|
|
||
|
|
||
|
|
||
До Нового года еще оставалось десять дней, но в
большой студии Ленинградского телевидения шел последний тракт - готовились к
записи праздничной передачи. Помреж Оля на реквизитном столе в
предбаннике перед студией расставила пластиковые стаканчики с черным кофе,
не забыв выложить несколько аппетитных лакомок. Участники передачи по
очереди подходили и с явным удовольствием поглощали нежданное угощение.
«Внимание! - пронеслось по студии объявление. Делаем прогон заключительного номера
программы. Тишина в студии! Пошла фонограмма!» - Да, господа хорошие, - задумчиво произнес известный шоумен. - Я бы
поставил при жизни памятник тому человеку, кто первый придумал исполнять
песни под фонограмму. Так что сбрасываемся, господа артисты. Не напрягай народ, Валера, поздно спохватились, его уже нет на этой
земле. - Ты откуда знаешь?
- Я работала с ним. Когда закончится
тракт, готова всем рассказать об этом действительно замечательном человеке. Запись подошла к концу, но никто не спешил расходиться - ждали моего
рассказа. - Начну с того, что все это было давно, лег сорок тому назад. Я тогда
работала на Владивостокской студии телевидения, куда поступила после того,
как успешно прошла конкурс по набору в труппу телевизионного народного
театра, художественным руководителем которого в будущем должен был стать
народный артист СССР Николай Семенович
Колесников, ведущий актер местного драматического театра. Музыкальным же
руководителем театра стал Александр Иванович Шинкаренко, Саня-Ваня, так его
однажды кто-то назвал из студийцев. Так он и остался в нашей благодарной
памяти. Александр
Иванович был известным в городе человеком. Это был по-европейски
образованный, интеллигентный, талантливый человек, музыкант и педагог
детской музыкальной школы. Попасть в класс к Шинкарнко и к его супруге Н. Е.
Головне было большой удачей для юного дарования. Образованнейший и умнейший,
он впоследствии стал не только музыкальным руководителем, но и главным
режиссером Владивостокской студии телевидения. Надо
сказать, что 60-е годы были золотым периодом в жизни студии. В те годы в
студию пришли работать очень способные литературные сотрудники, журналисты -
репортеры: Валентин Ткачев, Георгий Громов, Борис Максименко, Борис Лившиц и
группа начинающих студентов из местного института искусств. Они-то и
пополнили собой режиссерскую группу телевидения в качестве ассистентов
режиссера. Практически вся эта зеленая молодежь, не знавшая музыкальной грамоты, но зато имевшая поддержку в
крайкоме партии, пришла под начало главрежа.
Александр
Иванович по духу был новатором. Многие центральные телепрограммы, так
популярные сегодня, зарождались еще во Владивостоке в небольшой студии. Где
поначалу все держалось на нескольких энтузиастах: в техническом плане на
талантливом инженере В.Е. Назаренко, а в художественном - на мудром и исключительно
разностороннем А.И Шинкаренко. Мне
вспоминаются его интересные музыкальные программы. Вот, например, очень яркая
телевизионная версия оперетты Ю. Милютина, «Цирк зажигает огни». Здесь тоже
использовалась фонограмма. Вокальные партии пела Татьяна Шмыга, а
сценический образ Глории успешно создала молодая актриса телевизионного
театра Алла Потлова - Бородина Замечу,
что Александр Иванович был однокурсником и другом замечательного нашего
музыкального режиссера, мэтра оперного искусства Бориса Александровича
Покровского. Александр Иванович хорошо знал советскую и западноевропейскую
музыку, он умел очень просто и доходчиво рассказывать зрителям о сложном
музыкальном произведении и при этом тут же на рояле иллюстрировал своей игрой
фрагменты из произведений композитора. Старожилы,
меломаны Владивостока помнят, очевидно, популярный фортепианный дуэт
Александр Шинкаренко - Надежда Головня. Этот творческий ансамбль как бы
соперничал на Дальнем Востоке с известным подобным фортепианным дуэтом Марк
Тайманов и Любовь Брук. Думаю,
что жители Владивостока, нашего далекого российского города, благодаря
телевидению и его лучшим передачам в интерпретации Шинкаренко не чувствовали
себя оторванными от культурной жизни страны и полюбили серьезную музыку. Я -
из их числа. Репертуар
музыкальных программ на телевидении был разнообразнейший. Фактически только
телевизионное литературное и музыкальное вещание закрывали ту брешь, что все
же образовалась в культурной жизни дальневосточного города 60-х годов. Ведь
во Владивостоке в те времена не было ни музыкального театра, ни особых
музыкальных традиций. Определенную роль, правда, по пропаганде музыкальной
культуры играл симфонический оркестр Приморского радио под руководством
Виталия Краснощека, но все же важное значение телевидения в музыкальной
жизни тех лет трудно переоценить. Высокий
уровень художественного вещания (редакторы Кира Анненкова, Лидия Любимова)
поддерживался также редакторами музыкальных программ Владивостокской студии
Нонной Козловой - Хадиковой и Мирой Шварцбурд. Надо
сказать, что Александр Иванович удивительным образом умел собирать на каждую
телевизионную передачу круг единомышленников, который затем вырастал в
творческую бригаду, где каждый участник этого союза очень тонко чувствовал
друг друга, понимал сверхзадачу программы и выполнял свою роль с полной
отдачей. Это были и дикторы Эльвира Куценко, Евгения Симановская, Зара
Улановская, сорежиссер Юрий Беззубик, телевизионный оператор Владимир
Сиротюк, ассистент режиссера Людмила Красотина, звукорежиссер Ирина Беркович.
Вернемся
к истории с использованием фонограммы. Начиналась эта история так: Как-то во
Владивосток приехал на гастроли магаданский театр музыкальной комедии. Решили
показать прямо из студии самые лучшие спектакли из репертуара театра. Но
студия по площади небольшая, она не могла вместить одновременно и оркестр, и
декорации. Тогда Владивостокская студия, расположенная на окраине страны,
еще не имела в своем техническом арсенале передвижных станций ПТС. Что
делать? Александр Иванович принимает решение записать на фонограмму все
музыкальные номера из оперетт и давать в эфире эти фрагменты в записи.
Оркестр в таком случае в студии не нужен. Артисты освобождены от вокальной
нагрузки. Правда, учитывая, что все передачи в те годы шли вживую,
подобную работу в эфире смог осуществить только музыкант такого высокого
уровня, как А.И. Шинкаренко ,... с клавиром музыкального спектакля в руках
,сидя за пультом, Александр Иванович творчески создавал телевизионный
спектакль: ответственно, такт за тактом воплощая замысел композитора новыми
средствами . Забегая вперед, скажу, что этот его эксперимент удался блестяще.
Были показаны все лучшие спектакли магаданского театра, и не только. Позднее он таким же образом осуществил показ
сложнейших опер из гастрольного репертуара Новосибирского
театра оперы и балета. Хочу заметить, что описываемый эксперимент был поставлен
А.И. Шинкаренко сорок лет тому назад. Сейчас не использовать фонограмму при
трансляции музыкального спектакля считается, чуть ли не отсутствием
профессионализма, а тогда. За свое новаторство Саня-Ваня получил обструкцию
от молодых коллег (так как повторить этот эксперимент в эфире никто из
молодежи так и не смог) и выговор от комитета по культуре при Крайкоме КПСС. Мы еще
не забыли то время, когда партия руководила и культурой и атомом. Горько об
этом сегодня вспоминать. Хорошо известно, что самую благую идею очень легко
извратить, да так, что от удачной идеи не останется и следа. Так случилось, в
итоге, и на этот раз. Пение под фонограмму очень понравилось артистам, и они
разнесли это новаторство по всей стране. В наши дни артисты эстрады с
удовольствием используют этот технический прием на живых концертах, но, честно
говоря, такие трюки в концерте можно расценивать как обман зрителей... И все
же... Многие жители Владивостока узнали и полюбили серьезную музыку, которая
влетала в их дома через распахнутое телевизионное окно, благодаря высоким
профессионалам своего дела, таким как А. И. Шинкаренко. Передачи, которые
вел А. И.Шинкаренко, были всегда на самой чистой, высокой ноте. Это бывали и беседы об инструментах
симфонического оркестра, и о программных произведениях великих классиков
музыки. Хочу в скобках заметить, что в обычной жизни
Саня-Ваня бывал несколько неряшлив и безалаберен, зато вечером на передачу
всегда приходил в элегантном темном костюме, в белоснежной сорочке с жестким
крахмальным воротничком, был необычайно красив, и подтянут, а на его гладко
выбритом лице пылал яркий румянец. МУЗЫКА
для Александра Ивановича была главным, но не единственным увлечением.
Вспоминается приезд во Владивосток двух знаменитых писателей и путешественников Ганзелки и Зигмунда.
Саня-Ваня профессионально, как заправский журналист, взял у них интервью. Общеизвестно,
что талантливый человек талантлив во всем. Александр Иванович прожил
красивую, творческую, долгую жизнь.
Кого он оставил здесь, на земле, после себя? Талантливых учеников, верных друзей, вдову и дочь. И память
благодарных телезрителей. Его давно
нет среди нас, но человеческая память не умирает. Кто оставил свет на земле,
тот светит еще долго и после ухода в мир иной. Светит и наш незабвенный
САНЯ-ВАНЯ. Людмила
Красотина-Колесникова |