А
секс-то был!
25 лет назад на экраны вышла «Интердевочка»
|
Компанию «на
панели» Елене Яковлевой (крайняя справа) составили (слева направо) Любовь
Полищук, Ингеборга Дапкунайте, Ирина Розанова. Фото РИА Новости |
Снимать фильм про
советскую валютную проститутку Пётр Тодоровский сперва
категорически отказывался. «В СССР секса нет!» Эта фраза стала афоризмом раннеперестроечной
эпохи. Поэтому можно представить, какой секс-бомбой взорвалась
в 1989-м «Интердевочка» Петра Тодоровского.
Очереди в кинотеатры
занимали с ночи. За год проката - 40 млн зрителей, сборы - 20 млн долл. А ведь
Пётр Ефимович Тодоровский всё снял предельно этично - чтобы Елену Яковлеву не
терзали душевные муки из-за того, что играть ей придётся не милую, симпатичную
советскую медсестру, любящую дочь интеллигентной учительницы словесности,
играющую на рояле и декламирующую Пастернака наизусть (такой Таня Зайцева была днём),
а «ночную бабочку», порхающую из постели в постель. Проституток - нет!
Свою повесть Владимир
Кунин назвал «Проститутка». И отдал в 1988-м в журнал
«Аврора». Название вызвало взрыв негодования в верхах: проституции в Стране
Советов нет, а проститутки, значит, есть? Как весело разъясняет подвозящему её
таксисту в фильме сама Таня, «статьи для нас в Уголовном кодексе не
существует, потому что само вот это вот социальное явление отсутствует в стране
полностью». Поэтому Кунин переименовал повесть в «Интердевочку». Термин этот
- его личное изобретение, вошедшее и в обиход, и в словари, став названием ещё
и известной песни про нищих советских мужиков, которым зарплаты не хватит её,
валютную, обнять, не говоря уж про поцеловать. «Без штанов
останешься!» - как говорит опять же Таня Зайцева. Сам же писатель считал этот
вынужденный термин «идиотским словечком» и вообще из
35 своих сценариев этот считал «посредственным, но
неожиданно попавшим в струю». Впоследствии он не принял трактовку режиссёра и
фильм в целом. Да и сам Тодоровский не считал его одной из лучших своих картин.
Сюжет посетил Кунина, ещё когда он жил в 1986-м
в Польше, в варшавском «Гранд-отеле», и плотно
общался с валютными. Героиня, соответственно, должна была быть полькой, полюбившей
шофёра-дальнобойщика. А уже работая над будущей «Интердевочкой», Кунин, которому
тогда было за 60 (а он был лауреатом Госпремии и премии Ленинского комсомола, в
прошлом военный лётчик и цирковой акробат), с разрешения начальства «внедрился»
на 4 месяца в спецгруппу по валютным операциям и по надзору за иностранцами и
валютными проститутками. А потом он перешёл «линию фронта» и стал изучать уже
нравы самих интердевочек. Так что за точность фактуры
- судеб, историй, сюжетов, событий - автор отвечал вполне. Любопытно, что шведский
актёр Томас Лаустиол, сыгравший Эдварда Ларсена, мужа Таньки, сам некогда сожительствовал несколько
лет с валютной проституткой из Чехословакии и считает, что, если любишь, всё остальное
не имеет значения.
Кунин принёс повесть Мире Тодоровской, супруге маститого режиссёра-фронтовика,
известного нежными, лирико-романтическими фильмами: «Был месяц май»,
«Военно-полевой роман». «Я кино вообще тогда не занималась, - рассказывает «АиФ»
Мира Григорьевна, - но меня привлекла коммерческая сторона, хотя я не
могла тогда предположить такого успеха. Понравилась мне и необычная
человеческая история. Я сразу увидела именно Яковлеву в главной роли, заметив
её ещё в «Плюмбуме» Абдрашитова. Но надо было
уговорить мужа - многим было смешно представить, как Тодоровский снимает фильм
про проститутку! Он не соглашался категорически. И ведь
правда, он деревенский чистый человек, таким всю жизнь и прожил. Всё это для
него было ужасно - доллары, валютные проститутки и пр. Я его специально водила
к «Националю», показывала интердевочек. Он был против
Лены Яковлевой, упорно считая, что все эти девицы должны быть грудастыми и задастыми. А у неё «ни там, ни тут».
Сам Кунин думал о Татьяне Догилевой, были
ещё кандидатуры Натальи Андрейченко и даже польской
сексапильно-яркой звезды Катажины Фигуре, которой послали
сценарий. Но утвердили Яковлеву – без «фигуры».
«Я нашла в Швеции
партнёра, продавца скота, он дал 200 тыс. долл., огромную по тем временам сумму,
- продолжает Мира Григорьевна. - И наши киноначальники
сдались, добавили госденег. Мы сделали шведскую
версию, односерийную, и она шла у них в прокате. У нас
считали, что героиня должна быть наказана и погибнуть. Для шведов же мы
оставляли возможность надежды. А, в общем, это добрая, человечная картина про
любовь, про несчастную женщину, потому что Тодоровский снимал всю жизнь только такое
кино».
А теперь вспомним:
много ли в картине «про это» как раз этого самого, а именно секса и обнажёнки? Получается, что ничего нет! Ну
мелькнули бюсты ведущих наших актрис, ну Яковлева в трусиках и лифчике... Яковлева
сниматься обнажённой в постельных сценах категорически отказалась. В итоге
ключевую сцену фильма, где Татьяна вынуждена отработать у своего давнего
японского клиента недостающую ей для выезда в Швецию сумму (750 долл.), снимали
с участием почти всего мужского состава группы: один раскачивал прикроватную
тумбочку со светильником, а остальные,
включая режиссёра, трясли кровать. Всё это должно было выражать сексуальную
мощь неутомимого японца. А самого его в кадре вообще нет. Зато есть крупный
план лица Яковлевой, смазанного глицерином - как бы «трудовым» потом. Лицо это
с безучастно мотающейся из стороны в сторону головой напоминает мученический
облик пионерки на допросе в гестапо.
«У меня никогда не
было такой женщины, как ты, Танья», - сказал правду
японец. Такой лежащей «недвижимостью» интердевочки уж
наверняка не было. Но разве могли поступить иначе советский режиссёр-классик и молодая
советская актриса? Тем более в стране, где секса не было.
Марина
МУРЗИНА
22-28 января 2014г