Памяти Учителя посвящается

 

Эти воспоминания прислала нам историк и журналист Людмила Колесникова (в девичестве Люся  Красотина), работавшая на Владивостокской студии телевидения в начале шестидесятых годов.  Это было время открытий в новом искусстве. И художественное качество телевизионных программ зачастую зависело от того, кто возглавлял коллектив телестудии. На приморском телевидении, за весь век существования института Главных режиссеров, их было семеро.  И я, пользуясь случаем,  хотел бы вспомнить их поименно: Василий Ромашев, Александр Шинкаренко, Альберт Масленников, Вера Казакова, Юрий Летягин, Борис Кучумов, Роза Салюк.

Александра Ивановича Шинкаренко отличало от других его коллег завидное профессиональное качество – он был музыкантом с консерваторским образованием. В жанре постановок музыкальных программ ему не было равных.  И этим пафосом отмечены воспоминания  нашей Люси, которая много лет проработала  ассистентом режиссера рядом со своим учителем. Не многие выдерживали во время эфира неуемный темперамент Александра Ивановича, и кроме Люси, накал страстей за телевизионным пультом терпела только звукорежиссер Ирина Беркович – бессменный соратник Шинкаренко по музыкальным спектаклям.

По штатному расписанию режиссеры «Дальтелефильма» подчинялись главрежу, но так сложилось по жизни, что мы редко обращались за творческими советами к Александру Ивановичу. Только при сдаче фильмов худсовету мы выслушивали замечания Шинкаренко, но они не всегда были профессиональны с кинематографической точки зрения.   Режиссерскому перу Шинкаренко принадлежат и несколько документальных фильмов, но на этом поприще он не снискал славы. Зато пальма лидера постановок музыкальных классических вещей на Приморском телевидении, безусловно, принадлежит ему.

Александр Иванович не всегда был объективен к своим молодым коллегам.  Меня и еще несколько человек со студии он просто «завалил» при вступительных экзаменах в Дальневосточный институт искусств. Жизнь поправила мастера – я закончил студию заслуженного деятеля искусств РСФСР Михаила Ивановича Каширина и получил диплом режиссера с отличием.  

В новелле Людмилы вкрались некоторые неточности: съемки под фонограмму давным-давно использовали в кинематографе и дальтелефильмовские режиссеры – Юра Шепшелевич и Альберт Масленников снимали музыкальные номера только под фонограмму. Николай Семенович Колесников был Народным артистом РСФСР. Интервью с известными путешественниками Ганзелкой и Зигмундом  провели журналисты Валентин Ткачев и Георгий Громов. Возможно, Александр Иванович был режиссером этой передачи.

Мне остается поблагодарить автора воспоминаний за высокие чувства к памяти своего учителя. Эти порывы в нашей жизни бывают так редки. Мне же посчастливилось знать необыкновенно талантливого человека, о чем я свидетельствую во вступительном слове к новелле.

Олег Канищев

До Нового года еще оставалось десять дней, но в большой студии Ленин­градского телевидения шел последний тракт - готовились к записи праздничной передачи. Помреж Оля на реквизитном столе в предбаннике перед студией расста­вила пластиковые стаканчики с черным кофе, не забыв выложить несколько аппе­титных лакомок. Участники передачи по очереди подходили и с явным удовольст­вием поглощали нежданное угощение. «Внимание! - пронеслось по студии объяв­ление.   Делаем прогон заключительного номера программы. Тишина в студии! Пошла фонограмма!»

- Да, господа хорошие, - задумчиво произнес известный шоумен. - Я бы по­ставил при жизни памятник тому человеку, кто первый придумал исполнять песни под фонограмму. Так что сбрасываемся, господа артисты.

Не напрягай народ, Валера, поздно спохватились, его уже нет на этой зем­ле.

- Ты откуда знаешь?

- Я работала с ним. Когда закончится тракт, готова всем рассказать об этом действительно замечательном человеке.

Запись подошла к концу, но никто не спешил расходиться - ждали моего рассказа.

- Начну с того, что все это было давно, лег сорок тому назад. Я тогда рабо­тала на Владивостокской студии телевидения, куда поступила после того, как ус­пешно прошла конкурс по набору в труппу телевизионного народного театра, ху­дожественным руководителем которого в будущем должен был стать народный  артист СССР Николай Семенович Колесников, ведущий актер местного драматиче­ского театра. Музыкальным же руководителем театра стал Александр Иванович Шинкаренко, Саня-Ваня, так его однажды кто-то назвал из студийцев. Так он и ос­тался в нашей благодарной памяти.

Александр Иванович был известным в городе человеком. Это был по-европейски образованный, интеллигентный, талантливый человек, музыкант и пе­дагог детской музыкальной школы. Попасть в класс к Шинкарнко и к его супруге Н. Е. Головне было большой удачей для юного дарования. Образованнейший и ум­нейший, он впоследствии стал не только музыкальным руководителем, но и главным режиссером Владивостокской студии телевидения.

Надо сказать, что 60-е годы были золотым периодом в жизни студии. В те годы в студию пришли работать очень способные литературные сотрудники, жур­налисты - репортеры: Валентин Ткачев, Георгий Громов, Борис Максименко, Борис Лившиц и группа начинающих студентов из местного института искусств. Они-то и пополнили собой режиссерскую группу телевидения в качестве ассистентов режиссера. Практически вся эта зеленая молодежь, не знавшая музыкальной  грамоты, но зато имевшая поддержку в крайкоме партии, пришла под начало главрежа.                                                                   

Александр Иванович по духу был новатором. Многие центральные телепрограммы, так популярные сегодня, зарождались еще во Владивостоке в небольшой студии, где поначалу все держалось на нескольких энтузиастах, в техническом пла­не на талантливом инженере В.Е. Назаренко, а в художественном - на мудром и ис­ключительно разностороннем А.И Шинкаренко. Мне вспоминаются его интересные музыкальные программы. Вот, например, очень яркая телевизионная версия оперетты Ю. Милютина, «Цирк зажигает огни». Здесь тоже использовалась фонограм­ма. Вокальные партии пела Татьяна Шмыга, а сценический образ Глории успешно создала молодая актриса телевизионного театра Алла Потлова - Бородина

Замечу, что Александр Иванович был однокурсником и другом замеча­тельного нашего музыкального режиссера, мэтра оперного искусства Бориса Алек­сандровича Покровского. Александр Иванович хорошо знал советскую и западно­европейскую музыку, он умел очень просто и доходчиво рассказывать зрителям о сложном музыкальном произведении и при этом тут же на рояле иллюстрировал своей игрой фрагменты из произведений композитора. Старожилы, меломаны Владивостока помнят, очевидно, популярный фортепианный дуэт Александр Шинкаренко - Надежда Головня. Этот творческий ансамбль как бы соперничал на Даль­нем Востоке с известным подобным фортепианным дуэтом Марк Тайманов и Лю­бовь Брук. Думаю, что жители Владивостока, нашего далекого российского города, благодаря телевидению и его лучшим передачам в интерпретации Шинкаренко не чувствовали себя оторванными от культурной жизни страны и полюбили серьезную музыку. Я - из их числа.

Репертуар музыкальных программ на телевидении был разнообразнейший. Фактически только телевизионное литературное и музыкальное вещание закрывали ту брешь, что все же образовалась в культурной жизни дальневосточного города 60-х годов. Ведь во Владивостоке в те времена не было ни музыкального театра, ни особых музыкальных традиций. Определенную роль, правда, по пропаганде музы­кальной культуры играл симфонический оркестр Приморского радио под руково­дством Виталия Краснощека, но все же важное значение телевидения в музыкаль­ной жизни тех лет трудно переоценить. Высокий уровень художественного веща­ния (редакторы Кира Анненкова, Лидия Любимова) поддерживался также редак­торами музыкальных программ Владивостокской студии Нонной Козловой - Хади-ковой и Мирой Шварцбурд. Надо сказать, что Александр Иванович удивительным образом умел собирать на каждую телевизионную передачу круг единомышлен­ников, который затем вырастал в творческую бригаду, где каждый участник этого союза очень тонко чувствовал друг друга, понимал сверхзадачу программы и вы­полнял свою роль с полной отдачей. Это были и дикторы Эльвира Куценко, Евге­ния Симановская, Зара Улановская, сорежиссер Юрий Беззубик, телевизионный оператор Владимир Сиротюк, ассистент режиссера Людмила Красотина, звукорежиссер Ирина Беркович. Вернемся к истории с использованием фонограммы. На­чиналась эта история так: Как-то во Владивосток приехал на гастроли магаданский театр музыкальной комедии. Решили показать прямо из студии самые лучшие спек­такли из репертуара театра. Но студия по площади небольшая, она не могла вме­стить одновременно и оркестр, и декорации. Тогда Владивостокская студия, распо­ложенная на окраине страны, еще не имела в своем техническом арсенале пере­движных станций ПТС. Что делать? Александр Иванович принимает решение запи­сать на фонограмму все музыкальные номера из оперетт и давать в эфире эти фрагменты в записи. Оркестр в таком случае в студии не нужен. Артисты освобождены от вокальной нагрузки. Правда, учитывая, что все передачи в те годы шли вживую, подобную работу в эфире смог осуществить только музыкант такого высокого уровня, как А.И. Шинкаренко ,... с клавиром музыкального спектакля в руках ,сидя за пультом, Александр Иванович творчески создавал те­левизионный спектакль: ответственно, такт за тактом воплощая замысел композитора новыми средствами . Забегая вперед, скажу, что этот его эксперимент удался блестяще. Были показаны все лучшие спектакли магаданского театра, и не только. Позднее он таким же образом осуществил показ сложнейших опер из гастрольного репертуара

Новосибирского театра оперы и балета. Хочу заметить, что описываемый экспери­мент был поставлен А.И. Шинкаренко сорок лет тому назад. Сейчас не исполь­зовать фонограмму при трансляции музыкального спектакля считается, чуть ли не отсутствием профессионализма, а тогда. За свое новаторство Саня-Ваня получил обструкцию от молодых коллег (так как повторить этот эксперимент в эфире никто из молодежи так и не смог) и выговор от комитета по культуре при Крайкоме КПСС.

Мы еще не забыли то время, когда партия руководила и культурой и ато­мом. Горько об этом сегодня вспоминать. Хорошо известно, что самую благую идею очень легко извратить, да так, что от удачной идеи не останется и следа. Так случилось, в итоге, и на этот раз. Пение под фонограмму очень понравилось арти­стам, и они разнесли это новаторство по всей стране. В наши дни артисты эстрады с удовольствием используют этот технический прием на живых концертах, но, чест­но говоря, такие трюки в концерте можно расценивать как обман зрителей...

И все же... Многие жители Владивостока узнали и полюбили серьезную музыку, которая влетала в их дома через распахнутое телевизионное окно, благо­даря высоким профессионалам своего дела, таким как А. И. Шинкаренко. Переда­чи, которые вел А. И.Шинкаренко, были всегда на самой чистой, высокой ноте.

. Это бывали и беседы об инструментах симфонического оркестра, и о про­граммных произведениях великих классиков музыки

. Хочу в скобках заметить, что

В обычной жизни Саня-Ваня бывал несколько неряшлив и безалаберен, зато вечером на передачу всегда приходил в элегантном темном костюме, в белоснеж­ной сорочке с жестким крахмальным воротничком, был необычайно красив, и под­тянут, а на его гладко выбритом лице пылал яркий румянец.

МУЗЫКА для Александра Ивановича была главным, но не единственным увлечением. Вспоминается приезд во Владивосток двух знаменитых писателей и  , путешественников Ганзелки и Зигмунда. Саня-Ваня профессионально, как заправский журналист, взял у них интервью. Общеизвестно, что талантливый человек талантлив во всем. Александр Иванович прожил красивую, творческую, долгую  жизнь. Кого он оставил здесь, на земле, после себя? Талантливых учеников, верных  друзей, вдову и дочь. И память благодарных телезрителей

Его давно нет среди нас, но человеческая память не умирает. Кто оставил свет на земле, тот светит еще долго и после ухода в мир иной. Светит и наш незабвенный САНЯ-ВАНЯ.

Hosted by uCoz