Николай Николаевич Кладо
|
Азы кинематографического искусства Николай
Кладо постигал в Ленинградском фото-кинотехникуме, позднее преобразованного в
институт киноинженеров. Профессия оператора не увлекла. Учился в Институте
истории искусств и там не задержался: наука без практики не привлекала. Живость характера, любознательность привели на
киностудию. Стал осветителем, потом помрежем. Попробовал и актером быть.
Скромность должностей не смущала. Наблюдал, сравнивал. Учился в сценарной
мастерской «Ленфильма» — попал в группу Козинцева и Трауберга, где тоже больше
присматривался и запоминал. Николай Кладо часто после съемок провожал Григория
Михайловича до дому, хотя ему было совсем не по пути. И каждый раз жалел, что Козинцев
живет близко. Эти беседы запомнились на всю жизнь. Они стали для юного Николая
Кладо академией кинематографических знаний.
Возможно, то обстоятельство, что я рос в Питере и учился в
Ленинградском институте киноинженеров, где прошли студенческие годы и Николая
Николаевича, породило нашу взаимную симпатию друг другу. Во всяком случае, в своих
критических выступлениях на Всесоюзных фестивалях телевизионных фильмов он ни
разу не обрушил на меня поток своих язвительных, но очень проницательных и
точных по существу, замечаний. Красивый внешне, высокого роста и всегда
подтянутый, но скромно одетый, он с первого взгляда производил впечатление
настоящего петербургского интеллигента, коим и являлся по существу.
Его отец Николай Лаврентьевич Кладо был
известным царским адмиралов, погибшим в 1919 году на посту начальника
Ленинградской Военно-морской академии от диверсии. Его лекции по стратегии и
тактике морского дела, изданные еще до революции, выдавали его темперамент
страстного оратора. Из них явствует, что Николай Лаврентьевич Кладо своими выступлениями в период русско-японской войны
снискал себе широкую популярность, ибо «потрясал основы», обличая полную
неподготовленность российского флота к военным действиям. Об этом пишет
Новиков-Прибой в «Цусиме».
Полагаю, что дворянское происхождение Николая
Николаевича повлияло на его длительную неустроенность, мытарства, которые выпали
на его долю. Ему продолжительное время не давали снимать фильмы в качестве
режиссера-постановщика. Он был вынужден покинуть Ленинград, отправившись на
долгие годы за «кинематографическим счастьем» в Ташкент. Но и в Узбекистане он не
состоялся как режиссер, сняв всего две скромные картины. За то мы приобрели в
лице Николая Николаевича Кладо известного теоретика кино и телевидения.
|
Как все истинные ленинградцы, и по рождению и воспитанию,
Николай Николаевич не носил шляпы, а всегда был в демократичной кепке, которая,
кстати, очень шла ему. Обращаясь к женщинам любого возраста, он снимал кепи,
обнажая красивую, коротко стриженую голову, и на его лице блуждала
доброжелательная улыбка, обнажая ровный ряд крепких зубов. Он был действительно
по-мужски красив и внешне и внутренне.
Когда в 1969 году меня принимали в Союз кинематографистов СССР с картиной «Полтора часа до объятий», Николай Николаевич Кладо на заседании приемной комиссии горячо поддержал мою кандидатуру. И первым поздравил меня с вступлением в наш профессиональный союз.
Помню, как-то мягким, почти беззвучным майским вечером у открытого окна в Союзе кинематографистов, вдыхая пряный ток зелени, он, посмеиваясь, сказал: - Нельзя сказать, чтобы у нас не было телевизионных критиков, знающих толк в форме. И говорят они отлично – заслушаешься. Вам, Олег, конечно, еще не раз придется слушать их. Но, Вы, слушайте, но…не слушайтесь… Не следуйте вообще советам. Работайте самостоятельно, доходите до цели сами.
Мое с ним знакомство было поверхностным. Мы раскланивались при встречах, задавали друг другу ничего не значившие вопросы, и расходились надолго, до следующего моего приезда в Москву. Я боялся его обременять своими докучливыми вопросами, а он был вечно занят делами и никогда не участвовал в увеселительных компаниях на фестивальных приемах. Да и большая разница в возрасте, как-то мешала непринужденному общению. Жаль, что у меня не сохранилась фотография, где Николай Николаевич вдохновенно с выразительными жестами выступает с критическим обзором представленных фильмов на 3-ем Всесоюзном фестивале «Человек и море» (июль 1968г., Рига), но зато в своем архиве я нашел стенограмму его выступления.
Н.КЛАДО: «Открывшийся в День рыбака в Риге фестиваль телевизионных фильмов под девизом «Человек и море» призван был подытожить творческие усилия десяти телестудий страны, расположенных в городах-портах. Такое наименование фестиваля предоставляло широкие возможности для творческого соревнования его участников.
|
Главный приз «Серебряные сети» 3-го Всесоюзного фестиваля «Человек и
море» получил фильм
«Анна Ивановна» режиссера
О.Канищева. |
Главный приз «Серебряные сети» и Диплом 1
степени получил фильм Владивостокской студии «Анна Ивановна», вторую премию — фильм калининградцев «Путешествие будет долгим».
К достоинствам владивостокского фильма надо отнести то, что,
рассказывая о первой женщине-капитане
Анне Ивановне Щетининой, режиссер Олег
Канищев не ограничился фактами её биографии, а в многочисленных ретроспекциях,
путем монтажа документальных кадров из
киноархивов попытался раскрыть особенности времени, в котором проходила
молодость герои, вырабатывались свойственные ей высокие моральные качества. Это
выполнено образно и убедительно. В фильме немало интереснейших кадров. Особенно
впечатляет эпизод вручения Щетининой в США
во время Великой Отечественной войны построенного для нас корабля и
пластинки с исполнением «Интернационала»
И другие фильмы Владивостокской студии –
«Когда начинается путина» режиссера Э.Тополаги «В море наш дом» режиссера
Е.Рябко свидетельствуют об определенной направленности творчества. В первом
фильме немало интересных наблюдений над девушками, едущими на Курильские
острова к началу сайровой путины. Но авторы ограничились наблюдениями внешними,
не попытались внимательнее раскрыть индивидуальности девушек. Все же за
стремление к поэтическому решению темы фильм получил диплом. Несмотря на
важность темы, автор и режиссер Е.Рябко так и не сумел показать, что для моряка
– «в море наш дом». Удачно начат фильм
сообщением, что письма сюда, в океан, часто приходят звуковые и слушаются по
много раз. Но дальше невыразительные кадры передают лишь общие картины жизни
моряков. Забыв о своей теме, режиссер показывает лов рыбы, сопровождая это
возвышенным текстом и лирическими песнями. В этом фильме наблюдается шаблон,
свойственный многим картинам о рыбаках: два-три кадра проводов, чайки, волны,
лов рыбы, грустящий у борта в лунную ночь моряк и лирическая песня».
Продолжение выступления Н.Н.Кладо смотрите: http://kan-oleg.narod.ru/publ/pressa68/marina.htm
Перечитывая эти строки, я вспоминаю не
только забытых за давностью лет участников, канувших в лету фестивалей «Человек
и море», но, прежде всего, принципиального критика Николая Николаевича Кладо,
который помогал своими статьями и выступлениями на фестивалях становлению телевизионного
кинематографа. Благодарю судьбу, что она свела меня с замечательным человеком,
давшим мне путевку в профессию кинорежиссера.
-
Николай Николаевич Кладо - сценарист, критик, режиссер родился
17 января 1909 г.
В 1926-1927 гг.
учился в Ленинградском фототехникуме.
В 1927-1929 гг. — Н.Н. Кладо продолжил свое образование в
Институте истории искусств.
В 1935-1936 гг. — в аспирантуре ВГИКа.
(выборочно)
Режиссер
·
1930 Американка из Багдада (СССР)
·
1933 Колодец смерти (СССР) совм. с С. Петровым, Д. Жиряковым,
Н. Ганиевым
Сценарист
·
1930 Американка из Багдада (СССР) автор сценария
·
1931 Подъем (СССР) автор сценария совм. с Н. Ганиевым
·
1933 Колодец смерти (СССР) автор сценария совм. с С. Петровым,
Д. Жиряковым, Н. Ганиевым
·
1948 Волшебный ковер (анимационный, СССР) автор сценария совм.
с Г. Гребнером, Л. Атамановым
·
1957 Честь семьи (СССР) автор сценария совм. с Г. Мухтаровым
·
1959 Токтогул (СССР) автор сценария совм. с Г. Токтогуловой
·
1965 Наргис (анимационный, СССР) автор сценария совм. с В.
Витковичем
·
1965 Я из Ефремова (документальный, СССР) автор сценария
·
1966 А девушки все едут (документальный, СССР) автор сценария
·
1969 Подруги из Тольятти (документальный, СССР) автор сценария
·
1971 Эдуард Тиссэ (документальный, СССР) автор сценария
·
1978 Авторитет (документальный, СССР) автор сценария
·
1979 Город без бабушек (телевизионный, СССР) автор
сценария