КВН – это не только игра…

Автор – О.Канищев

 

       В 1954 году я впервые увидел телевизор на одной из кафедр Ленинградского института киноинженеров. Это была «бандура», другого слова подыскать не могу, с маленьким экраном размером с мужскую ладонь. И мы – студенты кинематографического института ни сном, ни духом не ведали, что в конце учебы нас будут распределять по студиям телевидения. Вот так из маленького неказистого экрана родилось новое экранное искусство. И начиная с нашего выпуска, в ЛИКИ началась планомерная подготовка специалистов для телевидения.

    В 1956 году отец приобрел телевизор «Темп». Вечерами наша семья и соседи по коммунальной квартире собирались у нас и смотрели фильмы и передачи, которые вела, если мне не изменяет память, первый диктор Ленинградского телевидения, великолепная Нелли Широкова. Правила пользования телеприемником передавали из уст в уста, и первым требованием - после просмотра следовало накрывать телевизор плотной тканью, чтобы не выгорал экран.  Сложной была и настройка приемника по таблицам, которые часами стояли в эфире перед передачами. А люди, которые пользовались линзами для КВН-49, сообщали по секрету друг другу новость, что залив в «аквариум» (так называли псевдолинзу) чистейший спирт, а можно и пяток бутылок «родимой», получаешь меньшее искажение картинки. По этому поводу в Ленинграде ходило масса курьезных случаев и анекдотов.

  «Темп", "Зенит", "Север-3", "Экран", "Авангард", "Беларусь", "Звезда", - таков в конце 50-х  - в начале 60-х годов модельный ряд телевизоров с увеличенным экраном, как их еще называли, не говоря уже о популярном и менее дорогом "КВН-49". И все-таки не смотря на постепенное снижение цен, телевизор пока был предметом роскоши и украшением жилища наподобие дорогой мебели. По нему судили о семейном достатке.

  К 1959 году, когда я распределялся на работу после окончания ЛИКИ, счастливых обладателей аппаратов, стало значительно  больше. Во всех областных и краевых центрах страны уже работали студии телевидения. И наш выпуск был целиком направлен в распоряжение Госкомитета по радио и телевидению при Совмине СССР.

   Из всех названных выше телевизоров "КВН-49" и "Темп" – были самые дешевые и надежные, а потому истинно народные аппараты. Телевизор КВН-49 на экран размером по диагонали с конверт можно было смотреть и через «аквариум» – линзу, залитую дистиллированной водой. И тогда изображение разворачивалось в полный лист писчей бумаги, как бы сегодня сказали,  в размер А-4.

«Все знают сегодня КВН - увлекательную телеигру, Клуб веселых и находчивых, но мало наберется таких, кто ответит на вопрос, почему так называется сам телевизор – вспоминает в своей книге В.Ткачев. Собирался он на оборонном предприятии. Индекс телевизора - это первые буквы фамилий его конструкторов (Кенигсон, Варшавский, Николаевский). А вот название Клуба веселых и находчивых придумано по аналогии с популярным телевизором».

 Вот как описывает В.Саппак, - известный в шестидесятые годы теоретик телевизионного искусства, - свои впечатления от первой встречи с "КВН-49":  "Я пришел к своим друзьям и увидел новинку, почти сенсационную - телевизор Советский телевизор первого выпуска, с огромным, вынесенным вперед выпуклым стеклом линзой, про которую с большим уважением говорили, что она наполнена водой. Линза увеличивала изображение, но на малюсенький экранчик можно было заглядывать сбоку, совсем сбоку, минуя линзу. Говорили так - проигрываешь в размере, но выигрываешь в четкости изображения.  А выиграть в четкости изображения, скажу, положа руку на сердце, ох, как хотелось. Показывали какой-то концерт. Помню фигуру скрипача, которая на наших глазах начинала вдруг катастрофически худеть, тянуться вверх и тянуться вниз, словно бы ее специально растягивали, и, казалось, вот-вот уже должна была прерваться где-то в районе талии, но именно в этот момент нашего скрипача, видимо, прихлопывали сверху и снизу, он стремительно сплющивался, охотно уподобляясь тыкве. Все это разительно напоминало зеркала комнаты смеха, с той лишь разницей, что это изображение, возникающее на зыбком экране, к тому же путало позитив и негатив. Бледноликий концертант в черном фраке упорно оборачивался негром в белом фраке (видимо, из джаз-банда). Но нам все это почти не мешало! На экран мы смотрели с благоговением ".

Примечание: использованы сведения из книги Валентина Ткачева «Синяя птица телевидения…»

Hosted by uCoz