Назад – в СССР

В Новогоднюю ночь с 31 декабря 2015 на 1 января 2016 года, будут звучать много песен. И среди них (я в этом уверен) шлягеры, которые написал человек, как бы далекий от музыкального искусства.

В 70-е он возглавлял ГУВД Московской области, был начальником угрозыска. Днем ловил бандитов, заезжих гастролеров, а вечерами писал волшебную музыку. Один из лучших «сыскарей» страны был еще и одним из самых любимых народом композиторов. С первых дней и всю жизнь ни одна «Песня года» в бытность СССР не обходилась без его песен.

В 1969 году он написал первую песню «Случайность» на стихи соседа по дому Евгения  Долматовского, прозвучавшую по радио только в 1975 году:
Представить страшно мне теперь,
Что я не ту открыл бы дверь,
Другой бы улицей прошел,
Тебя не встретил, не нашел… -
 неслась изо всех радиоточек Советского Союза «Случайность» в исполнении незабвенной Герман.

1.jpg

А написал ее специально для польской красавицы, пани Анны, самый молодой генерал-майор милиции (моложе был только Чурбанов, зять Брежнева) Алексей Экимян. И не только написал, но и сам сочинил партитуру для всех инструментов оркестра Юрия Силантьева, во время записи песни на фирме «Мелодия».

Такого милиционера в СССР больше не было. Советский композитор армянского происхождения, автор популярных песен, Заслуженный деятель искусств Армянской ССР. Его композиторскому перу принадлежат:  «Снегопад» Брегвадзе, «Не надо печалиться», - визитная карточка «Самоцветов», «Я хочу, чтобы песни звучали», «Вот и встретились два одиночества» в исполнении Кикабидзе и еще много-много песен. Мелодичные песни Алексея Экимян брали в свой репертуар Людмила Зыкина,  Иосиф Кобзон,  Муслим Магомаев,    Лев Лещенко, Николай Гнатюк, Георгий Минасян, Лусине Закарян, София Ротару,  ансамбли «Самоцветы», «Пламя», «Арника» и другие популярные исполнители.

Алексей Экимян родился в Баку в 1927 году. До войны успел несколько лет поучиться в музыкальной школе, играл на скрипке, однако продолжить специальное образование ему не удалось.

После войны участвовал в восстановлении Харькова, где подружился с бывшими фронтовиками, которые посоветовали ему пойти работать в милицию. Окончил среднюю школу милиции во Владимире.

 В 1954 году единственным армянином прошёл конкурс и поступил в Высшую школу МВД СССР в Москве. Во время учёбы стал участвовать в художественной самодеятельности школы МВД, где познакомился с будущей женой Валентиной Михайловной Карповой, певшей в хоре.
В 1957 году для молодёжного международного фестиваля в Москве сочиняет первое произведение — «Фестивальный вальс», получившее на фестивальном конкурсе художественной самодеятельности МВД СССР 1-е место и Почётную грамоту.
С 1957 года, после окончания учёбы, — старший лейтенант, начальник Красностроительского отделения милиции Московской области. Служил в Бирюлёве, Серпухове.
              

               В 1963 году подполковник Экимян возглавил уголовный розыск Московской области. Благодаря своей принципиальности и умению наводить порядок на участках быстро дослужился до высокого звания.

В 1970 году досрочно получает «генерал-майора» милиции. Коллеги в погонах даже не представляли, что по вечерам он пишет музыку.

2.jpg

3.jpg

4.jpg

В 1973 году по предложению Арама Хачатуряна и Оскара Фельцмана Алексея Гургеновича Экимяна принимают в Союз композиторов СССР. Членский билет вручил ему лично первый секретарь Тихон Хренников.
В марте 1973 года Алексей Экимян дал первый большой творческий вечер в московском Доме кино. В конце этого же года подал рапорт об отставке по болезни. Организует небольшой творческий коллектив, в составе которого выступает с концертами по стране. Знакомится с Робертом Рождественским, с которым начинает сотрудничать.
В 1980 году вышла пластинка «Пожелание» с 12-ю песнями Экимяна в исполнении Вахтанга Кикабидзе.

 

Вахтанг Кикабидзе:

- Наше знакомство было странным. Однажды мне позвонили из Тбилиси, из УВД. Сказали, что приехал какой-то московский генерал, который в свободное время пишет песни и хочет, чтобы я их исполнил… Отбояриться не получилось – уже минут через 20 ко мне домой явились высокопоставленные чиновники, среди них Экимян в генеральской форме. Нехотя поехал с ними на студию. Но потом послушал песни, штук четырнадцать, и понял – то, что надо! Я записал их с ходу, на следующий же день. Даже не репетировал, настолько они оказались мелодичными: просто брал текст, слушал музыку – и пел… Утром зашел в студию с бутылкой коньяка, вечером вышел – коньяка не было, песни были!.. Экимян остался очень доволен. Позвонил мне, сказал, что хочет вместе сфотографироваться для диска. Я ответил: «Конечно! Только надень белый костюм. Как зачем?! Расписываться на твоем костюме стану, автографы давать!» Диск имел огромный успех. Назвали мы его «Пожелание» – по одноименной песне: «Я хочу, чтобы песни звучали, чтоб вином наполнялся бокал». И «Разговор» – оттуда же: «Вот и встретились два одиночества, развели у дороги костер». До сих пор на всех концертах эти песни пою, люди просят…

 

Сегодня наша эстрада кишит «поп-королями», поп-императорами, «примодоннами», императрицами (а вот генерала нет). На самом деле, они не понимают, что их песенки, голоса, имена, ужимки и прыжки давно надоели народу. Прежде песню можно было напеть, её музыкальный строй схватывался на лету любой аудиторией,  а ныне мотив, практически отсутствует. В поп-музыке поменялся вектор, разрушился смысл песенной культуры. Песенное искусство стало битвой малоодаренных эгоцентриков за «баблос».

Прожив две судьбы — генеральскую и композиторскую, Экимян оставался скромным человеком. Вырастил двух прекрасных сыновей – Михаила и Рафаэля. Михаил стал композитором. А Рафаэль – милиционером. Как отец.

Экимян скончался скоропостижно, 24 апреля 1982 года в госпитале МВД, не дожив до 55 лет. Так и хочется сказать: берегите тех, кто вам дарил радость, кто охранял ваш покой. Они приходят внезапно, а уходят неслышно. Работа в милиции, как и профессия композитора, сопряжена с большими эмоциональными перегрузками и, естественно, здоровья не прибавляет... Причиной смерти стала болезнь сердца.  Алексей Гургенович до этого перенёс три инфаркта. На состояние здоровья повлияли сложность его работы в угрозыске, а также творческие метания композитора.

Прожив две судьбы — генеральскую и композиторскую, А. Г. Экимян оставался скромным человеком. Так, многие знакомые Экимяна только после его смерти узнали о его огромной славе в Армении. Ещё вначале 70-х, создав несколько армянских циклов — около 80 песен на слова армянских поэтов, — он стал в Армении национальным героем.

Всё остается людям! И в этом оставшемся музыкальном наследии -  бессмертие Алексея Гургенович Экимяна.  Да, какой человек был,  какие песни писал! Разве можно сравнить их с нынешними  «трали-вали»- ни мелодии, ни содержания? Светлая память ему и низкий поклон!

Материал подготовил Олег Канищев,

30 декабря 2015г, Владивосток