О. Канищев: Прошли уже около
трех четвертей века, как умолкли орудия Великой Отечественной войны. Мы
никогда не жили в мире такой продолжительный отрезок времени. Уже три
поколения наших людей не знают ни хлебных карточек, ни светомаскировки, не
слышат фронтовые сводки Совинформбюро, читаемые по радио Левитаном.
Когда-нибудь люди
отправят в музей последние пушки и армии разойдутся по домам. Но пока мир
поделен надвое, каждый из нас, прежде всего, солдат.
Есть в армии
солдаты особой судьбы. Их редко встретишь на улицах городов. Слова защита
Отечества имеет для них особый смысл, Потому что в армейском строю, они
стоят первыми. И первыми принимают на себя удар.
|
02.03.1980, г. Улан-Удэ, На снимке Мария
Захаровна Петрова и режиссер фильма Олег Канищев.
О.Канищев: «Мама Коли сохранила письма
и фотографии сына. Эти семейные реликвии и легли в основу нашей киноленты «Здравствуй, мама!».
Фото оператора фильма Б. Нестеренко, из
архива режиссера О.Канищева
|
Когда
мы задумывали фильм, нам хотелось рассказать об одном парне с самой
распространенной фамилией, скажем, Иванов, Сидоров или Петров, кто в мирной жизни и в армии был рядовым.
Мы выбрали Николая Петрова. Так же, как все ребята, он ходил в наряды,
любил пряники и лимонад, писал маме письма в Улан-Удэ. Мария Захаровна –
мама Коли сохранила письма сына. Они-то и легли в основу нашего рассказа».
Мария Захаровна Петрова: «В первых числах
ноября 1968 года мы проводили нашего Колю в ряды Советской армии, в
пограничные войска. Коля хотел попасть на границу и с успехом прошел
мандатную комиссию.
Напутственными
словами провожали его товарищи по работе. Я ему говорила: Коля, служи
честно и не забывай, что за твоими плечами стоим мы - твоя мама, твои
друзья, твой завод, твоя Родина».
Коля вполне
был подготовлен к жизни и службе в армии. В этом отношении я была за Колю
совершенно спокойна. Он многое знал, многое умел. В 20 лет на производстве Николай
освоил профессию слесаря 3-го разряда по ремонту оборудования и специалиста
5-го разряда по кислородным установкам. Мог работать на токарном станке,
мог отремонтировать любой телевизор, холодильник, стиральную и швейную
машины. Устранить поломку радиоприёмника магнитофона, фотоаппарата и других
вещей. Имел права машиниста и киномеханика. Умел фотографировать и снять фильм.
Николай был упорным, усидчивым, трудолюбивым - вот таким парнем и
ушёл Коля в ряды погранвойск».
О.Канищев: «В районе 57-го Иманского ордена Трудового Красного Знамени пограничного отряда, куда ехал служить наш герой,
места были заповедные: тайга, тигровые тропы, река Уссури, Среди песчаных
островов, которые в половодье, словно, рыбы, плыли по таёжной реке, был
остров похожий на маленького дельфина. Сейчас его называют Чжэньбао, что по-китайски значит Драгоценный. Этому острову было
суждено стать точкой, где завязались в тугой узел противоречия глобальной
политики и судьба рядового Коли Петрова»
|
|
1979г. Пограничный конный дозор в
районе государственной границы, где осенью 1968 года начинал службу на
заставе Нижне-Михайловка рядовой Николай Петров.
Снимок О.Канищева
|
1979г. Режиссер Олег Канищев и директор
фильма Наталья Парфёнова за поиском и изучением документального материала.
Снимок оператора фильма Б. Нестеренко.
Из архива О.Канищева
|
Из
письма Коли Петрова 10 ноября 1968 года: «Здравствуй, дорогая мамочка! Вот
и привезли меня на Дальний Восток в пограничный отряд. Наверно, будет
интересно – ведь здесь Уссурийская тайга. И ничего страшного нет. Даже
наоборот – сплошная романтика…».
|
|
|
О.Канищев: «Ноябрь 1979 года, дважды орденоносный Дальнереченский
погранотряд. Штатная процедура приема новобранцев осеннего призыва -
мыться, бриться, одеваться! Фото
О.Канищева
|
О.Канищев: «В первом письме
Коля своим острым, шатающимся почерком писал маме, как в пограничном
отряде их сразу с дороги отправили в солдатскую баню. Помыли и «прожарили»
в парилке так, что искры из глаз посыпались. Сержанты научили правильно наматывать
портянки. Салагам объяснили, что «лезть в бутылку» - здесь, на границе, не рекомендуется. Дворовая
школа самообороны «пошел на…» регламентируется воинскими уставами. «Знают
все, но не точно» укладывается в формулу: «неточная информация никакой
ценности не представляет» И с песней «Не плачь, девчонка…» строем отправили в столовую. На обед был наваристый
борщ, гречневая каша с мясом и компот из сухофруктов, приправленный
таежными ягодами».
|
|
Ноябрь 1968 года. Николай Петров курсант
учебного пограничного отряда. Снимок из архива семьи Петровых
|
О.Канищев: «Ноябрь 1979 года. Курсанты учебного
подразделения на занятиях по истории легендарного дважды орденоносного Дальнереченского
пограничного отряда. Этот ритуал проходил и курсант Петров осенью 1968г». Снимок
О.Канищева
|
О.Канищев: «Хотеть и мочь – это разные
философские категории. С фотографии, присланной Колей осенью 1968 года, на нас смотрит
новобранец, которого с большой натяжкой можно назвать «чекистом». Под
шапкой-ушанкой печальные глаза, тонкая шея в воротнике гимнастерки и по-мальчишески
оттопыренные уши. И всё-таки не
ахти какой, но уже боец, а не отставной козы барабанщик.
Пройдет время акклиматизации и, взбодренный режимом дня, исцеленный
армейскими нагрузками и напоенный таежным воздухом, Коля наберет вес, и
взгляд приобретет уверенность».
|
О.Канищев:
«Декабрь 1979год, Дальнереченский учебный отряд. В курс подготовки «молодого пограничника» входят
занятия по спортивной гимнастике.
В конце обучения каждый курсант получит спортивную квалификацию не ниже взрослого
III разряда».
Снимок Олега Канищева
|
Из письма Коли Петрова 2 декабря
1968 года: «Дорогая мамочка! У меня всё нормально, постепенно вхожу в солдатскую жизнь.
Сейчас у нас будут два месяца учебные курсы, будут делать из нас чекистов.
За меня не волнуйся, здоров, как бык! По утрам занимаюсь зарядкой на
турнике, на брусьях и прочих снарядах. Мне пошло на пользу! Мамочка, меня
избрали комсоргом заставы. Сейчас с комсомольской
работой будет много дел. Берегите себя. Целую Коля».
|
О.Канищев: «Декабрь 1968 год, Иманский
учебный пограничный отряд. На снимке слева Коля Петров в прекрасном расположении
духа. По ранжиру в строю погранотряда он стоял правофланговым не только по росту, но и
престижу среди своих товарищей по учебе» Фото из архива семьи Петровых.
|
Мария Захаровна Петрова: «Коля писал мне простые солдатские письма. Ему, как и всем
новобранцам, сначала было трудно, уставал,
не высыпался. Но если тебе тяжело – значит, ты поднимаешься в гору. Постепенно
Коля вошел в армейский режим с его пограничным уставом, неукоснительной
дисциплиной, с многочасовыми учебными нагрузками.
Примерно
через месяц, как Коля ушел в армию, я получила от командира учебного отряда
письмо. «Уважаемая Мария Захаровна, сообщаем Вам, что Ваш сын Николай
Петров прибыл для прохождения службы
в орденоносный пограничный отряд, который охраняет Государственную границу на Дальнем Востоке. Впервые дни
пребывания на службе Николай зарекомендовал себя с положительной стороны:
честным, добросовестным, дисциплинированным воином. Сейчас Ваш сын проходит
курс молодого солдата, чтобы в последующем оберегать мир и покой советских
людей. Чтобы лучше изучить и знать Вашего сына, мы просим Вас, Мария
Захаровна, сообщите нам, какие черты характера проявлялись у Вашего сына.
Чем увлекался в школе до призыва, с кем дружил, каким был в семье? Это нам
поможет в воспитании Вашего сына
настоящим защитником нашей Родины».
|
1958 год, Улан-Удэ.
Мария Захаровна с сыном. Коле 11 лет. Фото из архива семьи Петровых
|
Коля родился
16 мая 1947 года в Улан-Удэ. Это было тяжелое послевоенное время. Страна
залечивала раны после разрухи. Мы с Колей, как и многие, жили в ветхом бараке
в тяжелых материальных и бытовых условиях. У меня был совсем маленький
семейный бюджет, но я старалась, чтобы сын не был ущемлен в вопросах учебы.
В пять лет Коля научился читать.
Когда он
стал чуток постарше, я купила Коле для работы молоточек, гвоздики, пилочку.
В шесть-семь лет Коля самостоятельно выпиливал деревянные игрушки из
дощечек. Среди ребят Коля был
затейником и заводилой. Из простого фильмоскопа и карманного фонарика он
сделал «киноустановку» и на стене барака показывал диафильмы целой ватаге
ребят. За отличную учебу, примерное поведение и общественную активность
Коли, я получала от педагогов множество благодарностей. В школьных кружках
Коля изучал кино-радиоаппаратуру, был заведующим школьным радиоузлом».
Из письма
Коли Петрова 17 декабря 1968 года: «Здравствуйте,
дорогие мои мама, тетя Лена и бабушка. Желаю Вам всего самого наилучшего.
Напишу немного о себе. У меня все по-старому, служба идет нормально. В том
письме я писал, что будут зачетные стрельбы, так вот, выстрелил я на
отлично. Так что все по уму. До того все скучно и однообразно, что даже
совершенно не о чем писать. В общем, здоровье у меня нормальное. Ни на что
не жалуюсь. Ну а как дома? Все нормально? Но ничего, остался еще месяц в
«учебке», а там, куда судьба кинет. В общем, за меня не беспокойтесь, все
будет нормально. Самое главное – берегите себя! Ну а как у нас насчет
погоды? У нас пока стоит тепло, недавно выпал снег. Скоро будем бегать на
лыжах. Ну, пока все, привет всем. Николай».
|
|
Из письма
Коли Петрова 17 декабря 1968 года: «…У нас пока стоит тепло, недавно
выпал снег. Скоро будем бегать на лыжах…». Снимок из семейного архива
Петровых.
|
Декабрь 1979г.
Дальнереченский учебный отряд.
«Лыжный кросс» - дисциплина в подготовке молодого пограничника
основа всей последующей службы на границе. Зима на Дальнем Востоке существенное состояние
погоды, когда передвижение пограничных нарядов по тайге возможно только
на лыжах или на лошадках. Снимок
Олега Канищева
|
|
О.Канищев: «Декабрь 1979 года. Дальнереченский
учебный отряд. Закончился очередной съемочный день. Для нас это была работа с
нервотрепкой – все время замерзали камера или аккумулятор, режиссер за рабочую смену не
выпустил из рук сигарету. А курсантам новые впечатления – не каждый день приезжают
киношники, чтобы с разных ракурсов
отснять соревнования лыжников-кроссменов».На снимке оператора Б.Нестеренко (справа)
режиссер О.Канищев
|
О.Канищев: «Жизнь солдата трудна, порой она просто
сурова. Но где-где, как ни в трудностях, преодолеваемых коллективно, может
окончательно сформироваться характер будущего пограничника. Правда, иногда
это происходит очень болезненно. Мальчишка представляет службу, как цепь
романтических дел: погони, перестрелки, захват нарушителя границы, а ему
говорят: будешь терпеливо заниматься в учебных классах, на стрельбищах, на
строевом плацу. Надо привыкнуть подчиняться требованиям воинского устава.
Если ты раз и навсегда поймёшь и усвоишь эту истину - ничто тебя не вышибет
из седла».
|
|
О.Канищев: "Декабрь 1979 года, Дальнереченский учебный
отряд. Даже при использовании современной техники и электронной
аппаратуры невозможно обойтись без собак-пограничников. Всем мальчишкам хорошо известна собака
по кличке Индус легендарного пограничника-дальневосточника Никиты Карацупы. Кстати, собак
в пограничных войсках стали использовать по приказу
Александра III для обнаружения контрабандистов". Снимки Олега Канищева
|
Мария Захаровна: «С маленького возраста у нас с
Колей были близкие отношения без всяких аханек и
охонек. У нас не было, какого-то
сюсюканья. Я относилась к нему, как взрослому мальчику. Когда Коле
исполнилось три годика, я купила ему большой красочный букварь. Коля этот
букварь очень и очень любил, и спал с ним в обнимку. А еще я ему читала
вслух стихи Пушкина и Некрасова. Я уже говорила, что Коля в пять лет
научился читать. Сначала по слогам, а потом на «распев» - читал, словно,
медленную бурятскую песню пел.
С раннего детства на всю жизнь Коля запомнил
строки поэмы «Сын артиллериста» Симонова, где майор - тоже Петров -
повторял: «Ничто нас в жизни не может вышибить из седла! – такая уж
поговорка у майора была».
О.Канищев: «Когда думаешь о том, что вчерашним мальчишкам за такие
короткие сроки надо овладеть пограничной наукой, невольно приходишь к
мысли, что эту науку они не постигли за два года, если бы с самых ранних
мальчишеских лет не готовились к защите своей страны. Уже с букваря воспитывается у них
высокое чувство любви к отчему дому. Приходит время, и мальчишки достойно выполняют свой
воинский долг».
|
|
О.Канищев:
«Декабрь1979 год. Дальнереченский учебный отряд. В курс подготовки
молодого пограничника входит преодоление полосы препятствий и рукопашный бой с оружием».
Снимки Олега Канищева
|
Из письма
Коли Петрова 28 декабря 1968 года: «Здравствуйте,
дорогие мои мама, тетя Лена и бабушка! Мои солдатские дела идут хорошо.
Сначала, правда, было трудно, а теперь стало легче. Сейчас у нас идёт
подготовка к Новому году. Я как комсорг
заставы вошел в комиссию по организации вечера. Постараюсь организовать
Новый Год, как мы отмечали праздник в нашем заводском коллективе весело и
интересно. Как готовитесь к Новому году? Наверно, на площади елку
поставили? Вспоминаю, как однажды был Дедом Морозом на празднике русской
зимы… Берегите себя. Целую Коля».
|
|
|
Мария
Захаровна: «Коля обладал абсолютным музыкальным слухом. Самостоятельно
освоил игру на музыкальных инструментах: фортепьяно, кларнете и баяне.
Участвовал в художественной самодеятельности Улан-Удэнского ЛВРЗ и
Иманского пограничного учебного отряда». Фото из архива семьи Петровых
|
Мария Захаровна Петрова: «Я знала о том, что
Коля с музыкальным слухом, довольно-таки неплохим. И мы по просьбе сына
скопили денег на покупку гармошки. Сейчас не помню или к 7 ноября, или к Новому году мы
пошли в музыкальный магазин и купили
гармошку-двухрядку. Такая красивая,
вся блестящая. Принесли гармошку домой. Согрелась гармошка от холода, взял
в руки Коля музыкальный инструмент, а играть–то не умеет. Расплакался сынок
и положил красавицу-гармошку в футляр. Я его стала утешать. Не
расстраивайся, сынок, что сразу ничего
не получается - это и понятно любому делу надо учится. Ты поставь
пластиночку с песней и нажимай на пуговки, улавливай звук и потихоньку
подбирай мелодию. И Коля стал каждый день заниматься игрой на гармошке. И
через полгода уже исполнял «Барыню» и «Цыганочку с выходом».
Из письма Коли Петрова 15 января 1969 года: «Здравствуй, дорогая мамочка! Успешно сдаю зачеты в
учебном отряде. Учёбу заканчиваем в январе. За меня не беспокойтесь - всё будет нормально. «Ничто нас в жизни
не может вышибить из седла!» Берегите себя. Целую Коля».
|
|
|
Мария Захаровна
Петрова: "Мой Коля любил фотографировать, потом увлекся любительской киносъемкой".
Фото из архива семьи Петровых
|
Мария Захаровна Петрова: «Мой Коля любил фотографировать, Ещё в детстве я купила ему как-то «Смену-2». На остальные фото-принадлежности денег не хватило. Время было трудное, а жили на мою небольшую зарплату. Пленки Коля проявлял в пол-литровой банке, печатал
фотокарточки через фильмоскоп. Иногда
получалось удачно, но чаще
качество фотографий было низким. Но
Коля не унывал. Он вообще был
настойчивым человеком, и начатое
дело всегда доводил до конца.
Потом Николай увлёкся киносъемкой. Он аккуратно посещал занятия на любительской
киностудии при заводе, читал много специальной литературы. Коля снял и смонтировал до призыва в армию
несколько короткометражных фильмов»
|
|
Из письма Коли Петрова 15 января 1969 года:
«Здравствуй, дорогая мамочка! Успешно сдаю зачеты в учебном отряде…».
|
Из письма Николая Петрова 31 января 1969 года: «Вот, мамочка, посмотри на моё боевое оружие…». Фото из
архива семьи Петровых
|
Из письма Коли Петрова 31 января 1969 года: «Дорогая мамочка! Ну, вот и началась моя настоящая
служба. Я на отлично сдал все экзамены. На мандатной комиссии меня
спросили, чем я занимался дома. Я ответил, что у меня много специальностей,
но увлекаюсь киносъемками. Мамочка, меня
назначили киномехаником. Это моя основная специальность. Фильмы
идут два раза в неделю, в остальное время буду заниматься фотографией и
киносъёмками! Не как-нибудь от себя, а
по-настоящему, официально. Через день получил парадное обмундирование и
камеру «Красногорск». Я совершенно сам не свой, просто не верится, что буду
снимать. Высылаю фотографию. Это я здесь на заставе. Вот, мамочка, посмотри
на моё боевое оружие, Мама, за меня не беспокойся, главное береги себя.
Теперь самое трудное позади».
О.Канищев: «Коля Петров, что называется, пришелся ко двору небольшому коллективу
пограничников. Общительный и добрый товарищ, хорошо владел фотоаппаратом и
кинокамерой, отлично играл на баяне. Армейское общежитие основано на
самообслуживании, поэтому парни
с пограничной заставы люди мастеровые, артельные. И контрольную полосу
вспахать могут, и хлеб испечь вкусный, и обувь отремонтировать, и с лошадью
и прочей живностью управиться».
|
О.Канищев: «Декабрь 1979г. Застава имени Героя
Советского Союза полковника Д, В. Леонова, где проходили киносъемки
фильма «Здравствуй, мама!». Парни с пограничной заставы люди мастеровые,
артельные. И контрольную полосу вспахать могут, и хлеб испечь
вкусный, и с лошадками управиться».
Снимок Олега Канищева
|
О.Канищев: «У Коли закваска было рабочая. После 8-го класса
он решил помогать маме и пошел работать в Улан-Удэнский локомотивовагоноремонтный
завод. Учился в вечерней школе, осваивал рабочие профессии, а в свободное
время сотрудничал со студией телевидения. Его
любительские киносюжеты о жизни завода показывали в информационных программах Бурятского
телевидения».
|
Мария Захаровна: "На мой взгляд, к Коле относились хорошо
потому, что Коля сам, хорошо относился к людям". Фото из архива семьи Петровых
|
Мария Захаровна: «На мой взгляд, к Коле относились хорошо потому, что
Коля сам, прежде всего, хорошо относился к людям. Я учила Колю, чтобы он
никого не обижал ни малого, ни старого. Люди со всей округи тянулись к нему — кто
приемник починить, кто утюг, кто на память «щелкнуть» фотоаппаратом. Тебя
просят — значит, доверяют, за доверие платы не берут, не бери и
ты ни копеечки.
Как-то шестилетний,
Коля натаскал в кладовку чурочек для поделок, а я ему говорю: «Ты взял их
без спроса, значит, украл, - отнеси назад все до единой…
Коля знал, как я ему дорога, поэтому выполнял все мои
просьбы, просил меня лишний раз не волноваться и беречь себя. Он
был уверен, что с ним ничего не случится и часто в письмах цитировал строки,
которые я ему читала в детстве: «Ничто нас не может вышибить из седла…».
О.Канищев: «Пограничные
маршруты в 40 – 50 километров, их тщательно исследуют метр за метром.
Бывает, возвращаются ребята из наряда, и, казалось, сил остаётся только дойти
до койки. Но уже через полчаса в казарме может прозвучать – застава в
ружье! И солдат поднимется и снова пойдет: не доспав, не дочитав книгу, не
дописав письмо матери. И не всегда, что скрывать, можно с уверенностью
сказать, что всё это они доделают, когда вернутся! Потому, что здесь
граница и не учебными патронами заряжены автоматы. И если в лицо или в
спину плеснет вспышка выстрелов – это будет не учебная стрельба. Такова
обычная жизнь пограничника в обычное мирное время».
|
О.Канищев: «Слева на снимке группе нарушителей
государственной границы начальник заставы старший лейтенант И. Стрельников (в белом полушубке
стоит лицом,обращенным к нам) предлагает покинуть территорию СССР. Справа высокий
пограничник – Николай Петров ведет кино-фотосъемку». Снимок из сети Интернета
|
О.Канищев: «Помните,
в предновогоднем письме Николай жаловался на однообразие занятий в «учебке»,
Ныне во время службы на действующей заставе молодому человеку скучать не
приходилось. Ведь почти ежедневно китайские солдаты устраивали на границе
провокации. И вместе с сослуживцами рядовой Петров выдворял зарвавшихся «хунвейбинов»
с советской территории. А еще он выполнял задание пограничной разведки - снимал
провокации китайцев на кино — и фотокамеру».
Из письма
Коли Петрова 28 февраля 1969 года: «Здравствуй,
дорогая мамочка! Извини, что долго не писал, очень и очень было некогда.
Сильно скучаю по дому. Мама, ты пишешь, что ребята достали светофильтры -
это здорово! Приду из армии возьмусь за всё с новыми силами. И вот
посмотришь, будет и электроорган, и ты ещё Баха услышишь в моём исполнении…».
О.Канищев: Коля Петров успел отслужить три с
половиной месяца. Еще, по сути, служба Коли
не началась, а материнское сердце-вещун уже предчувствовало нечто недоброе.
Это было последнее письмо Коли. Он не
вернулся домой… и не сыграл Баха для мамы»
2 марта 1969 года в 10:40 утра начальник заставы Нижний
Михайловка старший лейтенант Иван Стрельников получил сообщение дозорных о
нарушение границы китайскими военнослужащими. Вместе с группой своих бойцов как парламентер он вышел навстречу
нарушителям границы, чтобы заявить официальный протест. На льду Уссури был и
военный фотограф Николай Петров. Момент начала вооружённой провокации
удалось зафиксировать на фотоплёнку. Петров навскидку
успел сделать всего 3 снимка».
|
|
Первый снимок Николая Петрова исполнен с расстояния
примерно 300 метров. Композиция кадра «сработана» по всем закона
выразительности снимка. Коля ввел на первый план темные ветки деревьев,
обозначая географию расположения нарушителей границы. Наши пограничники воспринимали данную
ситуацию как «штатную», много раз обкатанную. Ничего необычного нарушение
государственной границы не предвещало а китайцы знали, что будут
«сюрпризы».
|
Второй снимок Николая Петрова сделал фотоаппаратом
«Зоркий-4 примерно в 11.10 На снимке видно, как к нарушителям идет наряд
из трех человек. В этой группе – начальник заставы ст. лейтенант Иван
Стрельников, «особист» ст. лейтенант Николай Буйневич и рядовой Анатолий
Денисенко. Еще трое пограничников вместе с фотографом Николаем Петровым,
в некотором отдалении – за их спинами. А засада нарушителей притаилась –
на высоком берегу острова
|
|
|
Отправляясь на охрану границы 2 марта 1969 года,
рядовой Николай Петров взял с собой не только автомат и патроны, но и
кинокамеру и фотоаппарат. Съемки зимой всегда сопряжены с риском, что
аккумуляторы могут подсесть на морозе. Поэтому Коля как профессионал снимал обвинительные кадры нарушения
границы с расчетом, что все события будут продублированы. Задание будет
выполнено на отлично и разведка в лице ст. лейтенанта Буйневич останется
довольна работой кинооператора.
|
На третьем снимке - русские и китайцы стояли совсем
рядом на льду совершенно открытые друг другу – позиция в случае
перестрелки крайне неудачная для обеих сторон. Сделав этот снимок,
Коля убрал фотоаппарат под полушубок. Командир нарушителей, который
поднял вверх руку, дал отмашку. Это был условный сигнал открыть огонь. Через считанные секунды Николай Петров рухнул под градом пуль на
окровавленный снег Даманского рядом со своим командиром старшим
лейтенантом Иваном Стрельниковым,
|
|
|
Пуля пробьет грудь фотокорреспондента и его
комсомольский билет в нагрудном кармане. Провокаторы с сопредельной
стороны сняли с груди Николая кинокамеру и унесли с собой, понимая, что
кинокадры могут разоблачить их действия перед мировой общественностью. Но Николай
падая, накрыл фотоаппарат своим телом - это спасло последний в его жизни фотокадры
запечатлевшие начало китайской агрессии. В эти последние минуты своей жизни он остался верен
себе, воинскому долгу, присяге и совершил, что было самым необходимым в
это свое последнее мгновение».Обвинительные
снимки Николая Петрова были напечатаны всеми информационными изданиями
мира. Так начался самый крупный советско-китайский вооруженный конфликт в
современной истории наших стран.
|
«Из военного
формуляра: Николай Николаевич Петров, русский, рождения
16. 05. 1947г. в г.Улан-Удэ, Бурят-Монгольская
АССР, призван
11.11 1968 г. Железнодорожным РВК г. Улан-Удэ, холост, член ВЛКСМ, рядовой, стрелок 2 погз в/ч 2488 ТОПО
Нижне-Михайловка, 57-го Погранотряда, П/З–2, годы службы 11. 11. 1968 - 02.
03. 1969гг, награжден орденом Красная Звезда (посмертно). Захоронен в
братской могиле 06. 03. 1969г. на П/З
- 2, Нижне-Михайловка, Пожарского района Приморского края. Перезахоронен 30 мая 1980 г.
на воинском участке городского кладбища г. Дальнереченска Приморского края,
мемориал «Слава павшим героям».
О. Канищев:
"Вся жизнь рядового Петрова уместилась в скупой записи архивного документа. А в ней - мы
теперь знаем, какие книжки Коля читал
в детстве, какие песни пел пионером, как трудился в комсомольских бригадах,
удивлялся ли закату над засыпающей
рекой, не забывал ли про день рождения друга, защищал ли слабых, дарил ли
маме любовь благодарного сына. Мария Захаровна была для сына и другом, и
наставником, и учителем, ибо свои зерна разумного, доброго, вечного
старательно сеяла на благодатную почву воспитания сына. «Войны выигрывают
не генералы, говорил один философ, а учителя. От них зависит, пойдут люди
защищать Родину или нет». Поистине подвиг рядового Николая Петрова –
производное всей его короткой жизни».
Мария Захаровна: «Наш
народ никогда не забудет подвиг
молодых пограничников погибших на Уссури. Коля у меня был единственным сыном,
свой воинский долг перед Родиной Коля выполнил. Храня память
о сыне, я продлеваю его жизнь…
|
Режиссер Олег Канищев: « 02. 03. 1980 года, Улан-Удэ. Этот
снимок я сделал, когда Мария Захаровна произнесла последние слова и
киносъемка была окончена. Дежурный врач измерил Марии Захаровне давление
и, убедившись, что жизни «нашей маме» ничего не угрожает, посоветовала
нам сегодня больше не тревожить Марию Захаровну.
Мария Захаровна,
не проронив ни единой слезинки, сидела
с потухшим взглядом. Лицо серое с набухшими мешками под глазами –
свидетельство вековой усталости, истерзанного
сердца, истрепанных нервов, раздавленной души. В этих набухших складках, мне казалось,
скопились невыплаканные слезы всех матерей, когда-либо потерявших сыновей на войне.
Обычно, после
съемки я говорю респонденту слава благодарности и уверения, что все было
«на высшем уровне и гениально». Но в данном случае режиссерская
лесть была не уместна, и я
безмерно благодарен доктору, что она вместо меня, чисто по-женски, нашла
нужные слова для Марии Захаровны.
В сценических видах искусств, в цирке,
как и в театре, и в кино режиссеры любят повторять, что зритель, ни при каких
обстоятельствах, не должен знать, что творится за кулисами нашей работы,
иначе исчезнет волшебство. Я впервые не следую этому правилу, ибо хочу
разрушить устоявшийся режиссерский штамп «горе – это обязательно видимые
и слышимые слёзы».
Не могу сказать, что у меня
отсутствует ген эмпатии, ген сопереживания окружающим людям, но женские
слезы меня обезоруживают. В голове зарождаются предположения, что я
являюсь причиной слез, я чувствую свою вину. Почему так происходит?
Потому что мужчина, в моем случае режиссер, не может ответить плачущей
женщине тем же, то есть разрыдаться в ответ.
Я принадлежу поколению, которое принято называть "Дети войны". Помню в эвакуации
в наш многоквартирный дом на улице Ленина в Златоусте приходили с фронта
похоронки, и молодые вдовы в черных платках, справляя тризну по убиенным солдатам, оглашали
дом под самую крышу неутешным плачем, похожим скорее на вой, одичавших за войну дворовых
собак.И мы дети от страха тоже подвывали нашим несчастным матерям.
Когда съемка подошла к кульминации, я молил бога, чтобы Мария Захаровна не разрыдалась
- у меня был детский опыт, но не было режиссерской компетенции, как поступить в подобных
случаях. Чтобы уменьшит непредвиденные риски, мы с оператором Борисом Нестеренко
применили метод «деликатной камеры». По сути, в комнате был один режиссер
без всяких сопутствующих съемке команд, без вопросов, без диалога, без
технических остановок. Я только слушал Марию Захаровну, изредка кивая
головой в знак одобрения, и
вел монтаж по ходу съемки, работая
пультом включения синхронной кинокамеры, который был у меня в руках. Ну,
и конечно, мы пригласили на съемку доктора, зная, что у Марии Захаровны
больное сердце и высокое давление.
Я всегда следовал
принципам: «никогда не берись ни за один фильм, если не найдешь хотя бы
где-то в нем себя. Потому что на голом профессионализме ничего сделать
нельзя – зритель умный, ему глаза не запудришь. Если он не почувствует
осколок твоей души, не будет никого фильма. Я ничего не режиссировал, не
вмешивался в ход рассказа «нашей мамы», я только предусмотрел для Марии
Захаровны минимальные комфортные условия. Когда фильм был готов, по
мнению кинокритиков, оказалось, что «сухие слезы» Марии Захаровны не
менее выразительны для патетики фильма.
|
О.Канищев: «Жизнь
пограничников, расстрелянных в упор на острове Даманском, оказалась недолгой, но
ослепительной, как огненная дуга в секунды взлета космической ракеты. О
беспримерном подвиге защитников никому неизвестного, малюсенького острова
на реке Уссури тогда в одночасье узнала вся страна и… содрогнулась от
горя. Так пусть же и наша с вами, народная память поможет продлить жизни всем,
сложившим головы за Родину воинам!
Президиум Верховного Совета СССР посмертно наградил
Николая Николаевича Петрова орденом Красная Звезда. Комитет по
радиовещанию и телевидению при Совете Министров СССР наградил Н. Н.
Петрова – бывшего внештатного корреспондента Улан-Удэнской студии
телевидения значком почетный радист
России, а Центральный комитет ВЛКСМ посмертно удостоил Н. Н.
Петрова почетного значка «Воинская доблесть». Мэрия Улан-Удэ назвала одну
из улиц города именем Николая Петрова и воздвигла обелиск в память о
герое Даманского.
На студии «Дальтелефильм» я сотоварищи снял в 1979-80
году фильм «Здравствуй, мама!», удостоенного фестивальных наград,
газетных публикаций, звание лауреата Ленинского комсомола, медали «45 лет
Даманским событиям - всё это по праву принадлежат пограничнику Николаю Петрову и его
маме».
|
ПРИМОРСКАЯ ГАЗЕТА
официальное издание органов
государственной власти приморского края
специальный выпуск
1 марта 2014г. суббота №21
|
|
|
ПОГРАНИЧНИК НА ТИХОМ ОКЕАНЕ
Газета Краснознаменного пограничного округа
Год издания
38-й среда 18 июня 1980 года № 49 (3534)
|
|
|
О.Канищев: «Я безмерно счастлив, что в моей жизни случилась
встреча с талантливым журналистом Татьяной Смирновой, завотделом науки и
культуры краевой газеты «Красное Знамя».
Как-то раз Татьяна Васильевна зашла к нам в гости на
Дальтелефильм. Главный редактор
Павел Ильич Шварц предложил именитому журналисту просмотр киноработ за 1979/1980 годы.
К моему приятному
удивлению, 29 августа на страницах «Красного Знамени» появилась не
обзорная статья-отчет «С чем идут деятели кино к съезду», а киноведческое
эссе к фильму «Здравствуй, мама!» высокого литературного стиля.
К сожалению, 27.05.2013 Владивосток простился с
талантливым журналистом. Лауреат премии «Золотое перо России» Татьяна
Васильевна Смирнова после продолжительной болезни на 75-м году ушла из
жизни. Память о ней будет жить в её газетных текстах, один из которых «Фуга
Баха для мамы» посвящен подвигу пограничника Николая Петрова и его маме,
Марии Захаровне Петровой».
|
|
СНИМАЕТ «ДАЛЬТЕЛЕФИЛЬМ»
ФУГА БАХА ДЛЯ МАМЫ
Автор – Т.Смирнова
(газета «Красное знамя», №199,
пятница, 29 августа 1980г.)
Маленькие дети бесстрашны. Они приходят в военный музей, седлают
хобот какой-нибудь мортиры, беспечно лезут руками в
ее чугунную пасть. И никому из них дела нет, что прирученное,
одомашненное оружие это могло когда-то убивать. А потому — да
здравствуют музейные мортиры и да здравствуют бесстрашные дети...
Кто-то похожий на них — хотя бы на ту девочку в красном
берете или на того крепыша, что, западая набок, упрямо
опробует первые шаги, — вполне мог быть его ребенком. А его мать, Мария
Захаровна, вполне могла быть бабушкой. Но ни он не стал отцом (хотя очень
любил ребятишек), ни Мария Захаровна — бабушкой.
В фильме вообще нет живого, смеющегося лица Коли. Но все, что живет
на экране, — о нем. Вот в кадрах — крупным и
общим планом — молодые новобранцы. Стриженные наголо, в не
обмятых еще шинелях, они приплясывают на морозном плацу, бегут
по команде строем, проползают полосу препятствий, крутят «солнце» на
турнике. И это все — о нем.
На экране — будни границы. Белые версты
снегов, пешие версты дозора. Белый маскхалат и собачий
поводок в немеющей от напряжения руке. Едва переступил порог
теплой казармы, как сон валит с ног, но тут же, словно
трассирующая пуля во тьме, алая вспышка сирены. «Застава, в ружье'» И
грохот каблуков в мгновение ока, и снова версты, и лихорадочно
работающий мозг... Все это — тоже о нем.
«Здравствуй, мама!» — так назвал свой фильм о пограничнике
Николае Петрове Олег Канищев. Его герой — рядовой, с
рядовой же фамилией русский солдат — пал смертью
храбрых 2 марта 1964 года на льду реки Уссури. Он пал, но его посмертное
«здравствуй!» оказывается неожиданно теплым, обнадеживающим и нужным
нам, живущим.
Почему? Наверное, потому, что не фильм-некролог, не кадры-воспоминания
предстают с экрана, а взволнованный диалог с современником.
Режиссер Олег Канищев в емкости получасового кинодокумента, кроме
грубого, зримого, а значит, и «скоропортящегося» факта, смог заложить
мысли о вечном и непреходящем — о Родине, о долге, о любви.
. Лишь три с небольшим месяца прослужил Николай Петров на границе.
Но встретил смерть у острова Даманский как бывалый солдат, не оборачиваясь,
не отводя объектива кинокамеры от надвигавшёйся на него цепи китайских
провокаторов (пойманные им в кадр мгновения
трагедии обошли потом полосы многих газет). Так кто же
он, каким он парнем был, кто вспоил-вскормил в нем готовность к
бессмертию, и почему он дорог нам сегодня, этот молоденький, лишь три с
небольшим месяца прослуживший солдат?
Эти вопросы мучают нас, зрителей, как, видимо,
мучили (ибо глагол «занимали» здесь не годится вовсе) и режиссера в
момент поиска. Каждый кадр кинорассказа Олега Канищева окрашен чувством
таким личным, какое возможно, когда речь идет об очень
дорогом. В Коле Петрове автор видел, возможно, не только солдата Родины,
но еще и юного своего коллегу — человека с кинокамерой.
Итак, кто же он, каким он парнем был,
кто вспоил-вскормил?.. Поиск привел режиссера
к главному ответу, к главному истоку — Маме. Это она вскормила. Она
вывела в мир людей, друзей, книжек, добрых дел.
Она снарядила солдата в бессмертие.
Образ матери и стал для автора фильма связующим звеном между
героем, ушедшим от нас 11 лет назад, и днем нынешним — тем «теплым, стриженым народом», который
властвует на экране Канищева, теми зрителями, что фильм этот смотрят.
Образ матери задал и стилистику фильму: я бы назвала ее
аскетично-страстной.
Вот солдаты в дозоре, солдаты изучают «материальную
часть», пишут письма родным, спят в казарме, Все по уставу, все жестко
регламентировано — и заправка кровати, и портянка в сапоге, даже
глаза из- под серых солдатских шапок, и те глядят, будто по ранжиру. Но
вот параллельно этой стандартизованной, отлаженной до четкости механизма
мужской жизни звучат глуховатые, с чуть заметным оканьем
слова: «Коля, служи, не забывай, что за твоими плечами мы, наш завод...»,
а затем появляется на экране стареющие женское лицо, как
тотчас разрушается стереотип массы и в каждом солдате мы
видим уже чьего-то единственного, неповторимого
сына. Видим Колю Петрова одиннадцать лет назад...
Одно, другое, третье — читает Мария Захаровна сыновья письма. Сидит
на экране очень прямо, ни на минуту не расслабляясь, не мигая, и читает,
читает... Слова матери просты до обыденного, временами даже
жестоко просты: «Мне жаль, что Коля не вернулся...» (на
первом просмотре эта фраза задела чье-то эстетическое чувство: надо же,
мол, трагедия такая, а у матери на языке «жаль, что не вернулся!»). Но,
наверное, только так прозаически просто и может высказаться настоящее
горе, только так не расслабленно оно и может жить. Не в этом ли и сила
«Василия Теркина», где от простого до великого даже не шаг, где простое
и есть великое? Строгая поэтика документалиста Канищева противится всякой
красивости, форсированию жеста и звука.
Ему важно было высказать душу сына через душу матери. И мы,
захваченные страстью материнского рассказа, узнаем, перебиваясь в скудные
послевоенные годы с хлеба на квас, она все же никогда не держала сына на
суррогате внимания и любви. Нам дорого узнать купленный невесть как, по
случаю, букварь, с которым, обнявшись, спал ее трехлетний сын Колька, про
велосипед, на который откладывалась каждая с трудом сбереженная копейка,
про новую, с мороза принесенную гармошку, растянув меха которой мальчишка
разревелся горько от сознания своей неумелости
Олег Канищев в новой своей работе предстает одновременно и режиссеров
и сценаристом, безусловно, обеспечило органику содержания и формы, слова
и изображения. Рассказом матери автор исподволь, не нажимая и не
морализируя, бередит и наши души. Как- то шестилетний, но уже
мастеровитый Колька натаскал в кладовку чурочек, а мать любящая и добрая,
сказала вдруг: «Ты взял их без спроса, значит, украл, - отнеси назад все
до единой…». Или: парнишка вырос изобретательным, работящим, и со всей
округи люди тянулись к нему — кто приемник починять, кто утюг, кто на
память «щелкнуть» из фотоаппарата, а мать меж делом намекала «Тебя
просят — значит, доверяют, за доверие платы не берут, не бери
и ты ни копеечки » Каждая ли сегодняшняя мать в своей
безоглядной любви, в стремлении от щедрот своих дать сыну все: и
«стерео», и «видео», и «фирменное» тряпье, — способна стать тем, чем
стала для Николая Петрова Мария Захаровна? Из каждого ли «клевого» сегодняшнего
мальчика может вырасти Коля Петров?
Да, мать хорошо снарядила сына в бессмертие. Он вырос оптимистом. Вся
изобразительная поэзия фильма: роскошь
уссурийской таежной осени, белизна снегов с трогательными
крестиками птичьего следа, мишура новогодней елки на
заставе, — звучит в унисон настроению Колиных писем:
«Здоров, как бык по утрам занимаюсь зарядкой,
уплетаю по две порции» «Сегодня получил две пятерки за стрельбу, хотя
здесь оценки достаются труднее, чем на гражданке ». «Дорогая мамочка, я
как комсорг заставы включен в комиссию по организация новогоднего
вечера. Постараемся провести его как можно веселее.
Получил парадное обмундирование и кинокамеру «Красногорск». Буду
снимать! Я совершенно сам не свой!».
Он был всеумелый оптимист. От кадра к кадру акции этой
неповторимой человеческой жизни растут. Имел три
специальности на заводе... Был гармонист,
фотограф, мотоциклист, кинооператор. Мог сплясать,
выйти на елку Дедом Морозом, провести комсомольское собрание... Любил
людей, детвору, маму... И как кульминация — строки, за день до смерти,
написанные Марии Захаровне: «Ты сообщаешь, что ребята достали
светофильтр. Это здорово! Приеду из армии, возьмусь за все с новыми
силами. И ты посмотришь: будет и электроорган. И ты еще
Баха услышишь в моем исполнении…. ».
Он не успел сыграть Баха для мамы. Но весь фильм, все его
содержание, страстная его полифония говорят: как великолепно состоялся
этот парень для жизни и для подвига.
Он не успел стать отцом, продолжить род
Петровых — у матери он был единственным сыном. Он не успел даже обновить
парадную форму — фуражка с зеленым околышем, что
хранится сегодня у мамы, — не его: ее подарил на память Марии Захаровне
Колин друг по заставе. Он многого не успел взять
от радостей жизни. Но мы
твердо знаем: если границу (да только ли
границу?) будут держать такие, как Коля, если плоть нашего бытия будет
составлена из такого человеческого материала, если подобные матери будут
стоять у наших истоков — то жизнь прекрасна, и в ней всегда останется
место и Баху, и любви, и маленьким бесстрашным детям, которые приручают
для музеев самое грозное оружие...
Т. СМИРНОВА.
|
|
Лидия Варфоломеева - дочь Александра Ивановича Шинкаренко, который служил Главным режиссером Владивостокской
студии телевидения (1958- 1969гг).
Лидия Александровна
- автор ряда очерков по истории
Примтелерадио на сайте студии «Дальтелефильм»
|
Дорогой Олег Александрович! Прочитала с
огромным интересом Вашу статью «Был у Марии Петровой сыночек Коля Петров». Даманский - это большая боль
всех дальневосточников. Она притухает, забывается в повседневной нашей суете, но как только
звучит слово «Даманский», тут же всплывают в памяти события, отчаяние, которое было, когда узнали о
гибели наших мальчишек.
Даже не верится, что уже прошло 50 лет с той
поры. Дата весомая и очень хорошо, что есть человек, который очень подробно, скрупулезно, не
пропуская никаких мелких деталей, снова, через полвека вспоминает о
тех событиях, напоминает имена. Рассказ о простом пареньке Коле
Петрове, военном корреспонденте, участнике пограничного вооруженного
конфликта, погибшем одним из первых, лег в основу фильма, снятом
Вами через 10 лет после событий на Даманском. Описание съемок фильма,
параллельно показанные старые фотографии, и когда служил Коля, и
ребят которые служили через 10 лет после него, дают яркое представление
о суровых законах военной обстановки на границе и обычной бытовой суете.
Напоминать о таких событиях нужно, периодически
опять рассказывать о людях, деталях. Именно детали есть в Вашей
работе. Очень хорошая подборка отзывов, которые вышли на ваш
фильм в те годы. И не забылись и в настоящее время. Вроде повторяются
одни и те же эпизоды событий, но это как раз еще больше показывает,
какое внимание было приковано к событиям на Даманском многие годы, как
трогала людей каждая подробность. Трогает Ваша статья и сегодня, очень
трогает. Огромное спасибо, Олег Александрович, за Ваш труд. Желаю
больших творческих успехов. Уверена,
что Вам есть еще что рассказать. Всего хорошего. Лидия
03.04.2019г.
Москва
|
|