

– Вон, видишь, номер на борту «ноль сорок два», папа, ты же его снимал, правда, ты нам его на видике показывал?

– Угу, тот самый, – Роман кладет руку на мокрое от тумана плечо младшей дочери, и она, смешливо взвизгнув, отбегает в сторону. Наваливается животом на парапет и дрыгает ногами.

Оксана тут же одергивает дочь:

– Ляля! Свалишься, там же обрыв!

– Ой! Смотрите, а мы где-то там жили, на той стороне, да?

– Не там, – Анюта показывает в другую сторону, на почти невидимый берег, – а во-он там, ты еще маленькая была, когда мы уехали из этого города. А вон та горка называется, я знаю! Дунькин Пуп!

Она как-то внезапно теряет свою респектабельность, и обе девчонки вприпрыжку бросаются по улице вниз.

Да. Тот самый.

Авианосец. Отсюда даже можно разглядеть иллюминатор каюты, в которой он жил на протяжении плавания (если по-военному говорить – похода). Прямоугольный иллюминатор выходил на лётную палубу, и Роман поначалу никак не мог привыкнуть думать, что смотрит он не вперед, а вбок по ходу корабля – пятьдесят метров ширины взлетно-посадочной полосы, видимые в окошко с винтами-барашками по углам, воспринимались так, словно ты смотришь вперед. Обман зрения.

Оксана взяла Романа за руку и потянула от парапета:

– Пойдем уже, муженек, девчонки вон убежали!

Роман стоял, глядя в сизый туман утренней бухты.

– Ладно, стой, сколько хочешь, мы пошли, – сказала Оксана и отправилась вниз по тротуару.

 

Это была первая работа Романа. Лет восемь назад. В восемьдесят шестом, кажется…

Первый фильм. Тогда еще снимали на кинопленку.

Маленькая наша съемочная группа – оператор Владик, только-только из ВГИКа, субтильный такой, мальчишка совсем, звуковик Сашка, и я, такой же зеленый, весь из себя режиссер. Господи, как же называлась-то картина?.. Да-да! «В дальнем походе»! Про летчиков морской авиации… Владик, в поисках эффектного кадра, чуть не угодил под колеса садящегося «яка» (вот, всегда думал, что на таких кораблях «сушки» летают, а оказались «яки» тридцать восьмые), и его едва не побили – и механики, и офицеры потом… У Сашки стартовыми ускорителями сдуло с палубы синхронный магнитофон, дорогущий ужасно, но он упал на защитную сетку, и его удалось достать в принципе целым…

М-да.

Роман смотрел на исполинский корабль, казавшийся с высоты игрушечным.

Девчонки, запыхавшиеся, топали обратно, вверх по крутому тротуару.

– Ну че ты стоишь, пап?

«Минск» «отваливал от стенки».

Рядом толклись два – нет, три, даже четыре! – буксира, и авианосец постепенно загородил собою, кажется, всю бухту: даже беленький пассажирский катер с окошками остановился, опасаясь проходить так близко к почти нависающему над ним форштевню крейсера.

– Утащат теперь. На иголки, – раздалось за спиной.

Роман оглянулся. Рядом стоял офицер. Нет, мичман. Молодой, в парадной форме, пьяненький слегка, видимо, возвращался из гостей. По золотым «дубовым листочкам» на козырьке фуражки Роман понял, что моряк этот – что называется, «настоящий», не береговая служба какая-нибудь. Да, действительно – значок «Океан», «За дальний поход», колодочка медалей – на болтающихся бортах распахнутого кителя, под которым видна была мокрая кремовая рубашка.

– Ты о чем, мичман? – не понял Роман.

– Двести семьдесят три и одна десятая метра, понимаешь, это – длина! В два раза длиннее «Авроры»! Сорок три тысячи тонн! Тысяча триста человек – экипаж! Это же – экипаж, а?

Роман заметил, что застежка галстука у капитана-лейтенанта «неуставная». В форме силуэта корабля.

Этого корабля.

– Так ты – с него! – удивился он.

Мичман стоял неподвижно и хлопал глазами.

Опоздал он, что ли, подумал Роман. Нет, наверное, проштрафился по пьяной лавочке, и списали его. На берег. Это ж почетно – на такой штуке служить, в море ходить!.. А списать с него – позор какой!

– Пап, мы с Анькой на верхнюю площадку сбегаем, ага? – не дождавшись ответа, Лялька уже мелькала пятками сандалий.

Оксана скрылась из виду за поворотом крутой улицы.

А мичман стоял, смотрел вниз, на корабль, и лицо его было все в мелких капельках утреннего тумана, и некоторые из них скатывались вниз и висели на подбородке.

Роман хотел сказать что-нибудь, но никак не мог подобрать слов: было видно, что у человека драма, и говорить что-то было неуместно. А что говорить? «Что, выгнали?» или «что, списали?» Или «ничего, брат, все будет в порядке!» Или – «а я тоже на нем ходил!»

Мичман заговорил сам.

– Ты понимаешь, тридцатого июня одна тыща девятьсот девяносто третьего года – раз… разоружен, исключен из состава Военно-Морского Флота… В прошлом году…

– За что ж это тебя так? – вырвалось у Романа.

– …В связи с передачей в ОФИ, – сказал мичман и замолчал.

Он расстегнул на затылке защелку галстука и бросил его вперед. Галстук узлом вниз, сломанный пополам, повис на «неуставной» булавке-прищепке.

Прибежали девчонки с верхней видовой площадки. Стояли, пытаясь отдышаться. Туман потихоньку расходился.

– Что такое ОФИ? – спросил Роман, просто чтобы спросить.

– Не, а классно тут, а? – с придыханием изрекла Ляля.

– …Для демонтажа и реализации, – сказал мичман.

У Романа шевельнулась нехорошая мысль.

И прежде, чем мичман начал говорить следующую фразу,  эта мысль окончательно сформировалась и полоснула как-то ослепительно по сознанию. Хотя какое он имел, казалось бы, ко всему этому отношение?

– Тридцать первого августа одна ты… тыща девятьсот девяносто четвертого – расформирован. Экипаж – ра-сфо-рми-рован! А его – на слом! Вот его, ты посмотри, на него! – он уже не стеснялся слез, и они текли и текли. – Его! На слом! На ме-та-ла-лом! Китайцам!!!

Туман уже не застилал так низину возле бухты, и буксиры возле «Минска» были видны отчетливо.

Даже со снятым вооружением, без самолетов на летной палубе, без бело-черных шеренг экипажа – он производил впечатление величественное.

Мичман повернулся и, не говоря ни слова, побрел вверх по улице.

Роман приобнял девчонок, и они, гулко шлепая вразнобой сандалетами, отправились по этой же улице вниз, догонять маму.

К тому дому, где жил когда-то папа.

Ноги скользили внутри обуви, и большие пальцы, вылезая между ремешков сандалет, цепляли по асфальту, потому что очень крутым был уклон.

Роман оглянулся. Мичман шел, раскачиваясь, он двумя руками обхватил голову, а локти развел широко в стороны, словно потягиваясь…

За все время здесь не проехало ни одной машины.

 

Девчонки щебетали непрерывно, дурачились, и Роман потихоньку ими любовался. Обе легкие, прыгучие какие-то, они вызывали в нем сейчас чувство безотчетного восторга.

Надо сказать, прогулка эта – таким ранним утром – была явлением не самым обыденным. «Послезавтра уезжать, ты в командировке, ты всё снимаешь, а мы всё у бабушки да у бабушки, в школу опоздали, а за две недели ни разу не искупались!». И Роман, посадив в самолет съемочную группу с отснятой пленкой, клятвенно пообещал девочкам, что при любой погоде обязательно пойдет с ними купаться. Прямо с утра. Вместе с мамой Оксаной.

 

Улица, шедшая круто под уклон, понемногу выравнивалась.

Здание телевидения. Телерадиокомитет. Такой же в точности, как и восемь лет назад, что ему сделается. Вон оттуда машины выезжают на съемки. Вон у того подъезда останавливаются и поджидают ребят со съемочной техникой. Поодаль можно разглядеть здание кинокомплекса – он назывался «Дальтелефильм», это была студия, которую построил когда-то, еще в советские времена, отец Романа. То есть, не построил, конечно буквально, но «пробил», что называется, ее статус в Гостелерадио, организовал штат работников, «выбил» оборудование…

И умер потом…

 

Стали попадаться прохожие: пенсионного возраста физкультурник, заспанная тетка с овчаркой; машина прошелестела мимо…

Туман рассеивался, день обещал быть хорошим. В небе обозначились глубокие голубые разрывы в низкой и ровной молочно-белой глади.

В одном из разрывов прочертил след далекий неслышный самолет – мелькнул на секунду и исчез.

Когда-то так же точно по этой улице Роман шел домой с работы. И тоже увидел самолет.

После съемок на «Минске» фильм он сложил довольно быстро. Материал был интересный, и работа спорилась.

Строго говоря, первой работой это назвать было бы несправедливо: Роман уже давно подрабатывал на телевидении, делал очерки о трудной службе «на дальних точках» для воинской редакции. И это было почти кино.

Но «Дальний поход» – это уже настоящий фильм. Роман шел тогда домой из «Дальтелефильма», счастливый после озвучания картины, он только что увидел ее «во всех компонентах» – с музыкой, со словами, целиком, на большом экране просмотрового зала.

Он шел и улыбался, когда над головой мелькнула большая тень. Роман посмотрел вверх и увидел, как над городскими крышами прошел «Як» тридцать восемь. Машина, скажем прямо, не маленькая, и он сжался внутренне, ожидая услышать через секунду рев двигателей.

Но самолет прошел в полной тишине – и исчез за домами. Роман остановился. Но – так ничего больше не услышал.

А наутро на работе ему сказали, что двое ребят – из героев фильма – вчера разбились. На «спарке». Как в песне прямо: «Однажды в полете мотор отказал».

Они сумели «перетянуть» самолет через бухту и жилые массивы. Город даже не слышал взрыва.

 

Девчонки окончательно сошли с ума – словно им было не одиннадцать и шестнадцать, а пять и восемь.

Залезли под поливальную машину, которая зачем-то поливала и без того мокрую улицу. Брызгались водой из колонки у тротуара и визжали. Носились как ненормальные. Это при том, что утро выдалось промозглое и влажное, волосы слипались от тумана.

Оксана держалась за Романа и честно топала к пляжу.

Родной город. Где ты не был тысячу лет. Каждый камень здесь напоминал что-то. Вот в этом доме Колька жил, оператор. Талантливый парень, уехал потом. Говорят, в Штаты.

А ведь игрались в большое Кино! Но – как!

Во-первых, видео тогда еще было только в варианте ПТС, то есть для записи нужно было подгонять большой автобус, и все съемки передавались из этого автобуса «тарелкой», установленной на его крыше, на телестудию, где стояли огромные магнитофоны-шкафы под названием «Кадр».

Так что съемки «на выезде» велись на кинопленке. Поэтому любая передача – это было кино. Операторы (тоже все ребята молодые – ну кому из «мэтров» охота была ехать за тридевять земель, шлепать по колена в грязи и снимать каких-то артиллеристов), те парни, которые работали с Романом, сами горазды были в физическом смысле слова лезть под танки. И лазили. Николая Роман просто выдернул из-под БМП. Глядя в широкоугольный объектив (под названием «рыбий глаз»), тот недооценил расстояние, ему казалось, что танк гораздо дальше, чем на самом деле. Главное, он же еще и раскричался – что, мол толкаешься, такой кадр испортил!

А Роман на ватных ногах сел прямо, где стоял, и все не мог прикурить никак.

И на вертолетах самых разных летали, и торчащего наружу оператора, того же Кольку, приходилось держать за штаны… Вот техника безопасности где, да!

Роман улыбался своим мыслям.

1      2    3

Далее

Возврат в начало

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz