Web-страница «Досье на Олега Канищева

  

ХАРАКТЕРИСТИКА

 

                                                                                        Тов. Канищеву  Олегу Александровичу,

       1934г. рождения, русскому, образование

                                                                                        высшее, беспартийному, кинорежиссеру

                                                                                  высшей категории Главной редакции

                                                                                производства программ   на пленке

                                                                                        («Дальтелефильм») Примтелерадио.    

 

Тов. Канищев О.А. работает в Приморском комитете по телевидению и радиовещанию с 1959 года после окончания Ленинградского института киноинженеров. Работая звукооператором, режиссером, закончил режиссерское отделение Дальневосточного института искусств. За эти годы создал более 60 фильмов, многие из которых отмечены призами и дипломами Всесоюзных и Международных фестивалей телефильмов. Его работы отмечены грамотами Государственного комитета по телевидению и радиовещанию, Краевого комитета КПСС, Приморского комитета по телевидению. Было много других наград и премий.

Награды и признание, как правило, служат стимулом дальнейшего роста, и, естественно, большей отдачей. Этого не случилось с Канищевым. Присвоение ему высшей категории, высокая зарплата стали рубежом резкого спада его творческой активности. Достаточно назвать одну цифру: за последние пять лет, он участвовал в создании всего пяти документальных фильмов и четырех киноочерков.

Характерной чертой  О..А. Канищева в последний период стало отсутствие поиска оригинальной формы кинопроизведения. В качестве сюжетно-строительной основы использовал присутствие в кадре съемочной группы, что само по себе банально и позволяет за формой не очень заботиться о содержании. Так было в фильме «Делу -  время», «Линия жизни Галины Меркуловой», где за рассуждениями членов художественного совета скрылся характер прекрасного человека, кандидата в члены ЦК КПСС, знатного строителя, Г.В. .Меркуловой.

О.А. Канищев стал мало снимать, мотивируя неоднократные отказы от предлагаемых сценариев их некондиционностью, слабостью драматургии, неинтересностью героев. Таким образом, им были доведены до грани срыва фильмы «Цех особого назначения», «Точка зрения мастера Журавлева», которые в жатые сроки и в невыгодных производственных условиях вынуждены были снимать менее опытные режиссеры. Используя разные аргументы т. Канищев каждый раз предлагал себя в соавторы сценария, доказывая, что только таким образом он может «спасти» фильм. Из-за опоздания из очередного отпуска Канищев был отстранен от работы над фильмом «Анпилоговы». После  части съемок телефильма о делегате ХХУ11 съезда КПСС т. Филиковой он был решением художественного совета отстранен от дальнейшей работы над картиной, а досъемки были поручены другому режиссеру. Вслед за этим т. Канищев отказался от съемок фильма «Люди, годы, корабли» о рабочих Дальзавода, посвященного ХХУ11 съезду КПСС.

Складывается впечатление, что он сознательно уклоняется от острых социальных тем: «Цех особого назначения», «Точка зрения мастера Журавлева», «Запах черемухи», «Люди, годы, корабли», «Большому кораблю», отдавая предпочтение фильмам бесконфликтным, таким, как «Крылатые помощницы» (о пчелах), «Делу – время» (о налаженном соцкульбыте) и т.д.

Даже такую острую социальную тему, как дефицит трудовых ресурсов в Приморье, которую он сам и предложил, т. Канищев стал решать в рекламном стиле, используя выставочные проспекты десятилетней давности, не стесняясь при этом прямым плагиатом.

В то время, когда была уже принята Долгосрочная государственная программа развития Дальнего Востока, он не пожелал прислушаться к мнению коллег и руководства комитета, и привел всю работу над фильмом к такому положению, что комитет был поставлен перед выбором: продолжать съемки в предложенном ключе, поскольку были потрачены уже тысячи метров кинонегатива и ушли все сроки или искать срочный выход. Снова, как и много раз прежде, найдены люди, сумевшие в сжатые сроки исправить положение. Свою несостоятельность т. Канищев и в этот раз прикрыл обидой на недоверие к нему руководства.

Он приложил свое «искусство» и к тому, что фильм «Депрессия», рассказывающий о ходе перестройки в строительных организациях, не увидел свет, хотя ему были обеспечены все условия для съемок интересного и нужного кинодокумента.

Квалификации режиссера высшей категории не соответствует.

                                                              

Главный редактор

И.Ф. Гурко

Секретарь партбюро

И.Е. Лебедева

Председатель профкома

В.Г. Патрушев

 

Примечание: Документ скопирован с оригинала, хранящегося в архиве кинорежиссера Олега Канищева, и датирован 18 мая 1988 года.

 

 

         1   2   3   4   5

       Далее

        Возврат в начало

Hosted by uCoz