ФИЛЬМУ «ПОЛТОРА
ЧАСА ДО ОБЪЯТИЙ 50 ЛЕТ, А РЕЖИССЕРУ КИНОЛЕНТЫ - 85 |
|
Самой любимой моей картиной была
и, наверно, останется «Полтора часа до объятий» Фильм был обласкан критиками
и теоретиками телевидения, его растиражировали по всем студиям страны, картину купили и показали в 20-и зарубежных странах.
Лента многие годы была учебным пособием в институте повышения квалификации
работников Госкомитета телерадио при Совмине СССР на лекциях кандидата искусствоведения, доцента кафедры киноведения, В.Н.Турицина И во Всесоюзном Государственном институте кинематографии фильм "Полтора часа до объятий" анализировал на лекциях и в своих книгах
профессор кафедры документальной режиссуры, лауреат Ленинской премии, заслуженный деятель
искусств РСФСР, Сергей Евгеньевич Медынский. Кинолента получила немало наград
на Международных и Всесоюзных фестивалях. Но самый престижный для меня
остается «Приз Союза кинематографистов
СССР за лучшую режиссуру фильма». Он как бы свидетельствует о том, что я состоялся как профессионал. В 1969 году после просмотра фильма в Москве в
Доме кино, я был первым кинорежиссером в Приморском крае, принятым профессиональным
сообществом в члены Союза
кинематографистов СССР. Из-за творческих разногласий по ряду эпизодов фильма "Полтора часа до объятий" руководство Примтелерадио отстранило меня от поездок на фестивали, в которых принимала участие кинолента. Призы получали мои руководители: В.А.Ткачев и П.Ф.Марченко, считавших картину "пустышкой". Все награды фильма "Полтора часа до объятий" находятся в музее ВГТРКа "Владивосток", но чья та злая рука их причислила к другим фильмам других режиссеров Просматривая старые документальные фильмы, сделанные после суетливых приготовлений, по так называемому, социальному заказу, безвозвратно состарились, обветшали. Какими бы благородными ни были идеи, какими бы ни были совершенными киноаппараты, объективы, - само время обесцветило эти инсценировки, фильмы-однодневки. Они не сумели привлечь наше внимание и во дни своего изготовления по рецептам заказчика, и не вошли в нашу память о минувших событиях. Но есть фильмы - долгожители, рожденные колдовской властью искусства, которые остаются на сверхсрочной службе у человеческой истории и не стареют в благодарной памяти народа, освещенные зарницами и сполохами давно минувших дней. Среди всех праздников во Владивостоке самый
необычный в прошлом веке был ритуал встречи китобоев Антарктической флотилии
«Советская Россия». Позади - девять месяцев работы в ревущих сороковых широтах,
ветры и стужа Антарктики. Позади девять месяцев разлуки. Впереди – встреча с
Родиной, с любимым городом, с родными и близкими! Прелюдией к фильму «Полтора часа до объятий»
служат планы утреннего Владивостока, снятые в мягкой, задумчивой манере. Город
просыпается, готовится к встрече. Улицы заполняются жителями, несущими букеты
цветов. В городские шумы врывается на слом ритма бравурный марш. Это сводный оркестр Тихоокеанского флота
проходит по центральной улице Владивостока к
Морскому вокзалу - месту встречи китобойной флотилии. От статики режиссура идет к все более
динамичным, полным экспрессии планам. Кульминацией является встречный монтаж
спешащих китобоев и встречающих их женщин и детей, грохот падающих якорей,
приветственные гудки всей бухты "Золотой Рог". Но это еще не сама встреча. Пройдет долгих,
томительных полтора часа швартовки, прежде чем обнимутся родные и близкие.
Камера пристально вглядывается в ожидающих долгожданной встречи женщин и
детей, отцов и матерей. Какая гамма чувств разыгрывается перед камерой, как
красноречивы их взгляды, движения рук! И как апофеоз встречи - объятия. Словно прорвало плотину, и выплеснуло на
палубу флагмана сама страсть. Мечется, кружится, торопится камера, захваченная
людским водоворотом. Операторскую работу удачно дополняет, а порой несет
основную нагрузку музыкально-шумовой рисунок фильма. Лейтмотивом звучит
мелодия «Грезы любви» Фереца Листа в
обработке композитора Рогаль-Левицкого. Кинолента «Полтора часа до объятий снималась
в далёком 1969 году, но и в наши дни она смотрится с особым волнением. Фильм
трудно назвать репортажем, хотя снят он в репортажной манере. Построение
картины определил не хронологически запечатленный ход события, но и драматургия
эмоций, темпо-ритм музыкального финала фильма. И эта драматургия слила
воедино образы города и людей, вернувшихся и встречающих, эта драматургия
заставляет задуматься над тем, что принято называть трудным рыбацким
счастьем. Авторская группа награждена: Главным Призом «Трезубец
Нептуна» IV Всесоюзного фестиваля «Человек и море», Клайпеда,1969г; Главным
Призом «Янтарная волна» V Международного фестиваля «Человек и море», Рига,
1970г; Призом и Дипломом Союза кинематографистов СССР «За лучшую режиссуру
фильма» на IV Всесоюзном фестивале, Минск 1970г. В 2019
году, 24 июня, киноленте «Полтора часа до объятий» исполнилось 50 лет со дня
съемок маленького фильма о больших чувствах. В эти дни во Владивостоке
проходил очередной фестиваль «Человек и море», но никто из оргкомитета
фестиваля не вспомнил о картине, которая принесла славу Примтелерадио. Только
известный писатель Василий Авченко и Петр Шепин отметили своим вниманием
юбилейную дату «Полтора часа до объятий». Олег Канищев 24 июня 2019 г. г. Владивосток |
|
|
|
Главный Приз «Трезубец Нептуна» IV Всесоюзного
фестиваля «Человек и море», Клайпеда,1969г |
Приз и
Диплом Союза кинематографистов СССР «За лучшую режиссуру фильма» на IV
Всесоюзном фестивале, Минск 1970г. |
|
|
Главный Приз «Янтарная
волна» V Международного фестиваля «Человек и море», Рига, 1970г |
Съемочная
группа фильма «Полтора часа до объятий» (слева направо): Евгений Рябко, Миша
Иванович, Юрий Леонов, Олег Канищев, Вера Лашун, Алексей Назаров, Ольга
Степанова, Юрий Михлик, Игорь Мирный, Борис Колобов, Виктор Гребенюк, (за
кадром) Петр Якимов, Михаил Рыжов. 24 июня 1969 года, Владивосток, Морской вокзал, |
|
|
Режиссер фильма «Полтора часа до объятий» Олег Канищев.
Фотоколлаж изготовлен оператором Виктором Гребенюком ко дню рождения
режиссера. 13 октября 1969 года призеру фестиваля «Человек и море» Олегу
Канищеву исполнилось 35 лет. |
|
ПЯТЬ ИНТЕРВЬЮ V ФЕСТИВАЛЯ ТЕЛЕФИЛЬМОВ СТРАН - ЧЛЕНОВ ИНТЕРВИДЕНИЯ НА ПРИЗ «ЯНТАРНАЯ ВОЛНА» |
«Человек и море» — таков был девиз фестиваля
телевизионных фильмов
стран — членов Интервидения, проходившего в Риге с 1 по 4 декабря 1970года. Море — кормилец, море — друг, море — стихия, бунтующая и разрушающая... Человек на утлом суденышке, затерявшийся в морских просторах; человек, вооруженный могучей современной техникой, покоряющий
стихию, добывающий дары меря. Человек — рачительный хозяин, не только берущий от моря, но разумно заботящийся о том, чтобы никогда не иссякали богатства морских глубин. Но главное: человек — труженик, для которого труд — опасный, самоотверженный, нелегкий, в какой-то мере (особенно со стороны) романтичный — жизненная необходимость, призвание, долг. Именно такой труд позволяет художникам наиболее полно раскрыть внутренний мир человека, передать самые яркие черты его характера, показать образ моряка — человека социалистического общества. Словом, решений зтой философской, научной, социальной, морально-этической
и даже бытовой темы — бес* конечное множество. И каждое правомерно, хотя на
первый взгляд может показаться односторонним: в короткой документальной ленте всего не передашь. Но показать одну грань, найти в ней самое существенное в
жизни тружеников моря ~ задача посильная. 23 телефильма, отобранные на V интервизионный
фестиваль, показали, что
теледокументалисты находятся в плодотворном поиске. 11 телевизионных организаций — Болгарии, Венгрии, ГДР, Польши, Румынии, Чехословакии, Финляндии и от Советского Союза студии телевидения Баку, Вильнюса, Риги, Симферополя, Владивостока и
Горького — принимали участие в конкурсах
фестиваля. Международное жюри возглавлял по традиции представитель
рыбаков Латвии Алвар Гринбергс. — Какие
средства выражения темы
«Человек и море» наиболее целесообразны? —
Какой фильм является лучшим на фестивале? Эти вопросы мы задали некоторым участникам фестиваля еще до решения
международного жюри. Н. Рзаев — режиссер Бакинской студии телевидения,
постановщик фильма «Человек спасает Каспий»: — Любой
труд в нашей стране уважаем. Но труд человека
в море — это подвиг. Я видел нефтяников Каспия. Какую надо иметь волю, чтобы противостоять стихии
и выполнить свой долг о людях морской профессии надо говорить языком
строгого документа. Героизм и фальшь несовместимы. И еще одно. Мы,
журналисты, обязаны помогать людям моря и в своих работах ставить острые
проблемы. Лучшим телефильмом фестиваля, на мой взгляд, является работа
Владивостока «Полтора часа до объятий»». В ней ощущается пульс человеческого
контакта в момент долгожданной встречи флотилии. Юровский А, Я. — кинодраматург, кинокритик: — Я не согласен с противопоставлением
художественности и публицистичности. В документальном телекино оба эти
качества вместе должны служить созданию документального образа. Я против
обилия информационности — это задача живого телевидения. А телефильмы
должны рождать в недрах образа типизацию, ценность которой не угасает со
временем. Информационность фильма «Полтора часа до
объятий» равна нулю. Однако нас волнует образ человеческого счастья, создан
документальной съемки и монтажа. Бытка Влад — режиссер Румынского телевидения: — Некоторые телефильмы фестиваля —
бесстрастная фотография объекта. Телекино призвано авторской активностью превращать жизнь в образ. Постановкой острой проблемы обращает на себя
внимание работа «Человек спасает Каспий». Но это еще не фильм. Для ротения
темы авторы не используют многочисленные средства кинематографической
выразительности. Я думаю примером тому, как можно решать тему, должен служить фильм Владивостока «Полтора часа до
объятий». Авторы обнаружили профессиональное умение выразить свою эмоциональность
средствами монтажа. ...Корабль бросает якорь, волны
разбиваются о камни берега. Навстречу кораблю бежит женщина, вся — порыв,
вся — ожидание счастья. Символика монтажа рождает столкновение двух зарядов
чувств, волнует зрителя художественной правдой событий и свидетельствует о
кинематографической зрелости авторов. Пластичным кинематографическим решением
отмечен и фильм телевидения Чехословакии «Тишина» Вуоренсола Кауко—режиссер финского
телевидения: — Я бывал на многих
международных фестивалях, и мне интересно впервые присутствовать на фестивале
«Человек и море» в Советском Союзе. Труд человека на море — это очень важная,
объединяющая страны проблема. Можно спорить о путях решения этой проблемы, но
я не теоретик. Однако считаю, что просто документальная фиксация события
не интересна. Необходимо авторское гуманное и поэтическое выражение
идеи. Примером тому может служить фильм Владивостока «Полтора часа до объятий».
Ваняев
Н. А.— министр рыбного хозяйства
РСФСР: —
Будь я в составе жюри международного фестиваля, Главный
приз присудил бы телевизионной фильму Владивостока «Полтора
часа до объятий», В искусстве важно
сочетание жгучей проблемы и
эффективных средств ее
выражения. С этой точки зрения документ приобретает силу обобщения лишь
в том случае,
когда автор увидит его своим особым взглядом. Фильм поднимает тему очень важную
для жизни портового города — возвращение после девяти
месяцев отсутствия китобойной флотилии.
В эмоциональном показе того,
как единым дыханием живет в
это утро город,
звучит апофеоз труду героев Антарктики. Как видите, все
единодушно отметили фильм «Полтора часа до объятий» Приморского комитета по
телевидению и радиовещанию. Именно он и получил Главный приз — «Янтарную
волну» и Диплом 1-й степени. Диплом 2-й степени и
приз «Трезубец Нептуна» присужден телефильму Румынского телевидения «Времена
года и дельта». Диплом 3-й степени
и приз «Трезубец Нептуна» -— телефильму Чехословацкого телевидения «Тишина».
Диплом жюри и
«Трезубец Нептуна» за удачное творческое решение важной проблемы средствами
телевизионной публицистики вручен Азербайджанскому госкомитету по
телевидению и радиовещанию за телефильм «Человек спасает Каспий». Кроме того, диплом и
приз Союза кинематографистов СССР присужден Венгерскому телевидению за телефильм
«Виденная рыба». Приз Союза кинематографистов Латвии присужден Польскому
телевидению за телефильм «Рейс». Г. ГРЕШИЛОВА. Ю. ИВАЩЕНКО, Спец.
корреспонленты. |
(Без темы) Олег Канищев kan-oleg@yandex.ru сегодня в 18:37 Вам Дорогой Олег
Александрович! Спасибо за фильм! Я в очередной раз с восторгом пересмотрела
его и по прежнему была тронута до слез. Фильму
50 лет!!! Вы гений! Обнимаю , целую 🥰 Стар. |