ПОГРУЖЕНИЕ В СТАРЫЕ ГАЗЕТЫ |
|||||||||||||||||||||
Олег Канищев: Первое желание возникает у нормальных людей, когда они
обнаруживают на антресолях кипу старых пыльных газет – срочно избавиться от
хлама. Ведь к газетам, в отличие от книг, мы не
относимся с благоговейным почтением. Одни, после
прочтения газет, что-то заворачивают в них. Другие делают из газет кораблики
или пилотки. Третьи, более практичные, сдают газеты в макулатуру. Но есть чудаки, годами
собирающие и хранящие это «старьё», чтобы прочитать еще раз информацию и
возродить события из забвения. Этим увлечением я заболел от моего друга
Гриши Петренко, первого диктора-мужчины в истории Владивостокской студии
телевидения (Г.М. Петренко принят в
Примтелерадио 07.02.1958г. – разрядка О.К.). Григорий Максимович собирал вырезки из газет,
посвященных искусству радио и телевидения Приморья. Гриша
был не только диктором, но и талантливым журналистом, публиковавшим в газете
«Красное Знамя» первые рецензии на фильмы Владивостокской студии телевидения,
Киноведческие отзывы моего друга я
бережно храню и публикую на страницах сайта «Дальтелефильма». Бывший интеллигентный
человек С 1979 года я живу в обычной
владивостокской гостинке. Самая идеальная обстановка для меня – когда в
комнате ничего нет, только стол, кровать и полки с книгами. Все стены моего
убого жилища уставлены стеллажами, которые я самостоятельно рассчитал и
соорудил на знании законов сопромата – была у нас в Ленинградском институте
киноинженеров на первом курсе такая дисциплина. Никогда не думал, что наряду
с предметами: музыка в драматургии
кино, история русской и зарубежной музыки,
основы режиссуры, операторского и фото искусства, мне пригодится расчет двухопорной балки на прогиб.
Действительно, альма-матер давала нам университетские знания. Впоследствии
институт был переименован в Государственный университет кино и телевидения. Однажды сосед сверху
жестоко затопил мою квартиру, а я транзитом - нижнюю, принадлежащую боцману
рыболовецкого флота. Разъяренный «сын
морей» с матюгами ворвался в мою обитель и, увидев плавающие в воде газеты,
журналы, книги, впал в ступор – в психиатрии один из видов двигательного
расстройства, представляющий полную обездвиженность. Обращаясь ко мне на Ты,
он с придыханием повторял только одно слово: ни сосед, ни товарищ, ни
гражданин, а БИЧ, БИЧАРА, БИЧМАН! Что на сленге рыбаков и моряков означало
опустившийся гражданин, не стесненный моральными и общественными нормами, в
общем - «Бывший Интеллигентный Человек».
Так среди соседей ко мне,
словно мокрая газета, прилипла эта «кличка», несмотря, что я считал себя
социально статусным владельцем гостинки: имел два высших образования, служил
кинорежиссером, состоял членом Союза
кинематографистов СССР, был призером Всесоюзных и Международных
кинофестивалей «Человек и море».
Сегодня я и сам иногда
в шутку представляюсь бывшим интеллигентным человеком, так как не отрекся
собирать старые газеты и книги.
Например, у меня среди раритетов есть «КРАТКАЯ СОВЕТСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ» под
редакцией А.Я. Вышинского, О.Ю. Шмита, Ем. Ярославского… Любопытно, как она трактует исследуемый нами
предмет. Давайте, вместе погрузимся в чтение энциклопедической статьи ГАЗЕТА: «В СССР Г. как коллективный
агитатор, пропагандист и организатор трудящихся масс является сильнейшим
орудием в строительстве коммунистического общества. В условиях Великой
Отечественной войны с герм. фашизмом роль Г. как организатора масс, агитатора
и пропагандиста неизмеримо выросло как в тылу, так и на фронте…» (стр.294. «Краткая Советская Энциклопедия»,
Москва, ОГИЗ РСФСР, 1943г. – разрядка О.К.). Интересно, само слово газета
появилось в XVI веке в Венеции, где в обращении была монета с таким
названием. И когда появилось первое печатное издание, то оно оценивалась в
одну «газету». С тех пор и пошло это итальянское слово гулять по всему свету.
Ни одна книга не расскажет о каком-то событии,
настолько точно и полно, как старая пресса,
По
газетам можно изучать историю страны, родного края, они рассказывают об отношении людей к конкретным фактам. Это не
только летопись эпохи или картина современной жизни, но и эстафета поколений.
Ценность газеты измеряется не только ее давностью, например, не такие уж
старые выпуски 1993 г., вышедшие после октябрьских событий у Белого дома с
белыми пятнами, - настоящая реликвия. У меня в архиве сохранилась газета, вернее вырезка
из газеты «Красное Знамя»,
посвященная созданию
любительского телецентра во Владивостоке. Дата выхода номера газеты по моему
расследованию определяется декабрем 1953 года. Написал статью известный
в те далекие времена журналист Марк
Михайлович Торчинский. Это первая
статья о развитии телевещания в Приморском крае. Ни в одном изыскании по
истории телевидения очерк Торчинского о любительском телецентре до сих пор не
упоминался. В статье есть новые имена и
даты, о которых мы не знали или забыли - в этом её антикварная
ценность. Этот лот я впервые выставляю на обозрение. Надеюсь, что вы, мои
читатели сайта «Дальтелефильм», разделите увлекательное погружение в историю. Поверьте, это очень
интересное и познавательное хобби.
Любительский телецентр Те из владивостокцев, которые побывали в
начале нынешнего года (1953г. –
разрядка О.К.) на Краевой радио выставке, могли воочию убедиться, какой интересной
и разнообразной была она. Приморские радиолюбители представили на выставку
лучшие образцы своего творчества. Среди множества оригинальных конструкций
радиоприемников, радиол, магнитофонов всеобщее внимание привлекала учебная
телевизионная установка, сконструированная участниками секции радиоклуба
ДОСААФ. Как-то в начале 1951 года, когда в радиоклубе
собрались его активисты, начальник клуба тов.
Филимонов (новый фигурант в истории
телевидения – разрядка О.К.), давно вынашивавший идею о строительстве во
Владивостоке телецентра, поделился своими мыслями с товарищами. Вопрос этот
вызвал горячую дискуссию, в результате которой решено было работать над
созданием Владивостокского телецентра. Виктор Емельянович Назаренко хорошо известен
радиолюбителям нашего края, как
человек, творческая мысль которого никогда не бывает в покое. Радиолюбительством
занимается он с 1929 года. (новая дата в истории телевидения –
разрядка О.К.). За то время Назаренко создал немало оригинальных
конструкций, принимал участие во Всесоюзных выставках,
был отмечен на них специальными
дипломами.
Идея создания во Владивостоке телецентра
чрезвычайно заинтересовала его. Но в то время жил он в Черниговском районе и
не имел возможности часто общаться с городскими радиолюбителями. С
огромными трудностями ему удалось разыскать кое-какую литературу, где
рассказывалось о принципах устройства телевизионных центров. Определив, что в
телецентре главным является синхрогенератор - прибор, регулирующий всю работу
нужного устройства, Назаренко принял смелое решение сконструировать этот
прибор. И вот для Виктора Емельянович наступили дни
сложных, напряженных конструкторских поисков. Пока это еще были
теоретические изыскания. Они продолжались почти год. В конце концов, настойчивость и трудолюбие
победили. За месяц отпуска, проведенного во Владивостоке, Назаренко без
чьей-либо помощи сумел построить синхрогенератор. Это была большая победа. В прошлом году описание и схема прибора
Назаренко были посланы на десятую Всесоюзную выставку радиолюбителей (г. Москва,
май 1952г. – разрядка О.К.). Жюри выставки заинтересовалось оригинальной
конструкцией дальневосточного радиолюбителя и пригласило его в Москву. Дела
помешали Виктору Емельянович самому побывать в столице. Вместо него туда
поехал работник радиоклуба Петр Иванович Гончаров, хорошо знакомый с работой
Назаренко. Члены жюри выставки убедились, что Владивостокским радиолюбителям
под силу создавать оригинальные конструкции не только радиоприемников, но и
телевизоров. Назаренко за конструирование синхрогенератора был присужден
диплом второй степени. А в качестве поощрения Владивостокскому радиоклубу
выделили настоящий телевизор. Первые
успехи воодушевили конструктора на дальнейший труд. К этому времени
Назаренко переехал во Владивосток. Используя каждую свободную минуту, Виктор
Емельянович настойчиво продолжал свои конструкторские поиски. Еще один
отпуск был потрачен на то, чтобы построить учебную телевизионную установку,
которая и демонстрировалась в феврале этого года (1953г. – разрядка О.К.) на Краевой радио выставке. Теперь уже многим
стало ясно, что и во Владивостоке силами радиолюбителей, без затрат государственных
денег можно создать всю необходимую аппаратуру для настоящего телецентра,
который мог бы передавать изображение не только по проводам, но и на
расстояние — в эфир. Теперь вернемся несколько назад к тому
времени, когда телевизионная установка, сконструированная Назаренко, демонстрировалась
на Краевой радиовыставке. Все, кто видел ее, не могли не заметить сложность
устройства передающей аппаратуры. Но тогда в установке действовало 60
радиоламп, и она могла передавать изображение только по кабелю, а теперь,
благодаря усилиям Виктора Емельяновича Наздратенко, установка подверглась
серьезному усовершенствованию. В ней действует 98 радиоламп, а звук и изображение
могут передаваться без кабеля. На центральных телевизионных центрах в
Москве, Ленинграде, Киеве, а также на любительских телецентрах, которые
есть теперь не только в Харькове, но также в Свердловске и Горьком, для
передачи звука и изображения действуют два раздельных передатчика. Виктор
Емельянович Назаренко поставил перед собой задачу объединить работу двух
передатчиков в одном узле; его мысль была направлена на то, чтобы
облегчить, упростить создание телецентра. И на этот раз творчество конструктора принесло
ему победу. Объединенный передатчик звука и изображения был создан и при
испытаниях хорошо зарекомендовал себя. Сейчас работа, которую ведет Виктор
Емельянович Назаренко, находится в такой стадии, когда надо на практике испытывать
созданное им детище. Уже несколько раз он уносил сделанный собственными
руками телевизор в квартиры к своим товарищам и знакомым и проводил опытные
передачи на расстоянии. Одна из таких передач состоялась совсем недавно.
В начале декабря (1953г. - разрядка О.К.) Виктор Емельянович повстречался с
преподавателем одного из ремесленных училищ Владивостока Алексеем
Степановичем Квачем, который также принимал участие в строительстве
телецентра. Назаренко предложил ему принять
участие в проводимых испытаниях. Квартира Алексея Степановича Квача, где был
установлен телевизор, находится на некотором расстоянии от того места, где
стоит передатчик, В назначенный час
вспыхнул экран телевизора, и появилась надпись: «Владивостокский телецентр».
Вслед за этим на маленьком экране, словно в кино, один за другим побежали
кадры из кинохроники.
Изображение и звук были весьма отчетливы. В течение двух часов Алексей
Степанович Квач и члены его семьи имели возможность одними из первых во
Владивостоке смотреть телевизионную передачу на расстоянии. Впоследствии
такие же опытные передачи имели возможность посмотреть и некоторые товарищи
Назаренко, живущие на Эгершельде. Телецентр действовал! (Некоторые источники утверждают другую дату
встречи и первой пробной телепередачи, Так по версии РИА PrimaMedia: «10 сентября
1953 года была проведена первая пробная телевизионная передача на Дальнем
Востоке. Передавалась она из квартиры родителей Назаренко (Инженерный
переулок, район сопки Тигровой), принималась на квартире Квача (на улице Веры
Засулич, ныне Станюковича). Передача шла практически через улицу. Впервые на
экранах во Владивостоке транслировались киножурнал "Дальний Восток"
и одна часть кинокомедии "Песни на улицах". По другой версии журналиста Александра Брюханова первая
пробная передача состоялась весной: «На
Дальнем Востоке первая экспериментальная телепередача состоялась весной 1953
г. Ее на свой страх и риск провели энтузиасты – радиоинженеры В.Е. Назаренко
и А.С. Квач, доведя до практического результата опытные наработки многих
своих коллег – радиолюбителей - разрядка О.К.)
Пока еще передатчик, который используется нынче
для экспериментов, невелик по мощности. Но уже сейчас в радиоклубе ДОСААФ
ведется строительство передатчика, который сможет обеспечить гарантированный
прием изображения на большее расстояние. Над созданием этого передатчика
трудится П. И Гончаров. Включаются в эту работу радиомастера А. С. Квач и А. А. Первак (А.А.Первак - новый фигурант в истории
телевидения – разрядка О.К.)С нового года (1954г. – разрядка О.К.) телесекция радиоклуба запланировала
регулярные опытные передачи. И в связи с этим возникает ряд проблем. Во
Владивостоке в настоящее время имеется только два телевизора. Студент ДВПИ Степаненко (Г.Степаненко - новый фигурант в истории телевидения – разрядка О.К.) конструирует
третий телевизор с увеличенным экраном. Краевым торговым организациям необходимо
побеспокоиться о том, чтобы в ближайшее время в торговую сеть города поступили
телевизоры, спрос на которые, безусловно, будет возрастать. Создателю
телецентра, в первую очередь Виктору Емельяновичу Назаренко, должна быть
оказана всяческая помощь в завершении его замечательного начинания.
М.Торчинский То, что память
сохранила Олег Канищев: В 1959 после окончания Ленинградского
института киноинженеров я по
распределению приехал в Примтелерадио работать звукорежиссером и застал во
Владивостоке семейную пару Торчинских. Марк Михайлович трудился в редакции
информации газеты «Красное Знамя». Жемчужиной в короне его славы и мужских достоинств была супруга
Галина Аркадьевна, служившая диктором на студии телевидения. Преисполненный робости и некого смятения перед
красивой женщиной, я с Галиной Торчинской почти каждый день общался на
телевизионных передачах. Еще
древние греки говорили; наша внешность и внутренняя сущность плотно связаны
одно с другим. Галина Аркадьевна всегда сверкала
благостной, оптимистичной улыбкой. В глазах светились лукавые, иногда дерзкие огоньки. Её естество являло известный женский лозунг:
«чтобы свой гордился, чужой желал, а бывший кусал локти!». А с Марком
Торчинским я знакомство не водил, но
был наслышан о его талантах от студийных коллег. Вот, как вспоминал о Марке
Михайловиче ветеран Примтелерадио
Валентин Александрович Ткачёв; «Первым журналистом в крае, кто
вел тему спорта, был ему предан и
уважительно о нем рассказывал, был Марк Торчинский - заведующий отделом
информации краевой газеты "Красное знамя". Среди репортеров Владивостока Марк был
непререкаемым авторитетом. Телевидение, как новый канал информации, сразу привлекло его
внимание. Высокий, черноволосый, с аккуратно
подстриженными усиками "а ля француз",
Торчинский всегда привлекал внимание дам. Под стать ему была и его половина - Галя - одна из очаровательных первых
теледикторов.
О Галине Торчинской в превосходных тонах вспоминала и моя соседка по
коммунальной квартире в первом доме работников Примтелерадио, (ул. Геологов, 50а – разрядка О.К.) редактор отдела телевизионных программ, Антонина Васильевна Гурьянова:
«Галина Торчинская была очень красивая, яркая, итальянской внешности женщина.
Мы все тогда находились под впечатлением от итальянского кино, и Галя
напоминала мне героиню только что прошедшего по нашим экранам фильма
«Утраченные грезы». Ее муж – Марк Торчинский возглавлял отдел информации в
краевой газете «Красное знамя». У нас на студии телевидении он первым замечательно комментировал футбольные
матчи». Романтическая ловушка Олег Канищев: В один из зимних простуженных дней на излёте 1959 года я был
очевидцем заплаканных прекрасных глаз Галины Аркадьевны. Её взгляд был такой
печальный, такой стылый, что сердце-вещун уже предчувствовало нечто недоброе,
с которым приходится сталкиваться всем семьям без исключения. Речь шла о
банальной супружеской неверности, ставшей, как это всегда бывает, рано или
поздно, достоянием всего коллектива. Кто из супругов первым попал в
романтическую ловушку и предстал виновником развода, история умалчивает.
Будем опираться на мнение семейных психологов - в крушении «дома» всегда
виноваты обе стороны. Есть чувство совершенно безвыходное, состоящее из горьких слез, истерзанного
сердца, раздавленной души – это ревность, которую нельзя удовлетворить.
Остается только бежать и как можно скорее и подальше от места крушения. Марк Торчинский уехал в Москву, а Галина
отправилась искать удачу в Хабаровск. «Кто может знать при слове расставанье,
какая нам разлука предстоит». Со слов Антонины Васильевны Гурьяновой,
старожилы Хабаровска помнят на голубых
экранах нашу красавицу-диктора теперь уже под ником Галина Михайлова. Затем в
поисках обретения себя и вкуса к
жизни, Галина Аркадьевна - мятежная душа десантировалась на заснеженных далях
Камчатки, где ее жизнь трагически оборвалась 18 мая 1973г. Ей было всего 46
лет. В поисках Марка Торчинского Олег
Канищев: Долгие
годы я задавался вопросом: какова же
дальнейшая судьба Марка? Найти
людей, не только причастных к публикации, но и помнящих те события в деталях,
спустя многих лет оказалось делом хлопотным. Менялись номера телефонов,
очевидцы и участники событий уходили в мир иной... И вот, наконец, улыбнулась
удача. В Интернете я нашел воспоминания о Марке Михайловиче Торчинском. — Я
хорошо помню эту историю, — рассказывает критик Василий Широкий, в 1980 году
возглавлявший в «Советской культуре» (в народе ее именовали «Культяшкой»)
отдел театра. Василий
Широкий: —
Был у нас спецкор Марк Михайлович Торчинский, он, хоть и работал в отделе
кино, писал на любые темы. И являлся большим поклонником Высоцкого, как,
впрочем, и многие в нашей редакции. Практически в каждом отделе была гитара,
вечерами после сдачи номера мы часто оставались и с большим удовольствием
пели песни Высоцкого. Многие хвастались его записями. Один говорил, что у
него более 400 песен, другой — более 600.
Когда Владимир Семенович умер,
Торчинский стал «пробивать» большую статью о своем кумире, Принести статью о
Высоцком и требовать ее постановки в номер — на это не каждый бы пошел.
Естественно, главред Алексей Романов материал завернул. Был он человеком
очень осторожным... железным партийцем… Высоцкого не любил. Прежде возглавлял
Госкомитет Совмина СССР по кинематографии. Назначала его сама Екатерина
Фурцева. Перед Романовым поставили задачу сделать газету рупором
коммунистической культуры в СССР. Сами понимаете, вписывался ли в эту картину
Высоцкий? Тогда почему же именно «Советская культура», единственная из
центральных газет, всё-таки напечатала некролог? Ответ я нашел в знаменитом
«мхатовском» доме № 5/7 по Глинищевскому переулку. В разные годы его
обитателями числились Владимир Немирович-Данченко (и переулок долго был
улицей, носившей его имя), Сергей Образцов, Марк Прудкин, Вера Марецкая...
Здесь же, на 12-м этаже в квартире 70 когда-то проживал со своей женой Лидией
и Марк Торчинский. Оказывается, Торчинского все хорошо помнят. Знают и
историю с некрологом — Марк Михайлович не раз повторял ее на совместных
посиделках. — Мы дружили с Торчинскими, — рассказала мне Наталья Рафес,
соседка с десятого этажа. По ее словам, Марк Михайлович еще при жизни
Высоцкого пытался опубликовать статью о его творчестве. А как только узнал о
смерти, немедленно направился с материалом к главному редактору.— Редактор его выгнал, как нам Марк
рассказывал, — смеется Наталья Павловна. Марк, по его словам, вышел из
кабинета убитым. Собирался домой, но тут прибежала секретарша главного и
попросила вернуться. Романов был сильно взволнован. Щека подергивалась, в
руках он держал телефонную трубку. Сказал Марку: «Давай статью и посиди в
приемной». Вот сидит он, вдруг слышит из-за двери: «Петр Нилович? Тут такое
дело...» Нетрудно догадаться, что собеседником главреда был не кто иной, как
сменивший в 1974 году Фурцеву на посту министра культуры Петр Демичев.
Закончив беседу, Романов снова позвал Торчинского. Отдал ему статью и сухо
сказал: публикации не будет. Спецкору ничего не оставалось, как отправиться
домой... Каково же было его удивление, когда, раскрыв номер, он увидел
некролог — на 8-й полосе, внизу справа.
— Потом он узнал, как все было, —
продолжает Рафес. — Оказывается, минут через пятнадцать после его ухода
редактору перезвонил Демичев и сказал: черт с ним, давай опубликуем. Конечно,
не статью, а просто некролог. Правда, предупредил, что текст составят в министерстве
и чтобы газета не проявляла никакой самодеятельности — опубликовать слово в
слово. Таким образом, в «Советской культуре»
и появилось краткое извещение о смерти Высоцкого. Это было во вторник, 29
июля (по понедельникам газета не выходила). Торчинский уволился из «Советской
культуры» вскоре после того, как в 1983 году Алексей Романов был отправлен на
почетную пенсию. Через некоторое время у Марка случился инсульт,
Безусловно, Марк — герой, в нашем доме все уверены, что именно благодаря нему
появился некролог. Но я бы назвала героиней и его жену Лиду, которая более
двадцати лет возила его в инвалидной коляске. После ее смерти Марк Михайлович
нанял сиделку, но протянул лишь полгода… Олег Канищев: Автор погрузился в старые газеты по случаю праздников работников печати,
радио и телевидения в мае 2019г. |