Автор – Анатолий Филатов
(продолжение)
С раннего утра и до позднего вечера съёмки шли каждый день. В столовой киношники снимали обедающих зверобоев, брали у них интервью. Все в один голос хвалили повариху и Ёльку. Девочке после пиратских съёмок пришлось позировать возле электроплиты с кастрюлями. Любовь Карловна от съёмок отмахивалась и кивала на Ёльку, мол, больше снимайте её, зачем меня, старую. Но Альберт Петрович был из тех режиссёров, от которых не так-то просто отвертеться.
Полину Максимовну запечатлели на вышке с биноклем в руках. Учёного
заставили взвешивать щенят. Он собирался сделать это днями позже, но уступил
Линькову.
Отлов зверя для съёмок производили на рассвете.
- Ночью нечем подсветить объект, - объяснил режиссёр Гладышеву. - Имеем
пару ламп, но этого мало.
- Хорошо, - Вениамин Петрович лениво сдвинул тяжёлый подбородок. -
Только мальца в кадр не очень-то берите. Увидят, пойдут кривотолки об
использовании детского труда.
- Ну, так зрителю нужно разъяснить, и всё станет на свои места.
- Нет-нет, не надо.
Альберт Петрович сказал об этом разговоре оператору, но дал свободу
действий. Тот и поступил так, как ему хотелось. Он удивительно быстро бежал
рядом со Стёпкой и трещал кинокамерой.
- Осторожнее! - крикнул Снегуркин, отталкивая шестом оскалившегося
зверя.
- Давай, давай! - отмахнулся киношник. - Делай своё дело. Меня здесь
нет.
Рядом орудовал Шилом Бритый. Он уже не обращал внимания на Снегуркина,
не лез на помощь, если звери окружали мальчика, знал: тот и сам управится...
- Так, столовая отснята, пиратство есть, собрание островитян снимали, -
режиссёр подсчитывал эпизоды будущего фильма. - Осталось, значит, рождение
щенков, мездрёжь, приход траулера и баня. Хм, баня. Может, без бани обойдёмся.
А, Василий?
- Можно и без бани. Подумать надо.
- А ты сразу, что ли, думать не можешь или мозги куриные? Что ни
спросишь, никогда ответа не получишь. Всё ему подумать надо.
- А как же, - стоял на своём Василий. - Я вот думаю: баню обойти можно,
а вот гибель острова показать обязательно надо. Гибель острова - стержень,
возле которого соберётся всё остальное. Без гибели фильм не получится. Подумать
хорошо надо, чтоб уложиться в тот метраж плёнки, который остался.
- Знаю, что и плёнки мало, и что гибель нужна. А где я тебе ту гибель
возьму?
- Организовать надо. Пиратство же организовали. Альберт Петрович
попросил Гладышева сделать искусственный обвал. Тот согласился, но встал на
дыбы старший мастер.
- Ну, что мы, три Петровича, и не договоримся? - в шутливом тоне
пытался уломать его режиссёр. Но старший мастер стоял на своём и даже Полину
Максимовну подключил к противостоянию такой затее. Когда дело дошло до
зверобоев, и те выразили протест, Любовь Карповна, вооружившись по привычке
черпаком, вышла на крыльцо и во всеуслышание потрясла им над головой.
- Мало, что остров сам рушится, ещё и люди собрались доламывать. Не
нужно нам такое кино. Я вот этим черпаком всю киношность разнесу, пусть только
хоть камешек сдвинут.
- На нет и суда нет, - режиссёр развёл руками. - Против общества не
пойдёшь. Так ведь, Василий? Оператор пожал плечами.
- Так говоришь, плёнки мало? - Линьков тут же сменил тему разговора.
-
Да, урезаться надо.
- Надо без всяких дублей снимать, чтобы шло один к одному.
- Это непросто, но можно попробовать, - оператор вздохнул.
- Ловкачи, - усмехнулся Замогильный. - Кто же в истории кино снимал без
дублей? Наоборот. Вон Чарли Чаплин...
- Для примера нужен пример, - перебил режиссёр. - Спорить некогда,
идемте на мездрёжь.
Снегуркин давно хотел посмотреть разделку зверя и обработку шкур. Но
было страшновато. Да и никто не приглашал его в длинные, крытые талью сараи,
где во время работы слышались скрип какого-то агрегата, шум воды и приглушенные
голоса.
- Идём с нами, - позвал мальчика Альберт Петрович, - свет поможешь
держать.
Стёпка
согласно кивнул и спросил:
- Разве можно свет держать? Он невесомый.
-
У
нас всё весомое и всё можно. Замогильный расскажет. Ассистент лизнул китайский
ус и поманил мальчика за собой. В углу сарая стояли ящики с аппаратурой. Из
одного из них Паллат Власович извлёк четырёхпатронную переноску с зеркальными
лампами, дал её Степке. - Будешь с одной стороны светить, а я - с другой, - и
вытянул ещё один светильный аппарат.
- Паллат Власович, проверь проводку, - наставлял Альберт Петрович, -
чтобы током не убило.
- Какой тут ток от дряхлого дизелька?
- Дряхлый или нет, а свет, как видишь, даёт, - Линьков кивнул на
потолок, где скупо мерцали лампочки. - И вообще, что за манера препираться?
- А вы не придирайтесь ко всякой мелочи.
- В нашей работе мелочей нет. Прошу запомнить. Замогильный лениво
размотал шнур.
- Шнур как шнур, - проворчал он, разматывая следующий кабель и
одновременно показывая язык вслед удаляющемуся режиссёру. - У-у-у, любитель
гонора.
В сарае стоял сладковатый запах крови, горьковатый соли и жира. Вдоль
каменных желобов, по которым бежала вода, на расстоянии двух метров друг от
друга желтели мездрёжные станки - обычные продолговатые доски, напоминающие
гладильные, но установленные не горизонтально, а под углом 90 градусов. На эту
доску мехом к ней натягивалась шкура зверя. И зверобои, облачившись в
резиновые фартуки, длинными закругленными в полумесяц ножами с двумя ручками
по краям срезали со шкур жёлтый жир. Он скатывался в желоб, а там смывался
водой.
Между станками прохаживался старший мастер, иногда оттягивая шкуру от
доски и разминая её в пальцах. Если замечаний не было, кивал зверобою в знак
своего удовлетворения и шёл дальше. Иной раз Борис Петрович задерживался,
что-то объяснял, потом брал в руки кривой нож и плавно снизу вверх вёл им по
шкуре, с которой завёртывалась спираль жира.
- Быстрее, ребятки! торопил режиссёр, устанавливая треногу и поглядывая
на старшего мастера. - Здесь нужно репортажно,
вживую снимать. Здесь выстраивать кадр, только губить его.
Подключили провода. Снеугркин нажал чёрные кнопочки осветительного
прибора, и тут же вспыхнул ярко-белый свет. Альберт Петрович подвёл мальчика к
мездренному станку, Пригляделся к зверобою и посадил Стёпку на корточки.
- Держать будешь чуть снизу, - дал режиссёр указание. - Только не
двигай светильником, чтобы тени по лицу не бегали.
Снегуркин
кинул на взгляд на зверобоя. У того от напряжения выступили на висках жилки, и
по ним скатывались градинки пота.
- Паллат Власович, а вы с той стороны. Хотя подождите, лучше всего
встаньте в желоб, недалеко от оператора.
- Там же вода! - Замогильный насуплено смотрел на режиссёра, ожидая,
что тот отменит своё указание.
- Вижу, что вода. Ты же в резиновых сапогах.
Замогильный, ворча, полез в желоб.
Когда всё было готово, Альберт Петрович позвал старшего мастера.
Киношники всё же решили выстроить кадр. Стёпка навёл свет. С другой стороны
яркие лучи направил Замогильный. Затрещала кинокамера. Оператор то отъезжал
трансфокатором, то наезжал на объект съёмки. Но в тот момент, когда Борис
Петрович должен был подойти к зверобою с проверкой качества работы, вдруг
раздался душераздирающий вопль. Стёпка вздрогнул и привскочил. Орал Замогильный.
Волосы на его голове поднялись дыбом, китайские усы упруго выпрямились
и вздрагивали, точно антенны, толстый живот колыхался, и, как пламя костра на
ветру, из стороны в сторону металась рука с ярко горевшим светильником.
- А-а-а-а-а, - тянул Паллат Власович на одной ноте, выпучив безумные
глаза.
- А-а-а-а-а, - вторило эхо сарая.
Оператор Василий, было рванувшийся на помощь, замер и стоял с
приоткрытым ртом, растерянно оглядывая себя и Замогильного. Режиссер метался
от желоба к мездренному станку, от станка к желобу и тоже, оглушённый воплем,
не знал, что делать. Первым опомнился старший мастер. Он подолом куртки
приподнял шнур и выдернул его из розетки. Осветительный прибор пулей вырвался
из руки Замогильного, раздался взрыв лопнувших ламп.
- А-ах! - закончил ноту вопля ассистент. Волосы на его голове улеглись,
усы опустились. Он выскочил из желоба, его встряхивало нервной дрожью.
-
Вам, вам,
вам, - завамкал он, придурковато хлопая глазами. - Вам-вам, человеческая жизнь
- ничто. Лишь бы кадр отменный. Вам, вам, - таращился он на режиссёра, - ...
рапорт напишу, - трясущейся рукой он хапнул на груди своей куртку, точно желая
сорвать её, и бросился к дверям.
Альберт Петрович молчал. Он перебирал в руках провод осветительного
прибора и, когда дошёл до оголённого места, покачал головой, показывая дефект
старшему мастеру.
- Что за помощнички? Говорил же проверить всё. Хорошо хоть, что не
мальчишку тряхануло. А этому так и надо, будет к работе добросовестнее
относиться.
Старший мастер принёс пассатижи и изоляционную ленту. Провод починили, вставили новые лампы. Альберт Петрович обул резиновые сапоги и полез в желоб, где только что стоял ассистент.
Агрегатом, шум которого Стёпка часто слышал на улице, оказался
пресс-валиком, через который пропускали шкуры перед засолкой. И никогда,
конечно же, Сненгуркин не поверил бы, что шкуры засаливают, словно красную
рыбу, но соли здесь кладут больше, потому что шкуру прямо закапывают в соль.
1 2