ВАЛЬС ЛЮБВИ

 

IMG_1768.jpg

Лидия Варфоломеева-Шинкаренко

Лидия Варфоломеева-Шинкаренко: Недавно нас пригласили в небольшой зал Московского отделения социальной защиты на лекцию «Русский вальс». Музыкальный лекторий работает там давно, обстановка уютная, теплая, и посетить лишний раз эту аудиторию, послушать музыку всегда приятно.

Ведет лекторий Нина Михайловна Чибисова, человек увлеченный, эмоциональный; рассказывает ярко, страстно. В ее лекционном списке много рассказов на музыкальные темы: о русской песне, маршах, вальсах, танго, о песнях белого движения в гражданскую войну. Но о чем бы Нина Михайловна ни рассказывала, лейтмотивом всегда проходит тема русских авторов, наших соотечественников. И на этот раз речь шла о русском вальсе.

Нина Михайловна рассказывала о трех, самых известных, ставших уже народными, вальсах “Березка”, ”На сопках Маньчжурии” и “Амурские волны”. Все три вальса были написаны более 100 лет военными капельмейстерами. Но особенно тронула меня, задела самые глубокие чувства, история создания музыки вальса “Амурские волны”. Оказалось, что происхождение этого вальса, неожиданно связано с моим любимым городом Владивостоком, в котором я прожила полвека, сотни раз слышала этот вальс и не предполагала, что родился он и впервые был исполнен здесь.

 По мере рассказа и звучания вальса, стали всплывать обрывочные воспоминания. Мама не раз рассказывала, что в 1920- е годы, когда она была еще ребенком, ее семья жила на Светланской улице, дом 66 (сегодня в нем находится Музей военно-морского флота). Окна выходили на бухту Амурского залива Золотой Рог. А на противоположном берегу бухты был парк, в котором часто играл военный духовой оркестр. Исполнялись, в основном, вальсы, марши и вальс “Амурские волны” был неотъемлемой частью программы. Звуки музыки разносились над бухтой и доносились до окон дома.

 

а отдыхе1.jpg

Александр Иванович Шинкаренко с женой – Надеждой Евгеньевной на отдыхе.

Начало осени – в западной России наступают холода, идут дожди. В Приморье начало осени -  прозрачное небо, потрясающие пейзажи и теплое море. В 18 километрах от Владивостока, в средней части полуострова Муравьева-Амурского, расположен санаторий «Амурский залив». К востоку от здравицы высятся покрытые лесами сопки горной системы Сихотэ-Алинь, а на западе простирается гладь Амурского залива. Мои родители иногда приезжали сюда отдохнуть и подлечиться. Основными процедурами были морская вода, бархатный климат,  диетическое питание, лечебная физкультура и … танцы до упада. В киноконцертном зале или на открытой террасе по вечерам  устраивали танцевальные турниры. И королем бальных танцев был вальс «Амурские волны» – визитная карточка санатория «Амурский залив». Мама с папой в упоении кружились под шорох набегающего прибоя, дурманящие запахи реликтовых растений и дивную музыку вальса «Амурские волны».

Эта мелодия — лёгкая, певучая, проникнутая светлой грустью — надолго пережила самого маэстро. Существуют многочисленные аранжировки и обработки этой музыки. Мои родители были пианистами, и в нашей семье вальс продолжал ”жить” долгие годы. Папа прекрасно играл на слух. Он любил этот вальс и, когда собирались у нас дома друзья, нередко наигрывал его. Вальс часто звучал по радио, в концертах, телевидению со словами. И, когда я слышала исполнение этого вальса со словами, посвященными реке Амур, ощущала легкий диссонанс. Волны – это морская тематика. Но услышав историю создания вальса, все стало понятно.

 

КЮСС+СВЕЧА.jpg

История создания вальса «Залива Амурского волны» романтична. Написал вальс дирижер военного оркестра (капельмейстер) 11-го Восточно-Сибирского пехотного полка, расквартированного во Владивостоке, Макс Авельевич Кюсс.

История создания вальса романтична. Написал вальс дирижер военного оркестра (капельмейстер) 11-го Восточно-Сибирского пехотного полка, расквартированного во Владивостоке, Макс Авельевич Кюсс. Посвящен он был Вере Яковлевне Кириленко, жене Александра Андреевича Кириленко, командира полка, в котором служил Макс Кюсс.

Вера Яковлевна была красавицей, гречанкой по происхождению. Она занималась активно общественной деятельностью, устраивала балы, лотереи, аукционы, благотворительные вечера, собирала пожертвования и передавала их пострадавшим на войне нижним чинам и их семьям. Кюсс был молод, влюблен в нее.

В 1909 году к одному из благотворительных вечеров в Офицерском собрании, Макс Кюсс написал вальс, который был назван “Залива Амурского волны” и посвящен он был Вере Яковлевне. Успех был невероятный. Вальс зазвучал в парках, скверах Владивостока в исполнении военных оркестров, в домах (ноты переписывали от руки).

НОТЫ3.jpg

Вальс «Залива Амурского волны” был посвящен Вере Яковлевне Кирилленко. Успех был невероятный. Вальс зазвучал в парках, скверах Владивостока в исполнении военных оркестров

Благодаря усилиям Веры Яковлевны ноты были изданы в Санкт- Петербурге. На обложке первого издания было посвящение Вере Яковлевне с ее профилем и надпись “Колоссальный успех!!!” Но в названии по воле редакторов исчезло слово “залива”, вальс стал называться просто “Амурские волны”. А жаль. Исчезла романтика моря, красоты Амурского залива, омывающего берега Владивостока.

Во втором издании вальса на обложке был именно Амурский залив, сопки и корабль на рейде. Но через 35 лет, в 1944 году к музыке вальса были написаны слова. Руководитель ансамбля песни и пляски Дальневосточного фронта, композитор и дирижер Владимир Румянцев, служивший в Хабаровске, увидел ноты вальса “Амурские волны”. Название, конечно, для него и будущего автора слов, солиста этого ансамбля Серафима Попова ассоциировалось с рекой Амур, а никак не с Амурским заливом Японского моря. И вальс со словами: “Плавно Амур свои волны несет….”так полюбился хабаровчанам, что стал музыкальной визитной карточкой города Хабаровска.

Но теперь, когда я услышу звуки вальса “Амурские волны” всегда будет перед глазами стоять ширь Амурского залива во Владивостоке, красавица женщина-гречанка, которой был посвящен этот вальс и конечно автор, чье имя вышло из небытия.

АМЯТНАЯ ДОСКА-ОДЕССА.jpg

В Одессе на улице Екатерининской, 2 у мемориальной доски композитору Максу Авельевичу Кюссу лежат цветы. Именно в этом доме когда-то жил автор известного вальса «Амурские волны». Это музыкальное произведение было настолько популярно, что его слушал даже Юрий Гагарин в первом полете вокруг Земли.

Макс Кюсс родился в Одессе в 1874 году. С детства любил музыку, учился играть на кларнете. Когда его призвали в армию, то зачислили в музыкальную команду. После окончания службы Кюсс поступает в Одесское музыкальное училище, заканчивает его. В 1903 году по контракту опять возвращается армию, и получает назначение в 11-й Восточно-Сибирский пехотный полк во Владивосток, где возглавил полковой оркестр. Во время Русско-Японской войны Кюсс находился в Маньчжурии со своим полком. После заключения мира возвращается с полком во Владивосток, служит в самом Владивостоке, позже - на Русском острове в 33-ем Сибирском полку, а в 1912 году возвращается в Одессу. В Первую мировую войну Макс Кюсс служил капельмейстером в 5-ой Донской казачьей дивизии, затем в Красной армии и дослужился до командира музыкального взвода Кремлевского почетного караула. Ушел в отставку в 1927 году и вернулся в Одессу, преподавал в военно-музыкальной школе. За свою жизнь Макс Кюсс написал около 300 музыкальных произведений - вальсов, маршей. Зимой 1941-1942 года его видели последний раз. Погиб Макс Кюсс в еврейском гетто в Одессе