ЧТОБЫ ПОМНИЛИ. |
|||||||||||||||||||
Олег Канищев: Жизнь гораздо
многограннее и шире, интереснее, чем то, что мы можем о ней рассказать. 9 -16 декабря 1967 года в
Москве проходил II Всесоюзный фестиваль телевизионных
фильмов. В фестивале принимали участие Центральное телевидение, 30 студий
РСФСР, 22 республиканских и областных студий телевидения. На конкурс были
представлены 104 телевизионных фильмов различных жанров. В канун открытия фестиваля
мне пришло письмо от Георгия Александровича Иванова - заместителя
Председателя Гостелерадио СССР. В письме сообщалось, что Комитет по
радиовещанию и телевидению при Совете Министров СССР и Оргкомитет II Всесоюзного фестиваля фильмов просит меня принять участие
в работе фестиваля в качестве члена жюри. Такой чести, предполагаю, я был
удостоен за фильм «Дорога легла за экватор», который получил одну из главных
наград на Первом Всесоюзном фестивале телефильмов, проходившем в декабре 1966
года в Киеве. В холле кабинета зампреда Г.А.Иванова
на Пятницкой, 25, куда 8 декабря 1967 года пришли на организационную встречу
члены жюри, я увидел очаровательную женщину элегантного возраста, с летучей
походкой и высоко поднятой головой, словно от самой колыбели напоенной гордостью своих предков. Её лицо, прелестное по очертаниям,
освещалось светом смеющихся глаз и лукавых ямочек на щеках. В эпоху товарного
дефицита, упакованная в шубку из светлой норки, она показалась мне существом особенным,
нездешним, умеющим жить и радоваться жизни. Встреча с красивой
женщиной – это всегда приглашение к счастью. Валентина Михайловна
Леонтьева грациозным движением сняла
меховую шляпу и над головой, словно праздничный фейерверк, вспенилась тонким парфюмом упругая волна
локонов, припорошенных легкой сединой. Нет ничего прекрасней аромата, что
следует за женщиной повсюду. Он, словно драгоценная оправа мистического цветка. Он её почерк, в нем её
загадка. Невидимый интригующий аромат оповещает о появлении женщины и долго еще напоминает о
ней, когда она уходит. Протянув мне руку с очень
длинными, точеными пальцами, Валентина Михайловна весело сказала: «Давайте знакомится!». Простота и
непосредственность её обращения обезоружили меня, и между нами установились
почти дружеская непринужденность, несмотря на разность в возрасте. Мне при
нашей встречи было тридцать три, а Валентине Михайловне, наверное, лет сорок. Для меня возраст женщины – не самое
главное: можно быть восхитительной в 20 лет, очаровательной в 40 и оставаться
неотразимой до конца своих дней. Валентины Михайловны была
высокого роста, по-спортивному стройная, с узкими бедрами, с натянутым, как
тетива, позвоночником, с длинными красивыми ногами, похожая на богатую
американку голливудского разлива. Мои первые впечатления о Леонтьевой
оказались пророческими – действительно, она недавно вернулась из Нью-Йорка, где несколько
лет жила с мужем-дипломатом и сыном.
Валентина Михайловна
Леонтьева была приглашена в жюри по документальным фильмам. В перерывах между
просмотрами мы выходили на лестничную площадку покурить и обменяться мнениями
о просмотренных кинолентах. Курила Валентина Михайловна по-мужски, глубоко
затягиваясь и получая удовольствие от
ароматного дыма дорогих сигарет. На перекуре я узнал, что она родилась
в Ленинграде и жила на Петроградской стороне,
на углу Зверинской улицы и Большого проспекта, рядом с которым на
улице Плуталова жил и я. Так у нас возникли общие темы разговоров о школьных
годах и блокаде Ленинграда, о классической архитектуре и музыке. На телевидении еще не отгремели бои против тлетворного влияния
капиталистической культуры, но в узких кругах уже звучали имена джазовых
кумиров. В моде были
красивые мелодии, хорошие голоса, восхитительные аранжировки. И Валентина
Михайловна в Америке в живую слушала и
восхищалась Элвисом Пресли, Бингом
Кросби, Битлз. По словам Леонтьевой: «самой важной популярной Помимо чарующей красоты
Валентина Михайловна обладала обаянием речи того эталонного качества, какое,
я считаю, присуще только актерам Московского Художественного театра. Она любила русскую литературу,
русских поэтов Серебряного века, любила Россию такой, какая она есть, и
сквозь непривлекательные черты видела величие своей родины. С волнительным
вдохновением читала строки Александра Блока: «Россия, нищая Россия, Мне избы серые твои, Твои мне песни ветровые, Как слезы первые любви!» Валентина Михайловна очень
точно делала идейно-художественный анализ просмотренных картин, при этом её
выступления были деликатны по отношению к авторам фильмов. Она была
принципиальным критиком и, если надо было отстоять талантливую киноленту,
Леонтьева «словесным джебом» высказывала контраргументы, принуждая противную
сторону к согласию с её доводами. Помню, во время
заключительного голосования, мы с Валентиной Михайловной отстояли и единодушно
отдали предпочтение провинциальному фильму «Шинов и другие» режиссера
С.Зеликина, (производство Харьковской студии телевидения). Этот фильм впервые
на телевидении был снят методом скрытой камеры и рассказывал о проблемах в работе
водителя харьковского троллейбусного парка. Мы проголосовали за то, чтобы
картину наградили сразу двумя призами: Приз фестиваля за лучший проблемный
документальный телефильм и Приз Союза кинематографистов СССР за лучший
документальный фильм». Так с нашей легкой руки был открыт талант режиссера
Самария Зеликина, фильмы которого со временем был причислены к золотому фонду
отечественного телевидения. Тогда, на заре нашего
знакомства, видясь с ней ежедневно, я замечал какое-то упоение от осознания
бьющих ключом жизненных сил. Казалось, она была заряжена на 100 лет
счастливой жизни. Это было естественным, прирожденным свойством её натуры,
обернувшимся горечью и печалью, когда Валентина Леонтьева вылетела на обочину жизни. Как здесь не вспомнить крылатые слова
Владимира Набокова: «Есть два урока, которые надо выучить и знать. Жизнь
прекрасна – это первое. И второе – жизнь печальна». К сожалению,
в мире искусства прощают все, кроме успеха. И когда Валентину
Леонтьеву - лауреата Государственной премии СССР, Народную артистку СССР, в
демократической России «племя младое» отлучило от телевидения, она сокрушенно
писала: «Когда работаешь, уходят мысли о старости, о смерти и бессмысленности
жизни. Видно, коллеги решили меня
заживо похоронить». Талантливые люди всегда вызывают полярные реакции: либо
восторг, либо ненависть. Их невозможно воспринимать равнодушно. Их помнят, их любят, их ненавидят, о
них думают, им завидуют. В те дни, давно отшумевшей творческой юности,
мне и в голову не приходило, что Валентина Леонтьева станет легендой голубого
экрана. Телевидению она отдала 50 лет жизни. Она стояла у истоков
отечественного телевидения, закладывала его традиции и была его душой. 20:00, 21 июня
2016г. Племянница знаменитой
телеведущей: Когда нечего было есть,
варили студень из ремня.
Племянница Валентины Леонтьевой рассказала Sobesednik.ru,
как диктор пережила блокаду, и какую обиду затаил на нее сын. 20 мая 2007
года не стало диктора Центрального телевидения, народной артистки СССР и
самой душевной ведущей Валентины Михайловны Леонтьевой. Она полвека отдала
телевидению. Каждый ее эфир «От всей души», «Спокойной ночи, малыши!», «В
гостях у сказки» приковывал к экранам миллионы зрителей. Ее успеху, всеобщему
обожанию и славе завидовали многие. Мало кто знает, что за всем этим
скрывалась женщина с трагической судьбой и несложившейся семейной жизнью.
Sobesednik.ru пообщался с племянницей звезды Ольгой Борисовной Терешиной и
узнал, как она пережила блокаду, уход с телевидения и почему родной сын даже
не приехал на похороны матери. Валентина Михайловна Леонтьева родилась в семье
экономистов. Отец Михаил Григорьевич Леонтьев окончил Финансово-экономический
институт, работал главным бухгалтером на Октябрьской железной дороге. Мама
Екатерина Михайловна была на 17 лет младше мужа. Работала бухгалтером в
больнице. Родители любили друг друга. Но счастливая юность молодой Вали
рухнула, когда в 1941 году прогремели безжалостные залпы Великой
Отечественной войны. – Вскоре началась блокада Ленинграда, – вспоминает
65-летняя племянница звезды советского экрана Ольга Борисовна Терешина. –
Когда Вале исполнилось 18, она пошла помогать раненым и больным. Из-за
постоянного чувства голода Леонтьеву и ее сестру Людмилу, - мою маму (не
стало год назад. – Авт.) постоянно тянуло спать. Екатерина Михайловна чуть ли
не ремнем заставляла девочек двигаться, чтобы не умереть. Когда совсем нечего
было есть, они варили так называемый студень из ремня и полевой сумки. После
новогодних праздников семья потеряла кормильца. – Чтобы хоть как-то выжить,
отец Валентины и Людмилы Михаил Григорьевич стал донором крови. Так
получилось, что, когда он разбирал мебель на дрова, повредил руку. Началось
заражение крови. Он умер в больнице. И сестры вместе с матерью потащили тело
отца на санках. Похоронили его в общей могиле. Я благодарна Богу за то, что
они смогли уехать из Ленинграда. Их соседка по дому предложила отправиться на
ее родину в Ульяновскую область (поселок Новоселки. – Авт.), чтобы там
переждать опасное время.
В поселке был создан драматический кружок, где будущая
диктор Валентина Леонтьева делала первые творческие шаги. – Она участвовала в
спектаклях, ездила по селам. Валя настолько пронзительно читала стихи, что
все в зале не могли сдержать слёз. Знаете, в ее глазах была такая теплота и
доброта, что ей невозможно было не поверить. В 1944 году молодая Валя решила
отправиться в столицу без гроша в кармане, но с твердой уверенностью, что
станет актрисой. Позже в своей книге «Объяснение в любви» (в любви к
телевидению. – Авт.) артистка напишет: «Я получила аттестат с золотой
каемочкой и везла его в Москву с радужными надеждами. Но опоздала. Прием в театральные
училища уже закончился. Только в институте им. Менделеева продолжался набор.
Выбора у меня не оставалось. Я получила студенческую хлебную карточку. Вскоре меня вызвал ректор и сказал: «У меня сложилось
мнение, что вы занимаете временную позицию в институте. Советую вам
устроиться на работу до начала экзаменов в театральное училище». Я стала
искать работу». И Валя Леонтьева устроилась в больницу мыть полы. Через год
поступила в драматическую студию им. К. С. Станиславского (основатель
знаменитой одноименной актерской системы. – Авт.). Затем ее заприметил режиссер Тамбовского театра. И ее
отправили туда по распределению на два года. Когда она возвратилась в Москву,
решила попробовать свои силы на телевидении, куда успешно прошла конкурсный
отбор. В 1954 году стала диктором. – Телевидение 50-х годов заметно отличалось от
сегодняшнего. Тогда же были только прямые эфиры, не было записи и монтажа.
Перед тем как выходили в эфир, обязательно репетировали. На ведущих лежала
колоссальная ответственность. Конечно, Валентина очень волновалась. Ее дебют
чуть не закончился провалом. Она рассказывала, что буквально умирала от
страха, когда режиссер отсчитывал секунды до выхода в эфир. Когда появилась в
кадре, то с трудом прочитала текст. Начальство, конечно, было не в восторге.
И ее даже хотели уволить, но за нее заступилась диктор Всесоюзного радио
Ольга Высоцкая. Валя никогда не сдавалась. Она быстро обучилась эфирному
мастерству. Потом Леонтьевой доверили вести «Голубые огоньки» и любимую
миллионами «От всей души». Эта программа о судьбах обычных людей, которые
потеряли друг друга и нашли спустя десятилетия. Вся страна с замиранием
сердца приникала к экранам и следила за происходящим. – Валю любили за то,
что она по-настоящему задушевно и искренне вела передачу. Таксисты даже не
брали с нее денег. Все ее воспринимали как родную.
Несмотря на то, что весь Советский Союз считал
Леонтьеву звездой, таковой она не являлась. – Она была обычным человеком. Не
было даже намека на звездную болезнь. Когда был дефицит продуктов в магазине,
то очередь всегда расступалась и пропускала ее вперед. Продавцы готовы были
отдать ей все продукты. Но ей было стыдно. Ведь там, у порога магазина,
стояла голодная толпа. Валентина Леонтьева не только на телевидении
находилась в центре внимания, но и пользовалась успехом у молодых людей. На
одной из студенческих посиделок она познакомилась с неприметным невысоким
парнем. Им оказался будущий поэт и композитор Булат Окуджава. Он написал для
нее стихотворение, признался в любви. Но их пути разошлись. Леонтьева
отправилась в Тамбов, а он уехал в Ленинград. Спустя 40 лет их встреча
состоялась. Через месяц Булата Шалвовича не стало. – В Тамбове
она встретила своего первого мужа – молодого режиссера Юрия Ришара, с которым
они прожили три года. Мама рассказывала, что он ее постоянно контролировал,
сам выбирал, какие вещи ей нужно надеть. Потом они переехали в Москву. Валя
снова устроилась работать в поликлинику и мыла полы. Однажды пришла в свою
квартиру и увидела незнакомую женщину. Та заявила, что здесь является
хозяйкой. Валентина не сказала мужу ни слова и ушла. Со вторым супругом
знакомство Леонтьевой состоялось довольно забавно. В одном из московских
ресторанов к ней подошел брюнет необыкновенной красоты. И друг Леонтьевой
представил его как Эрика, гостя из Англии. Весь вечер они общались на
английском языке. На следующий день Эрик позвонил Леонтьевой и на чистом
русском пригласил на свидание.
– На самом деле его звали Юрий Виноградов, он был
дипломатом, поэтому отлично изъяснялся на английском языке. Вскоре они
поженились. И через год, 26 января 1962 года, у пары родился сын Дмитрий,
которого Валентина ласково называла Митей. К тому времени ей уже было 39 лет.
Семья жила в маленькой комнате коммунальной квартиры, где, кроме кровати,
практически ничего не было. Их брак с Юрием продлился около 28 лет. Семейная
жизнь Леонтьевой и Виноградова не сложилась. В одном телеинтервью диктор
призналась: «Супруг заболел по мужской части. Он влюбился в молодую медсестру
и в скором времени вылечился». – Многие журналисты пишут, что Валя была влюблена в Юрия
Николаева. Это неправда. Когда он совершил проступок и его хотели уволить,
Леонтьева заступилась за него. 90-е годы стали роковыми не только для страны,
но и для советского телевидения. Дикторы оказались под угрозой сокращения. –
С эфира сняли сразу несколько телепередач Валентины Леонтьевой. Ей предложили
уйти на пенсию. Но она была непреклонна. Ей было больно отрывать от сердца
свое телевизионное детище. Тогда она стала помощником режиссера, а потом
консультантом в отделе сурдоперевода. Знаете, хоть ей и было тяжело, но она
этого никому не показывала. В 1999 году Валентина Михайловна вернулась к своей программе
«От всей души». Она была готова даже платить за свои эфиры, лишь бы снова
стоять перед камерой. – Более того, она даже сделала пластическую операцию.
Вроде она убирала верхний слой кожи каким-то образом, но держала это в
секрете (всем говорила, что пила акульи плавники. – Авт.). После этого Валя
стала отлично выглядеть. Ее приглашали на собеседования, даже хотели
возродить «В гостях у сказки», но она видимо, уже перегорела и сетовала на
свою плохую память. Чтобы она могла хоть как-то держаться на плаву, Владимир
Познер помог ей оформить пожизненную зарплату. Сама артистка признавалась: «Я
часто спотыкалась. Мне все время подставляли ноги. Как в жизни, так и на
телевидении жила на преодоление». Больше Валентина Михайловна на экранах не
появилась. Свою старость она встретила в Ульяновской области, где пережидала
войну.
– В 2004 году в своей квартире она как-то
неудачно упала и сломала шейку бедра, – вспоминает Ольга Борисовна. –
Конечно, ей требовался постоянный уход, поэтому Валентина просилась к своей
сестре, то есть моей маме, в Новоселки. Администрация ей выделила квартиру в
одном подъезде с нами. Мы сразу перевезли все ее вещи из Москвы, чтобы она
могла безболезненно адаптироваться к новому жилью. Обидно то, что многие
журналисты писали: мол, Валентина Леонтьева живет в ветхом домишке с
соломенной крышей, – продолжает Ольга Терешина. – Это все неправда. У нее
были хорошие условия. В поселке был врач, который часто ее навещал, областное
руководство поддерживало Валентину, и мы бежали по первому звонку. Она не
голодала: на столе всегда были красная рыбка, икра, суп. Не стоит забывать и о том, что у нее был уже взрослый сын, Митя,
который практически не навещал свою мать. В нем до сих пор жила детская обида
на то, что телевидение заменило ей собственного сына. – Самое страшное – не
могу понять, почему так вел себя Митя. Я пыталась связаться с ним, но все
безуспешно. Он парень неплохой и к нам очень хорошо относился. Только
непонятны его обиды. Несмотря на то, что Валя всю жизнь отдала телевидению,
про сына она не забывала. Все делала ради него. Просто она очень любила свою
профессию, а там, сами понимаете, всегда нужно быть на коне. Она не бросала
Митю. Он всегда был окружен любовью, которую дарила ему мама Вали. Он никогда
не был оставлен. Не знаю, чем Митя сейчас занимается. Вроде учился в
театральном на оператора, но потом бросил. Говорили, что у него родился сын,
но вряд ли. Знаете, не хочу о нем говорить. Он этого недостоин. Как говорится
в Евангелии: «Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким
будете судимы». - В последние годы, когда она не работала, часто сидела у
телевизора и говорила: «Телевизор – это «ящик», а я жду звонка от Мити. Для
меня это самое главное». Может, Митя стал таким потому, что его баловала бабушка,
так как мама все время была на съемках, – продолжает Ольга Борисовна. – Когда
ему исполнилось два года, Валя с Юрой забрали его с собой в Нью-Йорк. Там она
постоянно была с Митей. Он, видимо, привык, а когда приехали в Россию, то
Валя снова окунулась в телевизионную канитель. И новой разлуки он уже не смог
простить. В последние годы жизни Валентины Михайловны Митя
практически не появлялся. Он объявился тогда, когда разменивал
четырехкомнатную квартиру в Москве. В одном из последних телеинтервью Валентина
Михайловна призналась, что не хотела жить. Рядом не было родного сына, да и
ухудшалось здоровье. 20 мая 2007 года Валентины Леонтьевой не стало. – Митя
знал, что мама умирает, но так и не приехал. Даже на прощание не явился.
После ее смерти он, видимо, стеснялся звонить, поэтому просил своих друзей.
Он хотел перевезти тело матери в Москву, только я не понимаю, зачем.
Знаете, что
было, то было. Это уже не так важно. Главное, чтобы Вале было там хорошо.
Несмотря на все невзгоды, Валентина Леонтьева прожила долгую и интересную
жизнь. Она стала первооткрывательницей такой профессии, как телеведущая, помогла
сотням людей найти родственников и обрести семью. Она была честна со своими
зрителями. Дарила с экрана тепло людям в самые безрадостные годы. К
сожалению, сейчас, переключая каналы, все больше и больше не хочется смотреть
телевизор. Нет той человечности, которую несла любимая тетя Валя.
|