В БЕЛОЙ СТЕПЕНИ
Автор – А. Волмар
(республиканская газета
«Циня», 6 сентября, 1974г., г. Рига)
Кажется, что арктические сосульки – хрустальные. Дотронешься – зазвенят.
Работа творческого объединения «Дальтелефильм», «Дрейфующий остров», отснятая
на черно-белой пленке, излучает свет. Потому и сосульки кажутся особенно
красивыми. Почти живыми. Это обычное впечатление рождается от ярко воплощенного
кинематографистами образа исследователей-полярников и природы.
Фильм «Дрейфующий остров» - об устройстве экспедиции станции «Северный
полюс-22» на большой льдине. Задание – изучать влияние атмосферных процессов на
погоду. Не случайно ученые начали называть Арктику нашей «кухней» метереологических условий.
Художественный образ необходим также и в документальной работе. В рамках
экранного времени нужно быть экономным. Из многих фактов, явлений, надо выбрать
наиболее кинематографически характерные, объединив все в драматургическую
систему. Киноленту начинает знакомая
мелодия, которая сопровождает в информационной программе «Время» Центрального
телевидения прогноз погоды для всех уголков нашего государства. Позднее она зазвучит вновь, но только в
художественной высококачественной аранжировке. Мелодию просто напивают. А в
изображении – мужчины трудятся. Лаконичным и эмоциональным приемом создан мост
взаимосвязи между людьми далекой Арктики и Родиной, раскрыт смысл экспедиции,
ее значение.
В фильме мы неоднократно слышим и старинную русскую народную песню об
одиноком путнике в степи. Опять рождается целый ряд ассоциаций. Ледяное поле и
степь, целинные просторы и крепкая дружба полярников, масштабное открытие белых
тайн Арктики поле легендарной экспедиции челюскинцев.
Динамичен контрастный монтаж между картинами вечного покоя и точным,
напряженным ритмом работы полярной станции.
Человек все же сильнее. Даже в белой степи.
В коротком эпизоде, когда с ледокола по трапу несут вниз, на дрейфующую льдину хлеб, бесконечно много сказано о
человеке. Как они держат эти буханочки хлеба! В фильм «Дрейфующий остров»
включены очень интересный комментарий ветерана полярных исследований Героя
Советского Союза – академика Е.Федорова, которые органически расширяют рамки
происходящего в киноленте.
Фильм сделан масштабно. Хотя, несомненно, было бы интересно заглянуть и
в быт полярников, которого в картине нет. Стихия режиссера фильма – патетика,
обобщенный образ. Финал киноленты
мажорный: один за другим в кадре следуют фотопортреты полярников. И лишь
один человек в фильме раскрыт конкретнее. Сам режиссер Олег Канищев. У него
чуткий художественный нерв, стремление к ясности, желание держать эмоции на
уровне девятого вала. Вспомним хотя бы фильмы предыдущих фестивалей «Человек и
море»: «Дорога легла за экватор», «Анна Ивановна», «Полтора часа до объятий». И
в них кинорежиссер доверяет своему темпераменту, и в них пульсирует сердце
создателя одних из лучших кинолент современной телекиномарины. И всегда
выразительна музыка в его фильмах (практически, во всех своих лентах О.Канищев
является музыкальным оформителем) – она захватывает и придает чувственной
ощущение происходящему в кинокадре. В головокружительной черно-белой карусели
документального повествования –
выбор Олегом Канищевым
музыкальных лейтмотивов всегда точен, выверен в соответствии с внутренней
драматургией фильма и воспринимается как всплеск радости за красоту
человеческого труда и самого Человека.
Чтобы отснять такие фильмы, нужно быть не только художником. Нужно быть
хорошим человеком.
На одном из предыдущих фестивалей «Человек и море» О.Канищев сказал, что
поддержал бы конкурс документальных фильмов с девизом «Человек и цветы». Но
разве в «Дрейфующем острове» уже не расцвел цветок – светлой мысли в светлой
степи?
А.Волмар
республиканская газета
«Циня»,
6 сентября, 1974г, г. Рига