Был у Марии Петровой сыночек Коля Петров

 

О. Канищев: Прошли уже около трех четвертей века, как умолкли орудия Великой Отечественной войны. Мы никогда не жили в мире такой продолжительный отрезок времени. Уже три поколения наших людей не знают ни хлебных карточек, ни светомаскировки, не слышат фронтовые сводки Совинформбюро, читаемые по радио Левитаном.  

Когда-нибудь люди отправят в музей последние пушки и армии разойдутся по домам. Но пока мир поделен надвое, каждый из нас, прежде всего, солдат.

Есть в армии солдаты особой судьбы. Их редко встретишь на улицах городов. Слова защита Отечества имеет для них особый смысл, Потому что в армейском строю, они стоят первыми. И первыми принимают на себя удар.

 

ПЕТРОВА1.jpg

02.03.1980, г. Улан-Удэ, На снимке Мария Захаровна Петрова и режиссер фильма Олег Канищев.

О.Канищев: «Мама Коли сохранила письма и фотографии сына. Эти семейные реликвии и легли в основу   нашей киноленты «Здравствуй, мама!».

Фото оператора фильма Б. Нестеренко, из архива режиссера О.Канищева

Когда мы задумывали фильм, нам хотелось рассказать об одном парне с самой распространенной фамилией, скажем, Иванов, Сидоров или Петров,  кто в мирной жизни и в армии был рядовым. Мы выбрали Николая Петрова. Так же, как все ребята, он ходил в наряды, любил пряники и лимонад, писал маме письма в Улан-Удэ. Мария Захаровна – мама Коли сохранила письма сына. Они-то и легли в основу нашего рассказа».

 

Мария Захаровна Петрова: «В первых числах ноября 1968 года мы проводили нашего Колю в ряды Советской армии, в пограничные войска. Коля хотел попасть на границу и с успехом прошел мандатную комиссию.

Напутственными словами провожали его товарищи по работе. Я ему говорила: Коля, служи честно и не забывай, что за твоими плечами стоим мы - твоя мама, твои друзья, твой завод, твоя Родина».

Коля вполне был подготовлен к жизни и службе в армии. В этом отношении я была за Колю совершенно спокойна. Он многое знал, многое умел. В 20 лет на производстве Николай освоил профессию слесаря 3-го разряда по ремонту оборудования и специалиста 5-го разряда по кислородным установкам. Мог работать на токарном станке, мог отремонтировать любой телевизор, холодильник, стиральную и швейную машины. Устранить поломку радиоприёмника магнитофона, фотоаппарата и других вещей. Имел права машиниста и киномеханика. Умел фотографировать и снять фильм. Николай был упорным, усидчивым, трудолюбивым -   вот таким парнем и ушёл Коля в ряды погранвойск».

 

О.Канищев: «В районе 57-го Иманского ордена Трудового Красного Знамени пограничного отряда, куда ехал служить наш герой, места были заповедные: тайга, тигровые тропы, река Уссури,     Среди песчаных островов, которые в половодье, словно, рыбы, плыли по таёжной реке, был остров похожий на маленького дельфина. Сейчас его называют Чжэньбао, что по-китайски значит Драгоценный. Этому острову было суждено стать точкой, где завязались в тугой узел противоречия глобальной политики и судьба рядового Коли Петрова»

 

КОННЫЙ ДОЗОР.jpg

СЪЕМОЧНАЯ ГРУППА.jpg

1979г. Пограничный конный дозор в районе государственной границы, где  осенью 1968 года начинал службу на заставе Нижне-Михайловка рядовой Николай Петров.  

Снимок О.Канищева

1979г. Режиссер Олег Канищев и директор фильма Наталья Парфёнова за поиском и изучением документального материала. Снимок оператора фильма Б. Нестеренко.

Из архива О.Канищева

 

 Из письма Коли Петрова 10 ноября 1968 года: «Здравствуй, дорогая мамочка! Вот и привезли меня на Дальний Восток в пограничный отряд. Наверно, будет интересно – ведь здесь Уссурийская тайга. И ничего страшного нет. Даже наоборот – сплошная романтика…».

 

БОЕЦ1.jpg

БОЕЦ.jpg

БОЕЦ2.jpg

О.Канищев: «Ноябрь 1979 года,  дважды орденоносный Дальнереченский погранотряд. Штатная процедура приема новобранцев осеннего призыва - мыться, бриться, одеваться!  Фото  О.Канищева

 

О.Канищев: «В первом письме Коля своим острым, шатающимся почерком писал маме, как в пограничном отряде их сразу с дороги отправили в солдатскую баню. Помыли и «прожарили» в парилке так, что искры из глаз посыпались. Сержанты научили правильно наматывать портянки.  Салагам  объяснили, что  «лезть в бутылку»  - здесь, на границе, не рекомендуется. Дворовая школа самообороны «пошел на…» регламентируется воинскими уставами. «Знают все, но не точно» укладывается в формулу: «неточная информация никакой ценности не представляет» И с песней «Не плачь, девчонка…»  строем отправили в столовую. На обед был наваристый борщ, гречневая каша с мясом и компот из сухофруктов, приправленный таежными ягодами».

 

НИКОЛАЙ ПЕТРОВ.jpg

РЯДОВОЙ ПОЛИТЗАНЯТИЯ.jpg

Ноябрь 1968 года. Николай Петров курсант учебного пограничного отряда. Снимок из архива семьи Петровых

О.Канищев: «Ноябрь 1979 года. Курсанты учебного подразделения на занятиях по истории легендарного дважды орденоносного Дальнереченского пограничного отряда. Этот ритуал проходил и курсант Петров осенью 1968г». Снимок О.Канищева

 

О.Канищев: «Хотеть и мочь – это разные философские категории. С фотографии, присланной Колей  осенью 1968 года, на нас смотрит новобранец, которого с большой натяжкой можно назвать «чекистом». Под шапкой-ушанкой печальные глаза, тонкая шея в воротнике гимнастерки  и по-мальчишески  оттопыренные уши. И всё-таки не ахти какой, но уже боец, а не отставной козы барабанщик.

        Пройдет время акклиматизации и, взбодренный режимом дня, исцеленный армейскими нагрузками и напоенный таежным воздухом, Коля наберет вес, и взгляд приобретет уверенность».

 

РЯДОВОЙ СПОРТ.jpg

О.Канищев: «Декабрь 1979год, Дальнереченский учебный отряд.  В курс подготовки «молодого пограничника» входят занятия  по спортивной гимнастике. В конце обучения каждый курсант получит спортивную квалификацию не ниже взрослого III разряда». Снимок Олега Канищева

 

       Из письма Коли Петрова 2 декабря 1968 года: «Дорогая мамочка! У меня всё нормально, постепенно вхожу в солдатскую жизнь. Сейчас у нас будут два месяца учебные курсы, будут делать из нас чекистов. За меня не волнуйся, здоров, как бык! По утрам занимаюсь зарядкой на турнике, на брусьях и прочих снарядах. Мне пошло на пользу! Мамочка, меня избрали комсоргом заставы. Сейчас с комсомольской работой будет много дел.   Берегите себя. Целую Коля».

 

РЯДОВОЙ ПЕТРОВ.jpg

О.Канищев: «Декабрь 1968 год, Иманский учебный пограничный отряд. На снимке слева Коля Петров в прекрасном расположении духа. По ранжиру в строю погранотряда он стоял правофланговым не только по росту, но и престижу среди своих товарищей по учебе» Фото из архива семьи Петровых.

Мария Захаровна Петрова: «Коля писал мне простые солдатские письма. Ему, как и всем новобранцам, сначала  было трудно, уставал, не высыпался. Но если тебе тяжело – значит, ты поднимаешься в гору. Постепенно Коля вошел в армейский режим с его пограничным уставом, неукоснительной дисциплиной, с многочасовыми учебными нагрузками.

Примерно через месяц, как Коля ушел в армию, я получила от командира учебного отряда письмо. «Уважаемая Мария Захаровна, сообщаем Вам, что Ваш сын Николай Петров прибыл  для прохождения службы в орденоносный пограничный отряд, который охраняет Государственную границу на Дальнем Востоке. Впервые дни пребывания на службе Николай зарекомендовал себя с положительной стороны: честным, добросовестным, дисциплинированным воином. Сейчас Ваш сын проходит курс молодого солдата, чтобы в последующем оберегать мир и покой советских людей. Чтобы лучше изучить и знать Вашего сына, мы просим Вас, Мария Захаровна, сообщите нам, какие черты характера проявлялись у Вашего сына. Чем увлекался в школе до призыва, с кем дружил, каким был в семье? Это нам поможет в  воспитании Вашего сына настоящим защитником нашей Родины».

 

IMG_20190210_042143_649.JPG

1958 год, Улан-Удэ. Мария Захаровна с сыном. Коле 11 лет. Фото из архива семьи Петровых

Коля родился 16 мая 1947 года в Улан-Удэ. Это было тяжелое послевоенное время. Страна залечивала раны после разрухи. Мы с Колей, как и многие, жили в ветхом бараке в тяжелых материальных и бытовых условиях. У меня был совсем маленький семейный бюджет, но я старалась, чтобы сын не был ущемлен в вопросах учебы. В пять лет Коля научился читать.

Когда он стал чуток постарше, я купила Коле для работы молоточек, гвоздики, пилочку. В шесть-семь лет Коля самостоятельно выпиливал деревянные игрушки из дощечек.  Среди ребят Коля был затейником и заводилой. Из простого фильмоскопа и карманного фонарика он сделал «киноустановку» и на стене барака показывал диафильмы целой ватаге ребят. За отличную учебу, примерное поведение и общественную активность Коли, я получала от педагогов множество благодарностей. В школьных кружках Коля изучал кино-радиоаппаратуру, был заведующим школьным радиоузлом».

 

Из письма Коли Петрова 17 декабря 1968 года: «Здравствуйте, дорогие мои мама, тетя Лена и бабушка. Желаю Вам всего самого наилучшего. Напишу немного о себе. У меня все по-старому, служба идет нормально. В том письме я писал, что будут зачетные стрельбы, так вот, выстрелил я на отлично. Так что все по уму. До того все скучно и однообразно, что даже совершенно не о чем писать. В общем, здоровье у меня нормальное. Ни на что не жалуюсь. Ну а как дома? Все нормально? Но ничего, остался еще месяц в «учебке», а там, куда судьба кинет. В общем, за меня не беспокойтесь, все будет нормально. Самое главное – берегите себя! Ну а как у нас насчет погоды? У нас пока стоит тепло, недавно выпал снег. Скоро будем бегать на лыжах. Ну, пока все, привет всем. Николай».

 

РЯДОВОЙ ПЕТРОВ2.jpg

РЯДОВОЙ ЛЫЖИ2.jpg

Из письма Коли Петрова 17 декабря 1968 года: «…У нас пока стоит тепло, недавно выпал снег. Скоро будем бегать на лыжах…». Снимок из семейного архива Петровых.

Декабрь 1979г. Дальнереченский учебный отряд.  «Лыжный кросс» - дисциплина в подготовке молодого пограничника основа всей последующей службы на границе.  Зима на Дальнем Востоке существенное состояние погоды, когда передвижение пограничных нарядов по тайге возможно только на лыжах или на лошадках.  Снимок Олега Канищева

РЯДОВОЙ ЛЫЖИ1.jpg

О.Канищев: «Декабрь 1979 года. Дальнереченский учебный отряд.  Закончился очередной съемочный день. Для нас это была работа с нервотрепкой – все время замерзали камера или аккумулятор, режиссер за рабочую смену не выпустил из рук сигарету. А курсантам новые впечатления – не каждый день приезжают киношники, чтобы  с разных ракурсов отснять соревнования лыжников-кроссменов».На снимке оператора Б.Нестеренко (справа) режиссер О.Канищев

 

О.Канищев: «Жизнь солдата трудна, порой она просто сурова. Но где-где, как ни в трудностях, преодолеваемых коллективно, может окончательно сформироваться характер будущего пограничника. Правда, иногда это происходит очень болезненно. Мальчишка представляет службу, как цепь романтических дел: погони, перестрелки, захват нарушителя границы, а ему говорят: будешь терпеливо заниматься в учебных классах, на стрельбищах, на строевом плацу. Надо привыкнуть подчиняться требованиям воинского устава. Если ты раз и навсегда поймёшь и усвоишь эту истину - ничто тебя не вышибет из седла». 

 

РЯДОВОЙ СОБАЧКИ.jpg

РЯДОВОЙ СОБАЧ.jpg

О.Канищев: "Декабрь 1979 года, Дальнереченский учебный отряд. Даже при использовании современной техники и электронной аппаратуры невозможно обойтись без собак-пограничников. Всем мальчишкам хорошо известна собака по кличке Индус легендарного пограничника-дальневосточника Никиты Карацупы. Кстати, собак в пограничных войсках стали использовать по приказу Александра III для обнаружения контрабандистов". Снимки Олега Канищева

 

Мария Захаровна: «С маленького возраста у нас с Колей были близкие отношения без всяких аханек и охонек.   У нас не было, какого-то сюсюканья. Я относилась к нему, как взрослому мальчику. Когда Коле исполнилось три годика, я купила ему большой красочный букварь. Коля этот букварь очень и очень любил, и спал с ним в обнимку. А еще я ему читала вслух стихи Пушкина и Некрасова. Я уже говорила, что Коля в пять лет научился читать. Сначала по слогам, а потом на «распев» - читал, словно, медленную бурятскую песню пел. С раннего детства на всю жизнь Коля запомнил строки поэмы «Сын артиллериста» Симонова, где майор - тоже Петров - повторял: «Ничто нас в жизни не может вышибить из седла! – такая уж поговорка у майора была».

 

О.Канищев: «Когда думаешь о том, что вчерашним мальчишкам за такие короткие сроки надо овладеть пограничной наукой, невольно приходишь к мысли, что эту науку они не постигли за два года, если бы с самых ранних мальчишеских лет не готовились к защите своей  страны. Уже с букваря воспитывается у них высокое чувство любви к отчему дому. Приходит время,  и мальчишки достойно выполняют свой воинский долг».

 

РЯДОВОЙ ШТЫК.jpg

РЯДОВОЙ ПОЛОСА2.jpg

О.Канищев: «Декабрь1979 год. Дальнереченский учебный отряд. В курс подготовки молодого пограничника входит преодоление полосы препятствий  и рукопашный бой с оружием». Снимки  Олега Канищева

 

Из письма Коли Петрова 28 декабря 1968 года: «Здравствуйте, дорогие мои мама, тетя Лена и бабушка! Мои солдатские дела идут хорошо. Сначала, правда, было трудно, а теперь стало легче. Сейчас у нас идёт подготовка к Новому году.  Я как комсорг заставы вошел в комиссию по организации вечера. Постараюсь организовать Новый Год, как мы отмечали праздник в нашем заводском коллективе весело и интересно. Как готовитесь к Новому году? Наверно, на площади елку поставили? Вспоминаю, как однажды был Дедом Морозом на празднике русской зимы… Берегите себя. Целую Коля».

 

IMG_20190228_171520_483.jpg

КОЛЯ5.jpg

КОЛЯ3.jpg

Мария Захаровна: «Коля обладал абсолютным музыкальным слухом. Самостоятельно освоил игру на музыкальных инструментах: фортепьяно, кларнете и баяне. Участвовал в художественной самодеятельности Улан-Удэнского ЛВРЗ и Иманского пограничного учебного отряда». Фото из архива семьи Петровых

 

Мария Захаровна Петрова: «Я знала о том, что  Коля с музыкальным слухом, довольно-таки неплохим. И мы по просьбе сына скопили денег на покупку гармошки. Сейчас не  помню или к 7 ноября, или к Новому году мы пошли  в музыкальный магазин и купили гармошку-двухрядку.  Такая красивая, вся блестящая. Принесли гармошку домой. Согрелась гармошка от холода, взял в руки Коля музыкальный инструмент, а играть–то не умеет. Расплакался сынок и положил красавицу-гармошку в футляр. Я его стала утешать. Не расстраивайся, сынок,  что сразу ничего не получается - это и понятно любому делу надо учится. Ты поставь пластиночку с песней и нажимай на пуговки, улавливай звук и потихоньку подбирай мелодию. И Коля стал каждый день заниматься игрой на гармошке. И через полгода уже исполнял «Барыню» и «Цыганочку с выходом».

 

Из письма Коли Петрова 15 января 1969 года: «Здравствуй, дорогая мамочка! Успешно сдаю зачеты в учебном отряде. Учёбу заканчиваем в январе. За меня не беспокойтесь -  всё будет нормально. «Ничто нас в жизни не может вышибить из седла!» Берегите себя. Целую Коля».

 

КОЛЯ6.jpg

РЯДОВОЙ РАБОЧИЙ1.jpg

КОЛЯ.jpg

Мария Захаровна Петрова: "Мой Коля любил фотографировать, потом увлекся любительской киносъемкой". Фото из архива семьи Петровых

 

Мария Захаровна Петрова: «Мой Коля любил фотографировать,  Ещё в детстве я купила ему как-то «Смену-2»На остальные фото-принадлежности денег не хватилоВремя было трудноеа жили на мою небольшую зарплатуПленки Коля проявлял в пол-литровой банке, печатал фотокарточки через фильмоскопИногда получалось удачноно чаще качество фотографий было низкимНо Коля не унывалОн вообще был настойчивым человекоми начатое дело всегда доводил до конца.

Потом Николай увлёкся киносъемкойОн аккуратно посещал занятия на любительской киностудии при заводе, читал много специальной литературыКоля снял и смонтировал до призыва в армию несколько короткометражных фильмов»

 

РЯДОВОЙ СТРЕЛЬБЫ.jpg

РЯДОВОЙ ПЕТРОВ1.jpg

Из письма Коли Петрова 15 января 1969 года: «Здравствуй, дорогая мамочка! Успешно сдаю зачеты в учебном отряде…». 

Из письма Николая Петрова 31 января 1969 года: «Вот, мамочка, посмотри на моё боевое оружие…». Фото из архива семьи Петровых

 

Из письма Коли Петрова 31 января 1969 года: «Дорогая мамочка! Ну, вот и началась моя настоящая служба. Я на отлично сдал все экзамены. На мандатной комиссии меня спросили, чем я занимался дома. Я ответил, что у меня много специальностей, но увлекаюсь киносъемками. Мамочка, меня назначили киномехаником. Это моя основная специальность. Фильмы идут два раза в неделю, в остальное время буду заниматься фотографией и киносъёмками! Не как-нибудь от себя, а по-настоящему, официально.  Через  день получил парадное обмундирование и камеру «Красногорск». Я совершенно сам не свой, просто не верится, что буду снимать. Высылаю фотографию. Это я здесь на заставе. Вот, мамочка, посмотри на моё боевое оружие, Мама, за меня не беспокойся, главное береги себя. Теперь самое трудное позади».

 

О.Канищев: «Коля Петров, что называется, пришелся ко двору небольшому коллективу пограничников. Общительный и добрый товарищ, хорошо владел фотоаппаратом и кинокамерой, отлично играл на баяне. Армейское общежитие основано на самообслуживании, поэтому парни с пограничной заставы люди мастеровые, артельные. И контрольную полосу вспахать могут, и хлеб испечь вкусный, и обувь отремонтировать, и с лошадью и прочей живностью управиться».

 

ЛОШАДКИ1.jpg

О.Канищев: «Декабрь 1979г. Застава имени Героя Советского Союза полковника Д, В. Леонова, где проходили киносъемки фильма «Здравствуй, мама!». Парни с пограничной заставы люди мастеровые, артельные. И контрольную полосу вспахать могут, и хлеб испечь вкусный,  и с лошадками управиться». Снимок Олега Канищева

 

О.Канищев: «У Коли закваска было рабочая. После 8-го класса он решил помогать маме и пошел работать в Улан-Удэнский локомотивовагоноремонтный завод. Учился в вечерней школе, осваивал рабочие профессии, а в свободное время сотрудничал со студией телевидения. Его любительские киносюжеты о жизни завода показывали  в информационных программах Бурятского телевидения».

 

ГРУППА.jpg

Мария Захаровна: "На мой взгляд, к Коле относились хорошо потому, что Коля сам, хорошо относился к людям". Фото из архива семьи Петровых

Мария Захаровна: «На мой взгляд, к Коле относились хорошо потому, что Коля сам, прежде всего, хорошо относился к людям. Я учила Колю, чтобы он никого не обижал ни малого, ни старого. Люди со всей округи тянулись к нему — кто прием­ник починить, кто утюг, кто на память «щелкнуть» фото­аппаратом. Тебя просят — значит, доверяют,  за доверие платы не берут, не бери и ты ни ко­пеечки.

Как-то шестилетний, Коля натаскал в кладовку чурочек для поделок, а я ему говорю: «Ты взял их без спроса, значит, украл, - отнеси назад все до единой…

Коля знал, как я ему дорога, поэтому выполнял все мои просьбы, просил меня лишний раз не волноваться и беречь себя. Он был уверен, что с ним ничего не случится и часто в письмах цитировал строки, которые я ему читала в детстве: «Ничто нас не может вышибить из седла…».

 

О.Канищев: «Пограничные маршруты в 40 – 50 километров, их тщательно исследуют метр за метром. Бывает, возвращаются ребята из наряда, и, казалось, сил остаётся только дойти до койки. Но уже через полчаса в казарме может прозвучать – застава в ружье! И солдат поднимется и снова пойдет: не доспав, не дочитав книгу, не дописав письмо матери. И не всегда, что скрывать, можно с уверенностью сказать, что всё это они доделают, когда вернутся! Потому, что здесь граница и не учебными патронами заряжены автоматы. И если в лицо или в спину плеснет вспышка выстрелов – это будет не учебная стрельба. Такова обычная жизнь пограничника в обычное мирное время».

 

НАРУШИТИЛИ2.jpg

О.Канищев: «Слева на снимке группе нарушителей государственной границы начальник заставы старший лейтенант И. Стрельников (в белом полушубке стоит лицом,обращенным к нам) предлагает покинуть территорию СССР. Справа высокий пограничник – Николай Петров ведет кино-фотосъемку». Снимок из сети Интернета

 

О.Канищев: «Помните, в предновогоднем письме Николай жаловался на однообразие занятий в «учебке», Ныне во время службы на действующей заставе молодому человеку скучать не приходилось. Ведь почти ежедневно китайские солдаты устраивали на границе провокации. И вместе с сослуживцами рядовой Петров выдворял зарвавшихся «хунвейбинов» с советской территории. А еще он выполнял задание пограничной разведки - снимал провокации китайцев на кино — и фотокамеру».

 

Из письма Коли Петрова 28 февраля 1969 года: «Здравствуй, дорогая мамочка! Извини, что долго не писал, очень и очень было некогда. Сильно скучаю по дому. Мама, ты пишешь, что ребята достали светофильтры - это здорово! Приду из армии возьмусь за всё с новыми силами. И вот посмотришь, будет и электроорган, и ты ещё Баха услышишь в моём исполнении…».

 

О.Канищев: Коля Петров успел отслужить три с половиной месяца. Еще, по сути, служба Коли не началась, а материнское сердце-вещун уже предчувствовало нечто недоброе. Это было последнее письмо Коли. Он не вернулся домой… и не сыграл Баха для мамы» 2 марта 1969 года в 10:40 утра начальник заставы Нижний Михайловка старший лейтенант Иван Стрельников получил сообщение дозорных о нарушение границы китайскими военнослужащими.  Вместе с группой своих бойцов  как парламентер он вышел навстречу нарушителям границы, чтобы заявить официальный протест. На льду Уссури был и военный фотограф Николай Петров. Момент начала вооружённой провокации удалось зафиксировать на фотоплёнку. Петров навскидку успел сделать всего 3 снимка».

 

ервый снимок петрова.jpg

второй снимок.jpg

Первый снимок Николая Петрова исполнен с расстояния примерно 300 метров. Композиция кадра «сработана» по всем закона выразительности снимка. Коля ввел на первый план темные ветки деревьев, обозначая географию расположения нарушителей границы. Наши пограничники воспринимали данную ситуацию как «штатную», много раз обкатанную. Ничего необычного нарушение государственной границы не предвещало а китайцы знали, что будут «сюрпризы».

Второй снимок Николая Петрова сделал фотоаппаратом «Зоркий-4 примерно в 11.10 На снимке видно, как к нарушителям идет наряд из трех человек. В этой группе – начальник заставы ст. лейтенант Иван Стрельников, «особист» ст. лейтенант Николай Буйневич и рядовой Анатолий Денисенко. Еще трое пограничников вместе с фотографом Николаем Петровым, в некотором отдалении – за их спинами. А засада нарушителей притаилась – на высоком берегу острова

20190207_092602_rmedited.jpg

20190207_093126_rmedited.jpg

Отправляясь на охрану границы 2 марта 1969 года, рядовой Николай Петров взял с собой не только автомат и патроны, но и кинокамеру и фотоаппарат. Съемки зимой всегда сопряжены с риском, что аккумуляторы могут подсесть на морозе. Поэтому Коля как профессионал  снимал обвинительные кадры нарушения границы с расчетом, что все события будут продублированы. Задание будет выполнено на отлично и разведка в лице ст. лейтенанта Буйневич останется довольна работой кинооператора.

На третьем снимке - русские и китайцы стояли совсем рядом на льду совершенно открытые друг другу – позиция в случае перестрелки крайне неудачная для обеих сторон. Сделав этот снимок, Коля убрал фотоаппарат под полушубок. Командир нарушителей, который поднял вверх руку, дал отмашку. Это был условный сигнал открыть огонь.   Через считанные секунды Николай Петров рухнул под градом пуль на окровавленный снег Даманского рядом со своим командиром старшим лейтенантом Иваном Стрельниковым,

20190207_091657_rmedited.jpg

Пуля пробьет грудь фотокорреспондента и его комсомольский билет в нагрудном кармане. Провокаторы с сопредельной стороны сняли с груди Николая кинокамеру и унесли с собой, понимая, что кинокадры могут разоблачить их действия перед мировой общественностью. Но Николай падая, накрыл фотоаппарат своим телом - это спасло последний в его жизни фотокадры запечатлевшие начало китайской агрессии. В эти последние минуты своей жизни он остался верен себе, воинскому долгу, присяге и совершил, что было самым необходимым в это свое последнее мгновение».Обвинительные снимки Николая Петрова были напечатаны всеми информационными изданиями мира. Так начался самый крупный советско-китайский вооруженный конфликт в современной истории наших стран.  

 

 

«Из военного формуляра: Николай Николаевич Петров, русский, рождения 16. 05. 1947г. в г.Улан-Удэ,  Бурят-Монгольская АССР, призван 11.11 1968 г. Железнодорожным РВК г. Улан-Удэ, холост, член ВЛКСМ,  рядовой, стрелок 2 погз в/ч 2488 ТОПО Нижне-Михайловка, 57-го Погранотряда, П/З–2, годы службы 11. 11. 1968 - 02. 03. 1969гг, награжден орденом Красная Звезда (посмертно). Захоронен в братской могиле 06. 03. 1969г. на П/З  - 2, Нижне-Михайловка, Пожарского района Приморского края. Перезахоронен 30 мая 1980 г. на воинском участке городского кладбища г. Дальнереченска Приморского края, мемориал «Слава павшим героям».

 

О. Канищев: "Вся жизнь рядового Петрова уместилась в скупой записи архивного документа. А в ней - мы теперь знаем, какие книжки Коля читал в детстве, какие песни пел пионером, как трудился в комсомольских бригадах,  удивлялся ли закату над засыпающей рекой, не забывал ли про день рождения друга, защищал ли слабых, дарил ли маме любовь благодарного сына. Мария Захаровна была для сына и другом, и наставником, и учителем, ибо свои зерна разумного, доброго, вечного старательно сеяла на благодатную почву  воспитания сына. «Войны выигрывают не генералы, говорил один философ, а учителя. От них зависит, пойдут люди защищать Родину или нет». Поистине подвиг рядового Николая Петрова – производное всей его короткой жизни».

 

Мария Захаровна: «Наш народ никогда не забудет  подвиг молодых пограничников погибших на Уссури. Коля у меня был единственным сыном, свой воинский долг перед Родиной Коля выполнил.   Храня память о сыне, я продлеваю его жизнь…

 

РЯДОВОЙ МАМА2.jpg

Режиссер Олег Канищев:   « 02. 03. 1980 года, Улан-Удэ. Этот снимок я сделал, когда Мария Захаровна произнесла последние слова и киносъемка была окончена. Дежурный врач измерил Марии Захаровне давление и, убедившись, что жизни «нашей маме» ничего не угрожает, посоветовала нам сегодня больше не тревожить Марию Захаровну.

Мария Захаровна, не проронив ни единой слезинки,  сидела с потухшим взглядом. Лицо серое с набухшими мешками под глазами – свидетельство  вековой усталости, истерзанного сердца, истрепанных нервов, раздавленной души.  В этих набухших складках, мне казалось, скопились невыплаканные слезы всех матерей,  когда-либо потерявших сыновей на войне.

Обычно, после съемки я говорю респонденту слава благодарности и уверения, что все было «на высшем уровне и гениально». Но в данном случае режиссерская лесть  была не уместна, и я безмерно благодарен доктору, что она вместо меня, чисто по-женски, нашла нужные слова для Марии Захаровны.

В сценических видах искусств, в цирке, как и в театре, и в кино режиссеры любят повторять, что зритель, ни при каких обстоятельствах, не должен знать, что творится за кулисами нашей работы, иначе исчезнет волшебство. Я впервые не следую этому правилу, ибо хочу разрушить устоявшийся режиссерский штамп «горе – это обязательно видимые и слышимые слёзы».

Не могу сказать, что у меня отсутствует ген эмпатии, ген сопереживания окружающим людям, но женские слезы меня обезоруживают. В голове зарождаются предположения, что я являюсь причиной слез, я чувствую свою вину. Почему так происходит? Потому что мужчина, в моем случае режиссер, не может ответить плачущей женщине тем же, то есть разрыдаться в ответ.

Я принадлежу поколению, которое принято называть "Дети войны". Помню в эвакуации в наш многоквартирный дом на улице Ленина в Златоусте приходили с фронта похоронки, и молодые вдовы в черных платках, справляя тризну по убиенным солдатам, оглашали дом под самую крышу неутешным плачем, похожим скорее на вой, одичавших за войну дворовых собак.И мы дети от страха тоже подвывали нашим несчастным матерям.

Когда съемка подошла к кульминации, я молил бога, чтобы Мария Захаровна не разрыдалась - у меня был детский опыт, но не было режиссерской компетенции, как поступить в подобных случаях. Чтобы уменьшит непредвиденные риски, мы с оператором Борисом Нестеренко применили метод «деликатной камеры». По сути, в комнате был один режиссер без всяких сопутствующих съемке команд, без вопросов, без диалога, без технических остановок. Я только слушал Марию Захаровну, изредка кивая головой в знак одобрения,  и вел  монтаж по ходу съемки, работая пультом включения синхронной кинокамеры, который был у меня в руках. Ну, и конечно, мы пригласили на съемку доктора, зная, что у Марии Захаровны больное сердце и высокое давление.  

Я всегда следовал принципам: «никогда не берись ни за один фильм, если не найдешь хотя бы где-то в нем себя. Потому что на голом профессионализме ничего сделать нельзя – зритель умный, ему глаза не запудришь. Если он не почувствует осколок твоей души, не будет никого фильма. Я ничего не режиссировал, не вмешивался в ход рассказа «нашей мамы», я только предусмотрел для Марии Захаровны минимальные комфортные условия. Когда фильм был готов, по мнению кинокритиков, оказалось, что «сухие слезы» Марии Захаровны не менее выразительны для патетики фильма.

 

 

О.Канищев: «Жизнь  пограничников, расстрелянных в упор на острове  Даманском, оказалась недолгой, но ослепительной, как огненная дуга в секунды взлета космической ракеты. О беспримерном подвиге защитников никому неизвестного, малюсенького острова на реке Уссури тогда в одночасье узнала вся страна и… содрогнулась от горя. Так пусть же и наша с вами, народная память поможет продлить жизни всем, сложившим головы за Родину воинам! 

Президиум Верховного Совета СССР посмертно наградил Николая Николаевича Петрова орденом Красная Звезда. Комитет по радиовещанию и телевидению при Совете Министров СССР наградил Н. Н. Петрова – бывшего внештатного корреспондента Улан-Удэнской студии телевидения значком почетный радист  России, а Центральный комитет ВЛКСМ посмертно удостоил Н. Н. Петрова почетного значка «Воинская доблесть». Мэрия Улан-Удэ назвала одну из улиц города именем Николая Петрова и воздвигла обелиск в память о герое Даманского.

На студии «Дальтелефильм» я сотоварищи снял в 1979-80 году фильм «Здравствуй, мама!», удостоенного фестивальных наград, газетных публикаций, звание лауреата Ленинского комсомола, медали «45 лет Даманским событиям - всё это по праву принадлежат  пограничнику Николаю Петрову и его маме».

 

ПРИМОРСКАЯ ГАЗЕТА

официальное издание органов государственной власти приморского края

специальный выпуск

1 марта 2014г. суббота №21

РЯДОВОЙ ГАЗ.jpg

 

ПОГРАНИЧНИК НА ТИХОМ ОКЕАНЕ
Газета    Краснознаменного   пограничного    округа

Год издания 38-й  среда 18 июня 1980 года  № 49 (3534)

ГАЗЕТА ПОГРАНИЧНИК1.jpg

 

О.Канищев: «Я безмерно счастлив, что в моей жизни случилась встреча с талантливым журналистом Татьяной Смирновой, завотделом науки и культуры краевой газеты «Красное Знамя».

Как-то раз Татьяна Васильевна зашла к нам в гости на Дальтелефильм.  Главный редактор Павел Ильич Шварц предложил именитому журналисту  просмотр киноработ за 1979/1980 годы. 

 К моему приятному удивлению, 29 августа на страницах «Красного Знамени» появилась не обзорная статья-отчет «С чем идут деятели кино к съезду», а киноведческое эссе к фильму «Здравствуй, мама!» высокого литературного стиля.   

К сожалению, 27.05.2013 Владивосток простился с талантливым журналистом. Лауреат премии «Золотое перо России» Татьяна Васильевна Смирнова после продолжительной болезни на 75-м году ушла из жизни. Память о ней будет жить в её газетных текстах, один из которых «Фуга Баха для мамы» посвящен подвигу пограничника Николая Петрова и его маме, Марии Захаровне Петровой».

 

ФУГА!.jpg

 

СНИМАЕТ «ДАЛЬТЕЛЕФИЛЬМ»

ФУГА БАХА ДЛЯ МАМЫ

Автор – Т.Смирнова

(газета «Красное знамя», №199, пятница, 29 августа 1980г.)

 

Маленькие дети бесстраш­ны. Они приходят в военный музей, седлают хобот какой-нибудь мортиры, беспечно ле­зут руками  в ее  чугунную пасть. И никому из них дела нет, что прирученное, одомаш­ненное оружие это могло ког­да-то убивать. А потому — да здравствуют музейные мортиры и да здравствуют бесстраш­ные дети...

Кто-то  похожий на них — хотя бы на ту девочку в крас­ном берете или на того крепы­ша, что, западая набок,   уп­рямо опробует первые шаги, — вполне мог быть его ребенком. А его мать, Мария Захаровна, вполне могла быть бабушкой. Но ни он не стал отцом (хотя очень любил ребятишек), ни Мария Захаровна — бабушкой.

В фильме вообще нет живо­го, смеющегося лица Коли. Но все, что живет на экране, — о нем. Вот в кадрах — крупным и общим планом — молодые новобранцы. Стриженные на­голо, в не обмятых еще шинелях, они приплясывают на мо­розном плацу, бегут по коман­де строем, проползают полосу препятствий, крутят «солнце» на турнике. И это все — о нем.

На экране — будни границы. Белые версты снегов,   пешие версты дозора. Белый маскха­лат и собачий поводок в не­меющей от напряжения руке.  Едва переступил порог теплой казармы, как сон валит с ног, но тут же, словно трассирую­щая пуля во тьме, алая вспыш­ка сирены. «Застава, в ружье'» И грохот каблуков в мгновение ока, и снова версты, и лихора­дочно работающий мозг... Все это — тоже о нем.

«Здравствуй, мама!» — так назвал свой фильм о погранич­нике Николае   Петрове Олег Канищев. Его герой — рядовой, с рядовой же фамилией рус­ский солдат — пал   смертью храбрых 2 марта 1964 года на льду реки Уссури. Он пал, но его посмертное «здравствуй!» оказывается неожиданно теп­лым, обнадеживающим и нужным нам, живущим.

Почему? Наверное, потому, что не фильм-некролог, не кад­ры-воспоминания предстают с экрана, а взволнованный диа­лог с современником.

Режиссер Олег Канищев в емкос­ти получасового кинодокумен­та, кроме грубого, зримого, а значит, и «скоропортящегося» факта, смог заложить мысли о вечном и непреходящем — о Родине, о долге, о любви.

. Лишь три с небольшим ме­сяца прослужил Николай Пет­ров на границе. Но встретил смерть у острова Даманский как бывалый солдат, не обора­чиваясь, не отводя объектива кинокамеры от надвигавшёйся на него цепи китайских прово­каторов (пойманные им в кадр мгновения трагедии   обошли потом полосы многих газет). Так кто же он, каким он парнем был, кто вспоил-вскормил в нем готовность к бессмертию, и почему он дорог нам сегодня, этот молоденький, лишь три с небольшим месяца прослуживший солдат?

Эти вопросы мучают   нас, зрителей, как, видимо, мучили (ибо глагол «занимали» здесь не годится вовсе) и режиссера в момент поиска. Каждый кадр кинорассказа Олега Канищева окрашен чувством таким лич­ным, какое возможно,   когда речь идет об очень дорогом. В Коле Петрове автор видел, воз­можно, не только солдата Ро­дины, но еще и юного своего коллегу — человека с кинока­мерой.

Итак, кто же он, каким он парнем    был, кто   вспоил-вскормил?.. Поиск привел ре­жиссера к главному ответу, к главному истоку — Маме. Это она вскормила. Она вывела в мир людей, друзей,   книжек, добрых дел. Она   снарядила солдата в бессмертие.

Образ матери и стал для ав­тора фильма связующим зве­ном между героем, ушедшим от нас 11 лет назад, и днем ны­нешним — тем «теплым, стри­женым   народом»,   который властвует на экране Канищева, теми зрителями, что фильм этот смотрят. Образ   матери задал и стилистику фильму: я бы назвала ее аскетично-страстной.

Вот солдаты в дозоре, солда­ты  изучают «материальную часть», пишут письма родным, спят в казарме, Все по уставу, все жестко регламентировано — и заправка кровати, и пор­тянка в сапоге, даже глаза из- под серых солдатских шапок, и те глядят, будто по ранжиру. Но вот параллельно этой стан­дартизованной, отлаженной до четкости механизма мужской жизни звучат глуховатые,   с чуть заметным оканьем слова: «Коля, служи, не забывай, что за твоими плечами мы, наш за­вод...», а затем появляется на экране стареющие женское ли­цо, как тотчас   разрушается стереотип массы и в каждом солдате мы видим уже чьего-то единственного, неповторимого сына.   Видим Колю Петрова одиннадцать лет назад...

Одно, другое, третье — чи­тает Мария Захаровна сыновья письма. Сидит на экране очень прямо, ни на минуту не рас­слабляясь, не мигая, и читает, читает... Слова  матери просты до обыденного, временами да­же жестоко просты:   «Мне жаль, что Коля не вернулся...» (на первом просмотре эта фра­за задела чье-то эстетическое чувство: надо же, мол, траге­дия такая, а у матери на языке «жаль, что не вернулся!»). Но, наверное, только так прозаи­чески просто и может выска­заться настоящее горе, только так не расслабленно оно и мо­жет жить. Не в этом ли и сила «Василия Теркина», где от прос­того до великого даже не шаг, где простое и есть великое? Строгая поэтика документалиста Канищева противится всякой красивости, форсированию жеста и звука.

Ему важно было высказать душу сына через душу матери. И мы, захваченные страстью материнского рассказа, узнаем, перебиваясь в скудные послевоенные годы с хлеба на квас, она все же никогда не держала сына на суррогате внимания и любви. Нам дорого узнать купленный невесть как, по случаю, букварь, с которым, обнявшись, спал ее трехлетний сын Колька, про велосипед, на который откладывалась каждая с трудом сбереженная копейка, про новую, с мороза принесенную гармошку, растянув меха которой мальчишка разревелся горько от сознания  своей неумелости

Олег Канищев в новой своей работе предстает одновременно и режиссеров и сценаристом, безусловно, обеспечило органику содержания и формы, слова и изображения. Рассказом матери автор исподволь, не нажимая и не морализируя, бередит и наши души. Как- то шестилетний, но уже мастеровитый Колька натаскал в кладовку чурочек, а мать любящая и добрая, сказала вдруг: «Ты взял их без спроса, значит, украл, - отнеси назад все до единой…». Или: парнишка вырос изобретательным, работящим, и со всей округи люди тянулись к нему — кто прием­ник починять, кто утюг, кто на память «щелкнуть» из фото­аппарата, а мать меж делом на­мекала «Тебя просят — значит, доверяют,  за доверие платы не берут, не бери и ты ни ко­пеечки » Каждая ли сегодня­шняя мать в своей безоглядной любви, в стремлении от щед­рот своих дать сыну все:   и «стерео», и «видео», и «фир­менное» тряпье, — способна стать тем, чем стала для Николая Петрова Мария Захаровна? Из каждого ли «клевого» се­годняшнего мальчика   может вырасти Коля Петров?

Да, мать хорошо снарядила сына в бессмертие. Он вырос оптимистом. Вся изобразитель­ная поэзия фильма:   роскошь уссурийской   таежной осени, белизна снегов с трогательны­ми крестиками птичьего следа, мишура новогодней елки   на заставе, — звучит   в унисон настроению Колиных писем:

«Здоров, как бык  по утрам занимаюсь зарядкой, уплетаю по две порции» «Сегодня по­лучил две пятерки за стрельбу, хотя здесь оценки достаются труднее, чем на гражданке ». «Дорогая мамочка, я как ком­сорг заставы включен в комис­сию по организация новогоднего вечера. Постараемся провес­ти его как можно   веселее. Получил парадное обмундирование и кинокамеру «Красно­горск». Буду снимать! Я совершенно сам не свой!».

Он был всеумелый оптимист. От кадра к кадру акции этой неповторимой    человеческой жизни растут. Имел три специ­альности на заводе... Был гар­монист, фотограф,   мотоцик­лист, кинооператор. Мог спля­сать, выйти на елку Дедом Мо­розом, провести комсомольское собрание... Любил людей, дет­вору, маму... И как кульмина­ция — строки, за день до смер­ти, написанные Марии Захаров­не: «Ты сообщаешь, что ребята достали светофильтр. Это здо­рово! Приеду из армии, возь­мусь за все с новыми силами. И ты посмотришь: будет   и электроорган. И ты еще Баха услышишь в моем   исполне­нии…. ».

Он не успел сыграть  Баха для мамы. Но весь фильм, все его содержание, страстная его полифония говорят: как вели­колепно состоялся этот парень для жизни и для подвига.

Он не успел стать  отцом,  продолжить род Петровых — у матери он был единственным сыном. Он не успел даже об­новить парадную   форму — фуражка с зеленым околышем, что хранится сегодня у мамы, — не его: ее подарил на па­мять Марии Захаровне Колин друг по заставе. Он многого не успел взять от   радостей жизниНо мы твердо  знаем: если границу (да только   ли границу?) будут держать та­кие, как Коля, если плоть на­шего бытия будет составлена из такого человеческого мате­риала, если подобные матери будут стоять у наших истоков — то жизнь прекрасна, и в ней всегда останется место и Баху, и любви, и маленьким бесстраш­ным детям, которые прируча­ют для музеев самое грозное оружие...

Т. СМИРНОВА. 

 

IMG_1768.jpg

Лидия Варфоломеева - дочь Александра Ивановича Шинкаренко, который служил Главным режиссером  Владивостокской студии телевидения (1958- 1969гг).

 Лидия Александровна -  автор ряда очерков по истории Примтелерадио на сайте студии «Дальтелефильм»

Дорогой Олег Александрович! Прочитала с огромным интересом Вашу статью «Был у Марии Петровой сыночек Коля Петров». Даманский - это большая боль всех дальневосточников. Она  притухает, забывается в повседневной нашей суете, но как только звучит слово «Даманский», тут же всплывают в памяти события, отчаяние, которое было, когда узнали о гибели наших мальчишек.

Даже не верится, что уже прошло 50 лет с той поры. Дата весомая и очень хорошо, что есть человек,  который очень подробно, скрупулезно, не пропуская никаких мелких деталей, снова, через полвека вспоминает о тех событиях, напоминает имена. Рассказ о простом пареньке Коле Петрове, военном корреспонденте, участнике пограничного вооруженного конфликта, погибшем одним из первых, лег в основу фильма, снятом Вами через 10 лет после событий на Даманском. Описание съемок фильма, параллельно показанные старые фотографии, и когда служил Коля, и ребят которые служили через 10 лет после него, дают яркое представление  о суровых законах военной обстановки на границе и обычной бытовой суете. 

Напоминать о таких событиях нужно, периодически опять рассказывать о людях, деталях. Именно детали есть в Вашей работе. Очень хорошая подборка отзывов, которые вышли  на ваш фильм в те годы. И не забылись и в настоящее время. Вроде повторяются одни  и те же эпизоды событий, но это как раз еще больше показывает, какое внимание было приковано к событиям на Даманском многие годы, как трогала людей каждая подробность. Трогает Ваша статья и сегодня, очень трогает. Огромное спасибо, Олег Александрович, за Ваш труд. Желаю больших творческих успехов.  Уверена, что Вам есть еще что рассказать. Всего хорошего. Лидия

                                                                                                        03.04.2019г. Москва

ДИПЛОМ ВЛКСМ.jpg

 

 

О. Канищев: «В память о пограничниках и воинов Советской Армии, павших в боях на острове Даманский, администрация Приморского края издала  историко-документальный фотоальбом «ДАМАНСКИЙ ИЗЛОМ».

 Руководитель проекта Олеся Некрасова и составитель издания Александр Яковец привлекли для альбома более трёхсот редких фотодокументов, использовали уникальные материалы музея Пограничного управления ФСБ России по Приморскому краю и общественной организации «Верность границы». Дизайн-концепцию издания выполнил с высоким мастерством и художественным вкусом Сергей Григорьев.

Кроме того, стараниями Олеси Некрасовой была найдена в недрах фильмотеки Примтелерадио и показана на заставах Уссурийского погранотряда наша кинолента «Здравствуй, мама!», рассказывающая о пограничной службе кавалера ордена Красной Звезды (посмертно) рядового Николая Петрова.

Из альбома «Даманский излом» скриншот страница 103, посвященной Коле Петрову и его маме – Марии Захаровне Петровой.

 

image006.jpg

 

 

РЯДОВОЙ ТЕЛЕГР.jpg

1ПИСЬМО1.jpg

КОНВЕРТ1.jpg

ЗНАК.jpg

МЕДАЛЬ.jpg

 

КАН+ ЗАСТОЛЬЕ.jpg

 Режиссер Олег Канищев: «Март 1980 года. Зимовье на участке заставы им Д. В. Леонова, 57-го Дальнереченского погранотряда. После Улан-Удэ мы еще раз вернулись на    границу, чтобы провести необходимые досъемки к фильму «Здравствуй, мама!».

  Офицер, который нас сопровождал, устроил импровизированный прощальный фуршет. Мы выпили «наркомовские 100 граммов» за успех нашего фильма и за пограничников -  героев, павших в боях на острове Даманский.

   Я еще не знал, что доживу до 50-летнего юбилея событий на Даманском, что остров  отойдет КНР и будет называться  Чжэньбао, что наш фильм отметит 40-летие на пограничных заставах, и я напишу эту статью. Действительно, пути Господни неисповедимы. Не кому не дано предугадать судьбу, ход истории, в полной мере понять все причинно-следственные связи между событиями.

Моими коллегами по фильму были: оператор Борис Нестеренко, директор фильма Наталья Парфёнова, звукооператор Наталья Октябрёва, монтажница Лариса Молдованова, редактор Павел Шварц.  Всем большое спасибо за службу!»

Снимок кинооператора Бориса Нестеренко, из архива О.Канищева

02. 03 . 2019. г. Владивосток