Семен Юрченко. Штрихи к
позднему портрету.
После выхода на пенсию и перехода на редакторскую работу в
"Дальтелефильм", Семен (так за глаза называли Семена Владимировича
Юрченко) начал заметно меняться. Короче и тише стали разносы подчиненных. Он
больше стал прощать невольные ошибки,
больше советовался, чаще прислушивался к чужому мнению. Он стал мягче спокойнее
добрее к людям. Семен как бы спустился с небес на грешную землю с её мелкими
проблемами. Можно (и нужно) завидовать яркой судьбе этого великого
первопроходца. Но ведь можно и пожалеть
его. Получая недоступные нам, рядовым режиссерам и операторам, радости, он
лишался радостей доступных, а ведь и они тоже истинные радости.
|
В новом социальном положении и
профессиональных обязанностях старшего редактора, движения его резко
замедлились, теперь они были не столь выразительны. Он начал оглядываться вокруг
и замечать то, что раньше не замечал. А точнее, что не позволял себе замечать.
Перед ним открылись вдруг простые истины: кроме строительства лучшего на
Дальнем Востоке цветного телекомплекса и радиодома первого класса, существуют
люди, рядовые специалисты, обслуживающие электронное железо.
Теперь Семен работал с 9 до 18 часов с перерывом на обед. Утром и вечером
его привозила и отвозила бывшая его персональная черная "Волга". Но я
не думаю, что это благотворно отразилось на его здоровье. Я был свидетелем
телефонного разговора Семена с новым Председателем комитета, когда ему отказали
в престижной машине, заменив «Волгу» на газик. Семен сначала вскипел, а потом
сник, понимая, что власть его уходила с каждым днем, и он с его требованиями
внимания и почтения становился обузой
для руководства. Семен потихоньку угасал физически. Спал с лица и тела,
незаметно появилась палочка. Затем одинокое сидение на лавочке у входа в
студию. Затем его стали избегать не только его бывшее руководящее окружение, но
и рядовые коллеги. А он никак не мог согласиться с тем, что пора покидать
корабль,
Неужели мудрый Юрченко не
понимал, что, увы, ничего у него не выйдет с его новыми обязанностями старшего
редактора. Что если он начнет жить по-другому, на другом уровне - это будет уже
не он, а другой никому не нужный человек. Пользуясь его доступностью, когда он
одиноко на лавочке просиживал свои неглаженые штаны, я задавал ему вопрос:
"Семен Владимирович, зачем Вам это нужно? Надо вовремя уходить со сцены,
чтобы в памяти людей остаться полным сил и энергии Председателем, который одним
только видом наводил трепетный страх и почтение у сослуживцев».
У него не было друзей, ибо он всегда был больше предан идеям, планам,
нежели людям. Были единомышленники. А
друзей не было. С десятками людей из Госкомитета и Примтелерадио я встречался и
говорил, но ни один не мог мне сказать "Я был близким другом Семена
Владимировича Юрченко». К тому же после смерти Семена Владимировича никто из
его ближайшего окружения не разродился воспоминаниями о нем, кроме Валентина
Александровича Ткачева в книге "Синяя птица телевидения".
|
1968г. Рига. 2 Всесоюзный фестиваль «Человек и
море». Вручение Главного приза «Серебряные сети» за фильм «Анна Ивановна».
Слева направо Семен Юрченко, Олег
Канищев. Приз вручает руководитель
Главка местного вещания Госкомитета Виталий Назаров. |
Может быть, это объяснение
покажется надуманным, но друзей у Юрченко не было еще и потому, что люди,
которые искренне не интересовались его делом, не могли быть ему интересны, а дружба с людьми из его круга страшила его
усложнениями деловых взаимоотношений.
Друзьям труднее приказывать. Он жертвовал дружбой ради дела. Ну, а
потом, настоящие друзья требуют времени.
А времени у Семёна, в зрелые годы, когда я его знал, всегда было в обрез. Не было и того круга
людей из телерадиокомитета, которые образуют некую общность "друзей дома», кто чаще других
присутствует на разных семейных торжествах.
Семен Юрченко не умел отдыхать. На отдыхе он чувствовал себя не в своей
родной стихии, тяготился бездельем. Казалось, что он работал без устали, без
выходных, годами не бывая в отпуске. Однако, это неверно. Семен работал много,
часто без выходных, но в отпуске бывал регулярно, за редким исключением почти
каждый год в санатории высших партийных чиновников - Шмаковке. Там, на отдыхе,
он не был похож на всем известного Юрченко. Он долго спал, неохотно вставал,
медленно завтракал и, если не было процедур, снова ложился. Набирал в постель
кипу газет и журналов и медленно и обстоятельно просматривал их, но быстро
засыпал и мог проспать кряду десяток часов.
К вечеру в его номере собиралась
компания партийных преферансистов и до
утра, под коньяк, расписывали пулю. В этом была двойная польза: показать свой
аналитический ум перед сильными мира сего и завести новые, естественно, нужные
для дела знакомства.
Уже стало стереотипом: и в
книгах, и в фильмах положительный герой обязательно что-то на досуге
сажает, окучивает, опершись на лопату, с мудрой улыбкой смотрит на младую
поросль. Так вот, у Семена не было ни дачи, ни хобби, кроме преферанса. Он не
писал воспоминаний, не резал по дереву.
Семен Владимирович не следил за модой, к одежде был довольно равнодушен.
Считанные разы я видел его в галстуке,
да и мало кто его видел. Он надевал галстук лишь при крайней необходимости, в
случае высочайшего официоза. Осенью, зимой и весной он бессменно облачался в
шерстенные и трикотажные рубашки,
которые носят без галстуков. Он их любил и очень долго носил, пока не
изнашивал воротнички и манжеты.
Летом он облачался в легкие
«распашонки» на молнии или на пуговицах с короткими рукавами, которые была
заправлены в светлые бумажные брюки. Если не ошибаюсь, это были брюки китайской
фирмы «Дружба", очень хорошие для лета, которые тогда все носили. Дешевле
брюк, насколько я помню, не продавалось. Обут он был в коричневые летние туфли
с дырочками или в сандалии. Семен Юрченко очень не любил менять туалеты. Если
начинал носить костюм, то носил его "до дыр".
Так же, как не замечал он вещей или одежды, был Семен абсолютно неприхотлив
в еде, хотя плоти у него было чрезмерно много. Обедал он очень быстро, на
скорую руку в отдельном салоне для "комсостава" Комитета, но из кухни
столовой для рядовых сотрудников.
|
1972г. Ташкент.
Всесоюзный фестиваль телефильмов. Идет обсуждение просмотренных программ. В
центре Семен Юрченко, слева Олег
Канищев. |
Я уже рассказывал о своеобразном отношении Семена Владимировича к алкоголю.
Он не был ни его воинствующим противником, ни убежденным поклонником. Просто
мало об этом думал. Мне, в силу того, что я часто ездил с Юрченко на
кинофестивали, приходилось видит его на банкетах и в гостиничных номерах в
тесном кругу «госкомитетских» чиновников и председателей областных комитетов.
Алкоголь занимал в его жизни то место, которое он и должен занимать в жизни
каждого мужчины. Семен считал, что ни те, кто стоит над ним, ни те, кто под
ним, видеть его в подпитии не должны. Тем более что в часы застолья он
«размякал», становился словоохотливым, добрым, подчас сентиментальным. А для
него все это считалось проявлением слабости. Поэтому даже в великие минуты
торжества на фестивальных приемах, когда должно было расслабиться, Семен
держал марку, и я ни разу не видел его пьяным.
Семен всю свою жизнь занимался строительством и расширением Приморского
Комитета, внедрением передовой технологии телерадиовещания. В этом направлении
он обошел все дальневосточные комитеты по телевидению и радиовещанию. Но чтобы
выбить деньги на столь обширное строительство, надо было в Москву и рыбные
деликатесы привозить, и пить с "нужными " людьми, которых надо в
чем-то убедить. Короче, иногда Семен
подмешивал в необходимые дела коньяк или водку с дальневосточным бальзамом.
Но делал это по барски широко и красиво, не унижая себя, и всегда добивался
успеха. Он всегда был человеком, который, стремясь к выбранной цели, несся к
ней, словно танк, сокрушая все на своем пути, и ни на секунду не спуская с неё
глаз. Семен Владимирович никогда бы ничего не сделал, живи он иначе, без этой
святой "погони за достижениями".
В день 50 – летнего юбилея Приморского телевидения в июле 2005 года по инициативе В.В. Бакшина –
нового Председателя ПТР - на фронтоне здания телевизионного комплекса, наконец,
заслужено установили памятную доску Семену Владимировичу Юрченко.
Присутствующие телевизионщики старшего поколения не узнали своего шефа на
барельефе. На них с высоты смотрел в бронзовой
патине античный герой. Возможно, так было задумано исполнителем - выявить доминантную
черту организаторского талант Семена – авторитарный стиль руководства. Я же порадовался за Семена, что он вновь вознесся
на рукотворный пьедестал, но теперь Юрченко не внушал подобострастный трепет и страх, а навевал сладкую грусть
по минувшим дням нашей молодости.