ПИСЬМА ИЗ РУССКОЙ  ПРОВИНЦИИ

 

 Письмо первое

 

Дорогие читатели, это письмо  вам шлет  жительница маленького российского городка Гатчина Ленинградской области, его часто называют  французским Шантийи. Сравнение это весьма справедливо, поскольку история нашего города, так или иначе связана с Францией. Я хочу рассказать вам эту историю, но  прежде давайте отправимся в путешествие из Петербурга в Гатчину.  Как вы хотите, на машине, или электричкой?  Дорога у нас с вами не длинная, всего сорок шесть  километров. - Давайте на машине. Вызовем такси, нам пришлют, скорее всего «Волгу», а может быть, и иномарку, даже французский  Рено. Сейчас на российских дорогах можно увидеть много разнообразных импортных машин. Один гость нашего города мне как-то сказал

:-«Я бывал во многих странах, но только в России сейчас можно встретить так много первоклассных машин на отвратительных дорогах».

Итак, мы едим. По пути у нас будет несколько остановок. Первая - у гатчинских Смоленских ворот.  Их  название говорит само за себя. Именно через Гатчину проходил знаменитый Смоленский тракт, по которому мы с вами только что проехали. Вот именно здесь  я предложу вам  выйти из машины, повернуть направо и пешечком пройтись к зданию гатчинского дворца, или  остановиться на отдых под раскидистыми кленами и дубами гатчинского парка, а если пожелаете, то можно  спуститься по отлогим ступеням к  пруду, позвонить в колокольчик и к вашим ногам на малиновый звон приплывут толстые карпы, эта забава живет здесь еще с царских времен.

 – А теперь внимание, господа! У меня для вас есть сюрприз! От Карпина пруда, где мы с вами только что кормили  рыбу, поднимемся по крутой дорожке и пройдем  на берег Серебряного озера. Особенность этого водоема в том, что озеро очень глубокое, дно находится примерно на глубине 10-15 метров, и наполнено чистейшей ключевой водой. В наши дни озеро является  источником питьевой воды для Гатчины, а в царское время в Серебряном озере испытывали первую в России подводную лодку. Вот, какое это знаменитое озеро! И  это еще не все. Дно озера покрыто лечебной голубой глиной и в сочетании с чистейшей водой поверхность озера действительно производит впечатление благородного металла. Отсюда и название – Серебряное озеро

Ну, что?  Передохнули? Но  наша прогулка только началась. Впереди у нас еще экскурсия в гатчинский дворец, где теперь находится музей. Мы пройдем с вами по анфиладе залов романтического замка, полюбуемся богатейшим собранием фарфора, живописи, старинных гобеленов, созданных на русских мануфактурах по французской технологии, увидим  богатейшую коллекцию охотничьего оружия. Ведь замок  первым хозяином создавался, как охотничий.

.-Скажите, пожалуйста, господа, какой замок может обойтись без привидений! – Никакой! Вот и в нашем гатчинском замке благополучно живут привидения, только не каждый их может увидеть. Для этого нужно знать, в каких закоулках  замка они обитают. Я – знаю, и постараюсь организовать встречу с ними, но для этого нам нужно вновь вернуться на берег Серебряного озера, пройти по узкой тропинке, мимо  кустов сирени, остановиться перед темным сводчатым  входом, сделать несколько шагов по длинному ,холодному, мрачному коридору и очутиться в подземной галерее, пройти  триста метров под  землей  и вы - у цели. В открытый проем входа в подземелье, что за нашей спиной, видна гладь серебряного озера, по ней медленно,  плывут серые утки и красавцы темнозеленые  селезни, коих здесь великое множество. - Тихо, ни слова!. –  Я знаю хорошую примету : если в подземелье нет привидений, то птицы проплывут мимо спокойно, а если привидения где-то рядом, но мы их не видим ,то селезни начнут бурно бить по воде крыльями и крякать, как бы прогоняя духов прочь.  Ну, вот  спокойно проплыли, пойдем и мы в глубь дворца.

 

 

Письмо второе

 

Теперь  пришла пора рассказать вам нашу историю. А история эта очень интересная, она прослеживается по письменным источникам на протяжении почти пятисот лет. Всемирную славу  Гатчине принесли дворцово-парковые ансамбли, вошедшие в число одних из  самых совершенных произведений зодчества и ландшафтного искусства. В течение столетия, начиная с 1760 –х годов, здесь был распланирован и усовершенствован комплекс пейзажных парков, раскинувшихся вокруг озер и прудов, возведен романтический замок- дворец, павильоны, мосты террасы Над созданием этих рукотворных шедевров трудились архитекторы А. Ринальди, В. Бренна, А. Захаров, Н. Львов, А. Воронихин, А. Штакеншнейдер, Р. Кузьмин, словно передовая эстафету, они сумели развить первоначальную идею и, при всех изменениях архитектурных стилей, добиться удивительного единства, художественной целостности общего впечатления  Порою кажется, что гатчинские ансамбли создавались не десятилетиями, не по проектам многих  зодчих разных творческих направлений, а родились одновременно – как вдохновенное  творение одного  гениального художника.

-          

Письмо третье

Гатчинская мыза, то есть  гатчинские земли были подарены императрицей Екатериной второй своему  фавориту Григорию Орлову, а затем, после того, как граф Г.Орлов 13 апреля 1783 года скончался, она выкупила гатчинскую  мызу у наследников в казну и отдала ее сыну и  цесаревичу Павлу Петровичу в том же 1783 году.  А за 9 месяцев до этого  царского подарка , т.е. в ноябре 1782 года Павел вернулся из длительного заграничного путешествия, которое он совершил вместе с супругой Марией Федоровной под именем графа и графини Северных. Подарок Екатерины был приурочен к рождению в семье цесаревича третьего ребенка: дочери Александры Павловны. У молодой четы будет еще пятеро дочерей и четыре сына: старшие –Александр  и Константин, младшие – Николай  и Михаил.  Путешествие супругов продолжалось два года и два месяца. За это время цесаревич посетил Италию,  Польшу, Австрию, Бельгию, и Францию - Шантийи.

Впечатления от этой поездки, особенно от осмотра резиденции принца  Конде сказались  и в дальнейшем развитии гатчинского ансамбля. По приказу Павла здесь, в дворцовом парке возводят павильон Венеры на рукотворном острове Любви. На самой высокой точке Смоленского тракта  устанавливается обелиск Коннетабль, но в Гатчине -это не памятник герою -офицеру , а главный элемент ансамбля солнечных часов. Что и говорить, Франция очаровала русского престолонаследника. Примечательно, что в стране в1782 году к празднику в честь Павла во дворце Трианон в Версале был приурочен выход поэмы Жака  Делиля «Сады», ставшей эстетическим руководством для устройства романтических пейзажных парков.

Известно, что граф Г. Орлов состоял в переписке с Жан  Жаком Руссо, когда гатчинский ансамбль приобрел законченный вид, хозяин замка писал  знаменитому философу: «Мне вздумалось сказать Вам, что в 60 верстах от Петербурга у меня есть поместье, где воздух здоров, вода удивительна, пригорки, окружающие озера, образуют уголки, приятные для прогулок, и возбуждают к мечтательности.  Итак, милостливый государь, если такой уголок Вам по вкусу,- от Вас зависит поселиться в нем».

Мне же хочется воскликнуть, вторя Г. Орлову. Дорогие господа читатели, очаруйтесь этим кусочком русской земли и почувствуйте его так, как я  чувствую эти места! Но не сочтите мои восторги за квасной патриотизм. Все объясняется  очень просто, одним старым и емким словом – любовью. Я люблю эти места и живу здесь более сорока лет. Жили в этих краях и мои предки.  До сих пор стоит на том же самом месте родительский дом. Так что мои глубокие корни проросли на этой земле основательно и хорошо!….

-.,…

Письмо четвертое

Ну, что отдохнули, друзья мои, насладились тишиной и прозрачностью воздуха, заглянули в голубые воды Серебряного озера, что вплотную опоясывает здание дворца. Тогда снова в путь. Впереди у нас две остановки,  это Выра и Рождествено. оба пункта расположены все на том  же Смоленском тракте, по которому мы с вами едем, не сворачивая, но об этих остановках, дорогие читатели, прочтете  в моем следующем письме. Места эти, прямо скажем, удивительные, чтобы вкусить всю их прелесть необходимо подготовиться.…Прежде всего, перенесемся из лета в зиму. Сегодня, когда я пишу вам мое  письмо из русской провинции, на дворе макушка лета, т.е  июль, а нам нужно оказаться в зимнем, но солнечном феврале ведь   на то и дана нам фантазия. Вспомните гениального А.С. Пушкина «Мороз и солнце – день чудесный». Да, да когда миллиардами огней сверкает на солнце свежий снег, когда пощипывает нос и щеки легкий морозец и на душе от всего этого великолепия почему- то легко и весело и  хочется жить, вдыхать этот свежий целительный воздух и кричать во всю глотку Я люблю тебя, жизнь!  Господи, как мне  хорошо жить на свете!

Вот вы и готовы к восприятию первой остановки. Притормозим  у почтовой станции.  Здесь поменяем нашего импортного железного коня на настоящую русскую тройку, благо  есть такая возможность. Все  еще тройки скачут по российским зимним дорогам, а ямщики не разучились петь свою заунывную песню под звон бубенцов. Но не торопите события. В  Выре все происходит не спешно, основательно, здесь свой ритм жизни, связанный с дорогой, с почтовым трактом,…И все же, прежде, чем мы войдем в горницу, советую вам, дорогой читатель, взять в руки томик А. С. Пушкина, раскрыть повести Ивана Петровича Белкина и  освежить в своей памяти  текст «Станционного смотрителя» - правдивейшего  рассказа нашего гениального писателя, тогда вы поймете, почему на призыв  краеведа Валентины  Максимовны Якушевой – энтузиаста своего дела о создании литературно-исторического музея русского быта в Выре, посвященного литературным  пушкинским героям, отозвались все жители деревень, расположенных вокруг Выры. И понесли люди в музей  старинную утварь, домотканые половики, ручного шитья старинную одежду, деревянные  ложки, посуду кто-то принес старый медный умывальник, теперь он висит в ямщицкой Задам-ка я вам, господа хорошие, такой ворос: «Кто помнит, как пахнут русские наваристые кислые щи из крошева[1] с сушеными белыми грибами после двухчасового томления в чугунке  в  уже остывающей русской печке?  Если не забыли этот не сравнимыйый ни с чем запах, тогда вы почувствуете ту   чудную ауру, тот русский дух, что поселились в нашем литературном музее, потому что из первой просторной горницы мы перейдем с вами  в соседнюю  ямщицкую, в которой основное пространство занимает русская печь и где только что сварились эти самые щи, приправленные для вкуса свежими сливками и сметаной, а на  полатях, с  наваленными на просушку ямщицкими зипунами да тулупами, примостились местные ребятишки из соседней деревни. Вдоль стенки в ямщицкой расположился длинный стол с большой тарелкой отварной, рассыпчатой картошки самых разнообразных сортов и вкуса.  На янтарных клубнях плавятся кусочки сливочного масла. В мисках моченая брусника, хрустящая квашеная капуста, сдобренная сверху репчатым луком и подсолнечным маслом. Заключительным аккордом этой трапезы, этой кулинарной мелодии будет глоток холодной водки из запотевшего стеклянного стаканчика, а напоследок закусим его белорозовой моченой сыроежкой.

Александр Сергеевич Пушкин в тексте повести почти ничего нам не описал, какой стряпухой была Дуняша, дочь станционного смотрителя Самсона Вырина, но директор литературного музея Валентина Максимовна Якушева, нынешняя хранительница этих мест – первоклассная хозяйка и кулинарка, вот и тянутся сюда люди на огонек, на русский дух.

Наш же обед закончился. На столе появился ведерный, начищенный до блеска медный самовар, блюдо со стопкой золотистых ,ноздреватых дрожжевых, крестьянских блинов, промазанных душистым гречишным медом .Скоро завершится  заключительный эпизод нашей повести, под названием «В  гостях у Самсона Вырина»  .Впереди – чаепитие. Вот и блины уже съедены, вкуснейший чай выпит…

Мы выходим на   широкий квадратный двор почтовой станции. Здесь,   по обе стороны разместились светлые конюшни, до крыш наполненные душистым сеном, в стойлах и денниках стоят лошадки, готовые хоть сейчас отправиться с гостями в путь. Наша тройка тоже уже готова. Впереди последний прогон до прекрасного села Рождествено. Мы заранее  позвонили в Рождествено, директору музея- усадьбы Владимира. Набокова Александру Александровичу Семочкину, что гости уже в пути, вот он и стоит посреди зимней дороги, всматриваясь в очертания нашей тройки и возка. Лично встречает нас новый хозяин усадьбы. Вы помните, дорогие читатели, что в Рождествено мы попали с вами морозным солнечным февральским днем, а вот если бы мы оказались здесь летом, как когда -то оказался в этих краях юноша Владимир Набоков, то вас  бы очаровал этот несравненный благоухающий ковер  разнотравья с цветущим клевером и ромашкой, с летающими повсюду веселыми бабочками. здесь, очевидно , молодой Набоков в своем родовом имении  на берегу Оредежи поймал первую бабочку. Не знаю, была ли это  «голубянка», тривиальная капустница, но не совсем обычной расцветки, или прекрасный благородный фиолетовый махаон, никому не известно, как сюда залетевший, это первое, юношеское, книжное увлечение Владимира Набокова  бабочками превратилось в пожизненную страсть. Это факт. Вся жизнь писателя будет отдана до конца дней двум увлечениям: литературе и чудесным бабочкам. Им написаны десятки научных статей об этих благородных насекомых, его литературные произведения  «Другие берега»,  «Пнин», «Дар» и другие наполнены порхающими бабочками. В общем, в прекрасные края мы с вами попали, дорогие читатели.

Посмотрите вперед, видите на высоком холме, в конце дороги стоит деревянный барский дом с колоннами. Из окон бельведера на высокой крыше, кажется, видны крупные рыбины, медленно плывущие у самого дна реки, цветущие поля и луга расстилаются до горизонта прямо от самого порога дома. .Эта барская усадьба досталась семейству Набоковых от  матери-хозяйки Елены Рукавишниковой в качестве приданого, но главным семейным домом, своим гнездом Набоков считал дом номер 47 по Большой Морской в Петербурге где будущий писатель родился в 1899 году. Трехэтажный  особняк в классическом стиле, построенный здесь в  конце девятнадцатого века, до сих пор украшает одну из центральных улиц Петербурга, здесь почти ничего не изменилось: все так, как и прежде, в окнах ярко сверкают хрустальные люстры, сохранились даже старинные стекла в оконных рамах! Эти нежные рисунки  сразу же привлекут ваше внимание: В роскошных вазах красуются пышные букеты, вытравленные по поверхности стекла плавиковой кислотой. Такую сохранность, пожалуй, трудно себе представить: Прошли войны, революции, а хрупкие приметы времени - живы! И все же время многое стирает с лица земли. А что же остается? Остается наша память и легенды. Вот одна из них.

Деревянный барский дом  в Рождествено закладывали в позапрошлом веке, в воскресенье на высоком берегу реки, а на противоположном, низком, на зеленом лугу стоял цыганский табор. Вот из палатки  вышла старая цыганка в яркой цветастой юбке. На ее, когда-то красивом   лице,  как паутина, отпечаталась сетка морщин, по ним, как  по книге, - книге жизни можно было прочесть все перипетии ее судьбы.

Цыганка корявыми пальцами расплела седую косу, перекинула густую волнистую прядь через плечо и подошла к прорабу.

Слушай, мил-человек, не строй здесь ничего. Не хорошее, проклятое это место!

-Еще чего придумала, ведьма! Закричал  мужик и смачно выругался

-Верно говорю, зло огрызнулась цыганка.  Ведь не за копейку говорю, а за правду.

 Она истово перекрестилась, поцеловала  золотой крестик с белыми камушками, что висел на впалой груди, резко отвернула гордую голову и пошла прочь. Гореть здесь этому дому не раз и не два...

И вот, когда в 1995 году загорелся дом Набокова, – эта главная достопримечательность всего района, печали жителей  окрестных деревень не было конца и края. Ничего не прояснило  и, последовавшее за этим событием , двенадцатилетнее расследование прокуратуры, а  вырисовывалась только какая- то мистика. Приехал  посмотреть  на родное пепелище  даже сын  В. Набокова и его супруги Веры Слоним, но и он не смог помочь горю. Тогда кто-то и вспомнили про пророчества старой цыганки.

Живя полжизни вдали от России, он так и не обзавелся собственным  жилищем. Вечно жил в гостиницах, он и умер не дома. Родовое  имение в Рождествено тоже уцелело, хотя  случались и пожары, но благодаря стараниям почитателей писателя деревянное здание с колоннами и бельведером до сих пор стоит на пригорке, у самой реки. Сейчас мы подъедим к нему на тройке.

 

письмо четвертое

-  А  теперь я предлагаю, мои друзья, от Рождествено сделать небольшой крюк и повернуть на Извару – это еще одно уникальное место : во-первых, оно связано с древностью, с  вековой историей нашей, а во- вторых, с  интересными личностями,  такими, как Елена Ивановна, Николай Константинович Рерих и Святослав Николаевич Рерих ,для которых усадьба в  Изваре была не просто летней дачей, а  местом творческого вдохновения и научного поиска Начнем сразу с истории….

-  Старинная  усадьба Извара возникла на месте древнего новгородского поселения Взвар Вятской  пятины Великого Новгорода в ХП – ХУв.в..Территориальной основой данного района является Ижорская возвышенность ,с расположенными вокруг нее плодороднейшими землями, которые   являются водоразделом устья реки Луги и южного побережья Финского залива . Здесь издавна селились древние финно-угорские племена, население активно занималось  охотой и рыболовством Вот именно на этих землях и расположена старинная усадьба, которой с1900 года 27 лет владела семья Рерихов. Еще мальчиком поселился здесь Николай Константинович (будущий ученый, гуманист, художник и путешественник), в дальнейшем он запишет в своем дневнике  - "Все особенное, все милое и памятное связано с летними месяцами в  Изваре".  В  Изваре Николай  Рерих собирал гербарии, провел первые археологические раскопки, а когда юному исследователю исполнилось тринадцать лет, он от местной администрации получает официальное свидетельство на право собирания яиц пернатых с научной целью. В результате этих исследований появляется работа «Разделение птиц Санкт- Петербургской губернии на подклассы, разряды и отряды». Юноша активно увлекается охотой, свои впечатления он излагает в рассказах для  журнала «Русский охотник». Первые археологические находки, спортивная закалка на охоте- все это пригодилось Н.К. Рериху во время его знаменитой экспедиций в Гималаи, которую он совершил уже в зрелом возрасте  вместе с женой Еленой Ивановной. Об этом путешествии я вам расскажу, дорогие читатели, в следующем письме.

-   

Письмо пятое

Об экспедиции Н.К. Рериха и его удивительной, самоотверженной жизни можно говорить много, но, пожалуй, объем газеты не позволяет вместить все, что можно  было бы рассказать об этом художнике и гуманисте. Достаточно назвать количество картин, которые вышли из-под его кисти – это тысячи картин  и каждая - великолепное произведение искусства. «Когда вы  смотрите на эти полотна,  из которых многие отображают Гималаи», кажется, что вы улавливаете дух (выд.Л.К) этих великих гор, которые веками возвышались над равнинами Индии. Картины напоминают нам многое из нашей истории, нашего мышления, нашего культурного наследия. Мы чувствуем, что мы в долгу у Николая Рериха, который выявил этот дух в своих великих полотнах»,- писал Джавахарлал Неру.

Удивительная работоспособность, Николая Константиновича Рериха, его неустанный труд в области искусства и науки, общественной деятельности, которая была увенчана «Пактом Рериха», легшего в основу документов Гаагской конференции 1954 года по сохранению культурных ценностей человечества. Поражало современников все творчество Николая Рериха,  полувековое служение гуманистическим ценностям, (его высоко  ценили Ромен  Роллан, Томас Манн, Рабиндранат Тагор, Альберт Эйнштейн). Надо еще отметить, что Н.К. Рерих был не только  великолепным мастером кисти, но и крупным знатоком культуры, особенно искусства Востока, в частности Индии. Интерес и любовь к Востоку разделяла вся семья Николая Константиновича, и прежде всего его старший сын Юрий Рерих, ставший видным востоковедом. и одним из ближайших  помощников отца во всех его начинаниях. С  годами у семьи  Рерихов  крепнет желание организовать экспедицию на Восток  в Центральную Азию. В своей статье в 1913 г.Н. Рерих пишет: «Уже давно мечтали мы об основах индийского искусства. Невольно напрашивалась преемственность нашего древнего быта и искусства от Индии. Вот к ней мы и направляемся. Заманчив великий Индийский путь», но только через десять лет (8 мая1923 г.) они  выезжают в  Индию,  начав свое легендарное путешествие. Экспедиция продлится  довольно большой срок – целых пять лет Цель экспедиции состояла в том, чтобы исследовать археологические памятники, собрать материалы по этнографии и языкам, иллюстрирующие культуру народов  Центральной Азии. С этими задачами экспедиция блестяще справилась, пройдя по обширным пространствам Индии, Китая, Монголии. Участники экспедиции собрали огромный научный материал. Основной задачей для себя Н.К. Рерих  ставил создание живописной летописи народов Центральной Азии, непосредственно в экспедиции им было создано  пятьсот полотен – это, конечно, своеобразный творческий подвиг, но самое главное то, что Рерих в своих картинах создал величественную панораму жизни стран и народов Центральной Азии. Итогом экспедиции стало открытие своеобразного художественного стиля, присущего кочевникам Центральной Азии,- так называемый «звериный стиль», тесно связанный с искусством древних скифов. Изучено и сфотографировано множество ранее  никому не известных археологических памятников. Вообще, отличительной особенностью экспедиции  можно  назвать понятие  – «впервые». Впервые Рерихи открыли и описали то, чего до них еще никто не делал. Завершая рассказ об удивительной семье Рерихов, не могу не коснуться личности супруги Николая Константиновича Елены Ивановны Рерих.      Елена Ивановна родилась 12 февраля 1879 года в семье архитектора Ивана Ивановича  Шапошникова и Екатерины Васильевны Голенищевой - Кутузовой, детство провела в Петербурге, но с юных лет  увлекалась Востоком, в частности,  Индией. Судьба подарила ей встречу с Н.К. Рерихом, а затем совместное в 1923 году путешествие в далекую и желанную страну, здесь, в Индии, протекало регулярное сотрудничество Н.К Рериха и Елены Ивановны с группой философов и Учителей. Под их руководством Елена Ивановна подготовила свой главный труд – серию книг «Живой этики», в которых она выступает, как исследователь и философ нового направления – энергетического мировоззрения. Идеи «Живой этики» пронизывали и все творчество Николая Константиновича Рериха – художника, ученого и литератора «Живая этика»  - это система взглядов на внешний и внутренний мир человека. Книги «Живой этики» начали издаваться в 20-х годах  20-го века. Все, что в них пророчески описано, свидетельствует о тесной связи с рядом важнейших процессов,  взгляд на события, происходивших  в 21 столетии, например, книга «Беспредельность» - это взгляд на Космос, представляющий неделимое целое с Человеком. Книга «Братство»  показывает путь, которым человечество  может прийти к единству и  гармонии. Удивительно гармонична была и сама Елена Ивановна: умна, образована, красива, ее незаурядная внешность обращала на себя внимание - высокого роста, стройная, очень пропорционально сложенная, полная изящества и грации, какого-то внутреннего обаяния, она невольно привлекала к себе все взоры. По свидетельствам современников, Елена  Ивановна на балах чаще всего сидела в глубине зала, окруженная поклонниками, в нее влюблялись миллионеры, но она, на удивление всем окружающим, отказывала первым женихам Петербурга и говорила, что она выйдет замуж только за художника или музыканта, Елена Ивановна и сама прекрасно играла на рояле, ей прочили большое будущее на этом поприще и советовали поступить в консерваторию, но у Елены Ивановны было еще одно увлечение, которое впоследствии захватило ее целиком, - восточная философия и далекая Индия.

Судьба подарила ей в 1899 году встречу с прекрасным художником и философом Николаем Константиновичем Рерихом, молодые сразу же полюбили друг друга. Обвенчались они в 1901г. , а через год у них родился первенец –  Юрий, будущий ученый - востоковед . Двумя годами позже рождается  Святослав – ныне известный художник. В 1923 г. семья отправляется в Индию. Пять лет  они путешествуют по Гималаям (все, за исключением Святослава, который был с ними в Индии в1923-1924 г.г. ) после чего  путешественники и ученые открывают в Кулу институт гималайских исследований  «Урусвати», первым Президентом его становится Елена Ивановна. Свой жизненный путь Елена Ивановна закончила в 1955 году в индийском городе Калимпонга. На месте ее кремации установили буддийскую ступу, как бы в благодарность  за то, что  прекрасная русская дочь  сделала для великого народа Индии (Елена Ивановна подготовила и издала в России под псевдонимом Наталья Рокотова фундаментальный труд «Основы буддизма», книги «Живой этики», под именем Искандер Ханум – перевод «Чаши Востока»), тем самым были заложены прочные узы дружбы между двумя великими народами и великими культурами. Под именем  Ж..Сент-Илер издает «Криптограммы Востока».

Позднее Н.К.Рерих писал: «Алтай -----Гималаи – два магнита, два равновесия, два устоя, радостно видеть жизненность в связях  индо - русских». Тянется сердце Индии к Руси необъятной. Притягивает магнит индийский сердца русские.

 

 

Людмила Колесникова

В газету Русская мысль от Колесниковой Л.А.

 



[1] Крошево   в новгородских  деревнях издавна  заготавливали  на зиму верхние зеленые листья кочна капусты вместе с кочерыжкой, затем рубили их в деревянных корытцах сечкой. Всю эту массу засыпали солью и квасили. Крошево имеет свой особенный цвет  и вкус, использовалось в основном для приготовления первых блюд.

Hosted by uCoz