ЧЕЛОВЕК И МОРЕ
итоги 3-го Всесоюзного фестиваля «Человек и море» в
Риге
Автор – Н.Кладо
(газета «Советская Латвия», 24 июля, 1968г.)
Открывшийся в День рыбака в Риге фестиваль телевизионных
фильмов под девизом «Человек и море» призван был подытожить творческие усилия
десяти телестудий страны, расположенных в городах-портах. Такое наименование
фестиваля предоставляло широкие возможности для творческого соревнования его
участников.
|
Главный приз «Серебряные сети» 3-го Всесоюзного фестиваля «Человек и
море» получил фильм «Анна Ивановна» режиссера
О.Канищева. |
Главный приз «Серебряные сети» и Диплом 1 степени
получил фильм Владивостокской студии
«Анна Ивановна», вторую премию — фильм
калининградцев «Путешествие будет
долгим».
К достоинствам владивостокского фильма надо отнести то, что,
рассказывая о первой женщине-капитане
Анне Ивановне Щетининой, режиссер Олег
Канищев не ограничился фактами её биографии, а в многочисленных ретроспекциях,
путем монтажа документальных кадров из
киноархивов попытался раскрыть особенности времени, в котором проходила
молодость герои, вырабатывались свойственные ей высокие моральные качества. Это
выполнено образно и убедительно. В фильме немало интереснейших кадров. Особенно
впечатляет эпизод вручения Щетининой в США
во время Великой Отечественной войны построенного для нас корабля и
пластинки с исполнением «Интернационала»
И другие фильмы Владивостокской студии –
«Когда начинается путина» режиссера Э.Тополаги «В море наш дом» режиссера
Е.Рябко свидетельствуют об определенной направленности творчества. В первом
фильме немало интересных наблюдений над девушками, едущими на Курильские
острова к началу сайровой путины. Но авторы ограничились наблюдениями внешними,
не попытались внимательнее раскрыть индивидуальности девушек. Все же за
стремление к поэтическому решению темы фильм получил диплом.
Несмотря на важность темы, автор и
режиссер Е.Рябко так и не сумел показать, что для моряка – «в море наш дом».
Удачно начат фильм сообщением, что
письма сюда, в океан, часто приходят звуковые и слушаются по много раз. Но
дальше невыразительные кадры передают лишь общие картины жизни моряков. Забыв о
своей теме, режиссер показывает лов рыбы, сопровождая это возвышенным текстом и
лирическими песнями. В этом фильме наблюдается шаблон, свойственный многим
картинам о рыбаках: два-три кадра проводов, чайки, волны, лов рыбы, грустящий у
борта в лунную ночь моряк и лирическая песня. Почти тот же набор штампов
присутствует в фильмах Камчатской, Хабаровской и Мурманской студий. Правда, мурманчане чуть многообразнее и
внимательно показывают жизнь на борту и взаимную связь рыбаков с берегом. Но во
всех этих (и многих других) телефильмах отсутствует главное — человек, личность. Увы!
Оказалось, что у большинства фильмов «сети, полные кефали», а человек
занимает в них место наравне с лебедкой, селедкой и чайками. В большинстве
случаев такие фильмы — лишь бесстрастная иллюстрация производственного процесса.
Фильм калининградцев «Путешествие будет
долгим» — сдержанный и вместе с тем поэтичный рассказ о моряке и поэте Дмитрии
Тихонове. «В 20 лет — матрос китобойной флотилии «Слава» В 25 — штурман, в 30
— капитан дальнего плавания. В 35 — его не стало…». Авторы фильма
сценаристы - В. Долгий и И. 3агуpa, режиссер И. Каждан сумели
открыть нам взгляд героя на жизнь через оставленные Д. Тихоновым дневники,
письма, стихи.
Человек и море. Казалось, что рижский фильм
«На том же берегу» этому и посвящен. Посудите сами, тридцать лет назад писатель
Вилис Велдре побывал в рыбацком поселке Роя и написал об этом книгу. Эти
тридцать лет полны особого значения для истории латышского народа. Именно в эти
тридцать лет восстановлена Советская власть в республике, дан отпор фашистским
захватчикам, и Латвия расцвела в братской, семье народов. Авторы фильма — сценарист
Г. Циркус, режиссер 3 Зарень и оператор Э.
Эрмансон задумали свою работу очень
интересно — показывая, как сегодня живут в Рое, для контраста снятые сегодня
кадры сопровождаются текстами из книги буржуазного писателя Велдре. Однако
фильм получился серым, невыразительным. Нет в нем размышлений современного
писателя о судьбах жителей села, таких наблюдений и размышлений, которые ярко
представляли бы сегодняшнюю жизнь.
Вместо этого в фильме немало цифр, много экономических показателей, но
нет людей, которые и создали этот экономический расцвет, построили новую
жизнь.
Другой рижский фильм на фестивале —
«Весенний слалом» — продемонстрировал лучшие свойства латышского телевидения.
Автор сценария В. Силиг, режиссер Б Шип, операторы В. Фрияр, О. Залитис и Р.
Рикард в этом маленьком шедевре показали силу, настойчивость, умение
участников слалома мужественно переносить неудачи и весело отдыхать. За эти
свойства фильм и удостоен диплома Союза кинематографистов СССР.
Как же выглядят рижские телефильмы в
соотношении с тем, что показали на фестивале десять крупнейших студий страны?
Мне пришлось в разные годы знакомиться с работами Рижской студии, и сейчас я
посмотрел немало телефильмов кроме представленных на фестиваль. Я бы сказал,
что фильм «На том же берегу» не характерен для продукции Рижской телестудии,
именно потому он и не снискал успеха.
Мне довелось увидеть небольшую картину
«Царникавские миноги» режиссера-оператора В. Фрияра Вот где главными стали
люди, старые рыбаки, делящиеся своими мыслями о промысле миноги раньше и
теперь, о новом, что пришло в их жизнь. В их маленьких рассказах ощущается
история страны. Правда, тот же прием, примененный в телефильме «Только земля и
люди» (режиссер 3. Заринь, оператор В. Фрияр), не везде приносит успех.
Рижской студии немало удач принесли фильмы,
где явственно проявляется авторский взгляд на снимаемый материал. Особенно
четко это ощущается в фильмах, посвященных народному искусству, ремеслам.
Я давно с интересом слежу за работами
режиссера Вии Бунка, привлекшей внимание
своим фильмом «Рига в
ритме солнца». В новом ее цветном фильме «Клад» (сценарий' Г. Пиесиса и В.
Бунки, оператор А.Зандерсон) о народных ремеслах чувствуется тот же тонкий
вкус, интересное сочетание музыки и изображения.
По сравнению с прошлыми годами значительно
более зрелыми выглядят телефильмы на историко-революционные темы. Одна из крупнейших удач — телефильм,
рассказывающий «О большой судьбе маленького корабля» режиссера М.
Пярна. Вот пример, когда на частной
судьбе маленького корабля, небольшой группы лиц раскрывается высокий героизм,
славная история Великой Отечественной войны. Внимание к личности героев, доверие
к их высказываниям придают фильму силу документа большого эмоционального
звучания. Таков же и фильм «Имант
Судмалис» (сценарист Ю. Грайзе,
режиссер 3. Заринь, оператор А. Зандерсон), где исследователи протянули руку
современникам и ввели в давно
ушедший мир, восстановив на
очень скудном материале биографию, замечательного человека. Это — живая история страны в лицах. К
сожалению, фильм о Рудзутаке. С. Гаранча не удался — в нем не чувствуется
авторской заинтересованности своим героем, активного отношения* к
превратностям его судьбы
Думается, что авторское равнодушие — причина
неудачи и цветного фильма «Латвия за
полчаса» режиссера Р. Рикарда.
Кажется, в этом фильме все есть. Но нет чувства, нет авторского отношения к тому, что показывается. Отсюда и
холодность фильма, его иллюстративность.
Проявление авторского взгляда обогащает зрителя, открывает перед ним
многообразие и богатство духовной жизни нашего современника. И здесь — еще
много неоткрытых возможностей. Главное — показать человека. Лучшие телефильмы
— на этом пути.
Н. КЛАДО.
-