Автор – О.Канищев
В 1954 году я впервые увидел
телевизор на одной из кафедр Ленинградского института киноинженеров. Это была
«бандура», другого слова подыскать не могу, с маленьким экраном размером с
мужскую ладонь. И мы – студенты кинематографического института ни сном, ни
духом не ведали, что в конце учебы нас будут распределять по студиям
телевидения. Вот так из маленького неказистого экрана родилось новое экранное
искусство. И начиная с нашего выпуска, в ЛИКИ началась планомерная подготовка
специалистов для телевидения.
|
В 1956 году отец приобрел
телевизор «Темп». Вечерами наша семья и соседи по коммунальной квартире
собирались у нас и смотрели фильмы и передачи, которые вела, если мне не
изменяет память, первый диктор Ленинградского телевидения, великолепная Нелли
Широкова. Правила пользования телеприемником передавали из уст в уста, и первым
требованием - после просмотра следовало накрывать телевизор плотной тканью,
чтобы не выгорал экран. Сложной была и
настройка приемника по таблицам, которые часами стояли в эфире перед
передачами. А люди, которые пользовались линзами для КВН-49, сообщали по
секрету друг
другу новость,
что залив в «аквариум» (так называли псевдолинзу) чистейший спирт, а можно и
пяток бутылок «родимой», получаешь меньшее искажение картинки. По этому поводу
в Ленинграде ходило масса курьезных случаев и анекдотов.
«Темп", "Зенит", "Север-3",
"Экран", "Авангард", "Беларусь",
"Звезда", - таков в конце 50-х
- в начале 60-х годов модельный ряд телевизоров с увеличенным экраном,
как их еще называли, не говоря уже о популярном и менее дорогом
"КВН-49". И все-таки не смотря на постепенное снижение цен, телевизор
пока был предметом роскоши и украшением жилища наподобие дорогой мебели. По
нему судили о семейном достатке.
К
1959 году, когда я распределялся на работу после окончания ЛИКИ, счастливых
обладателей аппаратов, стало значительно
больше. Во всех областных и краевых центрах страны уже работали студии
телевидения. И наш выпуск был целиком направлен в распоряжение Госкомитета по
радио и телевидению при Совмине СССР.
|
Из всех
названных выше телевизоров "КВН-49" и "Темп" – были самые
дешевые и надежные, а потому истинно народные аппараты. Телевизор КВН-49 на экран
размером по диагонали с конверт можно было смотреть и через «аквариум» – линзу,
залитую дистиллированной водой. И тогда изображение разворачивалось в полный
лист писчей бумаги, как бы сегодня сказали,
в размер А-4.
«Все знают сегодня КВН - увлекательную
телеигру, Клуб веселых и находчивых, но мало наберется таких, кто ответит на
вопрос, почему так называется сам телевизор – вспоминает в своей книге
В.Ткачев. Собирался он на оборонном предприятии. Индекс телевизора - это первые
буквы фамилий его конструкторов (Кенигсон, Варшавский, Николаевский). А вот
название Клуба веселых и находчивых придумано по аналогии с популярным
телевизором».
Вот как описывает В.Саппак, - известный в шестидесятые годы теоретик телевизионного искусства, - свои впечатления от первой встречи с "КВН-49": "Я пришел к своим друзьям и увидел новинку, почти сенсационную - телевизор Советский телевизор первого выпуска, с огромным, вынесенным вперед выпуклым стеклом линзой, про которую с большим уважением говорили, что она наполнена водой. Линза увеличивала изображение, но на малюсенький экранчик можно было заглядывать сбоку, совсем сбоку, минуя линзу. Говорили так - проигрываешь в размере, но выигрываешь в четкости изображения. А выиграть в четкости изображения, скажу, положа руку на сердце, ох, как хотелось. Показывали какой-то концерт. Помню фигуру скрипача, которая на наших глазах начинала вдруг катастрофически худеть, тянуться вверх и тянуться вниз, словно бы ее специально растягивали, и, казалось, вот-вот уже должна была прерваться где-то в районе талии, но именно в этот момент нашего скрипача, видимо, прихлопывали сверху и снизу, он стремительно сплющивался, охотно уподобляясь тыкве. Все это разительно напоминало зеркала комнаты смеха, с той лишь разницей, что это изображение, возникающее на зыбком экране, к тому же путало позитив и негатив. Бледноликий концертант в черном фраке упорно оборачивался негром в белом фраке (видимо, из джаз-банда). Но нам все это почти не мешало! На экран мы смотрели с благоговением ".
Примечание: использованы сведения из
книги Валентина Ткачева «Синяя птица телевидения…»