Интерактивная беседа с Валентиной Вороновой,
всколыхнувшая память Олега Канищева
о прошлом и настоящем студии «Дальтелефильм»
В
середине июля этого года ко мне домой позвонила Валентина Воронова, чем
несказанно удивила и обрадовала меня. Со времен нашей совместной работы над популярной
владивостокской телепередачей «Понедельник – день тяжелый» прошло без малого…
лет восемнадцать. И все это время я,
практически, ничего не слышал о судьбе знаменитой
и талантливой журналистки, которая в
90-е годы была на острее борьбы за демократическое
преобразования общественной и политической жизни Приморья.
Признаюсь,
знакомство и профессиональная работа с такой легендарной женщиной, делает честь
не только творческому, но и любому человеку,
будь то мужчина или женщина. Думаю, во Владивостоке, да и во всем Приморье, не
найдется зрителей, слушателей и читателей, которых до глубины души не волновали
актуальные и злободневные теле-радио-газетные репортажи Валентины Вороновой.
Накануне
Международного фестиваля «Меридианы
Тихого» Валентина предложила подготовить статью о студии «Дальтелефильм» для
Приморского еженедельника «Золотой Рог», в котором она ныне работает.
Я с
благодарностью принял предложение Валентины, не пожалевшей времени, чтобы
выслушать боль бывшего кинорежиссера по утраченному творчеству, чтобы утолить мой
голод по общению с понимающим творческим человеком.
Своим
звонком Валентина утвердила меня во
мнении, что не всё еще потеряно, что во Владивостоке есть хотя бы один журналист,
который не забыл за давностью лет успехи студии «Дальтелефильм». Не оттого ли
хорош помнящий журналист вдвойне! И именно в этом озарение. Ведь речь идет о
самом элементарном - не забывать творчество кинематографистов, создавших около
четырехсот документальных лент – своеобразную кинопанораму жизни Дальнего
Востока. Такая ретроспектива из наших лучших кинолент украсила любой международный
конкурс.
К сожалению, этот исторический пласт кинодокументов
оказался нынешним поколением тележурналистов не востребованным. Более того, уникальная
фильмотека Приморского телевидения преступно уничтожена.
Неблагодарность
страшна не потому, что она обижает нас ветеранов кино, хотя и этим, конечно,
страшна! Но основной, самый фундаментальный её ущерб в том, что она обделяет,
обедняет душу нынешних зрителей, лишая их возможности воочию увидеть созидателей
прошлых лет, героев наших фильмов, руками которых было создано благополучие
Приморского края. И кто сегодня не
заслужено забыт.
Итак,
я привожу нашу с Валентиной интерактивную беседу, послужившую отправным
материалом для написания Вороновой статьи,
с которой можно познакомиться в еженедельнике «Золотой Рог» № 70, за 6 сентября
2007г. или
http://kan-oleg.narod.ru/publ/pressa07/o.g.o.k.htm.
В.В.: Ваш любимый фильм,
сделанный Вами и – почему?
О.К.: Любимых фильмов очень мало. К ним я отношу ленты: «Там, где
сходятся меридианы» - о капитане флагманского ледокола «Москва» Л.Ф. Ляшко,
«Анна Ивановна» - о первой в мире женщине-капитане А.И.Щетининой, «Формула
успеха» - о легендарном директоре ВСРЗ М.А. Дардыкине, «Здравствуй, мама!» - о
погибшем на Даманском пограничнике Николае Петрове...
Фильмов, которых мне не
стыдно показать, чуть побольше. Здесь и киноленты «Дорога легла за экватор» - о
китобоях флотилии «Советская Россия», и «Морская пехота» - название само
говорит за себя, и «Дрейфующий остров» - о высадке полярников станции СП-22 на
дрейфующую льдину… Все эти фильмы отмечены многочисленными наградами на
Международных и Всесоюзных фестивалях телевизионного кино. А остальные – так
называемый «социальный заказ», когда фильмы использовались как средство
служения тезису, спущенного директивными органами.
Но самой любимой моей
картиной была и, наверное, останется «Полтора часа до объятий» - маленький
фильм о больших человеческих чувствах. Фильм был обласкан критиками и теоретиками
телевидения, его купили и показали в ряде зарубежных стран. Кинолента получила
немало наград на Международных и Всесоюзных фестивалях, но самый престижный для
меня - «Приз Союза кинематографистов СССР». Он как бы свидетельствовал о том,
что я состоялся как профессионал.
Представители Союза
кинематографистов СССР рекомендовали после вручения мне приза, показать ленту в московском Доме
кино. Предложение лестное для провинциального режиссера, да еще с телевидения, да еще из мест, «куда Макар
телят не гонял». Я был молод и
самонадеян, и смело принял предложение.
Но когда в большом зале Дома
кино погас свет, душевные силы покинули меня.
Я весь покрылся изморосью пота, и паника придавила меня к креслу.
Казалось, что я от стыда опущусь на пол
и поползу к выходу, чтобы меня никто не видел. Ведь в зале собрались маститые кинематографисты, сливки
московского общества, которым не откажешь в некотором столичном снобизме.
Думал, ругать вряд ли будут, но могут просто промолчать.
После
окончания ленты зал на пару секунд оцепенел от увиденного на экране, а затем на
меня, опустошенного от переживаний, обрушился шквал аплодисментов… Большего
счастья я никогда не испытывал!
Так
я был принят в члены профессионального союза. Это случилось в далеком 1969
году. Мне первому из дальневосточных кинорежиссеров телевизионного кино вручили
членский билет Союза кинематографистов СССР.
Спасибо за науку моим
учителям – заслуженному деятелю искусств РСФСР, режиссеру М.Каширину и
звукооператору «Ленфильма» А. Шаргородскому – их труд не пропал даром. Спасибо
коллегам, кто помогал подняться на ноги, кто не рушил замыслы, кто не
пьянствовал, а честно работал в съемочных группах.
Единственное,
что меня сегодня огорчает, так это пренебрежение к нашим фестивальным наградам.
Десятилетиями информация о жизни Приморского Края телезрители всей страны
узнавали только по дальтелефильмовским кинолентам, проложившими путь к успехам
нынешнего поколения телевизионщиков.
Сегодня многие награды, имеющие не только историческую ценность, но и
художественную – просто исчезли. Нет Главного Приза на Первом Всесоюзном
фестивале в.Киеве за фильм «Дорога легла за экватор». Исчез Главный Приза - «Серебряная
сеть» Всесоюзного фестиваля в Риге за фильм «Анна Ивановна». Нет Приза – «Хрустальный
кубок Союза кинематографистов СССР» 1У Всесоюзного фестиваля в Минске, за фильм
«Полтора часа до объятий», и т.д. Оставшиеся Призы и Кубки «Дальтелефильма»
сиротливо стоят в фойе Приморского телевидения без сопроводительных надписей:
кто авторы, за какой фильм, на каком фестивале. Я обращался с письмом к Генеральному
директору ПТР Валерию Викторовичу, привожу его копию:
690091, Владивосток, ул.
Уборевича, 20 «а», ТЕЛЕРАДИОКОМПАНИЯ
«ВЛАДИВОСТОК»
Генеральному директору Бакшину В.В.
Уважаемый Валерий Викторович! Пользуясь
случаем, поздравляю Вас с прошедшими майскими праздниками и желаю творческих
успехов на благо нашей компании!
Спасибо за материальную помощь. Пока ожидал
в фойе телевидения Юрия Беззубика с конвертом, бегло ознакомился с
экспозицией наград и призов Примтелерадио. И обнаружил, что значительная часть
их исчезла, а надписи к призам,
выставленных на обозрение, не соответствуют истине, во всяком
случае, к тем, которые вручали на
Международных и Всесоюзных фестивалях мне и моим сотоварищам по съемочным
группам
·
Приз,
позиционированный на выставке как
«Владивостокской телестудии за лучший фильм на
|
Главный Приз «Янтарный лосось» 1-го Международного фестиваля за фильм «Дорога легла за экватор» |
военно-патриотическую тему -
«24 часа на заставе» от Свердловского
Дома офицеров . 15. 06 1969 года», не соответствует исторической правде.
Это Главный приз «Янтарный лосось» 1-го
Международного фестиваля «Человек и море»
режиссеру О.Канищеву и оператору П..Якимову за фильм «Дорога легла за
экватор», Рига, сентябрь 1966г.
·
Приз,
позиционированный на выставке -
«Приморскому комитету в день 25 – летия студии
|
Главный Приз «Трезубец Нептуна» 4-го Всесоюзного фестиваля за фильм «Полтора часа до объятий» |
телевидения. 8.08.1980г.».
Это Главный приз «Трезубец Нептуна» 4-го Всесоюзного фестиваля «Человек и
море» режиссерам О.Канищеву и Е Рябко
за фильм «Полтора часа до объятий», г. Клайпеда, 14 -18 декабря 1969г.
·
Приз,
позиционированный - «Подарок в день 40-летия
Приморскому телевидению от
коллег
|
Главный Приз «Янтарная волна» 5-го Международного фестиваля за фильм «Полтора часа до объятий» |
ДВГУ. 28.07.95 года». Это Главный приз «Янтарная
волна» 5-го Международного фестиваля «Человек и море» режиссерам О.Канищеву и
Е.Рябко за фильм «Полтора часа до объятий»,
г. Рига, 1 – 4 декабря 1970г.
·
Приз,
позиционированный - «Приз фестиваля «Белые пятна истории Сибири» за фильм
режиссера
|
Главный Приз «Янтарный парус» У1 Всесоюзного фестиваля за фильмы «Морская пехота», Дрейфующий остров», «На траверзе мыса Эримо» |
В.Патрушева «Человек, который
сломал радугу», Тюмень 1991 г.» Это
Главный приз «Янтарный парус» У1 Всесоюзного фестиваля «Человек и море»
за программу фильмов:
«Морская пехота» - режиссер
О.Канищев, операторы - В.Гребенюк, П. Якимов
«Дрейфующий остров» -
режиссер О.Канищев, оператор В.Гребенюк
«На траверзе мыса Эримо» -
режиссер В.Патрушев, оператор В.Жлоба
г. Калининград, июль 1974 г.
·
Приз
экспозиции, исполненный в виде
национальной латышской куклы (надпись не запомнил, но
|
Приз Юрмалы, города-устроителя У1 Международного фестиваля за фильм «Дрейфующий остров» |
она тоже не соответствует
действительности). Это Приз Юрмалы-города устроителя У1 Международного
фестиваля «Человек и море» режиссеру О.Канищеву, оператору В.Гребенюку за фильм
«Дрейфующий остров», г.Юрмала, сентябрь 1975г.
Попрошу Вас, Валерий
Викторович, - человека
университетской науки и культуры, понимающего смысл крылатой фразы «кто не
чтит прошлое, тот не имеет будущего», - пожалуйста, дайте указание исполнителям
и консультантам экспозиции исправить положение дел, поскольку они нарушили авторское право, по которому «ТЕЛЕВИДЕНИЕ обязуется указывать фамилии авторов в
титрах фильмов, в СМИ, во всех видах
извещений и рекламе». К письму прилагаю список наград студии
«Дальтелефильм», копии газетных материалов по вышеуказанным фильмам. Всех, кто
интересуется историей телевизионного кино на Дальнем Востоке, приглашаю
посетить мой сайт: www. kan-oleg.narod.ru. С
уважением Олег Канищев. 11 мая
2006г, Владивосток.
Но ответа не последовало.
Видимо, новое поколение тележурналистов решило писать историю Приморского телевидения с чистого листа. Обидно за пренебрежение
к творчеству моих коллег по съемочным группам.
В.В.: Как родилась идея фильма «Полтора часа до объятий»?
О.К.: Старые владивостокцы хорошо
помнят ежегодную встречу китобойной флотилии «Советская Россия во Владивостоке.
Это был поистине национальный праздник Приморья. Такое яркое зрелище – и сама
встреча, и её развитие во времени и пространстве – не могли оставить
равнодушным никого, тем более меня, молодого режиссёра-документалиста,
вкусившего первые плоды своего успеха
на фестивалях «Человек и море».
Я давно вынашивал замысел
снять встречу китобоев во Владивостоке. Сам промысел китобойной флотилии был
показан в предыдущей моей киноленте «Дорога легла за экватор», которая принесла
нашей студии пять Главных призов на Всесоюзных и Международных фестивалях.
Заранее была разработана
фабула встречи, её событийный ряд. Прелюдией к новому фильму, являющемуся как
бы продолжением темы, виделись туманные кадры утреннего Владивостока. На
балконах реют выстиранные детские рубашки и женские платья – рукава одежды,
словно простертые руки, виртуально
готовые обнять возвращающихся с рейса китобоев.
Город постепенно
пробуждается: почтальоны в огромных сумках разносят газеты, дворники тщательно
метут улицы, городские службы развешивают приветственные транспаранты.
От
статики следовало переходить к более
динамичным кадрам: горожане покупают цветы, ручейки владивостокцев сливаются в
полноводную реку на подступах к Морвокзалу. Время торопит, и женщины с цветами
бегут к месту долгожданной встречи. Экспрессия нарастает. Встречный монтаж
спешащих китобоев, бегущих женщин с детьми, грохот падающих якорей, приветственные
гудки всей бухты Золотой рог. Но это
ещё не сама встреча. Пройдет долгих, томительных полтора часа швартовки и
таможенного досмотра, прежде чем обнимутся родные и близкие.
Море цветов бушует от края до
края во весь окоем причала Морвокзала. Медь выдувает «Марш китобоев». Воздушные поцелуи летят из уст в уста.
Камера пристально вглядывается в лица ожидающих, чтобы запечатлеть всю гамму
чувств, движения рук, красноречивые взгляды. И, как апофеоз встречи, её
кульминация – пылкие объятия, когда, словно плотину, страсть прорвёт оцепление
и выльется на палубу флагмана.
Вот как виделись конечные кадры ленты. Когда
растает людское половодье, и один за другим отчалят от стенки пирса
«китобойцы-малыши», чья-то одинокая фигура будет стоять и ждать, и надеяться на
что-то, вопреки всем доводам рассудка…
Композиция
фильма, длительность составляющих её эпизодов были просчитаны по закону
«золотого сечения». Но самое главное, для финала ленты было найдено музыкальное
произведение – «Грёзы любви» Ференца Листа в оркестровой обработке композитора
Рогаль-Левицкого, - сочетающее светлую поэтичность с драматической
страстностью.
«Полтора
часа до объятий» – так назывался проект фильма, – трудно было назвать
репортажем. Построение фильма определял не хронологически запечатленный ход
событий, а драматургия эмоций. И эта драматургия объединяла воедино образы
города и людей, вернувшихся и встречающих.
Эта драматургия заставляла задуматься над тем, что принято называть
трудным рыбацким счастьем.
В общем, лента была продумана от
первого до последнего кадра, оставалось только её снять. Но каждый год члены
художественного совета студии отклоняли мою заявку. Аргументация была
проста: «кому нужна эта слезливая
лирика?!» – реплика одного из членов худсовета. Но я верил: придет время, –
придёт и решение. Ещё со времён А.С. Пушкина известно: «Не продается
вдохновенье, но можно рукопись продать». Первым шагом в этом направлении был
отказ от авторства сценария и приглашение на эту роль писателя и сценариста
Юрия Леонова из Дальневосточной студии кинохроники. Вторым шагом послужило
приглашение в сорежиссеры инженера ЦБТИ
Дальрыбы Евгения Рябко, умевшим, сообразуясь с обстоятельствами, «просунуть
хвост, где голова не лезет». Он свёл меня с начальником Главного управления
рыбной промышленности Дальневосточного бассейна Михаилом Дроздовым, который
нашел мои аргументы вполне убедительными и обратился с посланием в
Союзтелевидение. В своем письме от июня
1969 года М.Дроздов писал (из архива автора):
«Главное
управление «Дальрыба» просит Вас снять кинофильм, посвященный встрече китобоев
«Советской России», которые приходят во Владивосток 20 –22 июня с.г. Выпуск
такого фильма будет подарком героическим труженикам моря – китобоям, покажет
телезрителями всей страны традиционную торжественную встречу
рыбаков-дальневосточников. Фильм будет растиражирован на узкую плёнку для судов
рыбной промышленности».
Так
был брошен якорь спасения замысла киноленты. Москва, естественно, не отказала
Михаилу Дроздову. 19 июня 1969 года
заместитель Председателя Примтелерадио Валентин Ткачёв спешно собрал членов
художественного совета, которые решили:
«Одобрить
литературный сценарий телефильма «Полтора часа до объятий». Рекомендовать руководству комитета запустить
фильм в производство и выпустить его ко Дню рыбака».
|
|
До встречи флотилии оставались не дни, а считанные
часы. Но я был безмерно
счастлив, и вдохновение вело меня «через терни к звёздам».
Не буду описывать, в каких
организационных и творческих муках проходили подготовительный период, съёмка и
монтаж фильма – это разговор для профессионалов-кинематографистов. Единственный
момент, который я не хочу скрыть от читателей этих воспоминаний – мои слёзы за
звукомонтажным столом, когда ночью был подклеен последний кадр киноленты. Это
были слёзы потрясения от всепоглощающего чувства любви, которые стихийно
бросают людей в объятия после девятимесячной разлуки.
С
тех пор во многие годы и в разных аудиториях зрители признавались, что при
просмотре фильма «Полтора часа до объятий у них происходит душевное смятение,
процессе сопереживания происходящему на экране.
Есть
фильмы – долгожители, рожденные колдовской властью искусства, которые остаются
на сверхсрочной службе у человеческой истории, и не стареют в благодарной
памяти зрителей. Эти скромные черно-белые фильмы всегда – о главном. Смотреть
их и грустно и приятно. Ведь если душевные порывы и чувства во все времена
одинаковы, то жизненные реалии – дело
другое, что-то за годы ушло безвозвратно. Давно прекращен промысел китов,
канула в Лету «Советская Россия» приказал долго жить «Дальтелефильм»,
исчезла с лица Владивостока профессия кинорежиссера, а картина «Полтора часа до
объятий» до сих пор здравствует. Она живет и трудится на ниве просвещения, её
монтажный строй изучают студенты Всероссийского государственного института
кинематографии. Ко Дню рыбака её показывают на телеэкранах России. Вот такая
счастливая судьба у киноленты.
В.В.: Была ли у Вас муза и кто она?
О.К.: Естественно, была муза во
плоти и облике, имя которой сегодня, по прошествию многих десятилетий, я не
побоюсь назвать. Альбина Сергеева – старший редактор молодежной редакции
Владивостокской студии телевидения.
В
дни создания фильма «Полтора часа до объятий» я потерял голову от влюбленности
в эту красивую женщину. Девятый вал обрушил на меня волну вдохновенного
помешательства, а затем и накрыл с головой, из которого мне уже не пришлось
благополучно вынырнуть.
Восторженное
и возвышенное состояние, охватившее меня во дни наших встреч, отнюдь не было
влюбленностью только в женщину. Оно было преклонением перед явлением искусства,
тогда еще далеко не осознанным мною. Эти ощущения прекрасного воздействовали
непосредственно на мой художественный инстинкт, на интуицию, минуя сознание,
не допуская ни анализа, ни контроля. Это были полеты во сне и наяву. Только за
спиной слышен был посвист крыльев стремительного движения вперед и вверх,
вперед и вверх. Бурная
любовь к Альбине окрыляла меня. Более
того, сегодня могу сказать: фильм
«Полтора часа до объятий» создан под влиянием
всепоглощающей страсти к Сергеевой. Она является одним из соавторов чувственной
атмосферы киноленты о всепоглощающей любви мужчины и женщины.
В
одном из писем в дни создания этого фильма Серега, - так ласково называл я
Сергееву, - мне писала: «Молю Фортуну улыбнуться тебе. Пусть её лучезарная улыбка осветит тебе
путь к удаче! Если тебе придется обольщать эту капризную женщину – действуй.
Только не думай, что я призываю тебя к действию с остальными женщинами… -
только я и Фортуна твои союзницы, учти».
Оставляя
в стороне романтическую сторону наших отношений, скажу, что Альбина разбудила
во мне постижение красоты слова, его образности, приобщила меня к анализу
сюжетных построений классических новелл.
И, может быть, благодаря её влиянию,
у меня со временем прорезался дар сценарного письма.
Любовь
наша подверглась сокрушительным испытаниям и не выдержала их разрушительную
силу. Я расстался с женой, а Сергеева, моя Серега, вышла замуж за актера
Владивостокского драматического театра и уехала в европейскую часть страны.
Спустя десятилетия пришла щемящая весть, в которую трудно было поверить: Альбиночка
скончалась от сердечной недостаточности. Остались на память её чудесные письма
и фильм «Полтора часа до объятий».
После
у меня были еще хорошие фильмы, были фестивальные награды, но лента «Полтора
часа до объятий» - словно стремительный подъем на вершину Эвереста… затем
кислородное голодание, опьянение и падение во тьму разбитых чувств.
Возрождения, обретения себя и вкуса жизни не последовало.
В.В.: Почему
умер «Дальтелефильм» и куда делись профессионалы?
О.К.: В сентябрь 1993года по распоряжению генерального директора Тихоокеанской государственной
телерадиокомпании Владивосток г-н Максименко Б.А. закрывается студия
«Дальтелефильм».
Пустили, буквально, под нож
дорогостоящую съемочную, звуковую, монтажную, осветительную, проявочную,
ремонтную аппаратуру.
Историческое здание
федерального значения передается в аренду РВК под австралийским флагом. «Забугорные» предприниматели первой
авантюрной волны, захлестнувшие ельцинскую Россию за «валюту в конверте» скупили на корню типовое здание студии «Дальтелефильм» под австралийскую
телекомпанию со штатом в 12 человек, но зато с пышным названием «Российская
телевещательная корпорация». Алчность господ руководителей ПТР возобладала над
здравым смыслом. Труд трех поколений кинематографистов Приморья в одночасье
был предан забвению.
Так
распорядилась судьба, что в 1959 году я был в съемочной группе, снявшей первый
звуковой телевизионный фильм «Дальзаводцы», с оптической фонограммой на
кинопленке 35 миллиметров. Спустя 35 лет, мне пришлось быть режиссером, который
выпустил последний фильм «В тот день закончилась война» под брендом
«Дальтелефильм». На этом закончилась история первой во Владивостоке профессиональной
киностудии телевизионных фильмов. Из кинорежиссеров, некогда большого
коллектива, во Владивостоке остались Владимир Патрушев, сегодня работающий на
кафедре телевидения и радио в ДВГУ и ваш покорный слуга, занятый написанием
воспоминаний о некогда знаменитой студии.
Многие
из нас, чья жизнь была отдана кинематографу,
в душе всё еще надеются на лучшие времена… Но это уже будет без нас.
Возможно, наши дети снова пройдут тернистый путь становления кинематографа в Приморье.
В.В.: И последнее – почему на
ваш взгляд так и не вышел наш с вами совместный фильм и какова его судьба?
О.К.: Речь идет о фильме «Линия
жизни Галины Меркуловой» - бригадире владивостокской строительной бригады.
Конфликт, возникший между знаменитым орденоносном бригадиром и коллективом
бригады, был положен в основу этого фильма. Это было время горбачевской перестройки.
И я поддался эйфории вседозволенности и ниспровержения авторитетов не только
героев фильма, но и нашего художественного совета в лице наиболее
консервативных и ортодоксальных его членов. Многие годы эти люди шлифовали наши
фильмы до состояния отполированных телеграфных столбов. Как ты помнишь, фильм
начинался с кадров заседания худсовета, на котором обсуждался твой сценарий. Это
было очень интересно смотреть, как под прицелом кинокамеры, многие лицедействовали,
пытаясь сохранить в обтекаемых фразах сторонников свободы слова.
Но напрасно я лелеял мечту довести фильм до зрительского показа по
Центральному телевидению. Естественно, форма изложения и содержание ленты
показалась главному редактору» Дальтелефильма И.Ф.Гурко ущербной. Ты знаешь, что его жена работала в идеологическом
аппарате Крайкома. Так вот, Ивану Федоровичу ничего не стоило организовать судилище
на самом высоком уровне. По его инициативе впервые на студии фильм принимал не
худсовет, а высокая комиссия из семи человек Крайкома партии. Почему-то тебя на
просмотр не пригласили. Я остался с мастерами глубокого бурения наедине. Ничего хорошего это не
сулило. Высокий суд решил фильм положить на полку, как не соответствующий
текущему моменту.
Кинофильм
мне, естественно, нравился, и я хотел его сохранить и унести домой на память.
Но все откладывал это криминальное действо. В конце-концов единственная копия
ленты исчезла во мраке последующих событий. А жаль, она сегодня была бы кстати.
Так что, пожалуйста, прости меня Валентина, что не оправдал твоих надежд.
.