История одной фотографии
В
зимний простуженный вечер 13 февраля 1958 года в павильоне Владивостокской
студии телевидения, располагавшегося на втором этаже старого радиодома,
небольшая компания собралась после окончания передачи, чтобы сфотографироваться
на добрую память. Владелец старенького,
но верного в любых обстоятельствах «ФЭДа», Анатолий
Вергун запечатлел для нас, живущих в ХХI веке,
эпохальный момент - я настаиваю именно на столь высоком определении данного
события. Кинооператор Толя Вергун -
первый штатный «киношник» на Владивостокской студии
телевидения, уберег от забвения участников этой встречи, а сам остался в тени,
за кадром - такова участь всех снимающих
профессионалов.
|
Владивостокскому
телевидению шёл третий год – это чувствуется по скромным постановочным
элементам, использованным в передаче. Круглый стол, покрытый зеленым, побитым
молью, сукном, стандартный гофрированный задник и справа на снимке, за спиной
режиссера этой передачи - Альберта Евгеньевича Масленникова - важный для этого рассказа сюжетный элемент:
полномасштабная географическая карта СССР. Обычно карта весела в кабинете Константина
Евгеньевича Селезнёва (красивый мужчина в центре снимка в модном светлом
галстуке) – первого директора Владивостокской студии телевидения. На ней были обозначены города, в которых к
тому времени появился новый вид
искусства - телевидение. Кстати, круглый стол тоже имел свою мифологию и по-своему
был легендарен и знаменит. За ним, устеленным газетами из подшивки «Красное
Знамя», под «бутеры»
с красной икрой были распиты не одна бутылка «московской особой – «белая
головка» за 25 рублей 20 коп. (цена
до реформы 1961г). А называлась бутылка водки «белой головкой», потому что
картонная пробка была залита белым сургучом. В нашем творческом коллективе по
традиции, столь же древней, сколь и печальной, было принято посылать гонца из
породы «дворняг», которые безропотно сносят унижение старых псов. И мне, как
молодому специалисту, интеллигентному мальчику из ленинградской семьи, пришлось
не раз бегать за «белоголовкой» для старших товарищей в «стекляшку» - магазин напротив
студии. Бутерброды с икрой – не из области фантазий - рядом со студией жил
своей беспокойной жизнью Суйфунский рынок, где свободно можно было купить у
торговок икру и крабов по цене дешевле,
чем колбаса и сыр в гастрономе. Ассортимент продуктовых товаров в 50–60-х годах, конечно, был невелик
(страна еще залечивала раны Великой Отечественной войны), но то, что
выпускалось, было высокого качества.
Но
продолжим рассматривать снимок. Рядом с Альбертом Масленниковым, первым
кинорежиссером на студии, основателем «Дальтелефильма», влюбленным по уши в
свою красавицу жену - диктора Приморского радио актрису Тоню Гончарову, стоит Серёжа Левин – талантливый режиссер, весельчак,
половой разбойник, не пропускавший ни одну женскую юбку. За спиной Серёжи
Левина - телеоператор передачи Володя Сиротюк.
Он прослужил на студии многие годы, за его плечами сотни сложнейших
телевизионных постановок. Судьбой было предназначено быть Володе ведущим
оператором Владивостокской студии телевидения и дважды жениться на студийных
дамах старше его по возрасту. Далее – главный режиссер студии Василий Иванович
Ромашев, вечно засыпанный табачным пеплом АКСАКАЛ Приморского радио, Заслуженный
деятель искусств РСФСР. Рядом с ним молодой, пока еще застенчивый, но скоро в
будущем напористый журналист, автор и редактор этой передачи Валентин Ткачёв. Валентин
Александрович сделал блестящую карьеру: возглавлял Примтелерадио, был профессором
кафедры тележурналистики ДВГУ, избирался академиком Академии телевизионного
искусства России. Чуть впереди Ткачева первый директор Владивостокской студии Константин
Евгеньевич Селезнёв, мягкий, интеллигентный, прямо скажем, красивый, но всего боявшийся
человек. При случае Константин Евгеньевич на летучках донимал меня - молодого,
только что окончившего ВУЗ специалиста, вопросом: товарищ Канищев, у Вас, что
родственники живут в Африке, почему я постоянно слышу в музыкальном оформлении
передач сплошные барабаны? Это было в 1959 году, страна боролась со стилягами.
Из-за спины Селёзнева выглядывает осветитель Лёня Зыбалов – простецкий
работящий парень, доброй души человек, любитель «белой головки».
Вела
передачу диктор Евгения Симановская
- молодая женщина с балетной летучей
походкой, натянутым, как тетива, позвоночником и хорошенькой головкой,
обрамленной венчиком светлых волос. Приглашенные
участники передачи – летчики гражданской авиации – это видно по шевронам на
кителях. В центре, за столом Герой Советского Союза командир воздушного судна Петр
Михайлович Михайлов, рядом с ним второй пилот и другие члены экипажа, фамилии
которые мне пока не удалось узнать.
А
передача была посвящена эпохальному событию для страны и Приморского края –
первому перелету из Москвы во Владивосток пассажиров на турбореактивном самолёте - ТУ-104.
Еще
в начале 1957г. власти Приморского края всерьез занялись изучением возможности
приёма Ту-104 во Владивостоке. Находившийся в 2 километрах севернее Артёма
аэропорт Озёрные ключи, с которого выполнялись все регулярные рейсы
(центральные и местные) исчерпал свои возможности для расширения под тяжелые
реактивные самолеты. Выбор пал на находившийся рядом военный аэродром Кневичи, где базировались самолеты Ил-28, Ту-12, Ту-16 ВВС
Тихоокеанского флота. Аэродром располагался всего в 2 километрах от Озерных
Ключей, имел бетонную взлетно-посадочную полосу (ВПП) длиной 2500 метров и
шириной 60тметров с комплексом радиотехнического и светосигнального
оборудования. Воздушные подходы позволяли принимать самолеты всех типов. В
середине 1957 года военные дали согласие на прием Ту-104 на авиабазе Кневичи. Запасным аэродромом назначили авиабазу Воздвиженка
под Уссурийском. В Кневичах с запасной рулевой
дорожки убрали стоявшие там бомбардировщики, капониры скрыли, саму дорожку
забетонировали и сделали в конце небольшой бетонный перрон на 2 стоянки для
Ту-104.
13 января 1958 года с подмосковного
аэродрома Внуково поднялась в небо изящная серебристая стальная птица с бортовым
номером СССР-Л5412 и взяла курс на восток. Пятьдесят счастливых пассажиров
наблюдали, как непривычно быстро менялись на земле пейзажи. Кто-то ставил на
столики стаканы с водой, но на их поверхности была мертвая зыбь. Два с
половиной часа, и 70-тонная машина приземлилась в Омске. Метели задержали
самолет в Омске, Иркутске и Хабаровске. Более полувека назад, а точнее 19
января в 14.40 местного времени Ту-104 сделал два круга над Владивостоком и
почти в 15.00 приземлился на аэродроме Кневичи. За
штурвалом воздушного судна был Герой Советского Союза Петр Михайлович Михайлов.
Вот что вспоминает об этом событии виртуоз
мысли и маг слова, журналист Валентин Александрович Ткачёв:
- 1958 год. Февраль. Мы узнаем, что во Владивосток
прилетает опытным рейсом первый пассажирский турбореактивный лайнер ТУ-104.
Узнаем за четыре часа до события. Срочно
собираемся: кинооператор Анатолий Вергун, режиссер Альберт Масленников и редактор - автор этих строк. Камера
все та же, КС-50. Должен сказать, что
эта первая отечественная кинокамера безотказна, надежна, строчит как пулемет, в прямом и переносном смысле. Она была на вооружении наших фронтовых кинооператоров. Ею снята вся война Многокилометровые ленты... И лишь
один недостаток был у КС-50: кассета, как известно, вмещала всего 30
метров пленки. Это... одна минута съемок. А
если монтаж? Сколько полезного метража останется? Таких кассет- «пудрениц",
как в шугку мы называли их в своем кругу за их форму,
придавалось к камере с десяток. Вот
и весь резерв, а затем в том самом мешке из черного батиста надо было как
обыкновенному любителю перезаряжать кассеты для продолжения съемки, но ведь
событие идет своим чередом. Представьте, как нужно было уметь предвидеть
их дальнейшее развитие, чтобы не упустить его главные моменты. Поистине, профессия оператора не из скучных. И оставались в ней только выносливые и влюбленные в свое дело люди.
...Мы
прибыли в аэропорт "Озерные ключи" - так назывался раньше Владивостокский аэропорт – (местом приземления Ту-104 был военный
аэродром Кневичи – О.К.) - на единственном имевшемся тогда на студии автомобиле ЗИС-5, служившем прожекторной установкой,
списанном из вооруженных сил ("конверсии" случались и тогда) на
газогенераторном ходу. Осмотрели место предстоящего
события, обсудили план съемок. Задача состояла в том, чтобы снять посадку самолета, его салон, познакомиться с
экипажем (все на пленке) и перейти на "живое
ТВ". В студии предполагалась беседа с экипажем, поскольку возможности снимать синхронно у нас тогда еще не было. Хронометраж сюжета -три-четыре
минуты.
И вот ТУ садится. Эту гигантскую
птицу, дышащую огнем турбин (такими были наши впечатления после), мы видели
впервые. И решили, что раз нет традиционного пропеллера, значит, нечего бояться: можно,
оставаясь на полосе и попав под высокое брюхо заходящей на посадку
турбореактивной машины, снять великолепный телевизионный план. Анатолий Вер1ун
так и сделал. Он пропустил самолет над собой, не обращая внимания на отчаянную
жестикуляцию пилотов из кабины,
пригнулся, снимая длинный, так называемый операторский монтажный план от "носа"
корабля через все подбрюшье фюзеляжа, провожая самолет в хвост. Я стоял метрах
в 50-ти отточки съемки и гордился нашим оператором. Поднимая за собой снежный вихрь, ТУ-104 проплывал над нашим
кинооператором. А он продолжал снимать. И я
уже представлял, какой великолепный план будет на экране.
Еще минута... И самолет, обдав нас с
режиссером жаром турбин и теплым душем из мгновенно растаявшего снега, ушел. Я смотрю и не верю глазам: на полосе
нет ни нашего оператора, ни камеры.
Оглядываюсь по сторонам. Нет - и нет. Смотрим с Масленниковым - режиссером друг на друга и ничего не понимаем. И вдруг
из сугроба, на кромке дорожки,
выбрасывается кисть руки с камерой, а потом, чертыхаясь и отряхиваясь, вылезает и сам Вергун. Вот так осваивалась и
новая технология, и новые формы.
Вечером
13 февраля на Владивостокском телевидении состоялась
передача, о которой напомнил снимок из моего архива.
Как
говорят очевидцы, в течение 2-х дней, прибывшие на Ту-104 специалисты из Москвы
и Хабаровска решали различные технические вопросы, легендарный экипаж
знакомился с Владиком. 21 января в 9.37 утра самолет отбыл в столицу.
Долгое
время никого аэровокзала не было. Вместо него был небольшой деревянный барак с
кумачовым лозунгом: «Добро пожаловать во Владивосток». Эту картину я застал в
октябре 1959 года, когда рейсом Ленинград – Владивосток (его открыли 20 мая
1959 года) прилетел после окончания
института на работу во Владивостокскую студию телевидения.
В феврале
1961 г в аэропорту заработал аэровокзал на 200 пассажиров в час. Вроде и
типовой проект, а в его зале было уютно. Перед аэровокзалом был сквер и белый
бетонный забор с резными деталями. У этого забора пассажиры ждали посадки на
самолет, а встречающие ждали прибытия Ту-104. И спокойно фотографировали,
стоявших на небольшом перроне, серебристых стальных
птиц - тогда никто не мешал. Сегодняшним споттерам
это кажется невероятным, но это факт.
Олег Канищев
22 июня 2013г.
г.Владивосток