Фильму
«ВНИМАНИЕ, ПРИРОДА» исполнилось 40 лет.
|
Таёжную находку - корень жизни женьшень
демонстрирует режиссер Олег Канищев |
Летом 1974
года на студии «Дальтелефильм» я готовился к съемкам картины по собственному
сценарию. В будущей киноленте предполагалось рассказать о богатствах
Уссурийской тайги, об использовании ее флоры и фауны в лечебных целях.
Литературный
сценарий состоял из трех новелл, повествующих о работе Дальневосточного
научного центра по разведению змей в неволе и промышленному получению змеиного
яда; о единственном в стране совхозе "Женьшень", занимающемся
выращиванием женьшеня; о разведении пятнистого оленя, дающего ценное
лекарственное сырье - панты.
Фильм
назывался «Внимание, природа». Это был мой первый опыт съемок животного и
растительного мира на отечественной цветной плёнке. Уже на стадии написания
сценария возникло масса проблем, как снимать зверей в условиях дикой природе,
тем более таких опасных как змеи.
По технике
безопасности студия должна была обеспечить съемочную группу на все время съемок
специалистом-серпентологом (по латыни змеи – «серпентес») или, в крайнем случае, змееловом-практиком с
5-летним стажем. Но редакции было проще отказаться от моего сценария, чем нести
непредвиденные расходы на консультантов. Поэтому мне пришлось самому изучать
поводки змей и способы их отлова.
|
Подготовки к съемке очередного кадра |
Среди
приморских змей самая красивая по окраске и одна из самых крупных змей,
обитающих в России, - полоз Щренка или Уссурийский
полоз. Он достигает в длину до 2 метров. Два таких красавца после окончания
съемок глубокой осенью перезимовали у меня в террариуме в ванной комнате. Ну а самый
опасный и ядовитый в Приморской тайге является щитомордник, которым я был
нещадно покусан во время съемок в глухой деревни, где не было даже
фельдшерского пункта.
Яд щитомордника крайне силен – помимо парализации
нервов он также разрушает кровь, оказывает нейротоксическое воздействие,
вызывая судороги, паралич дыхательных путей.
Бабка-знахарка
вылечила меня дедовским способом. Она выдавила из ранки несколько капель крови,
затем налила кислого молока в трехлитровую банку, в горловину которой я с трудом
протиснул свою посиневшую кисть руки. С этой банкой я неделю пролежал обессиленный, от одной только мысли, что отдав
богу душу, я сорву съемки фильма и
квартальный план студии, оставив коллег без премиальных. Но все, слава
Создателю, обошлось – как-то ранним утром я почувствовал облегчение, опухоль
спала, и я освободил из баночного плена свою руку.
Теперь я могу Вам, мой дорогой читатель, дать
совет: при укусе змеи ни в коем
случае нельзя накладывать жгут! Во-первых, он не препятствует проникновению яда
в вышележащие ткани, а во-вторых, жгут, пережимая сосуды, способствует еще
большему нарушению обмена веществ в тканях пораженной
конечности. В результате усиливаются процессы омертвения и распада, что чревато
тяжелейшими осложнениями.
Прижигание места укуса неэффективно, потому что
длина ядовитых зубов щитомордника достигает подчас более сантиметра. Яд
проникает глубоко в ткани, и поверхностное прижигание не способно его
разрушить. А на месте прижигания образуется струп, под которым начинается
нагноение. Запомните главное – человека после укуса змеи нужно как можно
быстрее доставить в лечебное учреждение, даже если кажется, что опасность уже
миновала.
|
Специальность змеелова не
получишь ни в одном ВУЗе. К концу съемочного периода режиссер Олег Канищев
ловко управлялся с таежными обитателями |
Специальность змеелова не получишь ни в одном вузе. Люди учатся
сами, перенимая опыт других и приобретая свой на практике. Так и я - всё черпал из книг и из опыта ошибок трудных. Змеелову необходимо
тонко понимать психологию змей, знать все их повадки, природные особенности,
места обитания. А остальное, в принципе, довольно просто: не делая резких движений,
змеелов прижимает голову змеи специальным инструментом, так называемым
«крючком», и осторожно берет ее чуть ниже головы. Посадка в мешок,
конечно, требует определенной сноровки и
последовательности действий. Змею держат одной рукой за голову, второй же
раскрывают мешок. В него ее опускают хвостом вниз. Когда голова змеи
поравняется с краем мешка, животное быстро бросают на дно. Остается лишь
затянуть горловину. Кстати, сажать в мешок мелких змей
иногда труднее, чем крупных. Перед работой, естественно, рекомендуется сменить
легкие кроссовки на сапоги. Безопасность - прежде всего! Не забудьте получить разрешение на отлов змей,
которое выдаёт Управление по охране, контролю и регулировки объектов животного
мира, т.е. Охотнадзор.
В последней новелле рассказывалось о пятнистом олене.
В дикой природе «пастухом» пятнистого оленя и дикого кабана называют
уссурийского тигра. Денег у студии на отлов и съемки тигра в вольере не было, поэтому Павел Ильич Шварц - главный
редактор студии - поставил передо мной жесткое условие: будет «бесплатный»
тигр - будут и съемки, не будет тигра в фильме - нет и смысла запускать
сценарий в производство. Уссурийская тайга без тигра – всё равно, что
африканская саванна без слонов.
Вся творческая группа ломала голову, как добыть
царственную «кошку» и вольеру для ее съемки. Уходила летняя натура. Последняя
надежда на нашего друга Вальтера Запашного с его дрессированными тиграми не
оправдалась - он не приехал на гастроли.
Над моей головой был занесен справедливый меч возмездия за прожектерство.
Валентин Александрович Ткачев - председатель художественного совета - обещал
и меня, и Шварца поставить в эстетически рискованную позу.
Но как это бывает в жизни при
большом желании, решение пришло из-за угла. У Владивостокского ГУМа, я встретил случайно Валентину Глуховченко - одну из
очаровательных женщин нашего города. Она только что вернулась из Арсеньева,
где была по делам службы. В руках Валентина Сергеевна держала небольшой рулон
ватмана. Это был карандашный рисунок, выполненный рукой профессионального рисовальщика.
Моя знакомая в образе демонической цыганки была воссоздана в острой портретной
характеристике.
И вот моя «цыганка» рассказала, что рисунок принадлежит
кинохудожнику Юрию Ракше, члену съемочной группы «Дерсу Узала», что для Акиры Куросавы - режиссера фильма - под Арсеньевым отгорожен
сеткой участок тайги и для съемок отловлен натуральный тигр. Было принято
безрассудное решение: ехать к самому Акире Куросаве
и просить великого мастера разрешить снять «его тигра».
Акира Куросава - японский режиссер и сценарист - у
нас в стране был известен по мировым шедеврам - картиной «Расёмон»
(главный приз на XII МКФ в Венеции), фильмом «Семь самураев» («Серебряный
лев» на XV МКФ в Венеции) и лентой «Красная борода». Из русской классики ставил фильмы «Идиот» по одноименному роману Достоевского и «На дне» по
пьесе М.Горького.
|
Режиссер
Акира Куросава |
Для встречи со знаменитым японцем были закуплены
морепродукты и уссурийский бальзам. Мастер благосклонно принял подношения, но,
узнав цель приезда, вежливо, чисто по-японски, отказал нам. Не помогли ни
медовые глаза нашего директора фильма Тани Козековой,
ни льстивые, на японский манер, поклоны ассистента оператора Николая Назарова. Акира
Куросава - кинематографист старой формации и дисциплины - был немеренно
удивлен самой просьбой.
От такого оборота дел мысли мои закружили на месте,
как собаки, ловя свой хвост. Ситуация становилась тупиковой: отступление от
замысла снять тигра в тайге ставило под срыв производство фильма и всего
годового плана студии. Правда, еще в запасе оставалась рекомендательная
записка от Валентины художнику картины Юрию Ракше. Но что он мог сделать для
нас, разве только нарисовать тигра в профиль и анфас.
В номере гостиницы нас встретил
невысокий, утопающий в бороде человек, похожий на моряка парусного флота. Выпускник
ВГИКа, художник-постановщик широко известных фильмов «Время, вперёд!» и
«Восхождение», Юра Ракша с пониманием отнесся к нашей беде и стал названивать в
операторскую группу. Я же в поисках приспособлений снова «подъехать» к Акире Куросаве не через желудок, а, скажем, через профессию
- забросал Ракшу вопросами, доминантой
которых была мысль: «Как работается с мировой знаменитостью?»
...Всю ночь мы просидели с ребятами из группы «Дерсу Узала» за «рюмкой чая», а
утром пришло решение: второй оператор картины взял на съемку нашу кассету и
во время обеденного перерыва, тайком от режиссера, снял столь желанного тигра.
При проявке пленки обнаружилось, что тигр запечатлен,
не очень выразительно - сказались поспешность и злополучный длиннофокусный
объектив, которым велись съемки. Пришлось при монтаже картины сократить
«тигриный» эпизод, но мысль о том, что в нашем фильме бегает зверь от самого Акиры Куросавы, еще долго служила мне утешением.
Так, волею случая у нас с Акирой
Куросавой оказался один тигр на двоих. Долгие годы я хранил эту «семейную
тайну», дабы не подвести коллег по цеху. Ведь многим кинематографистам был
известен крутой нрав великого японца!
Сегодня нет в живых ни многомудрого
Акиры Куросавы, ни моего друга, талантливого
художника кино Юры Ракши. Он скончался 1 сентября 1980 года с кистью в руке у
мольберта, заканчивая свой живописный триптих «Поле Куликово». Нет и Главного
редактора «Дальтелефильма» Павла Ильича Шварца, и Председателя Примтелерадио
Валентина Александровича Ткачева, и оператора Коли Назарова. Нет самой студии
«Дальтелефильм», а кинолента «Внимание, природа» живет своей отдельной второй жизнью
теперь на мониторах Интернета. Конечно, со временем произошла цветовая и
механическая коррозия киноплёнки, были
потери при оцифровке материала, но если
смотреть фильм на небольшом экране, не столь заметны временные потери
фотографического качества. Приятного Вам просмотра!
Олег КАНИЩЕВ,
член Союза кинематографистов России,
заслуженный работник культуры РСФСР
Владивосток, август 2014 г.