И это всё о ней…

STAR1.jpg

1985г. Законодатель моды в одежде и макияже. Тонкий художник с чувством меры и безупречного вкуса. Заботливая мама и прилежная бабушка. Душа компании и свой парень в доску. Красавица и недотрога. И это всё о ней!   О Леночке Старыгиной! Снимок Олега Канищева.

Нам каждый гость дарован Богом.  Сегодня гостьей моих воспоминаний будет  прелестная Женщина. Никакая плёнка, никакие фотографии ни слова, ни краски не передадут мощного почти радиационного облучения её красотой!

Но прежде я задам вопрос: Вы, пробовали когда-нибудь французское блюдо “cog au vin” – «петух в вине» или лапки голубя и почки снегиря? Я – нет. А моя визави -  пробовала. Она заядлая путешественница и открыватель всяких там Парижей и ЛондОнов. Женщина, которая может взять посох и увести любого мужчину на край света. Законодатель моды в одежде и макияже. Тонкий художник с чувством меры и безупречного вкуса. Заботливая мама  и прилежная бабушка. Искусный садовод и огородовед.  Душа компании и свой парень в доску. Красавица и недотрога.  И  это всё о ней! О Старыгиной Елене Николаевне (в девичестве – Семёнова).

          29 июня   1948 года в Порт-Артуре в семье военнослужащего  родилась девочка Лена.  Впервые я увидел её в 1959 году, когда приехал на работу во Владивосток после окончания киноинститута. Лена воспитывалась в семье кинорежиссера Альберта Масленникова и актрисы Антонины Гончаровой. Это была девочка-прутик, молчаливая и невыразительная. Под ситцевым платьицем было видно, как она худа. На тонкой шее качалась головка с двумя русыми косичками.  И, как в капле воды отражается солнце, так и в детях отражается мир их переживаний.  Сколь ни заботливы были воспитатели (я в этом не сомневаюсь), чувствовалось, что девочка одинока и страдает без материнской любви. Так, во всяком случае, мне показалось при первой встречи. Да и кто будет спорить, - только родная мама может одарить ребенка радостью движения, зарумянить щеки, налить мышцы упругой силой. Помню, у меня даже мелькнуло сострадание к прутику: терпи, девочка, терпи, возможно, к своим 11 годкам много обид ты вынесла – много тебе потом и воздастся.

Через пять лет упал занавес и на авансцене «Дальтелефильма» под восторженные аплодисменты кинематографистов появилась девушка-лань, еще пугливая от вожделенных взглядов мужчин, но уже понимающая свою женскую неотразимость. Это была семнадцатилетняя Леночка, пришедшая после школы работать монтажницей позитива.

          Есть живые картины, обладающие цветом и звуком, навечно вставленные в проектор души. Извивающей кинолентой тянутся они через всю жизнь, сохраняя неизменную резкость. Я отчетливо помню, в чем была одета юная Лена в свой первый рабочий день. Июльское утро тихо наливалось солнечным светом и зноем, на крыльце Дальтелефильма стояла Леночка в голубом платьице с коротким рукавом и белым отложным воротничком на полудетских плечиках. Она была хороша в естественной прелести, словно полевая ромашка, пахнущая луговой свежестью Красота одухотворяла чистые линий лица, благородно вылепленный подбородок и чувственные крылья носа. И трудно было представить, что когда-то я глядел на девочку с тонкими, как у жеребёнка, ножками с жалостью и печалью.

STAR2.jpg 

1975г. Рига. Командировка на Рижскую киностудию для завершения монтажа и тонировки фильма «Морская пехота». Снимок Олега Канищева

 За многие годы работы на студии  «Дальтелефильм» Елена смонтировала не один десяток телевизионных кинолент, получив за мастерство признание режиссеров и звание «Лучшая по профессии» среди монтажниц кинокомплекса.   Я не обладаю полной информацией обо всех успехах Елены Николаевны, - она много работала с другими режиссерами, -  но на двух моих фильмах Старыгина была отмечена фестивальными наградами. Так фильм «Морская пехота» (режиссер О.Канищев, операторы В.Гребенюк, П..Якимов, монтажница Е.Старыгина. 1973-74гг) удостоен Главного Приза «Янтарный парус» и Диплома 1степени 6-го Всесоюзного фестиваля «Человек и море», (июль 1974г., г. Калининград).  За фильм «Формула успеха», награжденного Большой золотой медалью ВДНХа (режиссер О.Канищев, операторы В.Жлоба, А.Чешев, монтажницы Е. Старыгина и Л. Молдованова, 1984г.), выставочный комитет Всесоюзной выставки  достижений народного хозяйства персонально отметил работу Старыгиной, и присудил Елене Николаевне Бронзовую медаль за мастерство в монтаже лучшего научно-популярного фильма.

Елена Николаевна обладает врожденным художественным вкусом и чувством меры, что помогало ей в работе над фильмами любых видов. Она работала монтажницей на первом в истории студии 2-х серийном постановочном фильме «Хлеб» (режиссер А.Масленников, оператор А.Чешков, монтажница Е.Старыгина 1969-70гг).

Было бы несправедливо говорить только о производственных успехах Елены. Не там она снискала свои лавры.  Мама с папой щедро наградили Леночку умом, элегантностью и изяществом. По воспоминаниям монтажницы Ларисы Молдовановой Лена Старыгина слыла в нашем коллективе аристократкой и красавицей. Эти качества у Елены наследственные. Её родная тетя – Антонина Михайловна Гончарова, драматическая актриса – сводила с ума не одно поколение театральных поклонников своей атакующей красотой.

Лена всегда в движении. Мне кажется, она исподволь чувствует, что женщина в движении всегда желанна.  И в самом деле, мужчина по своей природе – охотник. Он намного больше внимания уделяют движущимся предметам – футболистам, например, бегущим по полю или женщине, которая идет, плавно покачивая бедрами. Поэтому Елена никогда не сидит на одном месте. Она странствует по городам и весям, разводит цветы, посещает кафе, встречается с коллегами, танцует, улыбается, бросает взгляды, в общем, полна энергии и наступательного оптимизма. И это приводит мужчин в восторг!

             Однажды в ресторане, будучи приглашенным на день рождения Лены, я, танцуя с ней, обратил внимание, что глаза всего ресторана жадно следят за Старыгиной. Некто худощавый, с холеной бородкой и воспаленным влажным лицом, навалясь на стол, с восторгом прошептал на весь зал: Ах, какая женщина! Послушайте, это же сон, сказка!

По натуре Елена чрезвычайно эротична и мечтательна. Но, как ни странно, с мужчинами ведет себя холодно и неприступно. Ей  не хочется признаваться ни в каких своих слабостях. Она тратит много усилий, чтобы выглядеть сильной и самостоятельной. Лена  постоянно хочет доминировать во всем, чем занимается. Она не любит публично обнажать свои чувства и эмоции, поскольку воспринимает такое поведение, как своеобразную форму капитуляции. Натура у Елены мечтательная, но характер скрытный. У неё тонкая и  легковозбудимая нервная система, чувства иногда перехлёстывают через край, что подчас приводит её к грубости.

        Обладая незаурядной внешностью, Лена вместе с тем человек смелый, самоотверженный, верный друг и интересный собеседник. Располагает великолепными качествами: тонкой интуицией и подспудным ощущением предвиденья. Чувство долга для Елены Старыгиной превыше всего. То, что для других – пустяк, вырастает для Елены в принципиальность. Она любит природу и цветы. Её обожают за обходительность и веселый нрав. Она упоительно красива. О таких женщинах говорят - баловни судьбы. Для этих земных божеств тутовые гусеницы ткут шелк, громадные кашалоты копят амбру, под землёй уголь спекается в алмазы, соболя седеют под северным сиянием, а мужская часть человечества добывает  эти прекрасные вещи, получая взамен скромное счастье созерцать женскую красоту.

Всегда настроенная на оптимизм и хорошее расположение духа, Лена была желанным членом любой съемочной группы. Режиссеры выстраивались в очередь, чтобы заполучить не только опытного специалиста, но и нескончаемый праздник для глаз на весь монтажно-тонировочный период. Лена зачастую приносила удачу при сдаче фильмов художественному совету. И это естественно, поскольку никто не хотел лишним словом обидеть столь очаровательную женщину и вместе с ней всю съемочную группу.

STAR3.jpg

9 МАЯ 1965г. Владивосток. Кадр из киноленты «Вечно в строю». Елена Старыгина в эпизоде «Коленопреклонение». Этот кадр отмечали в Госкомитете по телевидению и радиовещанию СССР, как художественный образ всей киноленты. Снимок Олега Канищева.

 

Елена, несомненно, обладала и актерскими данными. Я неоднократно приглашал её на съемки фильмов в качестве героини документальных эпизодов, снятых методом «восстановления факта».

 На приведенном кадре из киноленты «Вечно в строю» (1965г)  Е.Старыгина в эпизоде «коленопреклонение». Этот кадр отмечали в Москве во время сдачи фильма в Госкомитете по телевидению и радиовещанию СССР, как художественный  образ всей кинокартины. Кстати, я свидетельствую, что Лена Старыгина работала одной из монтажниц на этом фильме. Благодаря её стараниям лента была смонтирована за одну смену и отправлена самолетом для показа по Центральному телевидению празднования Дня Победы во Владивостоке.

 Леночка остается для мужской части коллектива одной из самых элегантных  женщин «Дальтелефильма». Всегда со вкусом одетая, в умеренном макияже, высокая и стройная, как тополек, она является лицом, знаковой фигурой киностудии. И если к нам приезжали столичные кинематографисты, Лена и внешностью и мастерством в работе достойно представляла «Дальтелефильм».

Есть женщины Боттичелли. Есть женщины Рубенса и Мурильо, Гойи и Ренуара. Все они с полотен восторгают нас! Но нет жгучей потребности еще раз прийти в музей и насладится их торжествующей красотой. А вот видеть пленительную Лену - всегда необходимо! Благодаря её инициативе мы до сих пор собираемся «киношной» компанией, вспоминаем лучшие годы нашей жизни и строем творческие планы на будущее с буйством неистраченных сил.

Олег Канищев

1января 2020г.

г. Владивосток