Тургеневская
девушка Ольга Степанова.
Когда мы говорим – тургеневская девушка – многие вкладывают в это понятие: милая, искренняя, наивная, трогательная, доверчивая душа. В общем, кисейная барышня из дворянского гнезда. Увы, это не про нашу Олю Степанову. Наша Оля выросла в Ленинградском детдоме в голодное послевоенное время. Окончила Ленинградский институт киноинженеров электротехнический факультет и вслед за мужем – морским офицером - приехала во Владивосток. Что ее роднило с тургеневскими женщинами, так это внешний вид, сила характера, фантастическая целеустремленность, которая присуща многим героиням писателя. Недаром же они вошли в сознание поколений русских людей как «тургеневские девушки». Об этом типе русских женщин, о таящихся в их сердце и уме сокровищах писал в «Записках революционера»
П. Кропоткин. Вера Фигнер говорила о значении тургеневских героинь для нее и ее сверстниц, отдавших жизнь народно-освободительному движению. Лев Толстой рассказывал Чехову: «Тургенев сделал великое дело тем, что написал удивительные портреты женщин. Может быть, таковых, как он писал, и не было, но когда он написал их, они появились».
Оля Степанова внешне напоминала истинно
русских красавиц. Натуральная голубоглазая блондинка с тонкой белой кожей и
румянцем во всю щеку. Когда Оленька смущалась, пунцовая краска заливала все лицо, и от этого она
становилась трогательной и наивной взрослой девочкой. Её поэтический образ, будь он воссоздан мною во
всей своей полноте и целостности, мог бы сравниться с Лизой Калитиной из романа
И.С.Тургенева «Дворянское гнездо».
Оля поступила на работу в киногруппу Владивостокской студии телевидения инженером звукозаписи. Это было время становления телевизионного фильмопроизводства. В 1963 году я, будучи студентом режиссерского отделения Дальневосточного института искусств, вернулся в киногруппу теперь уже в статусе кинорежиссера, и мы с Олей сразу прониклись друг другу взаимной симпатией, поскольку жили до Владивостока в одном городе и окончили один и тот же факультет Ленинградского института киноинженеров.
Что еще отличала Олю от студийных красавиц? Она превосходно играла в шахматы, что для неё было немаловажным преимуществом, и отлично разбиралась в звуковой технике. Во всех моих ранних фильмах Оля выполняла не только роль инженера перезаписи в тонателье, но и - помощника звукооператора во время съемок и монтажа моих фильмов. И надо сказать, она в этой ипостаси была незаменима. Если бы в моей съемочной группе вместо запойных штатных операторов был бы такого уровня культуры и воспитания кинооператор, как Оля Степанова, я бы мог горы свернуть. Сегодня на склоне лет могу смело заявить - лучшего друга и помощника, чем Оля Степанова, у меня в коллективе «Дальтелефильма» не было ни до, ни после неё! Только благодаря Оленьке, её заботе и вниманию, пунктуальности и фанатической преданности нашему общему делу, я смог в тяжелых производственных условиях снять подряд четыре фильма, завоевавших признание на Международных и Всесоюзных фестивалях.
У Оли Степановой был маленький сын Павлуша и
муж, на которого не хватало времени, только по телефону и общались. Здесь, на
студии, в нашей группе — были все её
интересы и почти все привязанности. Она была мне предана до кончиков ногтей и,
возможно, тайно влюблена, любовью ученика к учителю, наставнику, гуру. Хотя, избави бог, ни полусловом, ни взглядом
не выдавала этого. Она могла сделать для фильма и, естественно, для меня все
возможное и кое-что из невозможного тоже. В производственной суматохе я иногда
не замечал её титанического старания, воспринимал её усилия, как должное.
Иногда был несправедливо раздражителен. Оля никогда не обижалась и принимала
мои «режиссерские капризы» стоически. Только покрывалась пунцовой краской от
стеснения, что не смогла исполнить причуды своего учителя. Для пользы фильма
она могла смело стучаться в кабинеты наших начальников и доказывать, что для
стройности композиции ленты надо сохранить тот или иной эпизод, который накануне на художественном
совете был забракован. Эта преданность, может быть, слепая, но очень - человеческая.
И даже имея перспективу более спокойной работы, Оля Степанова оставалась при
моей киногруппе, не рассчитывая ни на какую признательность. В этой верности —
ее «идея», личная и, очевидно соприкасающаяся
с идеей верности Кино, верности
Искусству, которому человек отдает все, что имеет, что может отдать.
Оля, по моей просьбе, чтобы быть полноценным
звукорежиссером, несколько часов в день прослушивала музыкальные записи из
нашей обширной фонотеки. Вела дневник, где фиксировала, какие образы грезятся и
навивают те или иные музыкальные произведения. Эти записи до сих пор хранятся в
моем архиве.
Когда у меня произошел разлад в семье, Оля
Степанова была связующим звеном в общении с моей женой Олей Кравцовой. В
экспедицию Оля Степанова писала мне в письмах, как поживает мой маленький сын
Максим. Сообщала все подробности студийных событий. К счастью, я сумел
сохранить эти письма - свидетельства, что нас тогда волновало и заботило.
Когда-нибудь я к ним вернусь, чтобы словами самой Оли раскрыть не достающие
черты её характера в наших с ней взаимоотношениях. Мы с ней были на ты, но во
всем, и в личных отношениях тоже, она ко мне относилась с большим почтением. Ни разу я от неё не слышал
бранного слова или вульгарного выражения. Она была достойным представителем
ленинградской интеллигенции. Бывая в Ленинграде, Оля обязательно привозила в
подарок какую-нибудь редкостную книгу по режиссуре или справочник по русской
филологии. Её книгой «В мире мудрых мыслей» я до сих пор пользуюсь в написании
моих воспоминаний.
В 1968 году Оля уже самостоятельно работала звукооператором и её дебют, как и вся картина в целом - «О
диких оленях и пастухе Кармазине» режиссера-оператора В.Соломина, была отмечена
Призом на Всесоюзном фестивале телефильмов в Ленинграде. Последним фильмом, на котором мы работали
вместе и выезжали в Хабаровск на студию кинохроники для монтажа, была лента «Полтора часа до объятий». Самый любимый фильм и мой, и Оли Степановой.
Но, как поется в одной песенке: «не долго
музыка играла…» Все хорошее почему-то неожиданно заканчивается. В 1970 году Оля
Степанова уехала из Владивостока в Москву вслед за мужем, которого направили на
учебу в академию. Оля не хотела покидать «Дальтелефильм», долго откладывала
свой отъезд. Мне кажется, что если бы я позвал Олю за собой, она бы пошла на
все, чтобы быть рядом на всю оставшуюся жизнь. Вот так я потерял дорогого мне
человека. Только время помогло мне
понять и оценить поступки моей Оли, равные нравственному подвигу. Не
сохранилось ни одной портретной фотографии Оленьки. К сожалению, мой бледный рассказ - не передает и десятой доли полнокровного образа этой
чудесной молодой женщины. Здесь нужен писательский талант Ивана Сергеевича
Тургенева. Об этом сожалеешь вдвойне. Оля Степанова – чистая, наивная,
трогательная, действительно, тургеневская девушка, которую в наши дни не сыщешь
и с огнем. Натянутая как струна, она была готова ринуться на защиту отснятого
материала от каждого, кто посмеет усомниться в его «гениальности».
Олег Канищев