Фильму «ВНИМАНИЕ, ПРИРОДА» исполнилось 40 лет.

Кан+женшень

Таёжную находку - корень жизни женьшень демонстрирует режиссер

Олег Канищев

Летом 1974 года на студии «Дальтелефильм» я готовился к съемкам картины по соб­ственному сценарию. В будущей киноленте предполагалось рассказать о богатствах Уссурийской тайги, об использовании ее флоры и фауны в лечебных целях.

Литературный сценарий состоял из трех новелл, повествующих о работе Дальневосточного научного центра по разведению змей в неволе и промышленному получению змеиного яда; о единственном в стране совхозе "Женьшень", занимающемся выращиванием женьшеня; о разведении пятнистого оленя, дающего ценное лекарственное сырье - панты.

Фильм назывался «Внимание, природа». Это был мой первый опыт съемок животного и растительного мира на отечественной цветной плёнке. Уже на стадии написания сценария возникло масса проблем, как снимать зверей в условиях дикой природе, тем более таких опасных как змеи.

По технике безопасности студия должна была обеспечить съемочную группу на все время съемок специалистом-серпентологом (по латыни змеи – «серпентес») или, в крайнем случае, змееловом-практиком с 5-летним стажем. Но редакции было проще отказаться от моего сценария, чем нести непредвиденные расходы на консультантов. Поэтому мне пришлось самому изучать поводки змей и способы их отлова.

Untitled-34 copy.jpg

Подготовки к съемке очередного кадра

Среди приморских змей самая красивая по окраске и одна из самых крупных змей, обитающих в России, - полоз Щренка или Уссурийский полоз. Он достигает в длину до 2 метров. Два таких красавца после окончания съемок глубокой осенью перезимовали у меня в террариуме в ванной комнате. Ну а самый опасный и ядовитый в Приморской тайге является щитомордник, которым я был нещадно покусан во время съемок в глухой деревни, где не было даже фельдшерского пункта.

Яд щитомордника крайне силен – помимо парализации нервов он также разрушает кровь, оказывает нейротоксическое воздействие, вызывая судороги, паралич дыхательных путей.

Бабка-знахарка вылечила меня дедовским способом. Она выдавила из ранки несколько капель крови, затем налила кислого молока в трехлитровую банку, в горловину которой я с трудом протиснул свою посиневшую кисть руки. С этой банкой я неделю пролежал  обессиленный, от одной только мысли, что отдав богу душу, я  сорву съемки фильма и квартальный план студии, оставив коллег без премиальных. Но все, слава Создателю, обошлось – как-то ранним утром я почувствовал облегчение, опухоль спала, и я освободил из баночного плена свою руку.

 Теперь я могу Вам, мой дорогой читатель, дать совет: при укусе змеи ни в коем случае нельзя накладывать жгут! Во-первых, он не препятствует проникновению яда в вышележащие ткани, а во-вторых, жгут, пережимая сосуды, способствует еще большему нарушению обмена веществ в тканях пораженной конечности. В результате усиливаются процессы омертвения и распада, что чревато тяжелейшими осложнениями.

Прижигание места укуса неэффективно, потому что длина ядовитых зубов щитомордника достигает подчас более сантиметра. Яд проникает глубоко в ткани, и поверхностное прижигание не способно его разрушить. А на месте прижигания образуется струп, под которым начинается нагноение. Запомните главное – человека после укуса змеи нужно как можно быстрее доставить в лечебное учреждение, даже если кажется, что опасность уже миновала.

Untitled-36 copy.jpg

Специальность змеелова не получишь ни в одном ВУЗе. К концу съемочного периода режиссер Олег Канищев ловко управлялся с таежными обитателями

Специальность змеелова не получишь ни в одном вузе. Люди учатся сами, перенимая опыт других и приобретая свой на практике.  Так и я - всё черпал из книг и из опыта ошибок трудных. Змеелову необходимо тонко понимать психологию змей, знать все их повадки, природные особенности, места обитания. А остальное, в принципе, довольно просто: не делая резких движений, змеелов прижимает голову змеи специальным инструментом, так называемым «крючком», и осторожно берет ее чуть ниже головы.  Посадка в мешок, конечно,  требует определенной сноровки и последовательности действий. Змею держат одной рукой за голову, второй же раскрывают мешок. В него ее опускают хвостом вниз. Когда голова змеи поравняется с краем мешка, животное быстро бросают на дно. Остается лишь затянуть горловину. Кстати, сажать в мешок мелких змей иногда труднее, чем крупных. Перед работой, естественно, рекомендуется сменить легкие кроссовки на сапоги. Безопасность - прежде всего!  Не забудьте получить разрешение на отлов змей, которое выдаёт Управление по охране, контролю и регулировки объектов животного мира, т.е. Охотнадзор.

В последней новелле рассказы­валось о пятнистом олене. В дикой природе «пастухом» пятнистого оленя и дикого кабана называют уссурийского тигра. Денег у студии на отлов и съемки тигра в вольере  не было, поэтому Павел Ильич Шварц - главный редактор студии - поставил передо мной жесткое усло­вие: будет «бесплатный» тигр - будут и съемки, не будет тигра в фильме - нет и смыс­ла запускать сценарий в производство. Уссурийская тайга без тигра – всё равно, что африканская саванна без слонов.

Вся творческая группа ломала голову, как до­быть царственную «кошку» и во­льеру для ее съемки. Уходила летняя натура. Последняя на­дежда на нашего друга Вальтера Запашного с его дрессированными тигра­ми не оправдалась -  он не приехал на гастроли. Над моей головой был занесен справед­ливый меч возмездия за про­жектерство. Валентин Алексан­дрович Ткачев - председатель художественного совета - обе­щал и меня, и Шварца поста­вить в эстетически рискован­ную позу.

Но как это бывает в жизни при большом желании, реше­ние пришло из-за угла. У Владивостокского ГУМа, я встретил случайно Валентину Глуховченко - одну из очарова­тельных женщин нашего горо­да. Она только что вернулась из Арсеньева, где была по делам службы. В руках Валентина Сер­геевна держала небольшой ру­лон ватмана. Это был каран­дашный рисунок, выполненный рукой профессионального ри­совальщика. Моя знакомая в об­разе демонической цыганки была воссоздана в острой пор­третной характеристике.

И вот моя «цыганка» рас­сказала, что ри­сунок принад­лежит кинохудожнику Юрию Ракше, члену съемочной группы «Дерсу Узала», что для Акиры Куросавы - режиссера фильма - под Арсеньевым от­горожен сеткой участок тайги и для съемок отловлен на­туральный тигр. Было принято безрас­судное решение: ехать к самому Акире Куросаве и просить великого масте­ра разрешить снять «его тигра».

Акира Куросава - японский режиссер и сце­нарист - у нас в стране был известен по миро­вым шедеврам - карти­ной «Расёмон» (главный приз на XII МКФ в Вене­ции), фильмом «Семь са­мураев» («Серебряный лев» на XV МКФ в Вене­ции) и лентой «Красная борода».  Из русской классики ставил фильмы «Идиот» по одноименному роману Достоевского и «На дне» по пьесе М.Горького.

Акира

Режиссер Акира Куросава

Для встречи со знаменитым японцем были закуплены морепродукты и уссурийский бальзам. Мастер благосклонно принял подношения, но, узнав цель приезда, вежливо, чисто по-японски, отказал нам. Не по­могли ни медовые глаза нашего директора фильма Тани Козековой, ни льстивые, на японский манер, поклоны  ассистента оператора Николая Назарова. Акира Куро­сава - кинематографист ста­рой формации и дисциплины - был немеренно удивлен самой просьбой.

От такого оборота дел мысли мои закружили на месте, как со­баки, ловя свой хвост. Ситуация становилась тупиковой: отступ­ление от замысла снять тигра в тайге ставило под срыв произ­водство фильма и всего годово­го плана студии. Правда, еще в запасе оставалась рекоменда­тельная записка от Валентины художнику картины Юрию Рак­ше. Но что он мог сделать для нас, разве только нарисовать тигра в профиль и анфас.

В номере гостиницы нас встретил невысокий, утопающий в бороде человек, похожий на моряка парусного флота. Вы­пускник ВГИКа, художник-по­становщик широко известных фильмов «Время, вперёд!» и «Восхождение», Юра Ракша с пониманием отнесся к нашей беде и стал названивать в опе­раторскую группу. Я же в поис­ках приспособлений снова «подъехать» к Акире Куросаве не через желудок, а, скажем, через профессию -  забросал Рак­шу вопросами, доминантой ко­торых была мысль: «Как работается с мировой знаменитос­тью?»

...Всю ночь мы просидели с ребятами из группы «Дерсу Узала» за «рюмкой чая», а утром пришло решение: второй опе­ратор картины взял на съемку нашу кас­сету и во время обеденного пе­рерыва, тайком от режиссера, снял столь желанного тигра.

При проявке пленки обнаружилось, что тигр запечатлен, не очень выразительно - сказались по­спешность и злополучный длиннофокусный объек­тив, которым велись съемки. Пришлось при монтаже кар­тины сократить «тигриный» эпизод, но мысль о том, что в нашем фильме бегает зверь от самого Акиры Куросавы, еще долго служила мне уте­шением.

Так, волею случая у нас с Акирой Куросавой оказался один тигр на двоих. Долгие годы я хранил эту «семейную тайну», дабы не подвести кол­лег по цеху. Ведь многим кине­матографистам был известен крутой нрав великого японца!

Сегодня нет в живых ни многомудрого Акиры Куроса­вы, ни моего друга, талантли­вого художника кино Юры Рак­ши. Он скончался 1 сентября 1980 года с кистью в руке у мольберта, заканчивая свой живописный триптих «Поле Куликово». Нет и Главного редактора «Дальтелефильма» Павла Ильича Шварца, и Председателя Примтелерадио Валентина Александровича Ткачева, и оператора Коли Назарова. Нет самой студии «Дальтелефильм», а кинолента «Внимание, природа» живет своей отдельной второй жизнью теперь на мониторах Интернета. Конечно, со временем произошла цветовая и механическая коррозия  киноплёнки, были потери при оцифровке  материала, но если смотреть фильм на небольшом экране, не столь заметны временные потери фотографического качества. Приятного Вам просмотра!

Олег КАНИЩЕВ,

член Союза кинематографистов России,

заслуженный работник культуры РСФСР

  Владивосток,  август 2014 г.