№1934 за 16.07.2003
Было время, и фильмы снимались Татьяна БАТОВА, Василий ФЕДОРЧЕНКО
(фото), «Владивосток»
Сегодня так много изменилось в процессе
создания документального кино и телесъемок, что недавние времена кажутся
анахроничными. Между тем для людей, стоявших у истоков Приморского телевидения
и «Дальтелефильма», – это целая эпоха, порой большая часть жизни. И оглядываясь
на свое замечательное прошлое, им есть что вспомнить, чем гордиться.
Первым и единственным мультипликатором в истории нашего телевидения был
Павел Захаров. Коренной житель Владивостока, свою редкую по тому времени
специальность получил, работая на Хабаровской студии кинохроники.
На «Дальтелефильм» пришел в самом начале его формирования, в феврале 1961 года.
Первой работой студии был фильм о «Дальзаводе». Возникли проблемы с титрами.
Вот тут незаменимость и уникальность профессии Павла Антоновича стала
очевидной. Захаров взвалил на свои плечи всю работу, связанную и с титрами, и с
мультипликацией.
Слушая подробный рассказ Павла Антоновича о его трудоемкой, кропотливой работе,
так и хотелось воскликнуть: “Слава компьютерным технологиям!”. Только
представьте: каждую букву в бесконечной череде слов, начиная с названия
телефильма и кончая именами создателей ленты и словом “конец”, он вырезал
ножницами из белой бумаги, потом аккуратно выкладывал на ровную поверхность в
требуемую надпись и по одному кадру снимал кинокамерой. А чтобы объектив
находился горизонтально над текстом, молодому тогда Паше Захарову приходилось
забираться на стремянку и, балансируя лежа (!) на верхней ступеньке,
производить съемку.
- Павел Антонович, а почему однажды вырезанные буквы не использовались
повторно для титров другого фильма?
- Как можно?! Ведь если фильм о военных моряках – один шрифт, если о
героизме колхозников на полях Приморья – другой, и уж совсем иные титры в ленте
о красотах Дальнего Востока.
- Разве нельзя было просто писать тексты белой краской по темному фону?
- Но это было бы нарушением принятых на «Мосфильме» технологий.
- Сколько титров к фильмам на вашем счету?
- Я никогда не подсчитывал, но не меньше тысячи. Ведь помимо документальных
лент я делал титры и для нашего телевидения, и для кинодокументалистов Анадыря,
Сахалина, Камчатки, и для своих мультфильмов.
- На «Дальтелефильме» было соответствующее кинооборудование?
- Да ничего подобного тогда не было. Я сам смастерил мультстанок из
списанного рентгеновского аппарата. Сам изготавливал кукол, маленькие
декорации. А процесс съемок даже короткого мультика – ох, до чего же муторная
работа. Ножку куколке переставил, закрепил иголочкой – снял кадр. И так
бесконечно. Рисованный мультфильм - не менее трудоемкая работа. Для
мультфильма, например, «Ну, погоди!» требуется нарисовать 10000 рисунков.
Заметьте, в отличие от армии мультипликаторов того же «Союзмультфильма», я от
начала до конца весь фильм делал практически один. Осветитель посветит, а
режиссер предложит одну-две идеи. Мы же тогда ничего, кроме своей работы, не
видели. В отпуск если и ходил раз в три года, и то отзывали.
- Что же такое экстренное могло стрястись в ваше отсутствие?
- Обратился ко мне как-то наш главный режиссер, мол, надо срочно помочь
городу – отреставрировать золоченые буквы на памятнике борцам за власть Советов
к 7 ноября. Специально для меня вызвали пожарную машину, вытянули лестницу, и я
пополз наверх. И так вот на верхотуре тюкал кисточкой. Так что к празднику
буквы сверкали как новые.
- Всерьез живописью не занимались?
- Как художник я начал работать с 48-го года. Меня приглашали писать
портреты тогдашних партийных лидеров в воинскую часть. Не скажу, что это меня
привлекало, но попробовал бы я отказаться тогда сделать портрет Сталина, Берия,
Молотова или неточно отобразить лица вождей – прямая дорога на Колыму.
- Кого из бывших коллег вспоминаете добрым словом?
- Рядом со мной тогда работали крепкие профессионалы, а главное – надежные
товарищи, интересные многогранные люди: Олег Канищев, Владимир Патрушев, Леонид
Сафрошин и многие-многие мои коллеги.
- Павел Антонович, а вы не завидуете сегодняшним телевизионщикам, владеющим
такой техникой, что вам и не снилась?
- Вот мне сегодня есть что вспомнить, а что вспомнят они? Как компьютер за
них все придумал – только кнопки нажимай? Нет, я не завидую. В тех моих титрах
были душа, тепло рук… Не подумайте, что против новых технологий.
- Ваш стаж на «Дальтелефильме» солидный - тридцать лет. О чем сегодня
вспоминается с особым трепетом?
- Сегодня этому не придают значения, но я горжусь своими грамотами, которые
мне вручали высокие начальники, жали руку и говорили слова благодарности.
Валентин Ткачев, он тогда возглавлял телевидение, однажды сказал мне такие
удивительные слова о моем вкладе в документальное кино, что в тот момент
хотелось горы свернуть. Все, что связано с судьбой, историей человека, города,
края, должно быть зафиксировано. Иногда просто в памяти. Но лучше на
документальной киноленте. Куда ж мы без своей истории?..
|
|
|
Послесловие
Паша
Захаров – человек легенда. Своим таланом художника принимал участие,
практически, во всех 400 фильмах студии «Дальтелефильм». И во многом от его
мастерства зависел успех той или иной картины. Он является автором вступительной
заставки ДТФ - мятежный парусник на фоне
золотистого солнца, встающего из глубин Тихого океана. Этот бренд студия с достоинством пронесла через
многие годы своего существования.
Я
могу засвидетельствовать, что титры к моим фильмам таким, как: «Там, где
сходятся меридианы», «Дорога легла за экватор», «Полтора часа до объятий», «Внимание
природа», «Остров в океане» были выполнены с большой изобретательностью и
принесли этим лентам фестивальный успех.
Работать
с Пашей было в удовольствие. Он всегда ответственно относился к работе и
выполнял задания в назначенный срок. Кроме этого меня связывало с ним своеобразный
юмор – мы часто перебрасывались импровизационными шутками, что скрашивало
монотонную работу у мультстанка.
Никто
из коллектива ДТФ, и прежде всего режиссеров, не удосужился за многие годы
написать о коллеге добрые слова благодарности. Мы режиссеры «Дальтелефильма»
перед Пашей в неоплатном долгу.
Поэтому
большое спасибо Татьяне Батовой, в прошлом нашему радийному режиссеру Примтелерадио,
а ныне сотруднику газеты «Владивосток», за интервью с Павлом Антоновичем
Захаровым. Этот труженик достоин доброй памяти о нем.
Олег Канищев