ПРОТОКОЛ
расширенного заседания правления ДВ отделения
СК СССР
от 5 августа 1988 г. г.
Хабаровск
Повестка дня
О
письме председателя
Примтелерадиокомитета
тов. Феоктистова
В.П.
И.Мирный зачитывает письмо председателя
Примтелерадиокомитета с просьбой дать письменное заключение о профессиональной
квалификации режиссёра О.Канищева и его соответствии занимаемой должности.
О.Канищев информировал о предстоящем переизбрании работников
студии "Дальтелефильм".
И.Мирный. Все присутствующие знакомы с фильмами О.Канищева "Помню войну" и "Делу время", поэтому для просмотра предлагаются две последние работы - "Линия жизни Галины Меркуловой" и "Возмутители спокойствия".
По окончании просмотра выступили:
А.Пушмин, режиссёр. Профессионализм
Олега Александровича, судя по двум последним картинам, остаётся на самом
высоком уровне. Моё мнение, устоявшееся за двадцать лет знакомства с его
творчеством, остаётся прежним: в фильмах присутствуют высокая культура
исполнения, чистота изображения, точное музыкальное сопровождение. Плюс к этому
умение находить в любой теме необычный ход. Философское отношение к теме (в
частности, в фильме "Линия жизни Гадины Меркуловой) выходит за рамки
стандартного мышления. Автор тонко уходит от привычного расклада по полочкам и
зритель понимает, что этот фильм не только о героине фильма Г.Меркуловой, но и
о нас с вами. Да, это и портрет коллектива в миниатюре. И притом не все
выглядят в лучшем виде. Кому-то удаётся чётко и доступно высказать свою мысль,
а у кого-то за громкой фразой скрывается отсутствие всякой мысли. Конфликт в
бригаде, спор на худсовете позволяют хорошо познакомиться и с героиней
картины, хотя визуально её появление на экране скоротечно. Картина заслуживает
самой высокой оценки.
Второй фильм более традиционен. Но и здесь во внешне благополучный
фильм мастерски вкрапливается драматическая тема - чего стоит людям
принципиальность, самостоятельность. В заботе о людях сжигают себя герои
фильма.
Т.Васильева, режиссёр: Мне токе практически все картины Олега
Александровича знакомы. Приятным стал и просмотр двух последних лент. Разговоры
об отсутствии профессионализма, снижении квалификации недопустимы. Иначе, чем
интриганством, это не назовёшь. Он на мой взгляд остаётся ярким, самобытным
режиссёром.
А.Личко. режиссёр-оператор: Весь сыр-бор идёт, как мне представляется,
из-за картины "Линия жизни..." Многие узрели себя не в лучшем смысле.
Я увидел в ленте очень тонкий оригинальный новеллистический приём. Как же не
заметить было своеобразное мышление режиссёра?
Второй.фильм - сам поиск. Два председателя. Один сгорел на
работе, не выдержало сердце от взваленных на себя забот. Второй - из того же
"материала". Такой же упорный и совестливый. И очень умело режиссёр
соединяет двух людей... Как же можно обвинять Канищева в застое. Я уже не
говорю о его фильмах последних пяти лет. Мне не понятны критерии, по которым
дают оценку фильму на "Далътелефильме".
И.Мирный, режиссёр-оператор: Канищев - тонкий, вдумчивый
художник, умеет из массы материала выбрать самое существенное. Единственное
меня смущает, что Олег Александрович обратился в правление отделения, минуя
секцию телевидения. Мне думается, что несмотря на наше мнение, Олегу необходимо подойти и к товарищам по
телевизионной секции.
О.Канищев: на меня подписали характеристику, где было сказано,
что я и старомоден, и потерял квалификацию, и прочее... Я попросил Феоктистова
дать добро на то, чтобы заключение по моим фильмам дали коллеги по Союзу
кинематографистов.
А.Игнаков, кинооператор: считаю это обращение и правомерным, и демократичным. И у
нас нередко бывает - ругаем или захваливаем тот или иной фильм и более
реалистическую оценку можно получить у коллег из Владивостока. Что касается
фильмов. Олега Александровича - то двух мнений, мне кажется, быть не может. Он
и сегодня остаётся вдумчивым, поисковым режиссёром.
Г.Безгубенко: режиссер: что касается нашего творчества, фильмов,
то это даже хорошо - можно поспорить, поговорить. И в данном случае претензии к
Канищеву лишены оснований. Мне показалась странной позиция Приморского
Крайкома, закрывшего фильм "Линия жизни Галины Меркуловой". И ещё
одна странность - режиссёр В.Патрушев, как профсоюзный лидер, подписывает
характеристику о творческой несостоятельности Канщева.
Ф.Фартусов, режиссёр: о правомерности обращения к нам председателя
Примтелерадиокомитета. В этом ни для кого не должно быть уничижительного.
Нормальное положение. И я вижу в этом уважение к Союзу кинематографистов,
хорошие деловые отношения. Сам же факт, когда ставится под сомнение
квалификация режиссёра с такими фильмами - из ряда вон выходящий. Работы,
которые мы видели, не дают повода для такой оценки. Две последние ленты не
дают оснований говорить, что режиссёр истощился, что он старомоден, что он
лакировщик. Не соглашусь с этим никогда. И коли мы имеем официальный запрос, то
предлагаю к протоколу заседания дать заключение, как нас и просят.
|
И. Мирный |
|
Э. Голодницкий |
Секретарь ДВ отделения |
Союза кинематографистов
СССР |
Оргсекретарь |
Союза кинематографистов
СССР |