В БЕЛОЙ СТЕПЕНИ

Автор – А. Волмар

(республиканская газета «Циня», 6 сентября, 1974г., г. Рига)

 

Кажется, что арктические сосульки – хрустальные. Дотронешься – зазвенят. Работа творческого объединения «Дальтелефильм», «Дрейфующий остров», отснятая на черно-белой пленке, излучает свет. Потому и сосульки кажутся особенно красивыми. Почти живыми. Это обычное впечатление рождается от ярко воплощенного кинематографистами образа исследователей-полярников и природы.

Фильм «Дрейфующий остров» - об устройстве экспедиции станции «Северный полюс-22» на большой льдине. Задание – изучать влияние атмосферных процессов на погоду. Не случайно ученые начали называть Арктику нашей «кухней»  метереологических условий.

Художественный образ необходим также и в документальной работе. В рамках экранного времени нужно быть экономным. Из многих фактов, явлений, надо выбрать наиболее кинематографически характерные, объединив все в драматургическую систему. Киноленту начинает  знакомая мелодия, которая сопровождает в информационной программе «Время» Центрального телевидения прогноз погоды для всех уголков нашего государства. Позднее  она зазвучит вновь, но только в художественной высококачественной аранжировке. Мелодию просто напивают. А в изображении – мужчины трудятся. Лаконичным и эмоциональным приемом создан мост взаимосвязи между людьми далекой Арктики и Родиной, раскрыт смысл экспедиции, ее значение.

В фильме мы неоднократно слышим и старинную русскую народную песню об одиноком путнике в степи. Опять рождается целый ряд ассоциаций. Ледяное поле и степь, целинные просторы и крепкая дружба полярников, масштабное открытие белых тайн Арктики поле легендарной экспедиции челюскинцев.

Динамичен контрастный монтаж между картинами вечного покоя и точным, напряженным ритмом работы полярной станции.

Человек все же сильнее. Даже в белой степи.

В коротком эпизоде, когда с ледокола по трапу  несут вниз, на дрейфующую льдину хлеб, бесконечно много сказано о человеке. Как они держат эти буханочки хлеба! В фильм «Дрейфующий остров» включены очень интересный комментарий ветерана полярных исследований Героя Советского Союза – академика Е.Федорова, которые органически расширяют рамки происходящего в киноленте.

Фильм сделан масштабно. Хотя, несомненно, было бы интересно заглянуть и в быт полярников, которого в картине нет. Стихия режиссера фильма – патетика, обобщенный образ. Финал киноленты  мажорный: один за другим в кадре следуют фотопортреты полярников. И лишь один человек в фильме раскрыт конкретнее. Сам режиссер Олег Канищев. У него чуткий художественный нерв, стремление к ясности, желание держать эмоции на уровне девятого вала. Вспомним хотя бы фильмы предыдущих фестивалей «Человек и море»: «Дорога легла за экватор», «Анна Ивановна», «Полтора часа до объятий». И в них кинорежиссер доверяет своему темпераменту, и в них пульсирует сердце создателя одних из лучших кинолент современной телекиномарины. И всегда выразительна музыка в его фильмах (практически, во всех своих лентах О.Канищев является музыкальным оформителем) – она захватывает и придает чувственной ощущение происходящему в кинокадре. В головокружительной черно-белой карусели документального повествования –  выбор  Олегом Канищевым музыкальных лейтмотивов всегда точен, выверен в соответствии с внутренней драматургией фильма и воспринимается как всплеск радости за красоту человеческого труда и самого Человека.

Чтобы отснять такие фильмы, нужно быть не только художником. Нужно быть хорошим человеком.

На одном из предыдущих фестивалей «Человек и море» О.Канищев сказал, что поддержал бы конкурс документальных фильмов с девизом «Человек и цветы». Но разве в «Дрейфующем острове» уже не расцвел цветок – светлой мысли в светлой степи?

А.Волмар

республиканская газета «Циня»,

6 сентября, 1974г, г. Рига

 

Hosted by uCoz