Анна Ивановна

Корабль поднял флаг международного свода сиг­налов - «Синий Петр», ко­торый знают и не очень любят моряки во всем мире. Флаг этот - на синем фоне белый квадрат - означает, что корабль го­тов к отплытию и все дол­жны быть на борту.  На вол­нах памяти отправимся в плавание и мы.  Только не спрашивайте – куда?  На флоте самое ужасное и непростительное - это спросить моряка «Куда9» За такую оплошность не­щадно «бьют»

В весеннюю сессию в Дальневосточном институ­те искусств, где я учился на режиссерском факультете, руководитель мастерской Михаил Иванович Каширин утвердил тему моего дипломного фильма под условным названием «Анна Ивановна». Эта лента дол­жна была рассказать о судь­бе почетного гражданина Владивостока, первой в мире женщине-капитане.

Анна Ивановна Щетинина во время съемок эпизода «Зачет»

Анна Ивановна Щети­нина не очень любила на­шего брата - журналиста и «киношника» - за то вра­нье, которое мы себе по­зволяем. На мою просьбу снять фильм о ней с нео­хотой согласилась при ус­ловии, что в фильме будет только жизненная правда, какой бы горькой она не была. Мне думается, в ее согласии сниматься сыгра­ло еще и то обстоятель­ство, что к ней обратился студент, и Анна Ивановна, как педагог Дальневосточ­ного инженерного морс­кого училища, не могла отказать. Я дал слово быть правдивым, хотя сильно рисковал, так как лента была поставлена в темати­ческий план «Дальтелефильма», а у нас на студии цензурные требования были драконовскими.

Первым эпизодом для фильма была запланиро­вана съемка зачета по меж­дународному своду сигна­лов для курсантов судово­дительского факультета, на котором Щетинина читала эту дисциплину

Накануне мы встрети­лись у Анны Ивановны на квартире, и у нас зашел разговор о предмете на­ших предстоящих съемок и вообще о традициях на флоте

«По морским писаным и неписаным правилам, - рассказывала Анна Ива­новна, - нельзя свистеть на судне, нельзя упоми­нать черта, хотя можно про­клинать при неудаче веру, могилу, гроб, душу, пред­ков, селезенку и печенку.  И упаси вас Бог за борт выбросить что-нибудь съе­стное, когда судно в море! Женщина на борту прино­сит несчастье, но ко мне это не относится, - с улыб­кой продолжала Анна Ива­новна, - вообще, каждый предмет на флоте имеет свою славную, а иногда и кровавую историю».

Много морских премуд­ростей рассказала нам в тот вечер Анна Ивановна и о флагах международного свода сигналов. А на сле­дующий день начались съемки «зачета». Щетини­на появилась перед нами в элегантном капитанском мундире с орденскими планками высоких прави­тельственных наград

С большим волнением подаю шепотом команду оператору Петру Якимову: «Мотор. Начали!» Краси­вая и строгая, словно класс­ная дама из чеховской про­зы, Анна Ивановна вызы­вает к экзаменационному столу одного за другим курсантов. Показывает им «Синего Петра». Спраши­вает - «Что сие означает?» А они - «сукины дети» - мол­чат, набрав в рот воды. Кинооператор занервни­чал - идет шестая минута дорогостоящей съемки, а наши герои «плавают», как и положено будущим морякам, но только в море знаний

Анна Ивановна, не те­ряя чувства юмора, пред­лагает экзаменующимся флаг с латинскими буквами АТ, что означает - «Я на мели, немедленно окажи­те помощь'» Но аудитория курсантов не способна ока­зать помощь ни себе, ни съемочной группе, ни сво­ему педагогу.

Смотрю, Петр Якимов посинел от злости, как тот «Синий Петр». Его охваты­вает паника. Пленка чис­лится за ним, с него в пер­вую очередь высчитают за перерасход негатива Он пытается остановить каме­ру, но я, теперь уже в го­лос, приказываю продол­жать съемку. Ведь мною дано Анне Ивановне сло­во, что мы будем снимать правду и только чистую правду'

В результате «отбухали» полторы кассеты - 450 метров - злополучного «за­чета», а на пленке только мычание, охи и вздохи

И все же этот эпизод  вошел в фильм с коммен­тариями самой Анны Ива­новны, размышления ко­торой сводились к вечной проблеме «отцов и детей» В последующем этот эпи­зод сыграл с фильмом злую шутку

Когда мы с капитаном Щетининой на сухогрузе «Охотск» сходили в кру­госветное плавание из Владивостока вокруг Африки в Николаев, что на Украине, я улетел монтировать ки­ноленту на Дальневосточ­ную студию кинохроники.  В Хабаровске, после окон­чания работ, получаю те­леграмму Председателя Приморского телерадиокомитета Семена Влади­мировича Юрченко «Не сдавая фильм владивос­токскому худсовету, сроч­но вылетайте с картиной в Ригу для участия во Все­союзном фестивале теле­фильмов «Человек и море» Знал бы Семен - так мы его называли в своем кругу, - что у меня в фильм встав­лен эпизод «Зачет», он меня не только на фести­валь, но из Владивостока не выпустил бы.

Вручение Главного Приза «Серебряные сети» режиссеру фильма «Анна Ивановна» Олегу Канищеву

На конкурсе за фильм «Анна Ивановна» мы полу­чили главный приз «Сереб­ряные сети» Сразу после фестиваля в августе 1968 года проис­ходят известные события в Праге. Перед тем, как от­править фильм на Между­народный конкурс, руко­водство Госкомитета СССР решило посмотреть кар­тину и пришло в неописуемый гнев из-за эпизода «Зачет» с комментариями Анны Ивановны. Меня ру­гали, на чем свет стоит. Говорили о режиссерской несостоятельности и по­литическом скудоумии «В нашей стране нет и не мо­жет существовать подоб­ной проблемы», - заклю­чил разбор полетов Пред­седатель Госкомитета Ни­колай Николаевич Меся­цев.

Возражать министру было бесполезно, тем бо­лее мне, молодому режис­серу без диплома. Полу­чили взыскания и ниже­стоящие руководители, которые, не ведая о про­блеме «отцов и детей» в фильме, допустили ленту на фестивальный экран. Заочно досталось на орехи и Семену Владимировичу Юрченко. В приказном по­рядке меня заставили под руководством редактора главка вырезать не только этот эпизод, но для под­страховки - многое дру­гое, не столь порочное с точки зрения идеологии, существующей в то время Я «плакал», но кромсал фильм по живому, пытаясь спасти ленту.  Но на Меж­дународный фестиваль фильм не попал. Его поло­жили до лучших времен на полку, а потом растащили по передачам владивос­токского телевидения.

И вот взял разбег 1969 год. В апреле в Ленингра­де проходил III Всесоюз­ный фестиваль телевизи­онных фильмов. И надо отдать должное Семену Владимировичу, он про­стил меня и, набравшись смелости, отправил «Анну Ивановну», теперь уже не­порочную, как Орлеанская дева, на конкурс. Правда, меня не включили в состав фестивальной делегации, как говорится, от греха по­дальше.

На фестивале лента была отмечена Призом Ле­нинградской базы океани­ческого рыболовного фло­та «За лучшую разработку темы «Человек и море» Так балтийские рыбаки реаби­литировали «Анну Иванов­ну», но Госкомитет отка­зался тиражировать фильм по «техническим причи­нам»

Утешением мне была защита этой кинолентой режиссерского диплома.  За фильм «Анна Ивановна» и по оценкам за время уче­бы Государственная экза­менационная комиссия вручила мне диплом ре­жиссера телевидения с от­личием

Все, что ни делается - к лучшему.  Во всяком слу­чае, мне сегодня не стыд­но перед светлой памятью замечательной женщины, славного капитана дальнего плавания Анны Ивановны Щетининой.  Я снимал только правду.

Олег КАНИЩЕВ,

член Союза кинематографистов РФ

заслуженный работник культуры России,

-

 

 

-

 

 

 

 

Hosted by uCoz