История одного кадра из фильма «ПОЛТОРА ЧАСА ДО ОБЪЯТИЙ»

 

Олег Канищев: В День Радио (7 мая 2010г.) хочу поздравить одну из самых ярких тележурналистов Примтелерадио и пожелать ей творческих успехов, крепкого здоровья, и просто женского счастья! Имя Валентины Вороновой не нуждается в представлении. За её плечами журналистский путь, увитый терниями  бескомпромиссной борьбы за демократию в нашей стране. Мастер точного слова, упругой фразы, образного мышления – её перо всегда было нацелено на социальную справедливость.  В годы работы  Валентины на Приморском телевидение по её сценариям снято ни один десяток остропроблемных телевизионных очерков и фильмов. Среди них есть и наша с ней совместная работа – кинолента «Линия жизни Галины Меркуловой».

В годы горбачевской перестройки Валентина была автором и ведущим, в хорошо известной владивостокцам публицистической программе «Понедельник – день тяжелый», в редакции которой волею судеб оказался и я. Так что о творческом потенциале моей коллеги могу судить не понаслышке. Диапазон журналистского дарования Вороновой широк и разнообразен.  Валентина работала и разъездным корреспондентом, и телеведущей, и киносценаристом, и политическим обозревателем, и борцом на баррикадах в августе 1991г. Телевидение, радио, газета, кино – во всех жанрах и видах искусства Валентина преуспевала. Её творческая биография широка и щедра, как русское поле.

И сегодня Валентина Воронова продолжает творить на острее актуальных тем для  газеты «Золотой Рог».

В начале мая, в День Радио, – наш профессиональный праздник по советскому летоисчислению, -  я получил от Вали по электронной почте записку:

 

07.05.10, 17:26, "Канищев Олег" kan-oleg@yandex.ru:

 

Олег Александрович! Вот написала материал «Китобой Юрий Сергеев» для четвергового номера «Золотого Рога"... Посмотрите, может, что не так? Валя.

 

07.05.10, 18* 34 ,  «voronova valentine»   valentina-voronova@yandex.ru:

 

Дорогая Валентина!  Материал читается с интересом, во всяком случае, у меня от волнения мурашки по спине бегали. Все до боли знакомо и узнаваемо. Изложение фактов   соответствует художественной правде.

В связи с  твоим очерком вспомнилось былое. И киносъемки фильмов «Дорога легла за экватор» и «Полтора часа до объятий». И первые фестивальные награды за эти киноленты. И радость погружения в гущу событий, связанных с «Советской Россией». И  счастье быть современником многих легендарных китобоев, с которыми был знаком, имена которых у всех владивостокцев на слуху.

Веб-нос.jpg

Я после окончания Ленинградского киноинститута приехал во Владивосток, практически,  в одно время с прибытием на Дальний Восток китобойной флотилии «Советская Россия»

11 октября 1961г. года флотилия вышла из Владивостока в свой первый антарктический рейс.  Вместе с плавбазой отечественной постройки длиной до 200-х метров следовало 20 юрких китобойцев. Первым капитан-директором «Советской России», правда не долго,  был Н. Ф. Буянов.

Фильмы о славных китобоях и их традиционной встречи во Владивостоке мы снимали на «Дальтелефильме» уже в дни, когда флотилией руководил Иван Трофимович  Люлько – Герой Социалистического Труда, кавалер двух орденов Ленина.  Старожилы Владивостока хорошо помнят Героя Социалистического Труда гарпунера-наставника Илью Григорьевича Коновалова. О его мастерстве ходили  во Владике  легенды.    На память приходят и руководители ВРПО «Дальрыба», - такие известные люди в Приморье, как Шалва Георгиевич Надибаидзе, Владимир Флорианович Старжинский, Михаил Иванович Дроздов. Их имена теперь носят плавбаза «Шалва Надибаидзе», траулеры «Михаил Дроздов» и «Владимир Старжинский».  Надо признать с позиций исторического опыта наших дней -  все руководители Дальрыбы были высокими профессионалами с государственным мышлением и поднимали отрасль до уровня мировых достижений.

Особая благодарность Михаилу Ивановичу Дроздову за техническую и организационную помощь, оказанную при съемках фильма «Полтора часа до объятий». Если бы не его вмешательство, руководство Владивостокской студии не стало себя утруждать производством киноленты о каких-то там высоких человеческих чувствах, а проще говоря, о любви. Не актуально, не злободневно, не в планах пятилетки. А Михаил Иванович понимал, что такие фильмы нужны. И растиражировал «Полтора часа…» на узкой пленке (около 300копий) на все суда Управления китобойных флотилий.

Валя, в новелле ты упоминаешь о женщине, которая завершала фильм «Полтора часа до объятий». Так вот недавно я получил от её дочери Татьяны письмо.

 

22. 01.10, 23*14  «Канищев Олег» " kan-oleg@yandex.ru:

 

Здравствуйте, Олег Александрович!
Не подскажите, как купить копию фильма "Полтора часа до объятий" на диске???? Для меня это очень важно. Обращалась на Приморское телевидение, но там не ответили. Возможно, Вы мне сможете помочь? Татьяна

 

 22.01.10. 23* 44   Listana     mailto:Listana@mail.ru

 

Уважаемая Татьяна! Я режиссер этой киноленты. Фильму в прошлом году исполнилось сорок лет (выпуск1969года). У картины была трудная творческая судьба. Её несколько лет не хотели запускать в производство. И только благодаря настоятельной просьбе начальника управления "Дальрыба" М.И. Дроздова, на которого я вышел за несколько дней  до прихода "Советской России" из антарктического рейса, руководство Примтелерадио дало добро на съемки.

Untitled-2copy

После завершения фильма худсовет не принимал картину, поскольку в ней не было информации о выполнении производственных показателей, не было краевого и партийного руководства, а была только "слезливая лирика" по образному выражению председателя худсовета. Дело дошло до того, что я вынужден был тайно вынести из студии негатив картины, чтобы чужая невежественная рука не вырезала концептуальные кадры, на которых держалась известная классическая музыка Листа "Грезы любви". Ведь, по сути - этот фильм, прежде всего, был о высоких чувствах в их апогейном проявлении, когда люди в предлагаемых обстоятельствах встречались после вынужденной разлуки в 8-9 месяцев. Меня долго мариновали, наконец, разрешили за свой счет поехать в Москву на консультацию в Гостелерадио СССР, где фильм приняли на Ура! Правда, за нарушение трудовой дисциплины вашего покорного слугу лишили поездок на  фестивали, где картина завоевала Главные призы. Ленту до сих пор  изучают во ВГИКе и Российском институте повышения квалификации работников телевидения.

Сообщите, откуда у Вас информация об этой картине? И что Вас побудило приобрести копию этого раритетного фильма? С уважением Олег Канищев.

 

23. 01.10, 20*34  «Канищев Олег» " kan-oleg@yandex.ru:

 

Уважаемый, Олег Александрович!
В этом фильме вы случайно сняли мою маму, которая ходила на "Советской России" в те годы. В самом конце фильма, женщина,  которая как будто не дождалась кого-то или не встретила, по-крайней  мере, вид у нее такой был. У меня есть много ее фотографий, когда она работала на плавбазе, а этот фильм мы с ней смотрели лет 25 назад. Мамы уже давно нет, но я периодически пытаюсь приобрести этот фильм, звонила на ПТР (отправляла запрос), но так и не добилась ничего. Т.е. не ответили вообще. И по оцифровке тоже узнала, к моему сожалению, 35мм кинопленку в городе Владивосток не оцифровывают, это делают только на базе киностудий, но пока не выяснила,  могут у нас это сделать на нашем местном телевидении. Спасибо, что ответили! (представить не могла, что вы сами ответите.)
С уважением, Татьяна.


 25. 01.10, 21*07    Listana    mailto:Listana@mail.ru

Веб-кадр.jpg

 

Уважаемая Татьяна! Ваша мама - легендарная женщина. В свое время при сдаче фильма "Полтора часа до объятий" художественному совету "Дальтелефильма" от меня требовали, чтобы я убрал кадр с Вашей мамой, так как он привносил пессимистический настрой в финал фильма…

Никогда не думал, что через сорок лет найду дочь женщины, за которую я сражался до "последнего патрона".

Спасибо Вашей маме за образ, который она невольно создала на экране. А всё-таки, почему у неё было такое тревожно-грустное лицо, кого она искала в толпе? И кто ей вручил букет цветов?

 Дорогая Татьяна! Решил Вам преподнести сюрприз. Два дня упорно искал в своем киноархиве  срезку кадра Вашей мамы, так как этот план был для меня памятным по многим причинам и, прежде всего, творческим. Слава богу, что я его нашел и могу Вас порадовать! Передавайте горячий привет Люси Родионовой (монтажница студии «Дальтелефильм»). Она чудесный человек и великая труженица!

Что касается оцифровки фильма, то надежду терять не стоит. Возможно, что-нибудь, да и проклюнется. Ваш электронный адрес забит в моей адресной книге.

С уважением Олег Канищев..

 

27. 01.10, 20*34  «Канищев Олег» " kan-oleg@yandex.ru:

Дорогой Олег Александрович!  Большое спасибо за фотографию моей мамы. Безмерно радо снова её увидеть молодой и здоровой. Обязательно распечатаю фотографию. Еще раз большое Вам человеческое спасибо!. Татьяна

 

 28.01.10, 21*07    Listana    mailto:Listana@mail.ru

 

Уважаемая Татьяна! Рад за Вас, что спустя 40 лет состоялась Ваша встреча с молодой мамой! Я, наверно, сяду за стол и напишу очерк о съемках фильма, и о том, что волею судеб узнал историю женщины из финала киноленты. Возможно, мне понадобится задать Вам некоторые вопросы о судьбе Вашей мамы.

С уважением Олег Канищев

 

Стеценко Галина2.jpg

 В назидание всяким доброхотам и псевдо защитникам животных: не надо забывать, что били китов не ради утехи и охотничьего азарта, а по жесточайшей необходимости - ведь в те годы страна медленно поднималась с колен, - с окончания В.О.В. прошло всего ничего. Антарктическая экспедиция "Советская Россия", и не только она, подспорьем была в продовольственной программе. Я родом из племени «дети войны», плоский, как камбала, весом в 58 килограммов при росте 180 сантиметров, вовсю уплетал пельмени из китового мяса за милую душу в пельменной рядом со студией.   А еще рыбий жир! - вспомнил я куплет из песни Утесова: "Мне ж бить китов у кромки льдов - рыбьим жиром детей обеспечивать!".  У моря всегда жить было хорошо, выгодно и сытно - это знали еще древние.

 У меня до сих пор под ванной стоит стеклянная банка со спермацетом. Не знаю, сохранило ли содержимое свои лечебные свойства (ведь, банке уже 50 лет!), но держу его на всякий пожарный случай, а может быть, и поможет.

Встреча китобоев   превращалась для Владивостока всенародным праздником. И не только для Владивостока, но и для  всей страны. Недаром несравненный И.О.Дунаевский посвятил китобоям оперетту "Белая акация" и знаменитый МАРШ КИТОБОЕВ. От звучания талантливой музыки всегда поднимается настроение и хочется, задрав штаны, бежать на пирс Морвокзала встречать «Советскую Россию»!

Кстати, моя сокурсница по Ленинградскому киноинституту  Галка  Стеценко - первая красавица и недотрога - талантливо исполнила главную роль Ларисы Аркадьевны в фильме "Только, ты" (1972г.) о китобоях флотилии «Советская Украина» -  по мотивам оперетты Исаака Дунаевского "Белая акация". Так что у нас с ней наследственная любовь к китам, флотилиям и морю. В завершение хочу низко  поклониться и сказать спасибо «Советской России»,  что кормила, давала работу и с приходом домой  творила праздник души и тела.

 Обнимаю Олег Канищев.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz