Николай Николаевич Кладо

 

Азы кинематографического искусства Николай Кладо постигал в Ленинградском фото-кинотехникуме, позднее преобразованного в институт киноинженеров. Профессия оператора не увлекла. Учился в Институте истории искусств и там не задержался: наука без практики не привлекала.  Живость характера, любознательность привели на киностудию. Стал осве­тителем, потом помрежем. Попробовал и актером быть. Скромность должностей не смущала. Наблюдал, сравнивал. Учился в сценарной мастерской «Ленфильма» — попал в группу Козинцева и Трауберга, где тоже больше присматривался и запоминал. Николай Кладо часто после съемок провожал Григория Михайло­вича до дому, хотя ему было совсем не по пути. И каждый раз жалел, что Козинцев живет близко. Эти беседы запомнились на всю жизнь.  Они стали  для юного Николая Кладо академией кинематографических знаний.

Возможно, то обстоятельство, что я рос в Питере и учился в Ленинградском институте киноинженеров, где прошли студенческие годы и Николая Николаевича, породило нашу взаимную симпатию друг другу. Во всяком случае, в своих критических выступлениях на Всесоюзных фестивалях телевизионных фильмов он ни разу не обрушил на меня поток своих язвительных, но очень проницательных и точных по существу, замечаний. Красивый внешне, высокого роста и всегда подтянутый, но скромно одетый, он с первого взгляда производил впечатление настоящего петербургского интеллигента, коим и являлся по существу.

Его отец Николай Лаврентьевич Кладо был известным царским адмиралов, погибшим в 1919 году на посту начальника Ленинградской Военно-морской академии от диверсии. Его лекции по стратегии и тактике морского де­ла, изданные еще до революции, выдавали его темперамент страстного оратора. Из них явствует, что Николай Лаврентьевич Кладо своими  выступлениями в период русско-японской войны снискал себе широкую популярность, ибо «потрясал ос­новы», обличая полную неподготовлен­ность российского флота к военным действиям. Об этом пишет Новиков-Прибой в «Цусиме».

Полагаю, что дворянское происхождение Николая Николаевича повлияло на его длительную неустроенность, мытарства, которые выпали на его долю. Ему продолжительное время не давали снимать фильмы в качестве режиссера-постановщика. Он был вынужден покинуть Ленинград, отправившись на долгие годы за «кинематографическим счастьем» в Ташкент. Но и в Узбекистане он не состоялся как режиссер, сняв всего две скромные картины. За то мы приобрели в лице Николая Николаевича Кладо известного теоретика кино и телевидения.

Как все истинные ленинградцы, и по рождению и воспитанию, Николай Николаевич не носил шляпы, а всегда был в демократичной кепке, которая, кстати, очень шла ему. Обращаясь к женщинам любого возраста, он снимал кепи, обнажая красивую, коротко стриженую голову, и на его лице блуждала доброжелательная улыбка, обнажая ровный ряд крепких зубов. Он был действительно по-мужски красив и внешне и внутренне.

Когда в 1969 году меня принимали в Союз кинематографистов СССР с картиной «Полтора часа до объятий», Николай Николаевич Кладо на заседании приемной комиссии горячо поддержал мою кандидатуру. И первым поздравил меня с вступлением в наш профессиональный союз.

Помню, как-то мягким, почти беззвучным майским вечером у открытого окна в Союзе кинематографистов, вдыхая пряный ток зелени, он, посмеиваясь, сказал: - Нельзя сказать, чтобы у нас не было телевизионных критиков, знающих толк в форме. И говорят они отлично – заслушаешься. Вам, Олег, конечно, еще не раз придется слушать их. Но, Вы, слушайте, но…не слушайтесь… Не следуйте вообще советам. Работайте самостоятельно, доходите до цели сами.

Мое с ним знакомство было поверхностным. Мы раскланивались при встречах, задавали друг другу ничего не значившие вопросы,  и расходились надолго, до следующего моего приезда в Москву. Я боялся его обременять своими докучливыми вопросами, а он был вечно занят делами и никогда не участвовал в увеселительных компаниях на фестивальных приемах. Да и большая разница в возрасте, как-то мешала непринужденному общению. Жаль, что у меня не сохранилась фотография, где Николай Николаевич вдохновенно с выразительными жестами выступает с критическим обзором представленных фильмов на 3-ем Всесоюзном фестивале «Человек и море» (июль 1968г., Рига), но зато в своем архиве я нашел стенограмму его выступления.

    Н.КЛАДО:     «Открывшийся в День рыбака в Риге фестиваль телевизионных филь­мов под девизом «Человек и море» призван был подытожить творческие усилия десяти телестудий страны, расположенных в городах-портах. Та­кое наименование фестиваля предо­ставляло широкие возможности для творческого соревнования его участ­ников.

 

Главный приз «Серебряные сети»

 3-го Всесоюзного фестиваля

«Человек и море»

получил  фильм  «Анна Ивановна»

режиссера О.Канищева.

Главный приз «Серебряные сети» и Диплом 1 степени получил фильм Владивостокской студии  «Анна  Ивановна», вторую премию — фильм калининградцев  «Путешествие будет долгим».

К достоинствам владивостокского   фильма надо отнести то, что, рассказывая  о первой женщине-капитане Анне Ивановне Щетининой, режиссер  Олег Канищев не ограничился фактами её биографии, а в многочисленных ретроспекциях, путем монтажа документальных кадров из  киноархивов попытался раскрыть особенности времени, в котором проходила молодость герои, вырабатывались свойственные ей высокие моральные качества. Это выполнено образно и убедительно. В фильме немало интереснейших кадров. Особенно впечатляет эпизод вручения Щетининой в США  во время Великой Отечественной войны построенного для нас корабля и пластинки с исполнением «Интернационала»

И другие фильмы Владивостокской студии – «Когда начинается путина» режиссера Э.Тополаги «В море наш дом» режиссера Е.Рябко свидетельствуют об определенной направленности творчества. В первом фильме немало интересных наблюдений над девушками, едущими на Курильские острова к началу сайровой путины. Но авторы ограничились наблюдениями внешними, не попытались внимательнее раскрыть индивидуальности девушек. Все же за стремление к поэтическому решению темы фильм получил диплом. Несмотря на важность темы, автор и режиссер Е.Рябко так и не сумел показать, что для моряка – «в море наш дом». Удачно  начат фильм сообщением, что письма сюда, в океан, часто приходят звуковые и слушаются по много раз. Но дальше невыразительные кадры передают лишь общие картины жизни моряков. Забыв о своей теме, режиссер показывает лов рыбы, сопровождая это возвышенным текстом и лирическими песнями. В этом фильме наблюдается шаблон, свойственный многим картинам о рыбаках: два-три кадра проводов, чайки, волны, лов рыбы, грустящий у борта в лунную ночь моряк и лирическая песня».

Продолжение выступления Н.Н.Кладо смотрите:  http://kan-oleg.narod.ru/publ/pressa68/marina.htm

Перечитывая эти строки, я вспоминаю не только забытых за давностью лет участников, канувших в лету фестивалей «Человек и море», но, прежде всего, принципиального критика Николая Николаевича Кладо, который помогал своими статьями и выступлениями на фестивалях становлению телевизионного кинематографа. Благодарю судьбу, что она свела меня с замечательным человеком, давшим мне путевку в профессию кинорежиссера.

-

Николай Николаевич Кладо - сценарист, критик, режиссер родился 17 января 1909 г.

 В 1926-1927 гг. учился в Ленинградском фототехникуме.

В 1927-1929 гг. — Н.Н. Кладо продолжил свое образование в Институте истории искусств.

В 1935-1936 гг. — в аспирантуре ВГИКа. 

Фильмы

(выборочно)

Режиссер

·                 1930 Американка из Багдада (СССР)

·                 1933 Колодец смерти (СССР) совм. с С. Петровым, Д. Жиряковым, Н. Ганиевым

Сценарист

·                 1930 Американка из Багдада (СССР) автор сценария

·                 1931 Подъем (СССР) автор сценария совм. с Н. Ганиевым

·                 1933 Колодец смерти (СССР) автор сценария совм. с С. Петровым, Д. Жиряковым, Н. Ганиевым

·                 1948 Волшебный ковер (анимационный, СССР) автор сценария совм. с Г. Гребнером, Л.     Атамановым

·                 1957 Честь семьи (СССР) автор сценария совм. с Г. Мухтаровым

·                 1959 Токтогул (СССР) автор сценария совм. с Г. Токтогуловой

·                 1965 Наргис (анимационный, СССР) автор сценария совм. с В. Витковичем

·                 1965 Я из Ефремова (документальный, СССР) автор сценария

·                 1966 А девушки все едут (документальный, СССР) автор сценария

·                 1969 Подруги из Тольятти (документальный, СССР) автор сценария

·                 1971 Эдуард Тиссэ (документальный, СССР) автор сценария

·                 1978 Авторитет (документальный, СССР) автор сценария

·                 1979 Город без бабушек (телевизионный, СССР) автор сценария

 

 

Hosted by uCoz