Борис Мороз
Автор –
Олег Канищев
Не напрягайте память, Борис
Мороз никогда не работал на студии «Дальтелефильм» Смею заверить - во
Владивостоке его никто не знает и не помнит кроме меня. Этот человек родом из
Одессы, гонимый ветрами революции еврей, жил в середине прошлого века в
Лос-Анджелесе. С ним, естественно, я не
был знаком, но знаю о нем из рассказов двух замечательных людей – добрых моих
знакомых. Собственно, Борис Мороз не герой моих воспоминаний. Он – связующее
звено к маленькой новелле о Владиславе Микоше и Анне Щетининой, никогда не
знавших друг друга, но объединенных в моей памяти именем – Борис Мороз.
Владислав Владиславович
Микоша – ровесник ХХ века, легендарный оператор-документалист, участник обороны
Севастополя. Его кинокадры вошли в
известный фильм «Черноморцы», показанный в годы войны не только у нас, но и в
Англии, и США. Я с ним познакомился, когда В.Микоша на склоне лет работал в
объединении «Экран» на Центральном телевидении. Вместе со своей красавицей
женой – актрисой и режиссером Джеммой Сергеевной Фирсовой - они создал ряд
документальных кинолент, удостоенных Государственных премий и призами
Международных фестивалей.
Анна Ивановна Щетинина — первая в мире
женщина-капитан дальнего плавания, Герой Социалистического Труда, доцент
кафедры морского дела ДВВИМУ, о которой в 1967 году я снял фильм «Анна
Ивановна», защитил этой картиной диплом режиссера и был удостоен Главного Приза
«Серебряные сети» на Всесоюзном фестивале «Человек и море».
Итак, в январе 1943 года
Владислав Владиславович Микоша вместе с группой фронтовых операторов проездом
из Архангельска во Владивосток, через Исландию, Англию, Америку, очутился в
Голливуде. Вот как он рассказывает об этом сам:
— Мы оказались в центре
внимания. Посыпались приглашения. И так день за днем. Среди
гостеприимных хозяев была и студия «Твентис сенчюри фокс», которая
предлагала просмотреть у себя в ателье последние киноленты и встретиться с
героями фильма. Мы понимали, что представляем сейчас советский народ, нашу
армию, которая пользовалась искренними симпатиями простых американцев и
прогрессивной интеллигенции. Нами интересовались — вернее, не столько нами, сколько тем, что
мы рассказывали. И мы рассказывали. Рассказывали о суровой военной жизни
страны, о нашей работе, о кино. Все возбуждало интерес, удивляло и поражало
американцев.
На студии «XX век Фоке» нас
встретил ее художественный руководитель Борис Мороз — добродушный и хитрый
человек лет пятидесяти.
— Господа! Разрешите мне
угадать ваши имена и фамилии? — обратился он к нам на отличном русском языке. —
Вы Рувим Халушаков! — Он подходил к каждому из нас и, здороваясь, называл по
имени и фамилии, крепко по-русски пожимая руку.
Где он успел узнать о нас, мы
так и не поняли. После беседы - вопросы все те же: «Как в России?», «Как
война?», «Как доплыли?», «Как вам Америка?» - Мороз повел нас по студии,
которая показалась нам пустынной. Кто-то имел неосторожность спросить:
— У вас что сегодня—выходной?
— Почему?
— Пустовато... Мороз
рассмеялся:
— Все на своих 'местах. Все
заняты делом... В одном из павильонов он представил нам молодого человека
среднего роста:
— Знакомьтесь, это сын Федора
Ивановича Шаляпина.
Как оказалось, Шаляпин-сын в то
время снимался в роли советского сержанта в фильме «Песня о России» — о первых
днях войны Советского Союза с гитлеровской Германией.
В фильме Фрэнка Капры и
Анатоля Литвака «Битва за Россию» я вдруг увидел свои севастопольские кадры.
Сердце забилось так, что казалось, вот-вот выскочит...
Мы впервые увидели, как можно
использовать военную хронику для антивоенной пропаганды. Американцам тогда
было легче это делать — война шла не на их земле.
Примерно в то же время, с
разницей в несколько недель, капитан Анна Ивановна Щетинина в феврале 1943 года
в Лос-Анджелесе получала судно серии ЕС-2, типа «Либерти» («Свобода»). В моем
фильме «Анна Ивановна» капитан А.И.Щетинина рассказывает об этом эпизоде так:
— От
представителя закупочной комиссии я узнала, что новому судну присвоено название
«Жан-Жорес». Из
всех экскурсии, на которых мы побывали за время приема судна, наибольшее
впечатление оставило посещение Голливуда, организованное для экипажей «Жана
Жореса» и «Войкова» Советским Генеральным Консульством в Лос-Анджелесе.
В Голливуде —
центре американской кинопромышленности — созданием фильмов занимаются многие
фирмы. Нам посчастливилось быть гостями
одной из крупнейших — «Твентис сенчюри фокс филм корпорейшн».
На территории
киностудии мы попали в какой-то пестрый сказочный мир: вокруг были самые
различные декорации для съемок на все случаи... В жизни все это выглядело не
очень солидно, хотя мы видели не раз кинофильмы этой фирмы и знали, что с
точки зрения оформления они сделаны всегда очень хорошо.
Нас встретил
режиссер фирмы — пожилой человек,
отрекомендовавшийся Борисом Морозом, эмигрантом из царской России. Хотя он
говорил по-русски хорошо, но акцент у него, безусловно, был американский.
Борис Мороз
рассказал нам о кинематографической фирме и ее фильмах. Она занимает обширную
территорию — целый городок, в котором живут и работают несколько десятков
тысяч человек. Нас пригласили присутствовать на киносъемках, где мы, прежде
всего, убедились, как бережно относятся к «кинозвездам»: каждая оценка тщательно
отрабатывается, причем все репетиции и «примерки» ведутся с участием дублеров,
которые имеют тот же рост, что и основной артист, и такую же одежду. Дублеров
муштруют невероятно: некоторые сцены повторяются до тех пор, пока режиссер не
найдет предварительную работу законченной. Тогда приглашаются «звезды» и
начинается настоящая съемка.
Нас познакомили
со многими кинозвездами. Потом последовало представление заведующему фирмой,
который оказался тоже выходцем из России. В его кабинете нас ждал большой
сюрприз.
Нам предложили
прослушать патефонную пластинку, и мы услышали: «Это говорит Борис Мороз,
режиссер американской кинематографической фирмы «Твентис сенчюри фокс филм
корпорейшн». Эта первая запись «Интернационала» сделана нашим оркестром под
управлением дирижера Альфреда Хьюмана в честь женщины — капитана русского
парохода «Жан Жорес» Анны Ивановны Щетининой. Особое желание заведующего нашей
фирмой подарить команде эту пластинку...» Наплывая на последние слова,
раздались величественные звуки «Интернационала»... Трудно было выразить те
сильные чувства, которые владели мною... Горстка советских людей на далеком
западном континенте слышит гимн своей страны—страны (до 15 марта 1944 года
«Интернационал» являлся Гимном Советского Союза – разрядка О. К.), открывшей
новую эру в истории человечества, страны, которая приняла на себя главный удар
в жестокой битве с фашизмом и ведет тяжелую войну против озверелых полчищ
врагов. Гимн—это дань уважения ко всем советским людям...
Во время рейса с
капитаном Щетининой на «Охотске» я
вспомнил о знаменитом брехтовском эффекте «очуждения», который создавал
ощущение непривычности, новизны взгляда на материал, казалось бы,
заштампованный за многие годы в изображении темы «человек и море», темы
«человек и война». После некоторых раздумий, благо свободного времени на судне
было предостаточно, я попросил
оператора фильма Петра Якимова сделать круговую панораму с верхней точки мачты
сухогруза объективом с фокусным расстоянием 18мм. «Рыбий глаз» - так называют профессионалы этот объектив –
трансформировал окружающее море в виде, вздыбленного огромными волнами,
выпуклого полушария. И когда во время монтажа картины мы подложил под этот кадр
запись с пластинки - конферанс Бориса Мороза с исполнением «Интернационала» и
волнующие слова нашей героини – возник потрясающий новый звукозрительный образ.
Вот как писал известный критик Николай Кладо об этом кульминационном эпизоде: К достоинствам
владивостокского фильма надо отнести
то, что, рассказывая о первой женщине-капитане
Анне Ивановне Щетининой, режиссер Олег
Канищев не ограничился фактами её биографии, а в многочисленных ретроспекциях,
путем монтажа документальных кадров из
киноархивов попытался раскрыть особенности времени, в котором проходила
молодость героини, вырабатывались свойственные ей высокие моральные качества.
Это выполнено образно и убедительно. В фильме немало интереснейших кадров.
Особенно впечатляет эпизод вручения Щетининой в США во время Великой Отечественной войны построенного для нас корабля
и пластинки с исполнением «Интернационала»
смотрите:http://kan-oleg.narod.ru/publ/pressa68/marina.htm
Так никому
неизвестный Борис Мороз из Голливуда, упоминавшийся в нашем фильме, стал связующим
звеном между замечательными моими знакомыми, бывших в одно время в
Лос-Анджелесе и испытавших одинаковые
чувства гордости за свою Родину.