Михаил Рыжов. Письма из прошлого века.

 

В 1994 году председатель Примтелерадио Борис Максименко вопреки здравому смыслу закрыл студию «Дальтелефильм», здание отдал в аренду австралийскому предпринимателю (РВК), а старшее поколение режиссеров и операторов отправил в рыночное плаванье. Это было время ельцинского ренессанса, когда многим безработным в пору было примерять рубища и заучивать знаменитую воробьяниновскую фразу: «Месье, же не манж па сис жур! – Господа, я не ел шесть дней…».

В то социальное лихолетье я получил тревожное письмо от мамы, из которого было ясно, что силы её покидают. Пришлось собираться в дорогу и лететь на перекладных из Владивостока на крайний Запад, когда-то большой нашей страны.

Мой рейс Москва – Черновцы прилетел накануне праздника Октября 1995 года, но город был мертв. Безветренный воздух, наполненный тоскливым запахом тления листвы, создавал гнетущее настроение. Ни тебе, ни бодрой музыки, ни красного кумача, как это было в советскую пору. Только осень выкрасила прилегающий к аэровокзалу сад в цвета увядающей бронзы. Так я в одночасье провалился из развитого социализма прямо в капитализм «западенского» разлива

В материнском доме меня неизменно ждали. В нём были преподаны в своё время первые и главные уроки доброты, справедливости и трудолюбия.

Я шагнул в уютное тепло маминой коммунальной комнаты, которое всегда вспоминал в самые трудные ночи моей жизни, которое грело меня на пронизывающих ветрах экстремальных командировок режиссера-документалиста.

После продолжительной отлучки, почувствовал вокруг себя некую перемену. Все стоит на своих местах, но мои глаза приобрели будто бы дополнительную зоркость. Они вдруг разглядели то, чего не замечали ранее. Заметили неловкую походку мамы. Выходное платье по случаю праздника Октября, простодушно далёкое от современной моды. Её руки с набухшими от всякого труда венами, сухие слезы в горестных глазах матери - как она сдала, как она поседела и высохла, как истончилась кожа на её руках.  И я почувствовал горячую боль, боль любви, боль печали.

Так в моём лице российский кинорежиссер очутился на чужбине без работы, с тощим кошельком в кармане – все сбережения в Сбербанке СССР лопнули, - в городе, принадлежавшему другому, не очень гостеприимному к москалям государству.

Каждый раз, бывая в родном доме, когда мама была молодая, я не переставал удивляться: как рано встаёт она, чтобы приготовить для меня домашние деликатесы. И как бы вкусен ни был обед в столовой или в ресторане, я до самой старости, до седых волос буду вспоминать домашние пирожки, крутой украинский борщ или куриную шейку, сработанные материнскими руками. И всегда возвращаясь в материнский дом, я неизменно говорил: «Как хорошо дома, мама!»

Бывало, поднимешь голову с теплой подушки, а мама заботливо шепчет: «Лежи, лежи, Алёнок, отсыпайся сынок». Но уже не уснуть. И думаю о себе, о матери. Не очень-то я балую её письмами и приездами. Нас разделяет без малого 11 тысяч километров. Не наездишься. Если и напишу раз в неделю, то очень коротко.  «Всё в порядке, Благополучно вернулся со съёмок. А ты как, мамочка?». Если приезжаю, то ненадолго.

И вот уже прощаюсь: «Ну, пока, мама, не плачь, всё будет хорошо! Объявляют посадку на самолет. И в суматохе паспортного контроля и досмотра багажа уже не разглядеть потемневших от слёз родных глаз. Обнимаю маму и шепчу на ухо слова из песни: «До свиданья, мама, не горюй, не грусти, пожелай мне доброго пути». Последний поцелуй. Ныряю  второпях в зону накопителя. Махнёшь на прощание рукой – и до следующей встречи. Когда она будет? И будет ли вообще? Ведь самолеты имеют наклонность изредка падать с небес.

Я часто летал в Ригу для проявки цветного негатива и печати позитивных копий фильмов. И каждый раз обещал свозить маму на её малую родину - латышский город Кульдига бывшей Курляндской губернии России. Но как это бывает, от наших намерений до воплощения их в жизнь дорога пролегла в бесконечность. Всю жизнь мама тосковала по тишине и уединению  в маленьком домике в балтийских дюнах, а прожила всю жизнь в общежитиях и коммунальных квартирах с чужими людьми.

В последние годы мама часто вспоминала своё детство. Как у неё была любимая такса по имени Брунгильда. Как она училась в гимназии, в которой девочки носили форменные коричневые платья и шляпки. Как она на рождество распевала: «Ди Танненбаум, ди Танненбаум, ви грин зи дайне блетер» - «Елка, елка, как зелены твои иголки!». Песенка немецкая, поскольку городские жители Курляндии говорила в основном на немецком языке, а сельское население на латышском. В дальнейшем знание немецкого языка  давало  маме небольшой приработок.

 Судьба распорядилась так, что во время Первой мировой войны мамину семью выслали из прифронтовой полосы, как неблагонадежную, и отправили в телячьих вагонах  на Донбасс, в город Енакиево. Там во время учебы на рабфаке мама имела счастье познакомиться с Ниной Петровной Кухарчук, женой Н.С.Хрущева. Она читала политэкономию и владела тремя языками.

 В дни молодости мама, по словам моего отца, была очень красивая, похожая на Есению из одноименного фильма. Среди её донбасских ухажеров был Николай Вознесенский, будущий Председатель Совета Народных Комиссаров СССР. Но мама предпочла моего отца – комэска Сашу Канищева – командира отдельного кавалерийского эскадрона. В 1932 году отца перевели на Тихоокеанский флот, и мама оказалась во Владивостоке, где в 1934 году я имел счастье появиться на божий свет. До нашего отъезда в 1939 года из Владивостока мама работала заведующей детским садом в Военном порту Тихоокеанского флота. Накануне Великой Отечественной войны наша семья уже находились в европейской части страны, на Балтике.

Мама была из военного поколения женщин, на которых держался наш тыл, благодаря которым мы победили в этой долгой и страшной войне. Проводив мужей на фронт, женщины взвалили на свои плечи все мужские дела и заботы.

 Помню, в эвакуации в городе Златоусте, чтобы не умереть с голоду мама взяла в руки лопату и на ближайшей горе вскопала небольшой огород. Почва была каменистая и у мамы на руках вздулись кровяные мозоли. Так как картофель стоил очень дорого – 300 рублей за ведро, а наш бюджет составлял в месяц всего – 600руб, мы высадили картофельные очистки с глазками. Но осенью мародеры выкопали наш скромный урожай, оставив на грядках одну ботву. Мы вынуждены были использовать её в питании, чтобы не протянуть ноги в голодную зиму 1942-43 года. Ели мы и крапиву, и жмых, и кислицу. Крапиву вымачивали в воде, пропускали через мясорубку. Из фарша делали лепёшки и жарили их.

Помню, как мама отправлялась на рубку и вывозку дров для детского сада. Топор, двуручная пила и санки – вот и всё, что было в её распоряжении. С шумом валились уральские сосны, до дрожи в руках и ногах трудились женщины. А когда становилось совсем невмоготу, они горько плакали, выливая в слезах накопившуюся женскую печаль и смертельную усталость. Выплачутся и снова за работу. И так с раннего утро до позднего вечера.

Летом 1943 года после победы наших войск под Сталинградом в Златоусте появились пленные немцы. Их лагерь находился на окраине города. Пленных использовали на городских стройках. Дважды в день – ранним утром и поздним вечером в грязно-зеленой униформе Гансы, Фрицы и Гельмуты проходили строем по нашей улице Ленина, грохоча подошвами эрзац-ботинок. Пыль поднималась от мостовой, обозначая на лицах морщины усталости и опустошения. Шли они как неживые, с пустыми глазами, с усталыми длинными лицами. Запах грязных тел и пота от колонны шел удручающий. Они не вызывали ненависти, а только – жалость к их скотскому существованию.

Местное Управление НКВД иногда привлекало маму для переводов с немецкого. Контора Внутренних Дел расплачивалась с мамой американскими продуктовыми посылками. Это были упаковки съестных деликатесов для американской армии. Банки с тушенкой и фасолью. Прессованная ветчина и яичный порошок. Галеты и коробочки с джемом. Пакетики с чаем и кофе. Жевательная резинка и бумажные салфетки. Спички и сигареты. Миниатюрная печка с сухим спиртом для разогрева еды.

Мама делились этим богатством с женщинами, проживающими с нами в одной комнате. В комнате, стояло пять солдатских кроватей: четыре по углам и одна в центре. Кровати эти служили домашним очагом  несчастным женщинам с детьми. Они были и обеденным столом, и складом жалких пожитков и местом отдыха. В центре стояла одинокая холостяцкая койка. Её занимала молодая бездетная женщина Августина, которая осенью 1943 года ушла добровольцем на фронт.

Единственным ценным предметом, весящим на стене и, оберегавшимся взрослыми,  как продуктовые карточки, был черный из плотной бумаги с винтиком в центре для регулировки звука репродуктор. Из него периодически звучали марши и сводки с фронтов. Человек из репродуктора приходил к нам в комнату два раза в день утром и вечером, чтобы сообщить сводки Совинформбюро. Ни один мужской голос не вызывал во мне настолько сильного ответного внутреннего отзвука, как голос этого знакомого незнакомца. Когда он начинал говорить все, даже малые дети, затихали, чтобы не пропустить малейших подробностей. Вымороженная, мрачная комната, заполненная озябшими женщинами, погружалась в мертвящую тишину. Все сидели тесно перед репродуктором, словно обогревая друг друга своими неподвижными телами.

Наконец настал радостный день. На улице вовсю бушевал самый упоительный весенний месяц май – МАЙ 1945 года. Помню раннее утро, мы проснулись от музыки военного духового оркестра. Трубачи выдували медь с таким азартом, что подняли на ноги всю улицу Ленина. Мама сказала: «Алик, сынок, война-то кончилась!» и заплакала. Мы дети нестройными голосами затянули любимую песню из кинофильма «В шесть часов вечера после войны»: «Артиллеристы, Сталин дал приказ. Артиллеристы, зовёт Отчизна нас. Из многих тысяч батарей за слёзы наших матерей, за нашу Родину – огонь, огонь!».

Моя мама – Май Елена Михайловна, рождения 1906 года, - скончалась у меня на руках в 21час 30мин. пятницу, 23 августа 1996г. Я сам приготовил маму в последний путь: обмыл маленькое худенькое тело, надел её любимое синее платье с белым отложным воротничком  и прикрепил на иссохшую грудь две скромные медали – «За доблестный труд в Великой Отечественной войне» и «50 лет Победы в Великой Отечественной войне».

Всю ночь я провел на ногах.  Ходил по комнате и запоем курил сигареты одну за другой, удручая свою плоть некотином. В голове не укладывалось, что мама мертва. Огонёк свечи, не колеблемый ни единым дуновением, казался застывшим световым лепестком. С каждым часом мама желтела, словно восковые слезы от поминальной свечи. Волосы седым пухом закурчавились на висках. Черты лица заострились. Наконец я не выдержал и взахлеб зарыдал.

Я плакал, наверное, как плакал блудный сын, когда уже он расточил имущество, познал одиночество, унижение, голод и нищим шел к родителю, чтобы сказать:  «Согрешил я перед небом и перед тобою. И не достоин называться сыном твоим».

Августовское утро тихо наливалось солнечным светом и зноем. Украина праздновала «День Незалежности». Погребальная контора отказалась хоронить маму в святковые дни, так как похоронных дел хлопцы с утра пили горилку с перцем.

«Господи,  взываю тебе, услыши мя, да исправится молитва моя», - причитал мой внутренний голос пока я стоял недвижно у дверей похоронного депо. И тут Создатель сжалился надо мной. Кто-то позвонил в кладбищенскую контору и отказался от вырытой могилы. В 12 часов, 25 августа, воскресенье, бронзовым длинным звуком ударил колокол кладбищенской часовни, и маму опустили в погребальную нишу. Легкими стопами мама вошла в Царствие Небесное. Я собственноручно прикопал деревянный крест в черноземный холмик, украшенный полевыми ромашками, которые так любила моя мама.

Вот, что я записал в свой дневник после возвращения с кладбища: «Боль, тоска, слёзы не проходят. Прости, милая мамочка, за все грехи. Мало я говорил тебе слова любви. Не от черствости душевной это, не от сыновней неблагодарности, а, как всегда, от суетности нашей жизни и вечной нехватки времени.

Как нестранно, но эти оправдания повторяются из поколения в поколение. «Мама!», - кричали мы в детстве от боли или радости. «Мама!», - взывали мы в зрелые годы, когда было очень трудно или обидно. И забывали поблагодарить самого близкого человека, пожалеть её, приласкать, найти добрые, сердечные слова.

Но что-то изменилось во мне после смерти мамы. Все чаще думаю о ней, о её жизни и повторяю обвинительные строки в свой адрес:  «Вспоминаю я мало-помалу, остужаясь душой вдалеке, как оставил озябшую маму  на погосте в чужой стороне…»

В те дни письма Михаила Николаевича Рыжова, адресованные мне в Черновцы, явились бальзамом для истерзанной моей души, за что я буду безмерно благодарен ему до конца моих дней.

Михаил Николаевич Рыжов – известный дальневосточный кинооператор, член Союза кинематографистов России(1963г.), награжден орденом Трудового Знамени(1981г.), участник Великой Отечественной войны (старшина роты). 

Да, сегодня он – корифей, родоначальник, учитель – а тогда в далеком в 1953 году, после демобилизации из рядов армии, старшина Рыжов  пришел на Дальневосточную студию кинохроники ассистентом оператора третьей категории.  Он начинал работать, когда операторы студии снимали сюжеты и фильмы кинокамерами «Дебри» и «КС-50» с пружинным приводом и кассетами на 15 метров кинопленки.

Сколько пришлось отшагать по  тернистому пути с треногой на плечах, прежде чем Михаилу Николаевичу присвоили звание кинооператора высшей категории(1979г.) Большой знаток кинотехники, он получил заслуженное признание как блестящий оператор. Михаил Николаевич наглядно показал, что оператор – не только и не просто камера. Это и свет – альфа и омега в ряду выразительных средств кинематографа.

Михаил Николаевич придерживался старой английской школы документальных киносъемок: съемка природы и архитектуры только со штатива, никаких сложных ракурсов, перекосов, фокусных смещений, головокружительных разворотов, что так присуще «левому» кинематографу.

Много лет Михаил Николаевич проработал на корреспондентском пункте во Владивостоке от Дальневосточной студии кинохроники, где профессия оператора и режиссера  сочеталась в одном лице. Его перу принадлежат многочисленные сюжеты в популярном киножурнале «Дальний Восток»,  десятки документальных фильмов, география которых охватывает не только наши  дальневосточные края, но и страны Азиатско-Тихоокеанского региона.

В творческой биографии оператора Рыжова был ещё один примечательный момент, который хочется упомянуть как своего рода мажорный аккорд, он был одним из тех немногих операторов Дальневосточной студии кинохроники, которым руководство доверяло правительственные съемки.

За долгие годы работы Михаил Николаевич пережил множество замечательных событий в нашей стране, одни его радовали, другие огорчали. Он прошел через «увлечения» монументальным, поэтическим, психологическим  кинематографом. Его профессия оператора обрела невиданный доселе авторитет и значение.

Мне посчастливилось работать вместе с Михаилом Николаевичем над фильмами: «Полтора часа до объятий (1969г.), «Встреч солнцу» (1993г), «Земля у Океана» (1994г), «В тот день закончилась война» (1995г.)  Поэтому я могу с некоторой долей уверенности охарактеризовать его профессиональные качества.

Вместо принятых, узаконенных на телевидении приемов, вроде применения рассеянного света Михаил Николаевич использовал в телефильмах активную светотень, световые акценты. Творческие эксперименты, начатые в фильме «Встреч солнцу», нашли успешное продолжение в последующих наших совместных работах. Михаил Рыжов своими операторскими средствами всемерно старался усилить зрительное, эмоциональное впечатление, проявляя не только исключительно  художественное чутье и вкус, но и поразительную изобретательность и интуицию. К его замечательным профессиональным качествам следует добавить, что Михаил Николаевич никогда во время съемочного периода не брал в рот спиртного, чем разительного отличался от операторской братьи.

Сегодня ветеран дальневосточной документалистики на пенсии, увлекается шахматами, политикой, мемуарной литературой. Ему на день написания этого предисловия исполнилось 81 год!

Что касается душевных качеств Михаила Николаевича  то они – в его письмах.

Олег Канищев

23 марта 2009г. Владивосток

 

Украина, 274000, г.Черновцы

ул. Кохановского, 12, кв. 12«А»

Май-Канищеву О.А.

27 февраля  1996г.

Олег! Привет тебе с дальневосточной земли и центра её мироздания г.Владивостока. Пишу тебе второе письмо, но что-то ты подзадержался с ответом. Думаю, что напишешь.

Остаток жизни протекает как-то очень скучно без тебя – нет работы, нет какого-то полёта, стремления, Есть только обычная мещанская жизнь или существование в это мрачное время.

Передает тебе привет Эдуард (инженер-геолог, а в те безумные дни продюсер-любитель – О.К.). Мы часто созваниваемся, и весь разговор состоит из воспоминаний и надежд на твое возвращение в лоно нашего коллектива. У него, как всегда, масса идей и проектов – разумеется без денег. Забавный мужик! В каждом разговоре он обязательно подробно рассказывает, что нужно снять где, когда,  в каком месте и в каком объеме. И успокаивается лишь, когда напоминаешь ему, что нет камеры, нет презренного металла. И в заключении он говорит, что эти трудности временного характера. Вот такие пироги с музейным работником. Как-то позвонил мне наш общий знакомый – преподаватель и организатор детского кино (вернее актерского мастерства) Валерий Н. и радостно сообщил мне, что ему в доме пионеров выделили две комнаты и, что его школа сейчас под опекой губернатора. В конце разговора заверил, что мы еще поработаем в кино по его гениальным замыслом.

Неожиданно в троллейбусе увидел Сан-Саныча(А.А.Кириллов - бывший начальник кинокомплекса Примтелерадио – О.К.), но мне не повезло, он меня не заметил или сделал вид, что не заметил – вероятнее второе. Мне осталось лишь последовать его примеру. По-моему он ещё не работает – так во всяком случае мне сказала Наталья Парфенова (директор фильма – О.К.)– она передает тебе большой привет и желает увидеть тебя здесь во Владивостоке.

Звонил Геннадий Лысяков (режиссер-оператор, уполномоченный Дальневосточного филиала Союза кинематографистов РФ – О.К.)из Хабаровска и сообщил, что Союз кинематографистов постепенно возрождается, и всем пенсионерам вышлют деньги на лекарства и будут доплачивать с Нового 1996 года к пенсии 50 тысяч рублей в квартал. Я его попросил, чтобы тебе пока не высылали эти деньги, а когда ты вернешься во Владивосток, они тебе перешлют. Гена попросил меня передать тебе (я с удовольствием выполняю) хорошего настроения, здоровья и возвращения на свою родную землю, к его пожеланию присоединяются все члены Союза кинематографистов Дальневосточной студии кинохроники.

И еще новость, у Назарбаича (Назарбаев – киномеханик студии «Дальтелефильм», отличный шахматист – О.К.) в семье прибавление. Жена Люда (асс. режиссера студии «Дальтелефильм») привезла ему из Чугуевки (они купили там дом с огородом, и она живет там всю зиму, иногда приезжает на несколько дней во Владивосток) плюгавую маленькую собачку, уже старую (как заключил Евгений, если брать по человеческой мерке, то ей где-то за 60 лет), так вот, она неожиданно родила одного щенка, а принимал роды сам президент. Правда, до сих пор еще не знает, кто же новорожденный (мужского или женского рода), хотя проверили очень тщательно. Успокоился лишь, когда я ему сказал: подрастет – узнаешь.

Вот, Олег, пожалуй, и все новости на сегодняшний день. Мне вспомнился рассказ Чехова «Письмо к ученому соседу», где помещик пишет своему соседу – так же помещику – письмо. «А еще я, милый соседушка, открыл, что весной собаки траву щиплют, подобно всем травоядным …».

Ждем тебя. Приезжай быстрее. Может, что-нибудь с тобой сделаем назло нашим врагам.

Целую тебя несколько раз и очень крепко. Твой товарищ по несчастью «Дальтелефильма» Миша.

10 февраля  1996г, Россия, 690001, г. Владивосток, ул. Светланская,117, кв.19,  Рыжов М.Н.

 

Украина, 274000, герновцы

ул. Кохановского, 12, кв. 12«А»

Май-Канищеву О.А.

06 апреля  1996г.

Дорогой Олег! Получил твоё письмо, спасибо. К сожалению, с ответом задерживаюсь. Дело в том, что письмо пришло 8 марта, а я находился с 29 февраля по 21 марта в Хабаровске у брата, помогал ему ремонтировать квартиру, поэтому -  коротко о хабаровских делах. Студию не посещал. Дважды разговаривал по телефону с директором Александрой Рыбаковой – ты её знаешь, бывший редактор – поэтому все новости пишу с её слов. Гена Лысяков уехал на Камчатку, где подрабатывает в какой-то фирме. Для студии снимает очень мало. Годовая программа съемок следующая: 12 киножурналов, несколько документальных фильмов по заказу Роскино и не ограниченное количество заказных фильмов, если есть, конечно, заказчик, которого они ищут сами. Стоимость одной части 60 млн. рублей. И как говорил один м…ак процесс пошел. Творцы, занятые на съемках, получают зарплату и гонорар за съемочный период, а затем, в ожидании очередной работы, могут трудиться где угодно, как угодно и с кем угодно. Все в штате. Постоянную зарплату получает только администрация.

В разговоре Шура поинтересовалась  о тебе и передала привет и пожелание возвратиться на родину – когда я ей сказал, что переписываюсь с тобой. Она, между прочим, посетовала, что нет фильмов о Приморье, особенно её интересует Владивосток, Находка. Я с ней договорился – когда ты вернешься, мы созвонимся.

Теперь по поводу письма, которое ты не дошло. По-видимому, виноват я по незнанию – вложил письмо в конверт на внутреннюю связь. Отвечаю на твои вопросы. На парламентских выборах Дальний Восток проголосовал в основном за коммунистов. На Новый год Макс(Б.В.Максименко – Председатель Примтелерадио – О.К.) выделил 300 тысяч рублей, точнее на юбилей кино, который состоялся под Новый год. Бывшие дальтелефильмовцы отметили этот праздник, правда, в основном, второстепенные люди. Мне Шориха(Любовь Шор - директор фильма – О.К.) и Наталья (Наталья Парфенова – дирктор фильма – О.К.) звонили, но я не пошел. Назарбаич также отсутствовал. Скучно без друзей!

С Максименко я не встречался и его позиция по-моему проста – скорее забыть о «Дальтелефильме» и фильмах.

Продолжает свою мерзкую работу РВК в том же объеме, что и раньше. Прогресса явно нет. Володя Патрушев прирабатывает в институте. Боре Панасенко (капитан рыболовецкого траулера – герой документального фильма, отличный судомоделист, подарил мне копию исторического транспорта «Манчжур» - О.К.) я звонил вчера и сегодня звоню несколько раз, пока пишу письмо, но телефон не отвечает. В электричке встретил Валентина Кнаппа.(известный журналист Приморья, экономический обозреватель краевой газеты «Красное Знамя» - О.К.).  Потрепались обо всем понемногу. Он до сих пор жалеет, что распался «Дальтелефильм». Тебе, по-видимому, известно, что у нас прошли выборы губернатора. За Наздратенко проголосовало свыше 70 процентов, так что, он теперь на коне.

Зима прошла очень мрачно, свет отключают по 2-3 раза в день. За эти несколько дней, что я вернулся из Хабаровска, Эдуард уже позвонил три раза. На ДВЖД камеру ему не дают, другие организации деньги не платят, работы много, желание работать есть и, вообще, куда смотрит власть – когда люди, т.е. мы, сидим без дела. Вот примерно его разговор по телефону. Он ждет, когда же ты предстанешь перед его очами. А пока он передает тебе, как отцу родному, большущий привет и возвращение блудного сына в свои пенаты. Вот такие пироги, Олег.  Что произошло здесь за период моего отсутствия, сообщу в следующем письме, которое планирую написать тебе дней так через 10-15.

О себе. Занялся ремонтом машины и готовлюсь к посевной на даче. Пока писал письмо, по радио передавали известия по стране. В интервью Сагалаев заявил, что местные региональные государственные студии вещают по 2-2,5 часа, фактически же больше, т.е. перекрывают российское вещание с этим – как он сказал – надо кончать. Это тебе для размышления. Пожалуй, на этом и закончу. Будь здоров, дорогой. Я от всего сердца присоединяюсь к словам Эдуарда – ждём. Твои поздравления девчатам передам в ближайшие дни.

26 марта  1996г, Россия, 690001, г. Владивосток, ул. Светланская,117, кв.19,  Рыжов М.Н.

                                                                                      

 

 

Украина, 274000, герновцы

ул. Кохановского, 12, кв. 12«А»

Май-Канищеву О.А.

03 мая  1996г.

И вот не прошло 10-15 дней – пишу. Приветствую тебя, Олег, и желаю всего хорошего в жизни, а главное здоровье.

Вчера позвонил Наташе Парфеновой. Она по-прежнему не работает, а что ждет – сама не знает. С радостью сообщила, что РВК  (Российская вещательная корпорация, которая, с легкой руки Б.В.Максименко, разместилась в здании студии «Дальтелефильм» – О.К.) как будто готовится к своим похоронам. Есть предположение, что в доме разместится оркестр (тот, который выгнал Максименко из своего штата). Сейчас оркестр курирует администрация края.  Для начала РВК вынуждена существенно потесниться. Самое забавное, что руководит коллективом на правах директора оркестра твой хороший знакомый – Саня Кириллов.

 Самое неприятное для нас: ушел из жизни Боря Кучумов, (главный режиссер телерадиокомпании «Владивосток», заслуженный работник культуры России - О.К.)

(главный режиссер государственной телерадиокомпа­нии "Владивосток", заслу­женный работник культу­ры России, - О,). Прощание с Борисом 2 апре­ля 2006г. в 14 часов в студии телевидения. Сейчас 12 часов 2 апреля и после похорон я продолжу письмо.

Итак, похороны состоялись. В коридоре встретил Бориса Максименко. Он удосужился сказать несколько слов: « Вот так, Миша, уходят от нас люди, друзья». На этом наша беседа закончилась. Люся Родионова передает тебе привет, она говорит, что у тебя должен быть какой-то журнал регистрации фильмов или каких-то материалов. Так вот, просит узнать, где его найти, если в сейфе, то где ключи?

В студии встретил много общих знакомых, которые как-то так быстро постарели, одним словом, померкли – исчезла какая-то хватка, заносчивость, пропало своё я. Вот такие впечатления я вынес из этого посещения студии.

Меня многие спрашивают: когда ты вернешься? Но, зная твое зависимое положение – отвечаю, что когда обстоятельства изменятся.

Проси, Олег,  за такое сумбурное письмо – настроение не то. Жмем твою мужественную руку – я, Назарбаич, Эдуард и другие, и ждем тебя.

09 апреля  1996г, Россия, 690001, г. Владивосток, ул. Светланская,117, кв.19,  Рыжов М.Н.

 

Украина, 274000, герновцы

ул. Кохановского, 12, кв. 12«А»

Май-Канищеву О.А.

03 июля  1996г.

Дорогой мой Олег, здравствуй! Получил от тебя два письма и как последний … не ответил до сих пор. Можешь, как угодно меня называть, и ты будешь прав. Опускаю низко голову, становлюсь перед тобой на колени и жду твоего решения.

Эти месяцы были какими-то сумасшедшими. Первое, эти дачные дни отняли очень много времени. Нужно было копать, поливать, доставать удобрения и семена и вдобавок я работал у сына – обустраивал лоджию, а это достать нужно было пиломатериалы, пилить, строгать, делать рамы, заказывать стекла и их вставлять, т.е. вся работа отняла у меня почти месяц. Порой приходилось даже ночевать у него. Он помочь мне не мог, потому что сейчас работает в фирме «Кока-кола» и у них наступила горячая пора, так называемая, пуско-наладочная. Мне пришлось быть и плотником и столяром, снабженцем и работником с\х хозяйства. Прошу еще раз простить меня и не карать уж очень сурово.

Теперь, что касается ВГТРК, Последнее время стало у них очень трудно с деньгами. Назарбаич пошел в отпуск и не получил отпускные – нет денег в банке. Зарплату задерживают на месяц и больше. Ко дню победы решили участникам войны и пенсионерам выдать по 200-150 тысяч рублей, но пока неизвестно когда получим. Тебе пенсионеру положено 150 тысяч рублей, жди. Встретил недавно Патрушева (Владимир Патрушев - режиссер студии «Дальтелефильм» - О.К.) и в разговоре он мне сказал, что его попросили снять заказной фильм о 300-летии флота на видио. Просьба якобы исходила от Максименко.

В конце мая проходил фестиваль рекламных фильмов (1-2 минуты) дальневосточного региона под эгидой ДВ отделения Союза кинематографистов. Руководил этим мероприятием Лысяков, и с ним приезжала Шура Рыбакова. Подробностями я не интересовался – был занят работой. Лысяков предложил, чтобы я получил причитающие тебе деньги, но я отказался и попросил, чтобы он их хранил у себя до твоего приезда.

Олег, ты просишь сообщить о Кучумове. Ему сделали операцию желудка. Разрезали, посмотрели, зашили и дней через 10-15 он скончался – РАК. И еще одно неприятное сообщение – умер Георгий Исаевич Громов (старейший журналист Примтелерадио – О.К.). Вот такие наши дела, Олег.

Наивный я человек, когда уходил на пенсию, думал, свободного времени будет уйма: и отдохну от всех перипетий, и вволю почитаю, посмотрю передачи по телевидению, т.е. будет сплошной праздник – увы! БЛЕФ! Забот еще больше, чем в молодости – тем более сейчас время идиотское. Как не странно, но страна проголосовала за Ельцина. А село за Зюганова. Вот такие пироги в Приморском крае. Жаль, нет тебя, и твой голос остался пока на Украине. А сейчас ждем 3 июля – мне, кажется, пройдет Ельцин.

Два дня тому назад ездил с Эдуардом к шахтерам в Павловку. Он где-то достал камеру и за 100000 руб. я снял ему материал. Перед этой поездкой у меня с ним был разговор по поводу оплаты (как всегда, он говорит о договоре, контракте – потом оплатится). Я ему сказал – деньги на бочку, а остальные – позже, т.е. пока буду снимать только уходящие объекты. Такса: съемочный день – 100000 руб. Да чуть не забыл, Олег, – Кнапп Валентин что-то волнуется.

До свидания, Олег. Целую несколько раз и до встречи.

25 июня  1996г, Россия, 690001, г. Владивосток, ул. Светланская,117, кв.19,  Рыжов М.Н.

 

Украина, 274000, герновцы

ул. Кохановского, 12, кв. 12«А»

Май-Канищеву О.А.

21августа  1996г.

Дальневосточный привет тебе, мой дорогой и далекий друг. Олег жизнь продолжается, но порадовать чем-то я не могу, и поэтому принимай её как есть!

Днями заходил в бухгалтерию с твоей просьбой, и они на меня посмотрели как на марсианина: «А кто такой Канищев? Кем он работал?» И только одна женщина сказала, что был такой, но денег мы ему не должны. Как видишь, время идет, люди меняются и всё забывают. И так, лет через несколько и руководство может забыть своего работника. А пока жизнь продолжается, но не унывай. Друзья тебя помнят и передают приветы: Наталья, Назарбаич, Эдуард, Люба Шор и другие – всех перечислять нет смысла. Среди них и Куварзин Володя (последний Главный редактор студии «Дальтелефильм» - О.К.) интересуется, когда ты вернешься на свою родину?

Сейчас, Олег, такой период, что всем  всё до лампочки. Каждый живет в своем замкнутом мирке и думает, как выжить и пережить это смутное, полное тревог и нищеты время. А те, кто постарался подвести нас под это – идут в отпуска, устали, им надо провести свой «заслуженный» отпуск с комфортом. А народ быдло – подождет.

Выборы прошли, и всё стало еще хуже. Ты, по-видимому, знаешь – В Приморье прошла забастовка и голодовка угольщиков, которых поддержали угольщики всей страны. Они не получали зарплату с января месяца 1996 г. Голодали на работе, теряли сознание от недоедания, короче, ты понимаешь, что это такое.

Свет выключают в городе ежедневно по 12 и более часов. Вот так, Олег, мы живем, а вернее существуем. А здесь еще одна беда посетила Приморье. От дождей затоплены десятки  тысяч га земли на севере края, а у нас дачные участки превратились в месиво, где уже почти ничего не растет.

Пишу письмо, а на улице шурует очередной тайфун, циклон или черт его знает что.

Прерываюсь.  Принесли пенсион! Уже радость!

И так, я богатый человек в эту минуту, правда, сейчас нужно идти на почту и заплатить за квартиру и за свет и как результат мой кошелёк похудеет на 200 тысяч рублей. Жаль. В октябре эта сумма увеличится ещё, и мой остаток будет меньше, чем оплата за квартиру и свет. Но ведь нужно ещё заплатить за радио, телефон – в общем, на хлеб до очередной пенсии хватит. Спасибо Родине за это! И нашим вождям…

Вот такое мрачное письмо. Чуть позже напишу ещё. До свидания, дорогой Олег. Иду на почту.

12 августа  1996г, Россия, 690001, г. Владивосток, ул. Светланская,117, кв.19,  Рыжов М.Н.

 

 

Украина, 274000, герновцы

ул. Кохановского, 12, кв. 12«А»

Май-Канищеву О.А.

27 августа  1996г.

Привет, мой дорогой Олег Александрович! Вдогонку  -  с разницей в пять дней – высылаю очередное свое письмо. Новостей нет, если не считать, что циклон с севера края переместился на юг и полощет нас, как только может. Но мы терпим, мы непробиваемы и как оптимисты ждём погоды, солнце и кучевые облака. Я вот почесал затылок и подумал – может быть это будет только во сне. А  жизнь продолжается. Был у Любы Шор. Она жалуется,  что её хотят выжить коллеги по работе. Чуть, говорит, опоздаю на работу или что-то неправильно оформлю так тут же идёт донос в верхах, причем в основном больше кляузы, чем правда. Враг не дремлет. Я ей посоветовал сходить к Максу, мне стало её жаль, она вся какая-то издёрганная, дома у неё тоже, что-то не ладится. Одним словом, вся жизнь на нервах. С Натальей Парфёновой  мы общаемся только по телефону. Она не работает. Хотела сходить в Японию за машиной. Колобов (Борис Колобов – кинооператор студии «Дальтелфильм» - О.К.) по-прежнему всё плюется и всех и вся поносит. Кириллов Саша пишет оперу. Назарбаич, как провинциальный актёр, каждое утро ходит на работу и, как гроссмейстер, прикидывает в уме - кто-же сильнее – Он или Карпов. Эдуард, как гончая, весь в поиске заказчиков, темы есть, но работать без денег - дураков нема. Но всё равно с завидным упорством продолжает поиски и ежедневно звонит и с оптимизмом докладывает мне о проделанной за день работе. Каким-то путем с помощью музея и охраны природы он взял в аренду видеокамеру (она сейчас лежит у меня) и говорит, что мы должны снимать фильмы. Но деньги, к сожалению, никто не платит и договор на производство фильма не заключает. Сам понимаешь, Олег, в холостую работать нет смысла. В итоге мы на якоре.

Олег, какие твои планы в перспективе? До свидания. Жду весточку из Черновцов. А на закуску:

На симпозиуме врачей-психиаторов обмениваются опытом.  «Мы успешно используем в лечении телевидение. Например, общественно-политические и развлекательные программы дают неплохой результат». И в чем он выражается?”. – «Больной известный у нас в клинике как Наполеон, уже себя таковым не считает». – «Неужели пришел в себя и вспомнил свою фамилию?». – «Пока нет. Теперь он заявляет: «Я – белый орел».

Прошло два дня, как я написал письмо и хорошо, что не отправил. Вчера, т.е. 17 августа на переходе у кинотеатра «Уссури» встретил Бориса Панасенко. Передал от тебя привет. Коротко рассказал ему о твоей заграничной жизни. Он торопился куда-то с женой, и толково поговорить не удалось. Передал тебе привет и убежал. А еще новость, которая, естественно, тебя не порадует… Умер Вадим Мялк (народный артист России, мастерски обчитывал многие мои фильмы – О.К.).

Пока, Олег, пожалуй, и всё. Иду на почту за конвертом.

До свидания. Жду ответа. С уважением к своему иностранному другу М.Рыжов

19 августа 1996г, Россия, 690001, г. Владивосток, ул. Светланская,117, кв.19,  Рыжов М.Н.

 

Украина, 274000, герновцы

ул. Кохановского, 12, кв. 12«А»

Май-Канищеву О.А.

01 ноября  1996г.

Здравствуй, мой дорогой друг и соратник по нашему общему делу и несчастью! Жизнь со скрипом, но пока продолжается. День прошел, ну и ладушку – ждем следующий.

Олег, дорогой, с ответом задержался и очень солидно. Я с Пушминым (режиссер Дальневосточной студии кинохроники – О.К.)  снимал заказной фильм (цветной) и вот только днями освободился от этой нагрузки. Прошу извинить, но причина уважительная.

Тебе я, естественно,  сочувствую и понимаю твоё горе. Но что делать – мы все смертны. Твоя мать молодец, прожить 89 лет – столько нам, естественно, не дано. Своё сочувствие передают тебе все наши девочки бывшего «Дальтелефильма» - я им звонил, а так же Назарбаич и Эдуард. С другими я не встречался в виду занятости по фильму и, естественно новости в городе не знаю. Пройдет какое- то время, войду в ритм жизни пенсионера – тогда напишу всё, что узнаю.

Первым меня поймал наш уважаемый и непробиваемый Эдуард (после моей съемки), Всё пошло по протоптанной колее: что-то снимаем, с кем-то договариваемся, куда-то приезжаем. В общем, всё так и идет, как при махровом онанизме. Сам понимаешь, денег нет и, наверное, не будет. Но он упорно твердит: «все хорошо, прекрасная маркиза, всё хорошо, всё хорошо». Сейчас он занят поиском, где бы найти место и технику для монтажа, но также бесплатно. И самое неприятное, я же в видеомонтаже не разбираюсь. Вот коротко о тех проблемах, которые стоят перед нами. Твоё присутствие просто необходимо. Ты постарайся не задерживайся в Черновцах.

Назарбаич, как президент, наконец-то получил свой домашний телефон. Теперь мы с ним часто созваниваемся, и ему стало легче руководить государством. Вот так у нас растут кадры, оснащенные техникой. Он стал важным и видным политиком. Бери пример. Приедешь – мы и тебе поставим телефон. Примерно, так за 4-5 миллионов рублей.

Вот, пожалуй, пока и всё. Проходит осень, грядет зима. И я так надеюсь, что весной мы встретим тебя на нашей родной Приморской земле, и по этому поводу должны же мы выпить по чарке водки!

До свидания, Олег. Ждем весны. Целую Миша.

10 октября 1996г, Россия, 690001, г. Владивосток, ул. Светланская,117, кв.19,  Рыжов М.Н.

 

Украина, 274000, герновцы

ул. Кохановского, 12, кв. 12«А»

Май-Канищеву О.А.

02 декабря  1996г.

8 ноября 1996 года получил от тебя письмо. Спасибо, друг мой. Хорошо, что ты собираешься в марте приехать во Владивосток. Как-то становится веселее. Давай, Олег, не задерживайся там. Отдай им весь флот и пошли их к …Ну, а у нас жизнь идет своим чередом: трамваи периодически стоят, частые автомобильные пробки. На дорогах из-за обилия транспорта жители города идут по тротуарам с опаской наезда «крутых» на своих тачках – полный беспредел. Надолго ли, но пока со светом нормально. У белого дома часто проходят митинги даже с политическими требованиями. Долой всех и вся. 7 ноября на Площади состоялся митинг горожан в основном нашего возраста и старше. Праздничные атрибуты, красные флаги, исполнение Гимна Советского Союза, ораторы и прочее. Три дня отдыхали Такие вот дела.

Неприятная новость… Умер Валерий Михайлович Теплюк Высылаю некролог по поводу кончины нашего Валерия Михайловича. Я с ним часто встречался, когда он работал в Крайкоме партии, а я собственным кино-корреспондентом по Дальнему Востоку.

х х х

У приморских журналистов - черный день. Умер Учитель... 1 ноября на 54-м году жизни после тяжелой, продолжительной болезни скончался ТЕПЛЮК Валерий Михайлович.

Нет на Дальнем Востоке такой газе­ты, телевизионной компании или ра­диостанции, где бы не работали его ученики. В десятках и сотнях редак­ций поднимут сегодня горькую стоп­ку...

Пятьдесят с небольшим - расцвет творческой личности, богатой натуры а именно таким был Валерий Теплюк. Он очень многое успел в жизни и как теоретик журналистики, и как практик. Поработал в уссурийской газете  "Коммунар"   и  отраслевой  - "Строитель", редактировал "Красное знамя" в пору расцвета этого изда­ния, стоял у истоков создания новой телевизионной компании - РВК. Ког­да он работал в аппарате крайкома партии - заведующим сектором печати, - это был один из немногих кабинетов, куда можно было прийти из­лить душу, получить совет, поддержку. И почти всю жизнь - независимо от занимаемых постов или полученных званий - учился: в Спасском педучилище,  на отделении журналистики ДВГУ, в аспирантуре факультета жур­налистики МГУ, докторантуре, Академии общественных наук.

Он очень много сделал в своей жиз­ни. И очень мало... - остались нереа­лизованными идеи, замыслы новых книг... Только-только, с приходом но­вого декана, начал возрождаться фа­культет журналистики ДВГУ. Валерий Михайлович объехал пол­мира, после защиты докторской ему предлагали остаться в МГУ (он был единственным в стране специалистом по журналистской этике - вопросу от­ветственному и деликатному), но нич­то не могло вырвать его с Дальнего Востока, из ставшего родным Влади­востока. Только смерть...

Без малого 30 лет его жизнь была связана сначала с кафедрой, затем с факультетом журналистики ДВГУ. Его лекции трудно было конспектировать, они просто запоминались - богатей­ший жизненный опыт, эрудиция, образ­ное мышление позволяли ему часами "держать" аудиторию, говорить не ака­демически сухо, а ярко, доступно, на­полняя любой теоретический посыл примерами из живой, творческой жур­налистики.

Из 60 журналистов, работающих в компании "Владивосток-новости" - в газете "Владивосток" и на радиостан­ции "ВВС", - 50 учились у Теплюка.

На этой неделе журналисты "В" дол­жны были сдавать для Валерия Ми­хайловича кровь. Не успели...

Прощай, Учитель...

Ректорат Дальневосточного государ­ственного университета, деканат фа­культета журналистики ДВГУ, президи­ум Творческой ассоциации журналис­тов Приморского края, Пресс-клуб с глубоким прискорбием извещают о том, что на 54-м году жизни скончался док­тор филологических наук, профессор, член-корреспондент Петровской акаде­мии наук и искусств, заведующий ка­федрой теории и практики журналис­тики, декан факультета журналистики двгу ТЕПЛЮК Валерий Михайлович, и выражают искренние соболезно­вания родным и близким покойного.

Прощание с покойным состоится во вторник, 5 ноября, в гуманитарном кор­пусе ДВГУ (Алеутская, 56) с 12 до 14 часов.

Аппарат полномочного представите­ля президента Российской Федерации в Приморском крае, Координационный комитет по поддержке президента РФ Ельцина Б. Н. в Приморском крае вы­ражают глубокое соболезнование ис­полнительному директору обществен­ной организации "Фонд президента РФ в Приморском крае" Теплюк Людми­ле Васильевне по поводу безвремен­ной кончины ее мужа - Теплюка Вале­рия Михайловича.

х х х

Австралийцев уже нет, но РВК пока существует и, как говорят некоторые, Максименко содержит её для своего сына.

В ВГТРКа «Владивосток» сейчас стало хуже с финансами, платят часто только пол. Зарплаты – нет денег

Видел в городе Ляну Шевченко (редактор студии «Дальтелефильм» - жена кинооператора Василия Рещука - О.К.) с молодым мужем – Рещук  оказался в дерьме. Надо знать своё место в нише жизни. Вот такие печальные новости на сегодняшний день.

В телестудии я бываю очень редко, поэтому и новостей у меня очень мало. В предыдущем письме я тебе писал, что вместе с Пушминым снимал заказной фильм на кинопленку в Сад-городе.

  Эдуард заходил к главному инженеру Владивостокского отделения железной дороги, как бы на разведку. Так вот, он ему сказал, что фильм о юбилее они хотят снять на пленке, а исполнители заказа – Дальневосточная студия кинохроники. Я позвонил Шуре Рыбаковой, но она ничего не знает, и попросила меня сходить к гл. инженеру и точно узнать у него: кому-же они хотят заказать этот фильм. 10 ноября пойду к нему. Получается, что юбилей у них в 1997 году.

И последнее, Олег. 300-летие Флота прошло у моряков с помпой, но как-то среди гражданских этот праздник этот праздник был бледен. Что-либо солидное телерадио комитет «Владивосток» не создало. Прошли обычные передачи. Вот так загубили очередное событие России.

До свидания, мой друг. Здоровья тебе и быстрее возвращайся домой.

12 ноября 1996г, Россия, 690001, г. Владивосток, ул. Светланская,117, кв.19,  Рыжов М.Н.

 

Украина, 274000, герновцы

ул. Кохановского, 12, кв. 12«А»

Май-Канищеву О.А.

25 декабря  1996г.

Дружище! Олег! С великим счастьем!

Настал ожидаемый час!

Приветствую с новой властью!

Теперь мы всех р-раз и квас!

Без всякого выкупа с неба

Мы пашни берем и леса.

В России теперь Советы

И Ленин – старшой комиссар

Дружище, вот это номер.

Вот это почин так почин.

Я с радости чуть не помер,

А брат мой в штаны намочил.

(С. Есенин)

От безделья, иногда, и вспоминаешь поэзию. Мне очень понравилась концовка – поэтому и написал.

Дорогой Олег, получил твои аж два письма. Спасибо. Не забываешь друзей, хоть и живешь в другой стране. Ты там особенно не развлекайся с хохлушками. Могут и окрутить такого молодца, тогда прощай март месяц и гладивосток. Это наш общий наказ.

А теперь все по порядку. Приморское телевидение работает на российском канале. Всё идет так же как и год тому назад. Правда, с финансами у них стало хуже. Макс, как всегда, стоит твердо у руля компании и, по-видимому, подпольно помогает РВК, чтобы выжить. Но это только предположения. Наташу Парфенову недавно по телевидению поздравляли с днем рождения. Я ей тут же позвонил домой. Она была в подпитии, а за столом шел обычный пьяный шум. Гуляют братцы. О тебе она не забыла, даже будучи  хмельной и пожелала всех благ, здоровья и возвращения к своему очагу.

Люба Шор занимается рекламой, но я с ней уже несколько месяцев не контактировал, по-видимому, у неё большая загрузка по работе.

Наш Андрей Островский ( бывший журналист Прморского радио – О.К.) набрался храбрости и в газете «Владивосток» разразился критической статьей против Администрации Приморского края. Думаю, что Наздратенко не простит Бакшину за вольнодумство. Пересылаю тебе эту статью, почитай:

х х х

Андрей ОСТРОВСКИЙ,

вице-президент Творческой ассоциации журналистов Приморского края

На исходе минувшей недели в распоряжении редакции "В" оказался лю­бопытный документ - письмо предсе­дателя комитета по печати и инфор­мации администрации Приморского края Сергея Новоселова руководите­лям районных (городских) средств мас­совой информации.

В этом письме с весьма настойчивыми рекомендательными интонациями (чего стоит одно только, казалось бы, канувшее в крайкомовскую Лету выра­жение "по нашему мнению") господин Новоселов предлагает начать работу по учреждению Лиги районной прессы

Опустим аргументацию данной  идеи. Куда большего внимания заслуживают такие обороты: "...рекомендую на вся­кий случай инициировать и про­вести собрания ваших журналистских организаций, на которых избрать по одному делегату от организации на уч­редительное собрание Лиги районной прессы с правом решающего голоса. Соответствующие документы постараемся вам выслать либо получите на месте..." Не скрывает Сергей Ивано­вич и того, что собрание предполагается провести в его служебном кабинете. Ну-с, как говорится, приехали... Впрочем, давайте оговоримся сразу. Право любого россиянина создавать любые общественные организации, не противоречащие действующему законо­дательству, священно и охраняется Кон­ституцией РФ. И никто, я полагаю, не посмеет возражать, если группа наших земляков и коллег захочет создать лигу радиожурналистов, лигу тележурналистов, лигу журналистов-студентов и лигу жур­налистов-преподавателей... Тут есть не­малый простор для деятельных и любоз­нательных натур. И Сергей Новоселов - журналист с почти 30-летним стажем - вполне может инициировать создание общественной организации районщиков. Но я категорически отказываю в та­ком праве чиновнику краевой админис­трации, откровенно пользующемуся при этом своим служебным положением. Говоря по большому счету, мало кто из журналистов Приморья понимает, для чего вообще существует сегодня на средства налогоплательщиков в краевой администрации комитет по печати и информации. Насколько мне не изменяет память, свобода прессы декларирована рядом российских законов. И в первую очередь это свобода от всех, кто не является учредителем данного СМИ. Думаю, что у меня хватит пальцев на одной руке, чтобы перечислить все сред­ства массовой информации, одним из учредителей которых выступает админи­страция края; районных же газет, теле-и радиостанций мы там не найдем во­обще. Так по какому праву господин Новоселов "рекомендует"?..

Весной этого года мне доводилось писать об охамении власти, которой глу­бока плевать на охраняемые законом права журналистов. С тех пор, к сожа­лению, мало что изменилось.

Как стало известно "В", на днях гене­ральный директор телерадиокомпании "Владивосток" Борис Максименко и его заместитель Георгий Климов обратились к губернатору Приморского края Евге­нию Наздратенко с письмом по поводу "беседы", которая состоялась у них с первым вице-губернатором Константи­ном  Толстошеиным и вице-губернатором Валентином Кузовым (копия письма направлена в правительство РФ, Федераль­ную службу по телевидению и радиовещанию, судебную палату по информационным спорам при президенте Рос­сии, Государственную думу РФ и проку­рору 'Приморского края). В письме сообщается об угрозах, прозвучавших в ходе «беседы" в адрес руководителей ТГТ К "Владивосток".

Участились и иски со стороны власт­ных структур к СМИ.

 Ситуация, повторюсь, не меняется. Но теперь власть, похоже, пошла другим пу­тем: не удается загнать независимость журналистов в жесткие рамки - значит надо попытаться расколоть журналис­тское сообщество изнутри.

Напомню, весной этого года на мес­те анемичного и медленно умирающе­го Союза журналистов Приморского края была создана Творческая ассоци­ация журналистов края.

Ассоциация действует чуть более по­лугода и сделать пока успела до обид­ного мало. Но все же: идет ремонт до предела обветшавшего помещения Дома журналиста, по приглашению ас­социации приезжают из столицы лек­торы, по ее инициативе проводятся раз­личные конференции (одна из них - "СМИ и органы судебной власти" про­ходит сегодня), готовится проведение телефестиваля, с окончанием ремонта помещения ассоциации начнется уче­ба работников районных СМИ.

Наверное, сделано мало. Но достиг­нуто, пожалуй, главное: после многолет­него раскола журналисты края вновь почувствовали себя единой силой. Так кому понадобилось раскалывать эту силу и для чего?..

И последнее: я не верю, что письмо господина Новоселова его личная ини­циатива.

х х х

 

По части телефона. По-моему сейчас уже почти нет проблемы с установкой телефона в квартире, если есть, конечно, деньги.

Шура Рыбакова где-то в газете нашла заметку о том, что в Сад-городе открылась частная школа с нулевого по десятый класс. Всего 100 человек. Позвонила директрисе, а поскольку для школы нужна реклама, то они быстро договорились снять фильм на пленке. Стоимостью фильма я не интересовался, поэтому многое не знаю. Шура позвонила мне и предложила эту работу. Цветную пленку привез Пушмин из студии (там были кое какие запасы), а обрабатывать негатив должны на ЦСДФ (бывшей), но вот уже заканчивается год, а у меня нет никаких сведений о чувствительности пленки. Позвонить Шуре и узнать – дорого. Вот так, Олег, и существуем.

Пушмин в Сад-город привез своего сына (24 года) – помощником. Через 5 дней сын стащил в школе видеосистему и исчез. И пока мы снимали фильм, он приехал в Хабаровск, залез к отцу в квартиру, и всё, что было у Пушмина ценное, взял (т.е. полностью ограбил), оставил дверь открытой и неизвестно, где он сейчас. Вот такие бывают сыновья. А Альфред (ПушминО.К.)заплатил директрисе стоимость украденного.

Ты там посматривай за своими «дуньками», с которыми разговариваешь по телефону и приглашаешь в гости – даже сын не пожалел отца, а они тем более.

Во Владивостоке наступила зима, выпал снег, температура 5-12 градусов мороза. Работы нет, поэтому мне приходится заниматься в основном по хозяйству. Делаю кое какой ремонт в квартире, хожу по магазинам за продуктами, а когда нет денег, - а это случается часто – сижу и читаю. Таков удел пенсионеров. Хорошо, что у меня ещё жена работает. Но опять проблема  - по несколько месяцев не получает заработную плату.

До свидания, дорогой Олег. Поздравляю с наступающим Новым 1997 годом! Здоровья тебе, хорошего настроения и побольше презренного металла.

02 декабря 1996г, Россия, 690001, г. Владивосток, ул. Светланская,117, кв.19,  Рыжов М.Н.

 

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz