Валентин  Ткачев

       

    Когда я вглядываюсь в фотографию Валентина Александровича Ткачева, хочется воскликнуть: «ЭТО – ГОЛОВА!» Так уважительно говорили о людях умных и предприимчивых. И, действительно, умная голова маленькой не бывает. Валентин Александрович был крупным мужчиной, завидного росту, хорошо образованным, с чувством своеобразного юмора. К этому следует добавить, что он аккуратно и стильно одевался и до последних дней был по-спортивному поджарым, что делало его моложе своих  лет. На губах его зачастую блуждала легкая ухмылка,  выдававшая некоторую холодность, пренебрежение к средствам, которыми достигаются высокие цели.  Легкий прищур глаз отражал, я бы осмелился сказать, лукавую хитрость, а цвет глаз  сообщал, что их хозяин – обладатель твердого, непреклонного характера, как несгораемый сейф. Его открытый  большой лоб, говорил не только об уме, но и о храбрости (я  об этом еще расскажу подробнее). Недаром есть такая фраза «столкнуть лбами» - то есть вывести противников  на открытый бой. В таком противоборстве Ткачев со своим лбом всегда выигрывал. Только губы выдавали Валентина Александровича, что, он склонен к сибаритству и не прочь поволочиться за хорошенькой женщиной.  О других мужских достоинствах я не стану распространяться, поскольку с Валентином Александровичем был всегда на Вы, но, зная его пристрастие к соленому юмору, приведу слова одной смешной песни - «пусть молодая прямо скажет, какой у парня «хэппи енд».

    Известный журналист, организатор и руководитель Приморского телевидения  Валентин Александрович Ткачев родился 1931 во Владивостоке.  Первая увлеченность радио возникла в детских играх, как говорится в таких случаях  - «мы все родом из детства».    Валя Ткачев начал «играть» в радио в 13 лет, когда шла Великая Отечественная война. В то время его отец Александр Максимович работал управляющим «Востокрыбхолода» и как ответственный работник получал сводки информбюро ТАСС с последними известиями с фронтов войны. На стене отца в его домашнем кабинете висела штабная карта. Шел 1944 год. Валя каждое утро слушал радио, сравнивая эти сообщения со сводками Совинформбюро, и бумажными красными и синими флажками выстраивал линию фронта. Вдохновителем его увлечения была бабушка Марфа Дорофеевна. Она, хлопоча у плиты, готовя обед или ужин, часто спрашивала: что там нового на фронте? И Валя читал ей сводки. А потом это вошло в привычку. Сделав уроки накануне, он, после ухода родителей на работу, а младшего брата Льва в детский сад, занимал место в свободном углу отцовской комнаты и, подражая дикторам радио (предварительно выключив радио настоящее; оно было проводным), "вещал":

- «Внимание, говорит Владивосток!  Начинаем наши передачи. Передаём последние известия».     

        В школьные годы он был юнкором «Приморской зорьки», после окончания Пединститута -  редактором политвещания телевидения, затем главным редактором, заместителем легендарного председателя С.В.Юрченко и на радио, и на телевидении, наконец, председателем комитета в 1977 году. «Но первые годы своей радиожурналистики и тех первых своих наставников на радио, ставших потом друзьями и коллегами, я никогда не забуду» – вспоминал Валентин Ткачев.  «Это Зинаида Федоровна Первушина, Семен Владимирович Юрченко, Владимир Яковлевич Абрамов, Георгий Исаевич Громов, Этель Аркадьевна Каганская, Петр Матвеевич Герцев, Евгения Антоновна Лихачёва, Константин Евгеньевич Селезнёв, Леонид Маркович Субботенко, Василий Иванович Ромашев... О каждом из них можно вспоминать бесконечно. Это, без сомнения, был золотой фонд приморского радио 50-70-х годов» - напишет в своей книге В.Ткачев. Так, «игра в радио», начавшись в школьные годы, превратилась в любимое дело, которому Валентин Александрович Ткачев отдал полвека.

       Валентин Ткачев родился в один год с открытием телевидения, как технического средства передачи изображения на расстояние. И как один из многих журналистов-телевизионщиков приложил творческие и организационные усилия, чтобы телевидение стало не только средством информации, но и искусством. После окончания Высшей партийной школы при ЦК КПСС Валентин Александрович сделал головокружительную карьеру от редактора отдела новостей до председателя Приморского телерадиокомитета.  В нем была, так называемая, командирская жилка или, как говорят в армейской среде, военная косточка. В Ткачеве  уживались прямолинейность армейского прапорщика и стратегический талант рафинированного генштабиста. В общем, среди руководителей Примтелерадио Валентин Ткачев по рейтингу занимал второе место после легендарного председателя Семена Юрченко.

         В.Ткачев  по праву является патриархом телевизионной журналистики и кинематографа. Он был автором сценария ленты «Город на Тихом Океане» (реж. А.Масленников,1960г) – одного из первых документальных фильмов Владивостокской студии телевидения, который вышел не только на экраны Приморья, но был показан на всю страну по Центральному телевидению. Ткачева по праву можно назвать виртуозом мысли, магом слова, волшебником литой мускулистой фразы. Валентин Александрович один из первых сценаристов телевизионного кино удостоен  Почетной грамоты Союза кинематографистов СССР на 1 Зональном конкурсе кино-телестудий Урала, Сибири и Дальнего Востока в Хабаровске (1965г.) за ленту «Тайна чертова куста» (реж.А.Шинкоренко).  Режиссеры «Дальтелефильма» благодарны В.Ткачеву за генерацию многих идей и замыслов, воплощенных с его помощью в актуальные, проблемные фильмы. 

Из человеческих качеств Валентина Александровича хочу засвидетельствовать: Ткачев был храбрым человеком, именно безрассудно храбрым, а не расчетливо смелым. Вот только один бытовой пример.  Одно время, в начале 60-х годов прошлого столетия, мы с ним жили на одной площадке в доме по улице Геологов, 50 «А» (ныне прапорщика Комарова). Дом этот был построен в 1959 году для работников радио и телевидения. В семье, с которой я делил коммунальную квартиру, муж, вернувшись из тюрьмы, беспробудно запил. Однажды поздно вечером на кухне в приступе пьяного угара он схватил кочергу, намериваясь мне размозжить голову. Пока он распалял свой хмельной гнев, соседи разбудили Валентина Александровича. В одной майке и трусах Ткачев вовремя пришел мне на помощь. Рискуя своей жизнью, он утихомирил хулигана, и это притом, что правая рука у Валентина Александровича была парализована. А его стоическое терпение, с которым он принял последний инсульт, перекосивший его лицо, достойно преклонения перед мужеством этого по истине храбреца.

           У журналиста Валентина Ткачева было много замечательных встреч с людьми, оставившими заметный след в истории нашего государства и телевидения. По своей должности он оказывался свидетелем, а порой и участником принципиальных решений, определявших то или иное направление в деятельности СМИ. Всегда имевший по этому поводу свое мнение, Валентин Александрович  Ткачев профессионально подходил к воплощению идей.  

         Ткачев родился у моря, и не понаслышке знал, что море это не только шум волны, встречи и расставания, романтика морских просторов. Море – это нелегкий, рискованный труд рыбаков и моряков, многомесячная вахта в ограниченном пространстве с одним и тем же коллективом, возможно, поэтому он был инициатором проведения во Владивостоке Всесоюзных и Международных кинофестивалей «Человек и море», вошедших в летопись телевидения нашей страны

В.А. Ткачев единственный журналист на сегодняшний день, кто написал книги о становлении и развитии телевидения в Приморье – «Синяя птица телевидения» и «Синяя птица…Полет продолжается?» - своеобразные личностные, социальные и исторические свидетельства событий в политической  и творческой жизни Дальнего Востока.

Декабрь 1959 года. За режиссерским пультом слева направо: звукорежиссер О.Канищев, за спиной редактор В.Ткачев, режиссер В.Соболь, асс.режиссера А.Шевчук

В 60-70 годы мне несколько раз пришлось побывать на кинофестивалях в составе делегаций, которые возглавлял Валентин Александрович. Для создания респектабельности  приморских режиссеров Валентин Александрович выдавал мне «Филипп Моррис» - представительские сигареты из крайкомовского  буфета, чтобы я одаривал фестивальных курильщиков дефицитным табаком.  Каждый день, вручая мне свежую пачку, он приговаривал, - «чтобы знали наших, приморских!» - полагая, наверно, что маленький презент поможет как–то повлиять на восприятие дальтелефильмовских лент. Это был своеобразный промоушен советского разлива. В залах конкурсных просмотров Валентин Александрович иногда вел себя не очень корректно, вслух язвительно комментируя непонравившуюся ему ленту.  В нем была уверенность в непогрешимости своего восприятия, что в последствии сыграло с ним злую шутку.  Даже на официальных мероприятиях я видел, как Валентин Александрович сердится, волнуется, переживает, за судьбу наших  фильмов, с трудом сдерживая  себя, поскольку  не привык быть в проигрыше. Такое качество характера не оставляло равнодушным прекрасный пол. Не смотря на искалеченную правую руку, он пользовался вниманием очаровательных женщин, и я никогда не замечал, что бы он испытывал какое-то неудобство или стеснение даже в танце, когда надо было обнимать партнершу. Бывало, с женщинами он допускал грубость, и обходился  с ними недопустимо круто. Как-то в Риге на Международном фестивале во время экскурсии по городу мы неожиданно встретили бывшую нашу сотрудницу - Александру Михайловну Дятлову. Шурочка - по южному яркая, красивая женщина, - в которую все мужчины были влюблены, в недалеком прошлом работала в комитете звукорежиссером. Я, естественно, бросился в объятия и расцеловал Александру Михайловну троекратным поцелуем. Валентин Александрович сделал вид, что не узнает её, нашу красавицу, и прошел мимо.

У Ткачева бывали в телевизионном творчестве нелюбви, пристрастия, недружелюбия и даже ненависти. В своем объективизме оценок он вносил много личного, и были сотрудники комитета, с которыми он сводил счеты всю жизнь. Мне приходилось видеть слезы у некоторых журналисток, преследуемых Ткачевым  несправедливыми придирками. Дело доходило иногда до истерики. Создавалось впечатление, что Ткачев, как всякий русский администратор, подвержен упоению своей безраздельной властью, что называется – по Достоевскому - административным восторгом. Я сам на многие годы попал под колпак недружелюбия Валентина Александровича, и взаимоотношения с ним складывались, как в том анекдоте, где любовь к Родине сравнивают с отношениями к жене - немножко люблю, немножко боюсь, немножко ненавижу, немножко флиртую, немножко хочу другую.                                  

Обычно, когда сценарий утвержден и фильм запущен в производство, ревизий пересмотров, мелочной опеки, в общем, не существует. Кинолента пробивается на телеэкран к зрителю через два основных таможенных кордона. Первый – это апробация и одобрение сценария, второй  кордон – самый серьезный – сдача готовой картины, когда члены художественного ареопага «шмонают»   вдоль и поперек, заглядывая даже в укромные места. Именно на этих двух стадиях и происходит, главным образом, цензурная шлифовка, бюрократическая перестраховка. И главный перестраховщик - Председатель комитета, он же Председатель Худсовета. В результате ветвистая ель редактируется до того, что превращается в телеграфный столб.

В моем архиве сохранился один из протоколов от 22 января 1974г. заседания художественного совета по поводу просмотра моего фильма «Дрейфующий остров» (http://kan-oleg.narod.ru/publ/pressa74/protokol.htm).

  Ткачев В.А.: Мне не понравился фильм. Очень растянут. Материала в лучшем случае на 15 минут. Я хочу сказать, можно сделать хороший фильм на 15 минут. По теме. О чём этот фильм? Хотели ли авторы сделать перекличку, показать,  как продолжается эстафета, славных дел полярников в освоении Арктики? Это не прочиталось. Мы имеем хронику о высадке экспедиции «СП-22».Обычное дело. Мы же сделали такое вокруг этого! И чувствуется, элементарная нехватка материала. Хотя отдельные кадры сдела­ны удачно, трогают. Но явная тенденция к затянутости. Перебивки - повторы из других фильмов. С какой целью? Непонятно. Нет цельности, законченности.

             Как разнятся слова Валентина Ткачева и других членов художественного совета, скажем, c откликом на фильм знаменитого ледового капитана Леонида Федоровича Ляшко «Арктика  сегодня и вчера», газета «Советская культура», № 52, 28 июня, 1974г, интернетовская сноска

(http://kan-oleg.narod.ru/publ/pressa74/artika1.htm).  Или с рецензией  Андрея Волмара «В белой степи», республиканская  газета  «Циня» от 6 сентября 1974 года, г. Рига.  (http://kan-oleg.narod.ru/publ/pressa74/step.htm). 

          Я на свой страх и риск не стал ничего менять в ленте и уехал с картиной в Москву, которая зачастую была третейским судьёй  в споре о кинематографических достоинствах фильмов. В Главке Гостелерадио СССР ленту приняли без замечаний с тиражом по стране и показу по Центральному телевидению. А несколько месяцев спустя фильм «Дрейфующий остров» получил Главный приз «Янтарный парус» Всесоюзного фестиваля и Приз города-устроителя Юрмала Международного фестиваля «Человек и море». И так было не единожды.  Валентин Ткачев три года отклонял сценарий одного из лучших моих фильмов «Полтора часа до объятий», пока мне не пришлось сделать «ход конем» - заменить автора и взять в сорежиссеры пробивного Евгения Николаевича Рябко – инженера объединения «Дальрыба».  Женя Рябко  через своего руководителя М. Дроздова добился, что съемки этого фильма, за неделю до прихода китобойной флотилии «Советская Россия», Главк Гостелерадио СССР экстренно включил в план производства фильмов на 1969 год. Съемки впопыхах состоялись. Фильм вышел, и до сих пор его прокатывают на телевизионных экранах и в студенческих аудиториях как учебное пособие. Лента получила три Главных приза на Всесоюзных и Международных фестивалях. А наш худсовет не хотел принимать ленту в такой режиссерской трактовке. Ткачев говорил:  «Почему славных китобоев встречают только частные лица? Где общественность? Почему в финале стоит одинокая женщина?  Кому нужна эта слезная лирика?» Такое разномыслие подтверждает, что Валентин Александрович ревниво относился к моему успеху и всегда пытался опустить меня ниже плинтуса. Все мы – так называемые творческие люди – в чем-то  малые дети. Наше самолюбие требует, чтобы нас обязательно погладили по головке, даже тогда, когда её собираются отрубить.  Мне не приходит на память, хоть одно доброе  слово  Ткачева в мой адрес.  Со временем я понял, кто ругает товар – тот хочет его приобрести или удержать.  И научился реагировать на всё выпады с темпераментом сфинкса.

 Пройдут годы, и в своих книгах Валентин Александрович преодолеет  свое недружелюбие и сменит гнев на милость, написав на титулах: «Олегу А. Канищеву – коллеге по нашему общему делу и человеку, внесшему значительный вклад в него, одному из героев  сего опуса. От автора с добрыми чувствами. Вал. Ткачев. 28.08.97г.» и «Олегу А. Канищеву не просто ветерану телерадио, а МЭТРУ нашего дела. От автора. Вал. Ткачев. 3.06.02г.».  Вот такие происходили казусы с Валентином Александровичем. Да и не только с ним.

Мне кажется, что он плохо разбирался в людях. Подбирал себе кадры по принципу личной преданности, что не раз  подводило Ткачева. С его подачи после кончины Павла Ильича Шварца – Главного редактора «Дальтелефильма» - на пост руководителя был назначен самовлюбленный и заносчивый В.Лихачев, нанесшего первый значительный урон студии. Затем наступило безвременье очередного руководителя  «Дальтелефильма» И.Гурко. Последний нокаутирующий хук нанес студии Б.Максименко, бывший корреспондент ЦТ по Амурской области, которого Ткачев пригласил на руководящую работу в Примтелерадио.

Поворотным в судьбе самого В.А.Ткачева стал документальный фильм «Велик ли Тихий океан?» (авторы - В.Ткачев, Р.Райгородецкий,  реж - В. Бокун, производство «Дальтелефильма», 1985г.). Крайком партии в связи с тем, что сменился руководитель краевой парторганизации (вместо В.П.Ломакина выбрали Д.Н.Гагарова), рекомендовал Валентину Александровичу на некоторое время воздержаться от показа по Центральному телевидению этой проблемной ленты о рыбном хозяйстве Приморья, поскольку «новый хозяин» не отвечает за ошибки «старого». Действительно, в этом было какой-то резон.  Времечко тогда было лихое, перестройка набирала обороты, низвергались любые авторитеты, в коллективах выбирали голосованием руководителей.  Главным принципом работы становилась гласность, настольной книгой – сборник материалов о поездке М.С.Горбачева на Дальний Восток. Валентин Александрович, подавшись искушению вседозволенности, ослушался партийных рекомендаций, чем навлек на себя гнев краевого руководства. Вот как он вспоминает этот роковой эпизод в своей книге «Синяя птица…». « Помню 1985 год, когда вышел полнометражный документальный фильм "Велик ли Тихий океан?" производства "Дальтелефильма". Фильм был сделан в духе перестройки. Я, как автор сценария, и мой соавтор Роман Райгородецкий отвечали на этот вопрос однозначно: невелик океан, если в нем хозяйничать бездумно, варварски относиться к его запасам. Посланный на просмотр фильма "рыбный секретарь" (из Крайкома партии – разрядка моя) и присутствовавший при этом ведомственный ученый из ТИНРО посоветовали положить фильм "на полку" и не показывать по телевидению. Я нарушил табу и как председатель комитета взял на себя ответственность, отправив фильм в Главное управление местного телевидения и радиовещания Гостелерадио. Фильм был принят, более того, рекомендован для показа по Центральному телевидению. Дорого, как я потом понял, обошлась мне моя самостоятельность. Как только фильм увидели в Приморье, сразу начались поиски ошибок, просчетов». 

К этому времени нетерпимость Валентина Александровича к чужому мнению в творчестве вызвала недовольство части коллектива Примтелерадио. На Ткачева пошли письма с требованием убрать узурпатора. Присланная комиссия, обнаружила какие-то финансовые нарушения. На открытом партийном собрании комитета в защиту Валентина Александровича выступили всего несколько человек и среди них режиссер Ольга Кравцова – моя первая супруга, чем я несказанно горжусь. Остальные тихо согласились. Согласилась и его команда заместителей - Борис Максименко и Вячеслав Гончаров. (К слову, Оля Кравцова – режиссер первой категории со стажем работы на телевидении в 35 лет, с двумя высшими образованьями – в 1993году при первом сокращении штатов попала под  топор «милейшего»  Бориса Максименко, её  восстановили  на работе по решению суда). Все эти обстоятельства были использованы для снятия В.А.Ткачева с поста председателя Примтелерадио и перевода его на преподавательскую работу в университет.  В своей книге «Синяя птица…» Валентин Александрович очень нелестно отзывается о руководящих соратниках по партии, но это уже дань современной моде - открещиваться от компартии, которая многое дала «красным директорам», но и много требовала с них, согласно партийного устава.

.  

Март 2001г. Борт парусника «Паллада». Открытие Международного фестиваля «Человек и море». Слева направо: В.А.Ткачев, капитан-наставник ДВМП (фамилию не помню), Л.А.Ткачев, О.А.Канищев

Валентин Александрович оказался крепким орешком. Вместе с единомышленниками он создал первую в Приморье негосударственную телекомпанию "Восток-ТВ". Кстати, по косвенному признанию Ткачева, «Восток-ТВ» основан на деньги из партийной кассы приморских коммунистов. Так что партия наказала, но и в трудную минуту помогла своему неверному сыну. Поддержанный ректоратом ДВГУ, открыл кафедру телевидения и радиовещания и почти десять лет ею руководил.  Наконец, в 1997 году возобновил имевший богатую историю в СССР  международный телекинофестиваль "Человек и море", местом прописки которого стал Владивосток. С Валентином Александровичем работала команда, организовавшая три Международных фестиваля в нашем городе. Почему-то устроители нынешнего Международного фестиваля «Меридианы Тихого», получившие от Ткачева навыки организации международных конкурсов, никогда не вспоминают человека, который первым проложил  дорогу фестивальному движению во Владивостоке и был одним из основателей студии «Дальтелефильм», завоевавшей своими фильмами признания в стране и за рубежом.

Председатель совета директоров ЗАО «АТК» "Восток-ТВ", профессор кафедры ТВ и РВ ДВГУ, президент телекинофестиваля "Человек и море" - таковы были заботы патриарха нашего телевидения.  Валентин Ткачев награжден орденом "Знак почета", удостоен почетных званий "Заслуженный работник культуры России" и "Почетный работник высшего и среднего профессионального образования" Он получил приз Академии телевидения России "Лазурная звезда" за развитие регионального телевидения и фестивального движения. Ему присвоено звание академика АТР. Подводя жизненные итоги  Валентина Александровича, можно уверено сказать, что у Ткачева не было никаких комплексов неполноценности, как утверждают некоторые коллеги. Не смотря на инсульты, инфаркты, парализованную руку, он был всегда в гуще событий и шел по жизни в бой, как БМП - бронированная машина пехоты.

В последний год жизни Валентина Александровича, чувствовалось, что он стал менее честолюбивым, со всеми искал примирения, со всеми советовался. Его психологическое состояние можно было охарактеризовать словами Расула Гамзатова: «Сижу в президиуме, а счастья нет». Ткачев достиг всевозможных регалий. Победил обстоятельства и своих идейных противников. Но в любой победе заключается великая печаль. Еще строятся триумфальные арки и гремят оркестры, но вид поверженного врага не вызывает радости. Глубокой осенью, в один из простуженных слякотных дней 2002 года, в одиноком гостиничном номере Москвы, ушел из жизни Валентин Александрович Ткачев. Ушел достойно, как боец на посту, борясь со своими недугами до последнего патрона.  Душа его возлетела к Престолу Господнему.  А он все рассудит по справедливости, кто был прав, а кто виноват.

В завершении моих воспоминаний о Валентине Александровиче хочу снять с себя вину за  некоторую фамильярность в изложении фактов. Пусть коллеги по цеху - «пардон муа».  Хочу заверить - я с большим пиететом отношусь к В.А.Ткачеву, к его профессиональному и человеческому подвигу. Прожить такую бурную жизнь с её зигзагами, действительно, надо быть мужественным человеком. Время летит неумолимо. Из тех молодых энтузиастов первого призыва, к которому принадлежал Валентин Александрович, многих уже нет среди нас.  Благодарная память о нем будет жить в сердцах современников, с кем ему приходилось делить радости и тяготы телевизионного творчества. Его богатый жизненный и профессиональный опыт достоин почтения и изучения молодыми мастерами кино и телевидения.

Олег Канищев

Примечание: использованы  материалы книги В.А. Ткачева «Синяя птица…Полет продолжается?»

 

Возврат в начало

 

 

Hosted by uCoz