Татьяна Францевна Петрова – порядочный человек.
Порядочный человек - кому-то может показаться старомодным сочетание этих слов. Как-то больше связанное с классической литературой, нежели с нынешним бытовым обиходом. Сейчас в ходу иные определения— «деловой человек», «продвинутый человек». И вдруг — «порядочный». Уж не об устаревших ли нормах житейского поведения тут речь?
Это как посмотреть. Можно, конечно, понимать это определение в плане учтивых манер и общей доброжелательности — применительно к Татьяне Францевне, - ошибки не будет! Меня, однако, занимает иная трактовка данного понятия. Та, что естественным образом соотносит нравственный облик личности с её общественной ролью в коллективе.
Так вот, в таком толковании порядочный человек — это, прежде
всего, человек на своем месте. В этом
смысле Татьяна Францевна полностью соответствует этому толкованию слова.
Я не помню, когда на «Дальтелефильме»
появилась Татьяна Францевна Петрова. Мне кажется, она была с нами всегда. И с
самого начала - её любовно и ласково
называли Таня Франя. Экономист
кинопроизводства. Мастер. Профессионал. Созидатель материальных и духовных ценностей. Истинный работник. Человек долга. И долг этот никем ей не был навязан. Тут срабатывал недреманный глаз совести и
одновременно уверенность в том, что нет иного способа по-настоящему осуществить себя на земле, как только путем
ежедневной работы. Судя по её отчеству - Францевна, она происходила из
лютеранской семьи, где, как известно, - die Arbeit und die Ordnung – Работа и Порядок - квинтэссенция вероисповедания.
Татьяна Францевна сидела на третьем этаже студии «Дальтелефильм», в небольшой комнате, и вечно корпела над сметами запускающихся фильмов. От неё зависело - сколько негативной плёнки получит оператор. Режиссеры слёзно просили у Тани Франи добавить дополнительно несколько съемочных дней. После сдачи картин худсовету, Татьяна Францевна принимала авансовые отчеты директоров фильмов. Выносила вердикты о целесообразности денежных расходов и сроков производства. От неё зачастую зависело – какую группу оплаты получит тот или иной фильм, и соответственно - какие гонорары будут в карманах жен режиссеров и операторов.
Татьяна Францевна, как мне кажется, выбрала свою профессию по призванию или, по крайней мер, по велению души. Она никогда не позволяла себе срывать дурное настроение или сердечные свои неурядицы на коллег, которые шли к ней нескончаемой чередой со всевозможными просьбами «уладить производственные огрехи». Она была действительно Мастером, который не отвернется высокомерно от любого члена съемочной группы, просьба которого требовала от неё внимания и усердия.
Так уж выходит, что порядочность — категория производственная. И при этом, по моему наблюдению, неброская, как бы служащая фоном для прочих более ярких танифраниных дарований и добродетелей. Однако исключите ее из поля зрения — и тотчас же все эти добродетели потеряют обаяние. Деликатность — обратится трусостью, практичность — настырным делячеством. Истинно сказано, порядочность — как воздух, мы обнаруживаем ее совершенную необходимость, когда где-нибудь хоть на мгновение образуется ее нехватка.
Татьяна Францевна не была моралистом, но не совершила за все годы
службы на студии ни одного недостойного поступка, не произнесла понапрасну ни одного худого слова. Её нельзя было назвать «широкой натурой», однако Таня Франя обязательно делилась с коллегами всем необходимым. Она не была борцом и лидером оппозиции, но всегда тихо
и интеллигентно вставала на защиту слабого и обиженного. В этом смысле характерны её отношения
с вечно гонимой в коллективе Еленой Семеновной Федорец (звукорежиссер
«Дальтелефильма»). Татьяна Францевна до последних дней жизни Елены Семёновны
поддерживала её и словом и делом.
Я недаром вспомнил это старое русское слово –
порядочность, которое начинается с
того, что человек держит данное слово, стало быть, является человеком долга. С
уважением относится к чужому слову, труду и чужому горю. И профессионально исполняет
своё дело. Возможно, в полемическом задоре я гиперболизировал своё отношение к
Тане Фране, но перебирая в памяти коллег
по «Дальтелефильму», я не нашел ни одного человека, кого безоговорочно, как Татьяну
Францевну Петрову, мог бы назвать этим всеобъемлющим словом - порядочный человек. И думаю, что со
мной согласятся все сотрудники.
31
января 2010г. пришла печальная весть – на 82 году жизни скончалась наша
незабвенная Таня Франя, светлую и добрую память о
которой сохранят работники не только «Дальтелефильма», но и всего Приморского
комитета по телевидению и радиовещанию.
Олег Канищев, 1 февраля 2010г., Владивосток.