Татьяна Францевна Петрова – порядочный человек.

 

Порядочный человек - кому-то может показаться старомодным со­четание этих слов. Как-то больше связанное с классической литературой, нежели с нынешним бытовым обиходом. Сейчас в ходу иные опреде­ления— «деловой человек», «продвинутый человек». И вдруг — «порядочный». Уж не об устаревших ли нормах житейского по­ведения тут речь?

Это как посмотреть. Можно, конечно, пони­мать это определение в плане учтивых манер и общей доброжелательности — применительно к Татьяне Францевне, - ошибки не бу­дет! Меня, однако, занимает иная трактов­ка данного понятия. Та, что естественным обра­зом соотносит нравственный облик личности с её общест­венной ролью в коллективе.

Так вот, в таком толковании порядочный че­ловек — это, прежде всего, человек на своем месте. В этом смысле Татьяна Францевна полностью соответствует  этому толкованию слова.

Я не помню, когда на «Дальтелефильме» появилась Татьяна Францевна Петрова. Мне кажется, она была с нами всегда. И с самого начала -  её любовно и ласково называли Таня Франя.  Экономист кинопроизводства. Мастер. Профессионал. Созидатель мате­риальных и духовных ценностей. Истинный ра­ботник. Человек долга. И долг этот никем ей не был навязан. Тут срабатывал недреманный глаз совести и одновременно уверенность в том, что нет иного способа по-настоящему осуществить себя на земле, как только путем ежедневной работы. Судя по её отчеству - Францевна, она происходила из лютеранской семьи, где, как известно, - die Arbeit und die Ordnung – Работа и Порядок -  квинтэссенция вероисповедания.

Татьяна Францевна сидела на третьем этаже студии «Дальтелефильм», в небольшой комнате, и вечно корпела над сметами запускающихся фильмов. От неё зависело - сколько негативной плёнки получит оператор. Режиссеры слёзно просили у Тани Франи добавить дополнительно несколько съемочных дней. После сдачи картин худсовету, Татьяна Францевна принимала авансовые отчеты директоров фильмов. Выносила вердикты о целесообразности денежных расходов и сроков производства. От неё зачастую зависело – какую группу оплаты получит тот или иной фильм, и соответственно - какие гонорары будут в карманах жен режиссеров и операторов.

Татьяна Францевна, как мне кажется, выбра­ла свою профессию по призванию или, по крайней мер, по ве­лению души. Она никогда не позволяла себе срывать  дурное настрое­ние или сердечные свои неурядицы на коллег, которые шли к ней нескончаемой чередой со всевозможными просьбами «уладить производственные огрехи». Она была действительно Мастером, который не отвернется высокомерно от любого члена съемочной группы, просьба которого требовала от неё внимания и усердия.

Так уж выходит, что порядочность — катего­рия производственная. И при этом, по моему на­блюдению, неброс­кая, как бы служащая фоном для прочих более ярких танифраниных дарований и добродетелей. Однако исключите ее из поля зрения — и тотчас же все эти добродетели по­теряют обаяние. Деликатность — обратится трусостью, практичность — настырным делячеством. Истинно сказано, поря­дочность — как воздух, мы обнаруживаем ее совершенную необходимость, когда где-нибудь хоть на мгновение образуется ее нехватка.

Татьяна Францевна не была моралистом, но не совершила за все годы службы на студии ни одного недостой­ного поступка, не произнесла понапрасну  ни одного худого слова. Её нельзя было назвать «широкой натурой», однако Таня Франя обя­зательно делилась с коллегами всем необходимым. Она не была борцом и лидером оппозиции, но всегда тихо и интеллигентно вставала на защиту слабого и обиженного. В этом смысле характерны её отношения с вечно гонимой в коллективе Еленой Семеновной Федорец (звукорежиссер «Дальтелефильма»). Татьяна Францевна до последних дней жизни Елены Семёновны поддерживала её и словом и делом.

Я недаром вспомнил это старое русское слово – порядочность, которое начинается с того, что человек держит данное слово, стало быть, является человеком долга. С уважением относится к чужому слову, труду и чужому горю. И профессионально исполняет своё дело. Возможно, в полемическом задоре я гиперболизировал своё отношение к Тане Фране,  но перебирая в памяти коллег по «Дальтелефильму», я не нашел ни одного человека, кого безоговорочно, как Татьяну Францевну Петрову, мог бы назвать этим всеобъемлющим словом - порядочный человек. И думаю, что со мной согласятся все сотрудники.

 31 января 2010г. пришла печальная весть – на 82 году жизни скончалась наша незабвенная Таня Франя, светлую и добрую память о которой сохранят работники не только «Дальтелефильма», но и всего Приморского комитета по телевидению и радиовещанию.

Олег Канищев, 1 февраля 2010г., Владивосток.

Hosted by uCoz