|
1985г. Законодатель моды в
одежде и макияже. Тонкий художник с чувством меры и безупречного вкуса.
Заботливая мама и прилежная бабушка. Душа компании и свой парень в доску.
Красавица и недотрога. И это всё о ней! О Леночке Старыгиной! Снимок Олега
Канищева.
|
Нам каждый гость дарован Богом. Сегодня гостьей моих воспоминаний будет прелестная Женщина. Никакая
плёнка, никакие фотографии ни слова, ни краски не передадут мощного почти
радиационного облучения её красотой!
Но прежде я задам вопрос: Вы, пробовали
когда-нибудь французское блюдо “cog au vin” –
«петух в вине» или лапки голубя и почки снегиря? Я – нет. А моя визави - пробовала. Она заядлая путешественница и
открыватель всяких там Парижей и ЛондОнов. Женщина, которая может взять посох
и увести любого мужчину на край света. Законодатель моды в одежде и макияже.
Тонкий художник с чувством меры и безупречного вкуса. Заботливая мама и прилежная бабушка. Искусный садовод и
огородовед. Душа компании и свой
парень в доску. Красавица и недотрога.
И это всё о ней! О Старыгиной
Елене Николаевне (в девичестве – Семёнова).
29 июня 1948 года в Порт-Артуре в семье
военнослужащего родилась девочка Лена. Впервые я увидел
её в 1959 году, когда приехал на работу во Владивосток после окончания
киноинститута. Лена воспитывалась в семье кинорежиссера Альберта Масленникова
и актрисы Антонины Гончаровой. Это была девочка-прутик, молчаливая и
невыразительная. Под ситцевым платьицем было видно, как она худа. На тонкой
шее качалась головка с двумя русыми косичками. И, как в капле воды отражается солнце, так
и в детях отражается мир их переживаний.
Сколь ни заботливы были воспитатели (я в этом не сомневаюсь),
чувствовалось, что девочка одинока и страдает без материнской любви. Так, во
всяком случае, мне показалось при первой встречи. Да и кто будет спорить, -
только родная мама может одарить ребенка радостью движения, зарумянить щеки,
налить мышцы упругой силой. Помню, у меня даже мелькнуло сострадание к прутику:
терпи, девочка, терпи, возможно, к своим 11 годкам много обид ты вынесла –
много тебе потом и воздастся.
Через
пять лет упал занавес и на авансцене «Дальтелефильма» под восторженные
аплодисменты кинематографистов появилась девушка-лань, еще пугливая от
вожделенных взглядов мужчин, но уже понимающая свою женскую неотразимость.
Это была семнадцатилетняя Леночка, пришедшая после школы работать монтажницей
позитива.
Есть живые картины, обладающие
цветом и звуком, навечно вставленные в проектор души. Извивающей кинолентой
тянутся они через всю жизнь, сохраняя неизменную резкость. Я отчетливо помню,
в чем была одета юная Лена в свой первый рабочий день. Июльское утро тихо
наливалось солнечным светом и зноем, на крыльце Дальтелефильма стояла Леночка
в голубом платьице с коротким рукавом и белым отложным воротничком на
полудетских плечиках. Она была хороша в естественной прелести, словно полевая
ромашка, пахнущая луговой свежестью Красота одухотворяла чистые линий лица,
благородно вылепленный подбородок и чувственные крылья носа. И трудно было
представить, что когда-то я глядел на девочку с тонкими, как у жеребёнка,
ножками с жалостью и печалью.
|
1975г. Рига. Командировка на
Рижскую киностудию для завершения монтажа и тонировки фильма «Морская
пехота». Снимок Олега Канищева
|
За многие годы работы на студии «Дальтелефильм» Елена смонтировала не один
десяток телевизионных кинолент, получив за мастерство признание режиссеров и
звание «Лучшая по профессии» среди монтажниц кинокомплекса. Я не обладаю полной информацией обо всех
успехах Елены Николаевны, - она много работала с другими режиссерами, - но на двух моих фильмах Старыгина была
отмечена фестивальными наградами. Так фильм «Морская пехота» (режиссер
О.Канищев, операторы В.Гребенюк, П..Якимов, монтажница Е.Старыгина.
1973-74гг) удостоен Главного Приза «Янтарный парус» и Диплома 1степени 6-го
Всесоюзного фестиваля «Человек и море», (июль 1974г., г. Калининград). За фильм «Формула успеха», награжденного
Большой золотой медалью ВДНХа (режиссер О.Канищев, операторы В.Жлоба,
А.Чешев, монтажницы Е. Старыгина и Л. Молдованова, 1984г.), выставочный
комитет Всесоюзной выставки достижений
народного хозяйства персонально отметил работу Старыгиной, и присудил Елене
Николаевне Бронзовую медаль за мастерство в монтаже лучшего
научно-популярного фильма.
Елена
Николаевна обладает врожденным художественным вкусом и чувством меры, что
помогало ей в работе над фильмами любых видов. Она работала монтажницей на
первом в истории студии 2-х серийном постановочном фильме «Хлеб» (режиссер
А.Масленников, оператор А.Чешков, монтажница Е.Старыгина 1969-70гг).
Было
бы несправедливо говорить только о производственных успехах Елены. Не там она
снискала свои лавры. Мама с папой
щедро наградили Леночку умом, элегантностью и изяществом. По воспоминаниям
монтажницы Ларисы Молдовановой Лена Старыгина слыла в нашем коллективе
аристократкой и красавицей. Эти качества у Елены наследственные. Её родная
тетя – Антонина Михайловна Гончарова, драматическая актриса – сводила с ума
не одно поколение театральных поклонников своей атакующей красотой.
Лена
всегда в движении. Мне кажется, она исподволь чувствует, что женщина в
движении всегда желанна. И в самом
деле, мужчина по своей природе – охотник. Он намного больше внимания уделяют
движущимся предметам – футболистам, например, бегущим по полю или женщине,
которая идет, плавно покачивая бедрами. Поэтому Елена никогда не сидит на
одном месте. Она странствует по городам и весям, разводит цветы, посещает
кафе, встречается с коллегами, танцует, улыбается, бросает взгляды, в общем,
полна энергии и наступательного оптимизма. И это приводит мужчин в восторг!
Однажды в ресторане, будучи
приглашенным на день рождения Лены, я, танцуя с ней, обратил внимание, что
глаза всего ресторана жадно следят за Старыгиной. Некто худощавый, с холеной бородкой
и воспаленным влажным лицом, навалясь на стол, с восторгом прошептал на весь
зал: Ах, какая женщина! Послушайте, это же сон, сказка!
По
натуре Елена чрезвычайно эротична и мечтательна. Но, как ни странно, с
мужчинами ведет себя холодно и неприступно. Ей не хочется признаваться ни в каких своих
слабостях. Она тратит много усилий, чтобы выглядеть сильной и
самостоятельной. Лена постоянно хочет
доминировать во всем, чем занимается. Она не любит публично обнажать свои
чувства и эмоции, поскольку воспринимает такое поведение, как своеобразную
форму капитуляции. Натура у Елены мечтательная, но характер скрытный. У неё
тонкая и легковозбудимая нервная
система, чувства иногда перехлёстывают через край, что подчас приводит её к
грубости.
Обладая незаурядной внешностью, Лена
вместе с тем человек смелый, самоотверженный, верный друг и интересный
собеседник. Располагает великолепными качествами: тонкой интуицией и
подспудным ощущением предвиденья. Чувство долга для Елены Старыгиной превыше
всего. То, что для других – пустяк, вырастает для Елены в принципиальность.
Она любит природу и цветы. Её обожают за обходительность и веселый нрав. Она
упоительно красива. О таких женщинах говорят - баловни судьбы. Для этих
земных божеств тутовые гусеницы ткут шелк, громадные кашалоты копят амбру,
под землёй уголь спекается в алмазы, соболя седеют под северным сиянием, а
мужская часть человечества добывает
эти прекрасные вещи, получая взамен скромное счастье созерцать женскую
красоту.
Всегда
настроенная на оптимизм и хорошее расположение духа, Лена была желанным
членом любой съемочной группы. Режиссеры выстраивались в очередь, чтобы
заполучить не только опытного специалиста, но и нескончаемый праздник для
глаз на весь монтажно-тонировочный период. Лена зачастую приносила удачу при
сдаче фильмов художественному совету. И это естественно, поскольку никто не
хотел лишним словом обидеть столь очаровательную женщину и вместе с ней всю
съемочную группу.
|
9
МАЯ 1965г. Владивосток. Кадр из киноленты «Вечно в строю». Елена Старыгина
в эпизоде «Коленопреклонение». Этот кадр отмечали в Госкомитете по
телевидению и радиовещанию СССР, как художественный образ всей киноленты. Снимок
Олега Канищева.
|
Елена,
несомненно, обладала и актерскими данными. Я неоднократно приглашал её на
съемки фильмов в качестве героини документальных эпизодов, снятых методом
«восстановления факта».
На приведенном кадре из киноленты «Вечно в
строю» (1965г) Е.Старыгина в эпизоде
«коленопреклонение». Этот кадр отмечали в Москве во время сдачи фильма в
Госкомитете по телевидению и радиовещанию СССР, как художественный образ всей кинокартины. Кстати, я
свидетельствую, что Лена Старыгина работала одной из монтажниц на этом
фильме. Благодаря её стараниям лента была смонтирована за одну смену и
отправлена самолетом для показа по Центральному телевидению празднования Дня
Победы во Владивостоке.
Леночка остается
для мужской части коллектива одной из самых элегантных женщин «Дальтелефильма». Всегда со вкусом
одетая, в умеренном макияже, высокая и стройная, как тополек, она является
лицом, знаковой фигурой киностудии. И если к нам приезжали столичные
кинематографисты, Лена и внешностью и мастерством в работе достойно
представляла «Дальтелефильм».
Есть
женщины Боттичелли. Есть женщины Рубенса и Мурильо, Гойи и Ренуара. Все они с
полотен восторгают нас! Но нет жгучей потребности еще раз прийти в музей и
насладится их торжествующей красотой. А вот видеть пленительную Лену - всегда
необходимо! Благодаря её инициативе мы до сих пор собираемся «киношной»
компанией, вспоминаем лучшие годы нашей жизни и строем творческие планы на
будущее с буйством неистраченных сил.
Олег Канищев
1января 2020г.
г. Владивосток
|