КОМПЬЮТЕРНАЯ «СТРЕЛЯЛКА» ЗА 30 000 000 ДОЛЛАРОВ США

Фильм «Сталинград» поистине коллективный труд многих специалистов кино и компьютерной графики, которые затратили непомерный, просто титанический труд в постановке каждого кадр киноленты. Да и сам бюджет картины впечатляет грандиозной цифрой для российского кинематографа. Он обошелся кредиторам в 30 000 000 долларов США. И всё же  невооруженным глазом видно, что значительно превосходят «киношные рекорды Гиннеса» виртуозные «понты» самого режиссера, амбициозного Бондарчука-младшего, чтобы произвести на публику супер-впечатление: супер-спецэффектами, супер-спецпанорамами, супер-музыкой, супер-эротикой. Чтобы задвинуть за плинтус кинематографической конюшни всяких там озеровых, михалковых, шахназаровых, даже самого папу, Бондарчука-старшего. Даже по кадрам рекламы, идущей по всем российским ТВ-каналам, складывалось от картины впечатление «Бой в Крыму, всё в дыму – ничего не видно». Думаю, что все мысли постановщика по фильму «Сталинград» были, к сожалению, сфокусированы только на лавровом венке оскароносного триумфатора. Отсюда и проистекает зрительское равнодушие от просмотра,  блестяще сделанной компьютерной «стрелялки» для тинейджеров.

    Олег Канищев

Обречённый «Сталинград»

Обречённый «Сталинград»№ 40 (382) от 17 октября 2013 [«Аргументы Недели», Татьяна Москвина ]

 

В прокат вышел фильм «Сталинград» Фёдора Бондарчука и уже собрал изрядное количество зрителей. Об этом победными голосами вещают какие-то таинственные духи в эфире. По-моему, с таким пафосом не объявляли о наших реальных победах в Отечественной войне…

Неудивительно, что фильм, чьи трейлеры крутились по всем каналам, включая даже «Культуру», и поглотивший десятки миллионов денежных знаков вероятного противника, вызвал интерес публики. Но дело не только в рекламе – народ наш недоверчивый не на неё повёлся.

Речь идёт о базовых национальных ценностях (такова победа в Отечественной войне) – и картина «Сталинград» была обречена на массовый просмотр. Фёдор Бондарчук тут, в общем, ни при чём – любой режиссёр, взявшийся за «Сталинград», попал бы в болевую точку. Понаблюдайте: на всех кинопорталах в Сети более всего просмотров – у военных фильмов. Униженная и деградирующая нация воинов-победителей стосковалась по победе. Хоть бы в кино посмотреть, какие мы, русские, были когда-то молодцы!

Поэтому во всех отношениях посредственная картина Бондарчука нагружается могуществом национальных переживаний и упований. Мужчины видят себе подобных, и дсциплинированных, отлично воюющих, отчаянно победоносных. Женщины видят, как немецкий капитан силой берёт златокудрую русскую красавицу, а наши воины, напротив, трепетно берегут в осаждённом доме юную девушку. Плюс современные технологии и, как всегда у Бондарчука, превосходная артиллерия (я не про бюджет, а про виртуозно снятые залпы орудий, бомбометание, пулемётный огонь, взрывы, пожары и прочую пиротехнику).

Допустим, люди моего склада отчаянно скучают и хотят внятно рассказанной истории, – но для тех, кто воспитан компьютерными играми и пластмассовым кино маркетологов, наверное, информации достаточно. Сценарии у нас теперь пишутся бригадами, не то что прежде, когда какой-нибудь бравый сценарист Ежов, приняв литр на грудь в Доме творчества кинематографистов, писал про всё на свете: и про бой, и про девушку, что ждала на рассвете. Теперь про бой пишет один, про девушку на рассвете другой, на немецкой теме кто-то специально отслеживает, чтоб не очень-то обижать Ангелу Меркель; особенный человек мониторит процент юмора и слезы; и совсем особенный – чтоб происходящее всё ж таки было 12+. (Хотя какие там 12+ с таким количеством трупов и с зазнобой немецкого капитана в аппетитных чулочках!)

Поэтому сценария в старинном смысле слова нет. Начинается картина с землетрясения в Японии, куда направлена часть МЧС. Некто (лица не увидеть и не запомнить) начинает рассказывать девушке под завалом, что у него было пять отцов. И далее мы услышим голос Фёдора Бондарчука, который от имени этого пожилого спасателя повествует о Сталинграде. Он читает огромные куски текста, рассказывающие о довоенной жизни персонажей. Проникновенно сообщает: «моя мама тогда…», вызывая желание напомнить, что его мама – замечательная актриса Ирина Скобцева. И вообще пытается силой тихого голоса связать хаотичное повествование в нечто цельное. Вместо того чтобы показывать, играть, – рассказывают и обозначают.

При этом почти что все 2 часа 15 минут происходящее сопровождает некое симфоническое колебание воздуха сочинения композитора А. Бадаламенти. Это понятно: юный Бондарчук, конечно, смотрел «Твин Пикс», для которого Бадаламенти написал минутную заставку, и её полюбил весь киноманский мир. Прошли годы, и уже неюный Бондарчук получил возможность пригласить любого композитора – отчего же не Бадаламенти? (Позвал же Хотиненко на «72 метра» Э. Морриконе!). В этот раз Бадаламенти сочинил несколько километров «музыки», которую можно уподобить попытке импотента достичь пика счастья. (Ставлю на своей статье 16+.)

Работа с актёрами никогда не была сильной стороной Ф. Бондарчука, сценарного материала для образов мало, поэтому запоминается разве озорной и злой Чванов – артист Д. Лысенков. Вообще в картине чрезвычайно слаб и скуден отпечаток личности автора, нет своего почерка. Вот, скажем, Никита Михалков в своих «Утомлённых солнцем – 2» отправил на войну сам себя, всех детей, всех любимых актёров и даже самого Господа Бога (в своём понимании). На любом фрагменте его фильма виден отпечаток индивидуальности создателя, со всеми причудами, странностями и пристрастиями. Люби не люби, это авторское кино. А в картине Бондарчука почувствовать и понять автора невозможно, до того это странный человек.

Такой, знаете, «человек-заказ». При этом «заказ» вовсе не идеологический – в «Сталинграде» нет никакой идеологии, и сражаются там не две державы, а мужчины с мужчинами. Скорее заказ эстетический – отформатировать кино в соответствии с визуальностью компьютерных игр. Кого-то коробит, что для просмотра фильма об Отечественной войне в специальном формате надо надевать очки. Для молодых людей никакой проблемы нет, эти очки и эти форматы для них родные.

Ладно. Но только причём бы тут был «Оскар», на соискание которого, в обход всех регламентов, была от правлена картина Бондарчука? Всё ж таки на «Оскар» следует выдвигать фильм незаурядных художественных – художественных, не технологических! – достоинств. В 2013 году такой картиной стала «Легенда №17» с крепким сценарием, хорошей режиссурой и превосходной актёрской работой Олега Меньшикова. Что же произошло?

Выдвигаю гипотезу: произошла драма. В душе Никиты Сергеевича Михалкова. «Легенда №17» – детище его студии, он нежно любит эту картину и прекрасно знает место нового «Сталинграда» в истории кино. Но у «Легенды №17» были бы шансы получить «Оскар» (небольшие, но были). И что – значит, пацан Коля Лебедев встанет рядом с Н.С. Михалковым? Дескать, подвинься, папаша, у тебя «Оскар» – да и у меня «Оскар»? О ужас!

У всех великих людей свои слабости. Причём с годами слабости норовят возрасти. Михалков не командует «оскаровским комитетом», но влияние его очевидно. Предполагаю, что, не без грусти отодвинув «Легенду №17», Михалков патронировал «Сталинград». Возможно, Никита Сергеевич сам не понимает, что у него в подсознании, но со стороны впечатление достаточно чёткое: всё складывается так, чтобы «Оскар» в России был у одного человека. Ещё возможно, чтоб второй «Оскар» был у одного (того же самого) человека. Но чтоб «Оскар» был у другого! Это же невыносимо, неужели не понятно.

В этом году всё удалось. «Сталинград» не имеет никаких шансов на золочёную статуэтку, но в следующем году может опять появиться конкурент и опять придётся возмущать общественность таинственными «решениями» «оскаровского комитета». Причём все эти балеты пляшутся с такими серьёзными лицами, что хочется по-простому сказать (как это любит сам Михалков) – ребята, вы что? Вы кино хорошего не смотрели, не отличаете компьютерную стрелялку от художественного фильма? Актёрскую работу от использования фактуры? Музыку от назойливого фона? Вы вообще кинематографисты или конъюнктурщики типа «нас толкнули – мы упали, нас подняли – мы пошли»?

Спрашиваю для собственного удовольствия, знаю, что ответа никакого не будет. Скучнейший «Сталинград» получит все «Золотые орлы» и прочую мишуру. А затем, нагруженный призами, медленно погрузится в пески забвения, где его поджидают «9 рота» и «Обитаемый остров», и откуда его не извлечёт уже никто и ничто.

 

Федор Бондарчук и война миров

Впечатления от фильма «Сталинград» можно охарактеризовать одним словом — «странные»

15 октября 12:53Юрий ГладильщиковЮрий Гладильщиков

Главный сюрприз — фильм оказался почти камерным. Нет стратегического взгляда на сталинградские события.Главный сюрприз — фильм оказался почти камерным. Нет стратегического взгляда на сталинградские события.

© WDSSPR

Лишь вчера из-за двухнедельного отсутствия в Москве поглядел «Сталинград» Федора Бондарчука, выдвинутый от России на «Оскар». Несмотря на ненависть к стереоскопическим очкам, заставил себя пойти на оригинальную версию 3D.

Контекст

·          

Фильм отрецензировали уже многие, поэтому перед просмотром огородил себя плотной завесой молчания. Домашние пытались терроризировать меня разговорами: «А знаешь, что сказали про “Сталинград” Б., Д., З., К., П.? А хочешь послушать, что пишут на фейсбуке?» «Не хочу ничего слышать!» — рявкал я в ответ, желая сохранить девственное восприятие.

В итоге добился невозможного для представителя своей профессии: на пятый день проката «Сталинграда» я не знал о нем ровным счетом ничего. Так что в первые минуты сеанса, обнаружив на экране не разрушенный войной город на Волге и солдатские подвиги, а разгромленную землетрясением Японию 2011 года и профессиональный героизм нашего МЧС, я подумал, что ошибся залом.

Я увидел не ту картину, какую ожидал. Остается решить для себя: достоинство ли это «Сталинграда» или его недостаток.

О чем это

О том, как поздней осенью 1942-го группе наших разведчиков удалось захватить дом на окраине Сталинграда вблизи переправы через Волгу и удерживать его более двух суток.

Жестокие эпизоды рукопашной, когда главное оружие — это штык-нож, а главная цель — горло врага, перемежаются лирическими и даже мелодраматическими отступлениями. На сером фоне войны развиваются две любовные истории: рассказ о влечении немецкого капитана, который обязан отбить дом у наших разведчиков, к русской красавице-блондинке, обитающей в одном из окрестных подвалов, и сказ о высокой любви пяти воинов во главе с другим капитаном, нашим, к 18-летней светлой и святой девушке. Она хозяйка того самого полуразрушенного сталинградского дома, который они отбили у немцев, можно сказать — его душа. Она продолжает жить в нем, несмотря на гибель всех родных и соседей.

Немец, конечно, несравним с нашим ни моральным обликом, ни духом. Он лучше других фрицев, но все равно фриц

Чем закончится порочная интернациональная история страсти, выдавать не стану. А наша завершится чудом. Девушка станет матерью того самого представителя МЧС (это понятно с первых кадров), который спасает людей из-под завалов после японского землетрясения, причем не каких-то людей, а немецких подростков-туристов — потомков тех, кто организовал кровавую сталинградскую бойню. Ведь все люди теперь  братья. Чтобы отвлечь подростков от страшных мыслей, когда те лежат в ловушке под бетонными обломками, эмчеэсовец рассказывает им историю своего рождения. Его отцами мать считала всех пятерых русских воинов во главе с капитаном, которые пришли в ее разбомбленный сталинградский дом. Непонятно, кстати, почему пятерых: юную девушку в фильме окружает шестеро наших. Но шестого, бойца из речной флотилии, сценаристы фильма почему-то не посчитали.

На самом деле отцом будущего эмчеэсовца был только один из воинов. Но и в случае с ним Бондарчук ничего эротического не показывает. Идеальную героиню «Сталинграда» вообще трудно представить в постели: она словно бы из иных высших сфер (а вот у немца с его блондинкой — настоящая и, судя по всему, аморальная постель; немец даже жалуется, что блондинка пробудила в нем, солдате, зверя). Так что ситуацию можно трактовать и как непорочное зачатие. В фильме вообще много символов, доказывающих, что с нами Бог — с русскими, а не немцами. Хотя лозунг Gott mit uns использовала (что остается за кадром) именно германская армия.

Отдельная тема — по-голливудски непримиримая дуэль двух солдат, двух капитанов: нашего и немецкого. Немец, конечно, не сравним с нашим ни моральным обликом, ни духом. Он лучше других фрицев, но все равно фриц. Но как противники они друг друга достойны. Нашего изображает Петр Федоров из «Обитаемого острова» и «России 88», немца – европейский и голливудский актер Томас Кречманн.

В фильме есть как минимум одна страшнейшая массовая сцена, когда на атакующих советских солдат выплескиваются тонны горящего топливаВ фильме есть как минимум одна страшнейшая массовая сцена, когда на атакующих советских солдат выплескиваются тонны горящего топлива

© «WDSSPR»

Что в этом хорошего

Главный сюрприз — фильм оказался почти камерным. Нет стратегического взгляда на сталинградские события. Нет так называемой генеральской правды, которой отличались советские эпопеи Юрия Озерова — от «Освобождения» до его собственного «Сталинграда», выпущенного в 1989 году. Нет карт со стрелочками die erste Kolonne marschiert, die zweite Kolonne marschiert: еще Л. Н. Толстой считал, что они не отражают правду о войне (обратная сторона медали — новая публика может не понять из фильмамасштаб

 Сталинградской битвы

). При этом в фильме есть как минимум одна страшнейшая массовая сцена, когда на атакующих советских солдат выплескиваются тонны горящего топлива, и те живыми факелами, потеряв рассудок от боли и ярости, продолжают атаковать немецкие окопы. Эту сцену запомнят, полагаю, все.

В то же время в фильме нет и так называемой окопной, солдатской правды, которую отстаивали в своей прозе Виктор Некрасов, Василь Быков, Виктор Астафьев.

Этот фильм в общем-то сказка. Один из критиков (после просмотра я все-таки почитал рецензии коллег) написал, что киноопера. А еще точнее, апокриф, хождение русской богородицы — 18-летней девушки — и русских апостолов-разведчиков по мукам.

Только что шли «300 спартанцев» — и вдруг фильм становится похожим на павильонные картины сталинских времен

Странности

Вероятно, желание сотворить апокриф и сыграло с Бондарчуком дурную шутку.

С одной стороны, «Сталинград» — сверхсовременное кино, прежде всего коммерчески современное: компьютер и еще раз компьютер. Сцены боев не только жестокие, но и красивые: режиссер их смакует. Из-за замедленной съемки, позволяющей насладиться всеми деталями перерезания горл, «Сталинград» напоминает кинокомиксы типа «300 спартанцев» Зака Снайдера, а также компьютерные игры — еще и потому, что задник с видами разрушенного и дымящегося Сталинграда нарисован слегка неряшливо. Как и в играх, он только фон, для режиссера не слишком важный. (Не могу, кстати, не прокомментировать ситуацию, которая меня задела. Зайдя после просмотра на официальный сайт фильма, я с недоумением обнаружил, что этот сайт  и есть компьютерная игра. В ее начале — дальше не заглядывал — надо форсировать Волгу на плоту с советским солдатом и умудриться не погибнуть под вражеским огнем. Потом, судя по всему, надо отыскать какие-то пистолеты, чтобы выиграть бесплатные билеты в кино. По-моему, это цинизм. Особенно с учетом того, что фильм позиционирует себя как патриотический и религиозный.)

Этот фильм в общем-то сказка. Один из критиков написал, что киноопера.

Этот фильм в общем-то сказка. Один из критиков написал, что киноопера.

С другой стороны, фильм дико старомоден. Наверное, потому, что апокриф, религиозная сказка о деяниях святых, обязан выглядеть старомодно. Возникает ощущение эстетического раздрая. Только что шли «300 спартанцев» — и вдруг фильм становится похожим на павильонные картины сталинских времен. Все сцены внутри полуразрушенного дома, где засели разведчики и обитает святая 18-летняя девушка, абсолютно театральны по мизансценам, неестественно литературным диалогам, словно бы заимствованным из дурной советской пьесы, а также классическому театральному сине-желтоватому освещению. Еще более старомоден закадровый комментарий к действию, который читает сам Бондарчук, разъясняя характеры персонажей и периодически давая исторические справки, ведь из фильма, повторим, не ясны подробности Сталинградской битвы.

Претензия № 2: стыдливые игры вокруг патриотизма. Понятно, что Бондарчук оказался в сложной ситуации, как совместить патриотизм + православную религиозность (без них невозможно сделать фильм про Сталинград в сегодняшней РФ) с современным западным гуманизмом, без которого фильм про войну не воспримут в мире. Про то, что военные фильмы должны быть на самом деле антивоенными, задумывался еще отец-классик Федора Сергей Бондарчук. В его легендарном «Ватерлоо» эпизодический персонаж знаменитого на тот момент советского актера Олега Видова, уехавшего вскоре за океан, посылал в небеса проклятие войне.

У несчастной русской «шлюхи» (на самом деле совсем не шлюхи), несколько месяцев обитавшей в подвале без горячей воды и мыла, хорошо прошампуненные и завитые дорогостоящим парикмахером волосы

Но Бондарчуку-старшему было проще: в «Ватерлоо» не было русских персонажей и русского оружия. Федору Бондарчуку — сложнее, поэтому в какой-то момент он почти цитирует отца: немецкий капитан, сыгранный Кречманном, вопиет к небесам. Параллель Сталинград — Фукусима тоже призвана содействовать общегуманистическому пафосу ленты. Но в самом финале режиссер ломается: поет гимн советской армии, советскому народу и СССР. Да, я тоже готов за многое пропеть им гимн. Но не надо же пороть патриотическую лажу, что благодаря солдатам Великой Отечественной и их подвигу наш народ и Европа не знали потом, что такое война, и жили мирно и счастливо. А коммунистическая тирания? А Венгрия и Чехословакия? А Афганистан, про который тот же Бондарчук снял «9 роту»?

Неряшливость

Претензия № 3: фильм неряшлив. Достаточно того, что у несчастной русской «шлюхи» (на самом деле совсем не шлюхи), которую полюбил немецкий капитан, несколько месяцев обитавшей в подвале без горячей воды и мыла, хорошо прошампуненные и завитые дорогостоящим парикмахером волосы и, пусть не шелковое, но очень чистое белое белье. А почему так? А потому, что должно быть красиво. Красота, особенно гламурная, всегда кассова.