Автор – Олег Канищев
|
Курс молодого бойца я прошел на военной кафедре
Ленинградского института киноинженеров в 1958г. |
Многие
годы на студии «Дальтелефильм» я снимал фильмы о Краснознаменном Тихоокеанском
флоте. Это была моя излюбленная тема, поскольку мой отец кадровый военный, семнадцатилетним
юношей в 1918 году добровольно вступил в Красную Армию и участвовал в боевых
действиях во время Гражданской войны. А с 1932 года – года рождения
Тихоокеанского военно-морского флота - служил заместителем начальника
политотдела Владивостокского укрепленного района Тихоокеанского флота. Великую Отечественную войну папа встретил на
Балтфлоте и всю блокаду Ленинграда провел в боях на легендарном плацдарме
Невская Дубровка.
С младых ногтей во
мне проросла «военная косточка». Я питал благоговейное почтение к
военнослужащим, всегда подтянутых, с мужским щегольством по форме и опрятно
одетых. А духовые оркестры, исполняющие военные марши приводили меня в
неописуемый восторг. Помню, как после
Большой войны летом 1945 страну оглушили гром литавр и барабанная
дробь воинских частей украинских,
белорусских, прибалтийских фронтов, возвращавшихся домой с развернутыми
знаменами и с духовыми оркестрами во главе армейских колон. И я - мальчишка
военного лихолетья – увязывался за ними и мог часами идти за духовым оркестром, упоенно слушая строевые
марши.
В школе у нас учились воспитанники военного
оркестра – мальчики-сироты в военно-морской форме. Несколько из них были
награждены медалью «За оборону
Ленинграда». Под их руководством мы, любители духовой музыки, «а капелла»
исполняли популярные марши и вальсы.
Причем каждый из нас голосом исполнял свою партию, имитируя звуки то ли
корнета, то ли альта, то ли тромбона, тубы или валторны. Самый упитанный из
нашего класса был «человек-большой барабан». Я же по своей субтильности исполнял
партию «малого барабана». И стучал без устали, и дома, и на улице, и в школе
пьесы четкого ритма в такте размером 4/4, то есть марша.
|
|
Во время
съемок сериала «На
земле, в небесах и на море» |
Когда стал кинорежиссером, я запустил в производство серию военно-патриотических фильмов «На земле в небесах и на море», где отвел душу по полной программе. Что не фильм - у меня всегда был эпизод с духовым оркестром. А какие феерические съемки я устраивал летом во Владивостоке на Ленинской улице, в районе площади «Борцов за власть Советов»! Сводный оркестр КТОФ часами дефилировал по моей команде – «Мотор! Начали!» – и я в открытой машине Командующего Флота вместе с кинооператором упивались не только значимостью своих персон, но и великолепной выправкой почетного караула и бравурной музыкой духового оркестра Краснознаменного Тихоокеанского Флота. Горожане были в восторге, особенно владивостокские мальчишки, а я вспоминал свое послевоенное детство и полковую музыку, вселявшую оптимизм и надежду после тяжелой войны.
После
окончания Ленинградского института киноинженеров я по совету отца уехал во
Владивосток – город своего рождения – на только что созданную студию
телевидения. И первыми моими фильмами были ленты о моряках Дальневосточного морского пароходства и
Военно-морского флота. Особый пафос меня охватывал при съемках воинских
ритуалов. Это был мой конёк. Не было ни
одного фильма на военно-патриотическую тему, где бы наша съёмочная группа ни
сняла эпизоды с торжественным прохождением войск Владивостокского гарнизона или
церемониалом роты почетного караула. Я
просто упивался музыкой военного оркестра и приходил в неописуемый восторг от
строевой выучки каждого воина и слаженности строя подразделений. Первой
киносъёмкой такого ритуала был церемониал вручения и подъёма Гвардейского
военно-морского флага СССР «Варягу»– сыну легендарного «Варяга».
Январский день 1965 года. На ракетном крейсере всё
готово для торжественного события. За пятнадцать минут до подъёма флага на
«Варяге» горнист играет сигнал «Повестка». Вахтенный офицер направляет на фалы флага и гюйса
сигнальщиков. Экипаж корабля выстраивается по «Большому сбору» на верхней
палубе. Подается команда: «Смирно».
Командир корабля, приняв доклад старшего помощника, обходит строй моряков,
здоровается и поздравляет их с праздником. В ответ раздается троекратное «ура».
У флага и гюйса замерли сигнальщики. Раздается команда: «На флаг, гюйс,
стеньговые флаги и флаги расцвечивания. Смирно!» Вахтенный офицер, приложив
руку к головному убору, командует сигнальщикам: «Флаг, гюйс, стеньговые флаги и
флаги расцвечивания поднять!» Личный состав поворачивает голову в сторону
флага. Караул берет карабины в положение «на караул».
|
В дивизии морской пехоты, в
батальоне технической разведки ТОФ, я прошел путь от младшего лейтенанта до
капитана. За фильм «Морская пехота» был удостоен Гвардейского Знака от
морпехов Балтийского флота. |
Медленно, под звуки «Встречного марша» скользят флаги
в развёрнутом виде. Вот они подняты до места. Оркестр исполняет Государственный
гимн СССР. Над крейсером гордо реет бело-голубое полотнище с черно-оранжевой
гвардейской лентой. Так воедино слились героическое прошлое и славное
настоящее.
И сегодня, даже в простой событийной записи ритуал
вручения и подъёма Гвардейского военно-морского флага на «Варяге» в далёком
1965 году до сих пор вызывает у меня сильное до дрожи волнение.
Ранней весной 1966 года журналист Валентин Ткачёв –
Главный редактор киногруппы - предложил мне снять репортаж о праздничной поверке
войск Владивостокского гарнизона 9 Мая - День
Победы в Великой Отечественной войне. Сложность замысла заключалось в
том, что следовало за 24 часа провести киносъемки репортажа и отправить фильм в
Москву для показа по телевизионным каналам в европейской части нашей страны.
Сегодня в век космической связи и магнитной записи изображения этот проект был
бы осуществлен без труда в считанные
часы. Но в те дни эта была задача архисложной. Тут и многокамерные киносъёмки, и проявка негатива, и печать рабочего позитива,
его монтаж, написание и запись дикторского текста, подбор негатива, показ ленты
военной цензуре, печать копии, её проявка и отправка фильма в аэропорт к
определённому рейсу Владивосток – Москва. И всё это за одни сутки и не минуты
больше!
В те дни ритуал «Коленопреклонения» проходил на
площади Борцов за власть Советов. И в дождь и в солнце, зимой и летом не
зарастала тропинка к солдату. Сюда приходили по традиции молодожены в день
свадьбы, выпускники и первоклассники – в дни окончания и начала учёбы, моряки –
после разлуки с землёй. Здесь встречались ветераны войны и назначались свидания
влюбленные. Здесь проводились военные парады и праздничные демонстрации.
Каждая традиция и самая древняя и самая молодая имеет
дату своего рождения и автора, зачастую неизвестного. Дата ритуала «Коленопреклонения» – 9 Мая 1965
года, когда страна праздновала двадцатилетие Победы в Великой Отечественной
войне. И автор известен – это контр-адмирал Потехин, которому за разработку
церемониала было присвоено Почетное звание «Заслуженный работник культуры
РСФСР». Кстати, адмирал Потехин, вручил мне в Штабе Флота подробнейший,
расписанный по минутам, сценарий этого ритуала с дарственной надписью на
титульном листе. К сожалению, из-за частой
смены места проживания этот раритетный документ был утрачен.
|
1966г, 9
Мая, Владивосток, площадь Борцов за власть Советов, единственный в своем роде
воинский ритуал «Коленопреклонение» |
Но вернемся на площадь, где перед трибунами построены
сводные роты моряков, пограничников и отряд ветеранов. Роты являют привычное
глазу единообразие форм: черные ленточки бескозырок и зеленые фуражки
пограничников. Сводный отряд ветеранов выглядит непривычно: среди морских
форменных фуражек и кителей – штатские пиджаки и кепи. В этом едином,
военно-штатском строю рядом стоят те, кто служит по сей день, и те, кто
отслужил своё и ушёл на заслуженный отдых. В этом есть что-то глубоко
значительное и справедливое.
Над площадью торжественно звучит голос диктора:
-Слушай страна! Говорит площадь! Вспомним их поименно,
горем вспомним своим, - это нужно не мертвым, это нужно живым… Эти
проникновенные стихи читал Лев Ткачёв – тогда инструктор Политуправления
Тихоокеанского флота, а ныне профессор Дальневосточной государственной академии
искусств, народный артист России. В шестидесятые годы мы одновременно учились в
институте искусств: Лев - на актерском факультете, а я – на режиссерском.
На площади бьют главные часы Родины – Кремлёвские
куранты, отмеряя время и ритм, по которому живет страна « от Москвы до самых до
окраин». Начинается, хорошо известный владивостокцам, да, пожалуй, и всей стране, торжественный ритуал
коленопреклонения.
Привожу запись из моего режиссерского сценария: « Под
каждый из двенадцати ударов – на экране возникают двенадцать символических
кинокадров, отражающих сегодняшний день Приморья, за который отдали свою жизнь Герои Великой отечественной
войны, кого сейчас нет рядом с нами в строю, кто за свои подвиги навечно
занесён в списки частей. Последний удар курантов – наезд на монументальную
фигуру солдата со знаменем в руках. За спиной поднимается белокаменный город,
впереди бухта Золотой Рог и разные корабли – торговые, рыболовецкие и военные,
стоящие на якорях у причалов. А когда в финале фильма вся площадь опустится на
колено, когда зазвучат залпы гвардейского крейсера «Варяг», отснятые кадры
салюта вставить в фильм в негативном изображении, чтобы вспышки фейерверка, словно
черные слезы скорби и печали, медленно текли по белому небу» Все эти задумки
были воплощены в фильме «Вечно в строю», который прошел на телеэкранах страны в
праздничные дни, когда страна отмечала двадцать первую годовщину Победы
|
Кадры из фильма «Вечно в
строю»(1966г). Город встал на одно колено перед памятью героев Великой
Отечественной войны. Девушки увенчали свои «бабеты» траурными муаровыми
лентами. |
в Великой Отечественной войне.
В 1985 году для фильма «Помни войну» о легендарной
подводной лодке С-56 и её командире Григории Ивановиче Щедрине я снова вернулся
к съёмкам ритуала коленопреклонения. По моему замыслу эта церемония должна была
проходить у подножья постамента героической подлодки, что на Корабельной
набережной Владивостока. За основу нового ритуала я взял сценарий адмирала
Потехина и перенес его действие, с некоторыми изменениями, к новому месту
проведения. Методическую помощь в разработке схемы построения войск и их
прохождения на фоне легендарной С-56 оказал мне, ныне покойный, Начальник
Военно-исторического музея Краснознамённого Тихоокеанского флота, полковник
Виталий Ефремович Белянков. Наш сценарий и
красочные схемы на больших ватманских листах были утверждены в Штабе
Флота, и с тех пор началась новая страница в проведении такого необычного и
неповторимого ритуала памяти погибших в Великой Отечественной войне. К
сожалению, в книге В.Д. Серых «Воинские
ритуалы», изданной в Москве Военным Издательством в 1986 году, не упоминается о Владивостокской традиции
проведения этой церемонии.
Так распорядилась судьба, что в 1995 году я вновь
вернулся к этому ритуалу в фильме «В тот день закончилась война». Это была
последняя кинолента Дальтелефильма,
разрушенного тогдашним руководством Примтелерадио. На остатках цветной плёнке,
с товарищами по несчастью, мы сняли репортаж о празднование 50-летия Дня
Победы. В тот год на Корабельной набережной в мемориале подводной лодке С-56
была сооружена Бронзовая книга памяти и ритуал «Коленопреклонения» получил
новое развитие. Мы ветераны кинопроизводства, операторы – Михаил Рыжов, Борис
Колобов, Виктор Жлоба и ваш покорный слуга – последний раз держали в руках
кинокамеры и запечатлели, как это не пафосно звучит, для потомков кинохронику обновленного воинского ритуала, который
родом из далёких шестидесятых годов.