ЛЕТИ, ЯНТАРНЫЙ ПАРУС

Автор – С. Крившенко

(газета «Тихоокеанский комсомолец», 10 августа, 1966г, Владивосток)

 

ЛЕТИ ПАРУС.jpg

СКОРО в Киеве будет проведен первый всесоюзный фестиваль телевизионных фильмов. Владивостокская студия посылает туда шесть фильмов, среди них — четыре сделаны режиссером Олегом Канищевым: «Там, где сходятся меридианы» «Дорога легла за экватор», «24 часа на границе», «Вечно в строю». Отбору их помогли не только студийные летучки и отзывы зрителей нашей края. Телефильм «Там, где сходятся меридианы» был показан на зональном смотре и премирован. Телефильм «Дорога легла за экватор» демонстрировался на смотре фильмов о рыбаках в Калининграде и завоевав там первою награду — Большой ян­тарный парус.

   Сейчас  Владивостокская телестудия проводит показ фильмов, которые вскоре будут представлены строгим  судьям киевского конкурса.

   Четыре фильма — хороший повод,  чтобы поговорить о творческом лице режиссера. И не только режиссера:  телефильм -  всегда произведение коллективное. Таки в этом случае. Все они снимались разными операто­рами. А потом к каждой ленте «при­ложил руку» режиссер Олег Канищев.  Что же характерно для этой руки?

СНАЧАЛА о теме. Кое-кому выбор темы кажется делом несущественным. Одно время и критика из­рядно твердила, что нет тем больших и малых. Увы, плоды таких, с позво­лений сказать, творческих установок налицо. В литературе это обилие, так называемых, молодежных» повестей, авторы которых подсаживали на пье­дестал пижонствующих  мальчиков, презрительно ухмыляющихся и считающих себя «самыми умными». В телеискусстве — масса спектаклей и телефильмов ни о чем, с рефлектирующим, но бездействующим героем.  Герои таких произведений, как правило, действуют на небольшом житейском пятачке... Но в жизни все-таки существуют тихие уголки и передовые позиции.   Выбор темы — это симпатии и антипатии автора. Выбор темы — это всегда ответ на вопрос: что ты любишь в жизни, о чем хочешь поведать людям, как о главном.

Олега Канищева привлекают темы широкого гражданского звучания. Вот фильмы. «Там, где сходятся меридиа­ны» — это рассказ о людях ледокола «Москва». Экипаж ледокола прокла­дывает для арктических  караванов дорогу, которая по трудности  не имеет себе равных на морских про­сторах. Кстати, буквально на днях ледокол «Москва» награжден орде­ном Ленина... «Дорога легла за эк­ватор» — это рассказ об одном рейсе китобойной флотилии «Советская Россия». Репортаж о пограничных днях и ночах так и называется «24 часа на границе». Патетический фильм-репортаж «Вечно в строю» — слово памяти павших героев...

В фильмах «Там, где сходятся меридианы» и «Дорога легла за экватор» говорят, что это чуть ли не близнецы. Но когда пристальней этих «близнецов» посмотришь, ви­дишь, и то, что их сближает, и то, что отличает.

И там, и тут есть некоторые об­щие режиссерские приемы. Но когда смотришь эти фильмы, видишь: «До­роге» предшествовали «Меридианы». И не наоборот. Ленту для фильма  «Там, где сходятся меридианы» снимал оператор Б. Колобов. Снимал с  ледокола, работал около двух месяцев — прошел на ледоколе до Певека, летал на вертолете. Вместе с ним был и сценарист Константин Шацков. Го­ворят, когда был показан весь отсня­тый материал, кто-то из режиссеров ахнул: «Бездумный набор кадров, ничего из этого не получится» Конечно, не все желаемое было снято. Но в  обилии «кадров» надо было увидеть единое целое — рассказ о ледовом рейсе. Олег  Канищев смог увидеть это. И взялся за дело.

...Медленно   движутся суда   во льдах, кажется бесконечной длинная дорога, и на каждой мили, да что там мили,

на каждом метре таит в себе дорога опасность... Вот так ког­да-то шел «Челюскин»... Длинные-длинные планы — они передают эту бесконечность ледовой дороги, это томительное  однообразие борьбы с океаном, покрытым ледовой броней. Белая броня раздвигается, уступая силе машины, сделанной человечески­ми руками. И в минуты напряжения — короткие планы, раскрывающие - драматизм этого поединка.      

СКОРО в Киеве будет проведен первый всесоюзный фестиваль телевизионных фильмов. Владивостокская студия посылает туда шесть фильмов, среди них — четыре сделаны режиссером Олегом Канищевым: «Там, где сходятся меридианы» «Дорога легла за экватор», «24 часа на границе», «Вечно в строю». Отбору их помогли не только студийные летучки и отзывы зрителей нашей края. Телефильм «Там, где сходятся меридианы» был показан на зональном смотре и премирован. Телефильм «Дорога легла за экватор» демонстрировался на смотре фильмов о рыбаках в Калининграде и завоевав там первою награду — Большой ян­тарный парус.

   Сейчас  Владивостокская телестудия проводит показ фильмов, которые вскоре будут представлены строгим  судьям киевского конкурса.

   Четыре фильма — хороший повод,  чтобы поговорить о творческом лице режиссера. И не только режиссера:  телефильм -  всегда произведение коллективное. Таки в этом случае. Все они снимались разными операто­рами. А потом к каждой ленте «при­ложил руку» режиссер Олег Канищев.  Что же характерно для этой руки?

СНАЧАЛА о теме. Кое-кому выбор темы кажется делом несущественным. Одно время и критика из­рядно твердила, что нет тем больших и малых. Увы, плоды таких, с позво­лений сказать, творческих установок налицо. В литературе это обилие, так называемых, молодежных» повестей, авторы которых подсаживали на пье­дестал пижонствующих  мальчиков, презрительно ухмыляющихся и считающих себя «самыми умными». В телеискусстве — масса спектаклей и телефильмов ни о чем, с рефлектирующим, но бездействующим героем.  Герои таких произведений, как правило, действуют на небольшом житейском пятачке... Но в жизни все-таки существуют тихие уголки и передовые позиции.   Выбор темы — это симпатии и антипатии автора. Выбор темы — это всегда ответ на вопрос: что ты любишь в жизни, о чем хочешь поведать людям, как о главном.

Олега Канищева привлекают темы широкого гражданского звучания. Вот фильмы. «Там, где сходятся меридиа­ны» — это рассказ о людях ледокола «Москва». Экипаж ледокола прокла­дывает для арктических  караванов дорогу, которая по трудности  не имеет себе равных на морских про­сторах. Кстати, буквально на днях ледокол «Москва» награжден орде­ном Ленина... «Дорога легла за эк­ватор» — это рассказ об одном рейсе китобойной флотилии «Советская Россия». Репортаж о пограничных днях и ночах так и называется «24 часа на границе». Патетический фильм-репортаж «Вечно в строю» — слово памяти павших героев...

В фильмах «Там, где сходятся меридианы» и «Дорога легла за экватор» говорят, что это чуть ли не близнецы. Но когда пристальней этих «близнецов» посмотришь, ви­дишь, и то, что их сближает, и то, что отличает.

И там, и тут есть некоторые об­щие режиссерские приемы. Но когда смотришь эти фильмы, видишь: «До­роге» предшествовали «Меридианы». И не наоборот. Ленту для фильма  «Там, где сходятся меридианы» снимал оператор Б. Колобов. Снимал с  ледокола, работал около двух месяцев — прошел на ледоколе до Певека, летал на вертолете. Вместе с ним был и сценарист Константин Шацков. Го­ворят, когда был показан весь отсня­тый материал, кто-то из режиссеров ахнул: «Бездумный набор кадров, ничего из этого не получится» Конечно, не все желаемое было снято. Но в  обилии «кадров» надо было увидеть единое целое — рассказ о ледовом рейсе. Олег  Канищев смог увидеть это. И взялся за дело.

...Медленно   движутся суда   во льдах, кажется бесконечной длинная дорога, и на каждой мили, да что там мили, на каждом метре таит в себе дорога опасность... Вот так ког­да-то шел «Челюскин»... Длинные-длинные планы — они передают эту бесконечность ледовой дороги, это томительное  однообразие борьбы с океаном, покрытым ледовой броней. Белая броня раздвигается, уступая силе машины, сделанной человечески­ми руками. И в минуты напряжения — короткие планы, раскрывающие - драматизм этого поединка.      

ЗРИТЕЛЬ видит китобойцев в бушующем просторе. Видит работу вертолетчиков,   разделочников, гарпунеров,  механиков, капитана…Видит природу Антарктики, с её крутым переменчивым   характером Словом, на экране—человек и стихия.

Наш глаз фиксирует детали.  Не забудьте, что их сначала зафикси­ровал фотообъективом оператор Петр Якимов — восемь месяцев длилась его одиссея, его путешествие в Ан­тарктику — и невольно не раз и не два подумаешь: а как эти штормовые валы удалось снять оператору? Прямо скажем — Петр Якимов поработал, как и подобает работать на передо­вой. Очень впечатляющи многие кад­ры, детали.

… После трудной вахты человек вы­жимает перчатки. Кожаные перчатки вымокли так, что с них течет вода.

...Праздничный тост. Сдвинулись бокалы с шампанским. В далеком мо­ре поднимают китобои тост. На по­мощь оператору приходит звукорежиссер Олег Канищев. И щемяще-пронзителъная «алябьевская» мелодия заполнила экран. Эта мелодия как будто вырвалась с самого дна души русских моряков и рвется, заполняет нашу душу, взметая со дна ее самые дорогие воспоминания, навевая знако­мые слова:

Вечерний звон, вечерний звон!

Как много дум наводит он —

О юных днях в краю родном,

Где я любил, где отчий дом …

Это не случайный мотив, забредший неизвестно откуда, — как еще слу­чается в наших телефильмах: пора­зила автора модная зарубежная песенка, и он пристегивает её белыми нитками к синему пиджаку, и никако­го ему нет дела, что чуждо это настроению его героев. Здесь же звукорежиссер нашел нужную мелодию, в которой и тоска по Родине, и же­лание встречи с Россией, с тем, что любимо. И развернул музыкальный мотив в образ, ставший лейтмотивом фильма.

И вот уже мы видим, нет, точнее— переживаем, потому что такое нельзя только видеть и не пережить, мы пе­реживаем встречу. Утихомирилось мо­ре. После штормов, бурь возвра­щается в родную гавань флотилия. Лица людей... Лицо моряка... Лицо жены, детей… Лицо невесты... лицо матери... И руки, поднятые для объятий...

Жизнь, один ее миг, но какой МИГ. Разве без этого мига был бы завершен фильм! 

ВСЕ нужно на экране — от совещания до свидания. Но нужно когда все это так правдиво: если со­вещание - вам нужна мысль в глазах тех людей, что перед экраном. Если встреча - нужна правда чело­веческих чувств, а не имитация их. Словомнужна живая жизнь.

Правда    больших   человеческих чувств запечатлена  авторами телерепортажа «Вечно в строю»  (опе­раторы А. Дорохов, В. Кузнецов, Б. Колобов, В.  Решук, П. Якимов, режиссер О. Канищев, сценарий   В.  Ткачёва).  Этот  фильм рассказывает о праздничной поверке во Владивостокском  гарнизоне. Замерли на площади роты пограничников, моряков. Звучат слова команды, командиры выкликают героев. Правофланговые называют имена tex, кто погиб в бою за Советскою власть. И все, кто находится в этот миг на пло­щади, преклоняют свои колени пе­ред памятью павших. Но работают операторы. Они свой  долг памяти воздают тем, что запечатлевают на пленке. Запечатлевают не для архива, а для того, чтобы всколыхнуть серд­ца людей, заставить их причаститься «к великому чувству по имени — класс».

И ЕЩЕ об одном фильме режис­сера Олега Канищева — о филь­ме «24 часа на границе». Конечно, чтобы снять фильм «24 часа на гра­нице», среди пограничников пришлось пробыть все 24 дня..., а не часа. И все же, по справедливым словам Олега, этого мало, чтобы с солдатом пуд соли съесть, а без этого трудно пока­зать своего героя полно.

Не скажешь, что то, что нам пока­зано, — неинтересно, но, к сожалению, мы увидели границу несколько в тра­диционном, а точнее — шаблонном показе. Дело не в том, что авторы не нашли многих деталей жизни пограничников, жизни заставы. Дело еще и в том, что они ни одного человека не приблизили.

Все это, конечно, не мешает отметить интересные съемки целого ряда эпизодов: весна, обучение собаки, тревога… В фильме узнается режиссерский почерк Олега Канищева с его стремлением увидеть поэзию в неприкрашенной жизни.

И все-таки в этом фильме наиболее выпукло сказался и недостаток, кото­рый так часто бывает в телевизион­ных фильмах. Человек показан слишком общим планом, информационно. В этом смысле почти каждый газетный очеркист не позволит себе такого обеднения. Он бы не смог назвать людей и пройти мимо них, чтобы так же бегло назвать других, показать самые общие приметы службы, отдать предпочтение  технике, технологии, пейзажу. Распространенный недостаток. Скажем, совсем недавно на студии был показан фильм сахалинского автора — оператора В. Л. Привезенцева «Южный город вьюжный», Очень хорошо показан разгул стихии борьба с ней кораблей, кранов, сло­вом — машинной техники, созданной руками советских инженеров. А вот те, кто владеет этой техникой, остались на втором плане. Не повторяет ли телеискусство недавние ошибки наших очеркистов. Помнится, когда появились первые шагающие экска­ваторы — сколько было очерков, где очертания машины закрывали челове­ка. Конечно, дело не в одних просче­тах. Показать человека крупным планом нелегко и в очерке, и в рассказе. А в телевизионном фильме — и того труднее: подсмотреть с киноаппаратом в жизни движение человеческой души — дьявольски трудна. Но надо же!

«Надо! — говорит и режиссер Олег Канищев. — Хочу снять фильм о Щетининой (кто не знает Щетинину — первую в мире женщину – капитана!)). Хочу и знаю, что в этом фильме главное надо будет сказать зрителю через человека... И еще знаю, что 6удет это очень трудно.

ЧЕТЫРЕ фильма Олега Канищева — это только начало. Но в этом начале есть все для того, чтобы плыть в искусство дальше. Пусть же сопутствует тебе, Олег, и твоим това­рищам в плавании под, большим ян­тарным парусом вечное беспокойство, высокая взыскательность.

С. КРИВШЕНКО.