Все началось с
получения 13 июля 2016 года неожиданного письма от главного редактора
федерального научно-исторического журнала «Советский морпех». «Уважаемый Олег
Александрович! Обращаюсь к Вам от имени редакционного коллектива журнала
«Советский морпех». Я, Евнеевич Андрей Дмитриевич, являюсь главным редактором
этого журнала (сайт журнала sovmorpeh.ru). К Вам нас
направил Виктор Сумерин (сержант морской пехоты, участник фильма «Морская
пехота», 1973г – О.Канищев). Нам бы очень хотелось
напечатать статью про Вас и про съемки фильма «Морская пехота» с фотографиями
и документами. Как Вы смотрите на это предложение? Благодарим за быстрый
ответ. С уважением Андрей Евнеевич». В тот же день я
отправил Андрею Дмитриевичу согласие написать
воспоминания о съемках фильма «Морская пехота». «Уважаемый Андрей
Дмитриевич! Конечно, без тени сомнения приму Ваше предложение рассказать на
страницах журнала о замысле и съемках фильма "Морская пехота".
Фильму 40 лет, но его до сих пор демонстрируют в частях морской пехоты Тихоокеанского
флота. И в сетях Интернета у него немало поклонников. Сержант Виктор Сумерин
один из самых активных участников съемок. Благодаря ему кинолента "Морская пехота" обрела вторую жизнь в сетях
Интернета. Завтра приступаю к выполнению задания. Буду поднимать фотоархив, и
думать над планом статьи. Что касается биографических данных, то высылаю Вам стандартное резюме, которым предваряются статьи о моем
творчестве. · Родился 13 октября
1934 года во Владивостоке в семье флотского командира. · 1954г. Окончил
Ленинградскую среднюю школу №45 · 1959г. Окончил
Ленинградский институт киноинженеров (ныне СПб Государственный университет
кино и телевидения), отделение звукооператоров кино, мастерская Заслуженного
деятеля искусств РСФСР А.
Шаргородского · 1968г. Окончил
Дальневосточный институт искусств (ныне Дальневосточная Государственная
Академия искусств) отделение режиссеров кино и телевидения, мастерская
Заслуженного деятеля искусств РСФСР М.И.Каширина, диплом с отличием. · 1959-1964г.г.
Старший звукорежиссер Владивостокской студии телевидения. · 1964г. Приказом
Гостелерадио СССР присвоена первая категория звукорежиссера · 1964-1994г.г.
Кинорежиссер студии «Дальтелефильм». · 1982 г. Приказом Гостелерадио
СССР присвоена высшая категория кинорежиссера. · 1964-1995г. Главный
режиссер Российской вещательной корпорации (РВК). · 1969г. Член Союза
кинематографистов СССР · 1985г. Член Гильдии
кинорежиссеров России · В качестве
сценариста, кинорежиссера, звукорежиссера и музыкального оформителя
участвовал в съемках 79 документальных фильмов. Основной успех в творчестве
выпал на серию фильмов о море, рыбаках и моряках. Восемнадцать кинолент
отмечены тридцатью двумя наградами зональных, Всесоюзных и Международных
фестивалей. · Награжден «Золотой
медалью ВДНХ СССР» за фильм «Формула успеха»(1984г.) · Лауреат Премии
Николая Островского (1980г.). Награжден медалью «45 лет Даманским
событиям»(2014г.) за фильм «Здравствуй, мама»(1979г.). · Награжден
«Гвардейским знаком» (1975г.), медалью «45 лет 150-у танковому полку морской
пехоты» (2013г.), за фильм «Морская пехота»(1974г.) · Присвоено почетное
звание «Заслуженный работник культуры РСФСР» (1979г.) ФИЛЬМОГРАФИЯ Наиболее значимые документальные
фильмы, удостоенные фестивальных наград: · 1964г. – «Там, где
сходятся меридианы» · 1965г. – «Дорога
легла за экватор» · 1969г. – «Дыхание
моря» · 1968г. – «Анна
Ивановна» · 1969г. – «Полтора
часа до объятий» · 1974г. – «Морская
пехота» · 1975г. – «Дрейфующий
остров» · 1976г. – «Крылатые
моряки» · 1978г. – «Встречи у
Океана» · 1979г. –
«Здравствуй, мама" · 1982г. – «Остров в Океане» · 1984г. – «Формула
успеха» · 1992г. – «Транссиб.
Начало пути» · 1993г. –
«Евразийский мост» · 1994г. – «Встречь
солнцу» · 1995г. – «В тот день
закончилась война» С уважением Олег Канищев,
13.07.2016г. Владивосток» "Уважаемый Андрей Дмитриевич!
Высылаю Вам обещанную статью, которую назвал "Морская пехота родом из
моего детства" Дело в том, что я родился в семье флотского командира.
Мой отец кадровый военный всю жизнь прослужил в частях береговой обороны
Краснознаменного Тихоокеанского и Дважды Краснознаменного Балтийского флотов.
И я - капитан в отставке - проходил службу и переподготовку в отдельном
разведывательном батальоне дивизии морской пехоты Краснознаменного
Тихоокеанского флота. Отсюда и название и содержание статьи. Съемки фильма "Морская
пехота" проводились в родной для меня 55-ой дивизии морпехов КТОФ.
Предполагаю, что объем статьи не вписывается в жанр Вашего журнала. Но не
стал её сокращать, так как хочу передать мои воспоминания "Морская пехота
родом из моего детства"в полном объеме моим детям и внуку. Статью
опубликую на моем сайте студия "Дальтелефильм" после выхода
журнального варианта. Разрешаю Вам редактировать и сокращать рукопись
согласно Вашим традициям и литературным вкусам. Андрей Дмитриевич, поздравляю
Вас и коллектив журнала с наступающим Днем Военно-морского флота России! С уважением Олег Канищев.
29.07.2016г, Владивосток" «МОРСКАЯ ПЕХОТА» РОДОМ ИЗ МОЕГО ДЕТСТВА» (вариант
для сайта студия "Дальтелефильм") Ф.Достоевский писал: «Знайте же, что ничего нет выше и сильнее, и
здоровее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее какое-нибудь
воспоминание, и особенно вынесенное еще из детства, из родительского
дома… прекрасное, святое воспоминание, сохраненное с детства, может быть,
самое лучшее воспоминание и есть. Если много набрать таких воспоминаний с
собою в жизнь, то спасен человек на всю жизнь».
Мои родители познакомились случайно в городском парке в Николаеве, что
на Украине. Теплый вечер, надушенный хмелем цветущей сирени и
музыкой духового
оркестра, создавал романтическую атмосферу на танцплощадке. Папа пригласил маму на популярный фокстрот начала тридцатых годов
«Саша, ты помнишь наши встречи…». Мама была учительницей образцовой средней
школы, папа
- командиром
отдельного кавалеристского эскадрона. Отец
сразу понравился маме своим высоким ростом, что не свойственно кавалеристам. Только кавалергарды гвардейской кавалерии в царской
России отличались высокорослыми всадниками. Глаза у мамы онемели от внутреннего восторга перед лихим красным
командиром. Малиновый
звон папиных шпор полностью обезоружили неискушенную барышню. У мамы
за душой была одна юбка, молодость и красота. У отца - Высшие
командные курсы и шашка с
темляком. Папу звали Саша, маму – Лена. Песня «Саша, ты помнишь…» - теперь
уже на граммофонной пластинке в
исполнении Изабеллы Юрьевой на долгие годы оставалась любимой для моих родителей. Спустя
десятилетия, когда я стал
кинорежиссером, отец
писал из Ленинграда во Владивосток: «Олег, обязательно посмотри фильм
«Есения». Главная героиня картины, как две капли воды, похожа на твою маму, когда я впервые увидел её - высокую, тонкую, с блестящими, как
звезды, глазами». Мама,
как и все девушки её поколения, увлекалась стихами знаменитого поэта Игоря
Северянина. Современники присвоили ему титул «короля поэтов» Серебряного
века. Мама наизусть знала много великолепных строчек Северянина и сохранила
до преклонных лет увлечение поэтом. А папа с
«младых ногтей» преклонялся перед литературным гением Льва Николаевича
Толстого и Михаила Александровича Шолохова. В домашней библиотеке собственных книг имелось мало, но «Война и мир» и
«Тихий Дон» всегда соседствовали на книжной полке, несмотря на кочевую жизнь
моих родителей. Отец часто перечитывал их, как бы сверяя свое мироощущение с
философией замечательных писателей. Вообще, книги жили долго, их переплетали
любовно и красиво. Если брали почитать, обязательно обертывали бумагой. Мама в
вопросах воспитания детей исповедовала принципы Януша Корчака – врача, детского писателя,
польского педагога. Его самая известная книга для взрослых – "Как любить
ребенка", изданная в Варшаве, была для мамы подлинной энциклопедией
воспитания детей, Основная идея педагогики Корчака – нельзя воспитывать
ребенка без участия самого ребенка. Он может требовать внимательного
отношения к своим проблемам, иметь мнение и свободно его высказывать.
Отец
исповедовал метод воспитания, завещанный моим дедом Федором: «от лени самое
эффективное средство - врачевание травами, что в переводе на язык родных осин
означало лечение крапивой по ж..е». К слову, в нашей семье не
принято было произносить бранных слов. Любовь мамы ко мне отличалась от любви отца. Если мамина
любовь была безусловна, то расположение отца нужно было заслужить. Мама — это
чувства, гармония, безопасность. Отец — дисциплина и порядок. Мама обращалась к моему разуму со словами убеждения.
Отец не имея терпения, больше воздействовал на инстинкты устрашением. В моем случае были полезны и просвещение мамы и отцовская дрессура.
Как вечный знак забытых истин осталось у
меня на всю жизнь неукоснительные требования отца хорошо учиться и быть
пунктуальным. Папе было в усладу, когда я не валялся в постели, а с утра
книжками шелестел. С детства я знал летчиков Чкалова, Громова, радиста
Кренкеля, естественно, Папанина. От папы впервые услышал, как
торжественно встречал Владивосток 7 июня 1934 года героев-летчиков и
челюскинцев во главе с академиком Отто Юльевичем Шмидтом. В детских играх я,
как и мои сверстники по детскому саду, изображали высадку на льдину
папанинцев или челюскинцев. Наши игры была огромным
светлым окном, через которое в мир детей вливался живительный поток
представлений и понятий о взрослой жизни. Папа
занимался моим образованием, рассказывая, как крестьянский сын Михайло
Ломоносов ушел пешком в Москву учиться. А мама наставляла меня хорошим манерам: не шмыгать носом, не класть локти на
стол, не
держать руки в карманах, обязательно чистый носовой платок, при обращении к
старшим снимать головной убор, подавать женщине пальто, меньше говорить слова
«дай», а чаще – «спасибо». С этим шлейфом политеса я буду вечно жить от
рождения до тризны, хотя в нашей режиссерской среде деликатность интеллигентного
человека считалась профессиональной непригодностью. Мой папа - Александр
Федорович Канищев семнадцатилетним юношей в 1918 году добровольно вступил в
ряды Красной Армии. Воевал на фронтах Гражданской и Великой Отечественной. Прошел тернистый путь от рядового красногвардейца до подполковника. Я часто смотрю на молодого отца и убеждаюсь, насколько
плотно связаны его внешность и внутренняя сущность. В его сердце не было
малодушия, как не было цинизма с утратой некоторых идеалов. Снимок из
архива режиссера Олега Канищева. У меня
всегда возникал вопрос: как взаимодействует воспитание человека с его
генетическими предрасположенностями. От природы у мамы был абсолютный
музыкальный слух и способности к музыке и танцам. В её режиссуре я видел
музыкальные и балетные спектакли детей, которые с большим успехом
выступали в частях и на кораблях Тихоокеанского флота. В те дни мама
увлекалась сценической хореографией, основоположником которой была известная
балерина Айсидора Дункан. Несложная техника "дунканизма" состояла из танца босиком,
отказа от традиционного костюма, импровизации во время спектакля.
Всё это было в духе того революционного времени. В эпоху виниловых
пластинок в нашей домашней фонотеке соседствовали с эстрадой симфонии
Чайковского, Бетховена, Рахманинова. Многие концерты классиков я знал
наизусть. Вне сомнения, я унаследовал некую художественную одаренность от
мамы, и это повлияло на мою судьбу стать кинорежиссером. Тем не менее, вся
моя жизнь сходилась к одному почти не исполненному желанию - после десятого
класса поступить в Ленинградское высшее военно-морское училище имени Фрунзе и
стал, как папа, профессиональным военным. В начале
1932 правительство СССР приняло решение о формировании Морских сил Дальнего
Востока (МСДВ, с 1935 года – Тихоокеанский флот – О.К.), в составе которого создавалась Береговая оборона Дальнего
Востока. Управление
кадров Наркомата обороны СССР направило отца в распоряжение командования
МСДВ, и с тех пор отец связал свою судьбу с военно-морским флотом.
1932год. Папа проездом на Дальний Восток заехал к родным в Кустанай. На снимке слева направо: Папа, мой дедушка Федор Тимофеевич, тетя Варвара Федоровна. Стоят: тетя Елена Федоровна и мой дядя Илья Федорович. Это дедушка Федор говорил: "От лени самое эффективное средство - врачевание травами!". Снимок из
архива режиссера Олега Канищева
Владивосток
встретил папу ярким весенним солнцем и огуречным запахом моря. В долгополой кавалерийской шинели, в
будёновке (форменный головной убор), с
вещевым мешком отец проследовал пешком от вокзала до флотского экипажа, где
ему отвели койку и поставили на довольствие.
Весной 1932 года были
сформированы штаб и политическое управление флота. 20 апреля в клубе водников
(с 1939 года - Дом командиров флота, с 1943 года - Дом офицеров флота)
состоялось первое собрание партийного актива военных моряков, в котором
принимал участие и отец. Собрание, совместно с партийным активом города,
обсудило вопрос о практических задачах по строительству военно-морского
флота. А на следующий день Командующий морскими силами Дальнего Востока издал
первый приказ, в котором перечислялось соединения, части, корабли и
учреждения вновь созданного флота. Этот день - 21 апреля - вошел в историю
как день рождения советского военно-морского флота на Тихом океане.
С Балтики и Черного моря один за другим потянулись по величайшему в мире железнодорожному пути во Владивосток эшелоны катерников и подводников, составы, на которых везли тщательно закрытые брезентом торпедные катера, самолеты, подводные лодки-малютки, береговые орудия. Партия направляла на Дальний Восток десять тысяч коммунистов, ставших основой кадрового и переменного состава Тихоокеанского флота.
Козьма
Прутков как-то сказал: настоящая жизнь начинается, когда в город входят
военные. Впрочем, может быть, он этого
не говорил, но Владивосток, действительно, расправил плечи, когда стал базой
Тихоокеанского флота. По рассказам отца создавался военный флот в
исключительно трудных условиях. Причалы и аэродромы, батареи береговой
обороны и грунтовые дороги, арсеналы и мастерские строились в необжитых
районах, на диких скалах.
Приказом
Командующего морскими силами
Дальнего Востока флагманом флота I ранга
М.В.Викторова отца назначили заместителем
коменданта Владивостокского укрепрайона Тихоокеанского флота, а маму трудоустроили заведующей детским садом Военного порта. Папа сменил
сапоги и шпоры на флотский
китель с золотыми галунами капитана второго ранга. Так началась его служба в
береговых частях Тихоокеанского флота, по сути, в частях современной морской пехоты.
Флотская
форма отцу пришлась по душе, и при его высоком росте темно-синий китель и черные
брюки на выпуск сидели на нём элегантно, словно он всю жизнь служил на
флоте. Несколько
дней папа знакомился с городом и посетил кинотеатр звукового кино «Уссури», в
котором шли документальный фильм «Под флагом наркома» и первый звуковой
фильм «Путёвка
в жизнь». Этот фильм рассказывал о жизни бывших беспризорников в трудовой колонии и был созвучен текущему моменту. Немногие сегодня могут сказать, что означала в те дни
аббревиатура ДОДД. «Добровольное
общество друзей детей» оказывало помощь в борьбе с детской беспризорностью.
Моя мама какое-то время занималась этой работой по линии ДОДДа. 1935 год. У папы на рукавах парадного кителя
четыре золотых галуна, что соответствует званию капитан 2 ранга. У папы
модная стрижка «полубокс», у меня – «полька». Из архива режиссера Олега
Канищева. Люди города - это его интеллект. Какие славные имена знавал в тридцатые
годы прошлого века Владивосток! Здесь служили будущие командующие флотами и
руководители служб Наркомата ВМС СССР. Город выдвинул из своих жителей плеяду
знаменитостей литературы, театра и кино. Отсюда, из Владивостока, уходили
талантливые исследователи морей и океанов. Владивосток стал и моей линией
старта. Здесь начинался мой марафонский бег в большую взрослую жизнь. Родился
я на макушке бабьего лета – 13 октября 1934 года в Морском госпитале. После
шлепка по попе, я известил истошным криком, что во флотском экипаже ТОФ
прибыло пополнение. Маме тяжело достались роды. Были минуты, когда она уже держалась рукой за веревку погребального
колокола. Папа приносил в больничную палату патефон с пластинкой «Саша» и
проводил маме, как сегодня бы сказали, сеанс психотерапии. Отец с пластинкой не расставался и во
время войны на Ленинградском фронте. К сожалению, семейная реликвия не
сохранилась. Мой папа - Александр
Федорович Канищев в 1918
году семнадцатилетним юношей добровольно вступил в ряды Красной Армии, о чем свидетельствует одна из его правительственных наград – медаль «ХХ
лет РККА» (РККА – Рабоче-крестьянская Красная Армия – О.К.). Этой
медалью награждались лица командного и начальствующего состава, прослужившие
к 23 февраля 1938 года 20 лет в кадрах. Когда-то
эта медаль ценилась по статусу наравне с орденом Боевого Красного
Знамени. Сегодня
эту награду не встретишь на груди офицеров и генералов. Легендарное поколение
военных, на чьи плечи легли
тяготы Гражданской, Финской и Великой Отечественной войн, отошло в мир иной.
Во Владивостоке наша семья жила в доме комсостава на Шефнеровской,
напротив кирпичной стены Дальзавода. Шефнеровская
была названа в честь капитан-лейтенанта транспорта «Манджур», первого
командира Владивостокского военного порта А.К.Шефнера. Это он привел
транспорт в бухту Золотой Рог с солдатами прапорщика Комарова –
первооснователями поста Владивосток. Сегодня, в память об улице детства, у
меня на подоконнике в проёме оконных стекол плывет на фоне небесной лазури
парусная модель «шефнеровского» транспорта «Манджур» - подарок от капитана
Бориса Панасенко, героя моего фильма «Земля у Океана» (из серии «Владивосток
и владивостокцы»,1992-1994гг). Окна нашей квартиры выходили на залив Золотой Рог. Хорошо помню,
что зимой Золотой Рог намертво замерзал, и краснофлотцы экипажа катались на
коньках по льду
залива. Лед был чистый, яркий, крепкий, без торосов. В отведенных местах
рубщики вырубали голубоватые кубы льда и на санях отвозили поклажу в ледники для
рыбы.
Летом в
сезон муссонных дождей пласты тумана стекали по падям сопок к водам Золотого
Рога. Набухший влагой, туман моросил несказанной гнилью. Иногда он накрывал город, живописные сопки, да и все вокруг. Такой густой, как молоко, что, буквально, в метре ничего не видно. Проходило несколько минут, и туман исчезал так же быстро, как и появился. Над неподвижной гладью воды низко кружили чайки, рассекая утреннюю тишину гортанными криками. На фоне пасмурного неба нечетко
вырисовывались мало обжитые берега Чуркина. По бухте вокруг кораблей скользили
на джонках под косыми парусами рыбаки. Они приставали к бортам судов и
предлагали разную снедь. Гулкой ранью
«шипшандлер» - старый кореец с косицей на голове приносил в нашу квартиру
иваси, крабов и зелень. Зимой Золотой Рог намертво замерзал, и горожане
катались на коньках по льду залива. Лед был чистый, яркий,
крепкий, без торосов. Из архива Общества изучения Амурского края. Один из летних видов бухты
Золотой Рог. Из архива Общества изучения Амурского края Модель транспорта «Манджур», изготовленная
капитаном Борисом Панасенко. Надо сказать, в начале 30-х годов в Приморье проживало около 100 тысяч
корейцев. У них были свои школы и вузы, на корейском языке печатались газеты
и книги. На подмостках корейского музыкально-драматического театра,
созданного в 1932 году, разыгрывались русская и корейская классика. Первая
зелень, первые овощи, появлявшиеся на городских рынках, были выращены
корейцами. И если бы не эти неутомимые труженики полей и огородов, большая
часть владивостокцев осталось без зубов. Во Владивостоке местом их
компактного проживания была Корейская слобода (ныне район Первой Речки).
Кстати, в Корейской слободе я снимал
комнатку в мазанке, когда в
1959 году после окончания института вернулся во Владивосток. Корейцев, естественно,
я не застал. Их первыми из народов
Советского Союза, депортировали «Постановлением от 21 августа 1937 года «О
выселении корейского населения из пограничных районов Дальневосточного края»,
подписанным И.Сталиным и В.Молотовым. В 30-е годы во Владивостоке
проживали обширные корейская и
китайская диаспоры. О степени трудолюбия и неприхотливости китайцев и
корейцев во Владивостоке говорили, что им для жизни необходимы семь предметов: дрова,
масло, соль, уксус, чай и рис. Фотографии из фонда «Общества изучения Амурского
края. Итак, ранним утром появлялся старый кореец. Узловатыми пальцами, словно
вырезанных из сучковатой палки, он перебирал свой товар в плетеной корзине, и
вытаскивал на свет, невиданных для меня, морских чудовищ и диковинные травы.
Кореец был необычайно вежливым человеком. На его сухом и прозрачном лице,
точно смятом листке папиросной бумаги, всегда светилась щербатая улыбка. Во
время споров с флотскими женами о свежести принесённой снеди раскосые глазки
корейца азартно зажигались, но как только сходились в цене, огонь в них
погасал, словно перегорали электрические пробки. Ступив через порог, он
обязательно отбивал многочисленные поклоны, и обращался к женщинам не иначе,
как старорежимным - «мадама», а к мужчинам – «капитана». " Мадамы" за скоромными продуктами ходили на
близлежащий Мальцевский рынок - место не только торговли, но и сферы оборота
городских новостей. На Мальцевском рынке, вечно утопающем в грязи, можно было
сфотографироваться на холсте с дыркой для головы. И вот вы уже летчица в комбинезоне
летите на биплане. Или на белоснежном лайнере в капитанском кителе на рейде бананово-лимонного Сингапура. Или в
краснофлотской форме шлёте привет с берегов Японского моря. Здесь же
владивостокские маркитантки в белых фартуках, красивые и ядрёные, как сыры в
сметане, продавали: сливочное масло, молоко, ряженку. В объятиях пряно
пахнущей травки стояли банки золотисто-липового и кофейно-гречишного
приморских медов. За китайцами и корейцами оставалась традиционная торговля
морепродуктами, острыми соусами, салатами, черемшой, папоротником, помидорами
и прочими овощами и зеленью. Кроме этого на Мальцевском рынке ходовым товаром
была соль, так как рыба и красная икра солилась в бочках. Вообще, мерилом
приморских щедрот были бочки. В бочках продавали мёд, морскую капусту,
соленые огурцы, квашеные арбузы, помидоры. В конце августа с промыслов на
Командорских островах и острова Тюлений, что в Охотском море, привозили на
продажу, тоже в бочках, ценные шкуры морских котиков, пересыпанных солью. О
промысле морских котиков я рассказал в к/ф."Остров в Океане".
Местные кутюрье
шили из них модные шапки, муфты и шубки для женщин. Все виды причесок и сезонной моды в одежде
можно было увидеть на Светланской. В каких прическах щеголяли женщины, я показал на фотографиях. К сожалению, не запомнил их название. Но помню шутку папы: ни что так не красит женщину, как перекись водорода.У мужчин выбор стрижки был значительно шире: под «бокс», «полубокс», «полька». У военных - под «Котовского» (по имени героя Гражданской войны). Отец всегда носил прическу «полубокс», а позже, во время Великой
Отечественной войны, небольшие усики щеточкой «а-ля маршал Шапошников» Зимой женщины носили меховые шапки с длиннющими ушами и отогревали руки в муфтах.
Колготок тогда не было, и мама использовала свитер отца - ворот зашивала, а
рукава натягивала на ноги. Так поступали, практически, все жены флотских
командиров. В демисезон носили береты. Более продвинутые дамы щеголяли в
шляпках и меховых горжетках - настоящая женщина красоту должна преумножать! У мужчин были модны кепка и тюбетейка. У
сотрудниц женсовета – кумачовые косынки. Молодежь ходила в полосатых
футболках и брюках клёш. Рабочие судоремонтных мастерских и
"Дальзавода" носили косоворотки и толстовки. Моряки с торговых
судов ходили в белых холщовых робах навыпуск. Взрослые и дети в ненастье
надевали на обувь галоши с малиновым фетром внутри. Мальчики и девочки носили
матроски. Милиционеры стояли на посту в шлемах и в белых гимнастерках. У
женщин были в моде нарядные платья из маркизета, крепдешина и креп-жоржета.
Мама, как жена флотского командира, носила
платья из ситца с тематическими рисунками на ткани «Военно-Морской флот».
Мужчины щеголяли в коверкотовых гимнастерках и шевиотовых костюмах. В
кармашках пиджаков вместо европейского платочка торчали набор карандашей и
«вечное перо». А были и другие перья – «уточка» и «номер 86». Мама, например,
всю жизнь писала вставочкой с пером «рондо». Владивосток в 30-е годы, за некоторым исключением,
был деревянным городом. Только Светланская, застроенная красивыми зданиями, обращенных лицом к заливу Золотой Рог,создавала вид стольного града. Когда после 20-летней разлуки я снова вернулся из Ленинграда во Владивосток, город показался мне большой деревней. Публика продолжал мотивировать свое право пользоваться крепкими выражениями, безмерно пить и страдать изжогой от общепита. Из воспоминаний
режиссера Олега Канищева
Владивосток всегда жил в режиме ожидания. А что делать? Каждый второй мужчина города был связан с морем. А женщины на берегу ждали и радовались встречи, которая всегда была недолгой. Ждали из дальних походов военные корабли и подводные лодки, торговые и рыболовецкие суда. Ожидание - особое состояние души Владивостока. Причалы хранят в себе память воссоединившихся семей и разбитых одиноких сердец. Город помнит каждую историю, каждую любовь, каждую встречу и трагическую разлуку. Город все помнит.
Когда мне было четыре годика, я услышал от мамы загадочное слово
"хетагуровка". Так называли девушек, которые по призыву жены
командира Хетогурова ехали жить и работать на Дальний Восток. В Приморье вместе с проплывающей рыбой и пролетающей птицей насчитывалось не более полумиллиона человек. В портовом Владивостоке и на Тихоокеанском флоте преобладали мужчины, готовые смело идти не только в бой, но и «под венец»! Однако, с невестами наблюдался явный дефицит. «Горячие трусики» - так называли портовых дам - не могли покрыть дисбаланс в гендерологии края, и власти решили извечную беду Дальнего Востока ослабить приездом "хетогуровок". Девушки, в
основном, ехали из сёл и деревень всего Советского Союза. Пейзанки - крепенькие, как репки в огороде - отрезали целомудренные косы, перекрашивали волосы
"а-ля Любовь Орлова", делали перманентную завивку - все ради того,
чтобы внешне приблизится к городским барышням и найти свое женское счастье.
Быть кудрявой считалось очень модно. В популярной в те годы песне Д.Д.Шостаковича
из кинофильма «Встречный» так и пелось: «Не спи, вставай, кудрявая, в цехах
звеня! Страна встаёт со славою на встречу дня». В наши дни проблему притока населения на Дальний Восток решают раздачей дальневосточных гектаров. И как здесь не вспомнить фигуру Петра Аркадьевича Столыпина, премьер-министра начала прошлого века. Ныне этот исторический персонаж в особом фаворе у чиновников. Они вешают над своими столами его портреты, а на памятник Столыпину, что в двух шагах от Белого дома, скинулись лично Владимир Путин и министры. По сути, Петр Аркадьевич довел до конца аграрную реформу Александра II, освободившего крестьян, но без земли. А Столыпин дал им бесплатно государственную з¬емлю за Уралом, обеспечив переселенцев из бюджета подъемными деньгами и всевозможными ссудами Крестьянского банка. Справедливости ради, хочу здесь вспомнить предшественника Столыпина - Председателя правительства Сергея Юльевича Витте, который ввел в России золотой рубль, обеспечив приток капиталов в строительство Великого Сибирского пути. И, претворяя аграрную реформу в жизнь, покатили по рельсам Транссиба «столыпинские теплушки» с переселенцами в Сибирь, на Алтай и Дальний Восток создавать крепкие индивидуальные крестьянские хозяйства. О государственной деятельности С.Ю.Витте и П.А.Столыпина, приведшей к резкому ускорению темпов промышленного роста в Российской империи, я подробно рассказал в авторском фильме «Евразийский мост» (Диплом Евразийского форума «За популяризацию идей С.Ю.Витте и П.А.Столыпина, г. Москва, 19 августа 1999г.).
1938 год. Первая
правительственная награда отца – медаль «XX лет РККА». Когда-то
эта медаль ценилась по статусу наравне с орденом Боевого Красного Знамени.
По моде того времени из нагрудного кармашка выглядывает «вечное
перо». Из архива режиссера Олега Канищева
По воспоминаниям отца во Владивостоке было «море
разливанное» рыбы
семейства ивасей. Всемирно известная тихоокеанская сельдь в те годы куда-то
ушла от берегов Японского моря. Вместо неё появились иваси, очень вкусная
рыбка, длиной не более 30 сантиметров. Китайцы ходили по дворам Владивостока
и протяжно на всю улицу кричали: « И-ва-си!». Она была основным объектом промысла на Дальнем Востоке, затем внезапно
исчезла. Со
временем исчезли с лица города и Мальцевский овраг, и Мальцевский рынок, и
туземные торговцы, с которыми Владивосток потерял свой неповторимый колорит
романтического города порто-франка начала ХХ века.
Но я еще застал, когда в витринах
из баночек икры и крабов сооружали пизанские башни. Аршинными плакатами
зазывали горожан: «Всем попробовать пора бы, как вкусны и нежны крабы!».
Вообще, тогда бытовали слова, которые сейчас и не услышишь. Болельщики
футбола говорили голкипер вместо вратарь, хавбек вместо полузащитник. Торгсин
называли магазин торговли с иностранцами. Вместо самолет говорили аэроплан. Кинематограф
называли кино, лента - вместо фильм. Школьники знали, что означают:
«гуммиарабик» (клей) и «невыливайка» (чернильница). В обиходе были слова:
лишенец (лишенный избирательных прав), жировка (квитанция на уплату за
квартиру), очаг (детский сад). Утром по радио передавали утреннюю гимнастику. Папа выполнял все
указания веселого голоса из черной тарелки громкоговорителя и шел в ванную
комнату под холодный душ. Точно также папа встречал каждое утро всю жизнь.
Это было неукоснительное правило для всех командиров Красной Армии и Флота.
Специально были выпущены наставление Народного комиссара обороны СССР К.Е.
Ворошилова в виде буклета и пластинки с комплексом упражнений утренней
зарядки. Вместе с папой зарядку делал и я. В квартире к потолку были прикреплены
гимнастические кольца, а в дверном проёме – перекладина, на которых я
пробовал выполнять подтягивания,
обороты и просто висеть на прямых руках. Папа утверждал, что гимнастические
упражнения способствует росту, и я буду таким же высоким, как он. Уже в
Ленинградском институте киноинженеров, участвуя в соревнованиях между
факультетами, я получил третий разряд по спортивной гимнастике. 1954-1959г.г. В Ленинградском институте
киноинженеров, участвуя в соревнованиях между факультетами, я получил
третий разряд по спортивной гимнастике. Трудно сейчас представить, что я
мог исполнять в вольных упражнениях связку рондат – фляк – сальто назад
прогнувшись. Из архива режиссера Олега Канищева В годы
моего довоенного детства юноши и девушки овладевали военными знаниями,
учились стрелять, проводили военные игры и учения. Воины были всегда
желанными гостями школьников, рассказывали им о своей боевой жизни, обучали
учащихся военному делу. На оборонную тему были созданы знаменитые советские
фильмы, в героев которых играли мальчишки и девчонки в каждом дворе, в каждом
детском саду: «Джульбарс» (режиссер В.А.Шнейдеров, 1936г.), «Граница» (режиссер
Михаил Дубсон,1935г.), «Граница на замке» (режиссер Василий Журавлев,1938г.),
«Тринадцать» (режиссер Михаил Ромм,1937г.) Особенно мне запомнился фильм
«Джульбарс», который я много раз смотрел с мамой в Доме командиров флота. По
поводу этой популярной картины в записных книжках И.Ильфа есть любопытная
жанровая зарисовка – диалог в модной парикмахерской: - Как вас постричь? Под Петера?
- Нет! Под Джульбарса!.. - Милая шутка наблюдательного юмориста превратилась
в своеобразное свидетельство талантливости картины. Действительно, в ту пору
потягаться популярностью с образом, созданным Франческой Гааль в фильме
«Петер», могли немногие киногерои. А Джульбарс – герой одноименной картины
Владимира Шнейдерова – мог. Сюжет картины прост и строится вокруг погони за
бандитской шайкой, по следу которой ведет пограничников Джульбарс. Фильм
долгие годы не сходил с экранов кинотеатров нашей страны. Последний раз я
видел его по телевидению в конце шестидесятых годов, когда вел «Клуб
кинопутешественников» основатель этой передачи, режиссер фильма «Джульбарс»,
Владимир Адольфович Шнейдеров. Ворошиловская батарея Тихоокеанского флота, что на
Русском острове, входила в сектор береговой обороны Владивостокского
укрепрайона, заместителем коменданта
которого был мой отец. В 30-е годы на Тихоокеанском флоте
появились подводные лодки типа «Щука». Особенность этой серии «Щ»
- сравнительная дешевизна, повышенная манёвренность и живучесть.
Владивосток моего детства был не только портовым городом, но и военно-морской крепостью.Тихоокеанский флот получил в наследство — комплекс уникальных долговременных оборонительных сооружений, построенных в конце XIX — начале XX века во Владивостоке и его окрестностях. Владивостокская крепость, принадлежащая к числу самых мощных приморских крепостей мира, создавалась исключительно русскими военными инженерами и строителями, солдатами, саперами. В ней были учтены все недостатки, повлекшие падение Порт-Артура в 1904 году. В то время крепость имела около пятидесяти береговых батарей, способных противостоять самым мощным кораблям противника, шестнадцать фортов, десятки береговых капониров, множество опорных пунктов и сухопутных батарей. Все основные сооружения снабжались электроэнергией и соединялись между собой дорогами и подземными кабелями связи.
«Я уверен, что нет такого врага, который мог бы сломить нашу твердыню Владивосток – оплот России на Дальнем Востоке», – так с гордостью писал в 1912 году герой обороны Порт-Артура, комендант владивостокской крепости генерал-лейтенант В.А. Ирман. Некоторые фортификационные сооружения сохранились почти в первозданном виде и открыты сегодня для посетителей.
Детство практически всех
мальчишек тридцатых годов, у которых отцы служили в армии и на флоте, прошло
под знаком военной игрушки. Моей самой любимой игрой была игра в оловянных
солдатиков. Эту страсть передал отец, который всю жизнь увлекался
военно-исторической миниатюрой. В свободное от службы время мы расставляли на
столе целые армии разных родов войск – кавалерию, артиллерию и пехоту в
строгом боевом порядке. Папа доставал из шифоньера старую «будёновку» и
начиналось сражение, которое шло по разработанным нами правилам. Иногда папа
комментировал сражение фразами из фильма «Чапаев», который вышел в 1934 году
и был чрезвычайно популярной кинолентой. «Решительными действиями отряда и его командира противник отброшен и
обращен в бегство. Где должен быть командир?» – обращался ко мне папа.
«Впереди на лихом коне!» – рапортовал я. Азарт эти игры рождали
такой, что забыть можно было обо всём на свете. Я и сейчас готов развернуть
оловянное сражение на целый день со своим внуком Тёмой, Только бесконечно
жаль, что у меня не осталось ни единого
облупленного, стоящего по стойке «смирно», солдата со знаменем на плече.
Когда я был маленьким над страной и Владивостоком
витали буйные ветры первых сталинских пятилеток. Появились новые понятия
коллективизация, индустриализация. На вахту преобразования страны встали
труженики полей, фабрик, заводов. На боевую вахту - армия и флот. В обиход
вошли слова: стахановец, ударник, орденоносец, авиатор, краснофлотец.
Последний раз столь родное из детства, но уже архаичное слово «краснофлотец»,
я услышал из уст Леонида Ильича Брежнева 7 апреля 1978 года! Когда он в
сопровождении министра обороны СССР Д.Ф. Устинова и главнокомандующего
Военно-Морским Флотом СССР Адмирала флота Советского Союза С.Г. Горшкова
посетили крейсер «Адмирал Сенявин». Моя киногруппа в те дни снимала хронику для
будущего фильма «Встречи у океана». Леонид Ильич с трудом поднялся по трапу
на шканцы крейсера (по-моему, с помощью адмирала Горшкова), и заплетающимся
языком приветствовал Почетный караул Штаба Флота неуставным обращением:
«Здравствуйте, товарищи краснофлотцы!» Казалось, военные моряки на мгновение
не поняли, к кому обращается Леонид Ильич. Но кто-то из морских чинов за
спиной Верховного главнокомандующего махнул рукой, и караул, по-молодецки зычно,
разрядил залпом в утреннюю тишину Корабельной набережной уставной ответ.Оглушительное
"Здравие желаем..." подняло над головами присутствующих целую колонию чаек. Все в оцепенении
замерли, - только не хватало ко всей комичной ситуации, чтобы птицы нагадили
на красивую меховую шапку Генсека. Мне думается, что это, с довоенным
колоритом, приветствие – «здравствуйте, товарищи краснофлотцы» - по-отечески
теплое, но несуразное в предлагаемых обстоятельствах, как-то очеловечило
образ партийного лидера. И сыграло определенную роль в присуждении фильму
«Встречи у океана» Главного приза II Всесоюзного фестиваля «Наш
советский образ жизни» (г.Владивосток,1979г).
В кинофильмах тридцатых годов – их называли
лентами, – было много хорошей музыки. Для кино сочиняли композиторы:
И.Дунаевский, С.Прокофьев, Д.Шостакович. В компаниях и на праздничных
демонстрациях распевали песни из первых звуковых фильмов: «Златые горы»,
«Встречный», «Веселые ребята», «Цирк». Старые песни всегда - о главном. Слушать их и грустно, и приятно. Ведь если душевные порывы и чувства во все времена одинаковы, то жизненные реалии - дело другое. Что-то за годы ушло безвозвратно, а что-то осталось незыблемым, знакомым и людям серебряного возраста, и детям.
Отец рассказывал, что когда вышел 1934
году фильм «Чапаев» Политуправление флота организовало массовое посещение краснофлотцев
сеансов ленты в центральных кинотеатрах города - «Уссури» и «Приморье.
Военные моряки шли по Владивостоку строем с духовым оркестром и развернутыми
транспарантами: «Мы идём смотреть «Чапаева», «Да здравствует, Чапаев и его
боевой друг Петька!» Весь город был обклеен афишами, на которых Петька
строчил из пулемета, а Василий Иванович показывал, куда надо было строчить.
Поверх лихой тачанки летела надпись: «Смотрите Большой Художественный Фильм
Чапаев! Режиссеры – орденоносцы братья Васильевы». Надо сказать, что в титрах
кинолент всегда указывались почетное звание артиста и наличие ордена. Мальчишечья
жизнь вспоминается через вещи предметно и ярко. Молодые люди со значками
«Ворошиловский стрелок» или «Готов к труду и обороне» казались нам героями.
Орденоносцы были еще большей редкостью, на них смотрели почтительно, с
благоговением. В нашем доме на Шефнеровской жил знаменитый орденоносец –
начальник Гидрографического отряда ТОФ кавторанг Михаил Александрович
Воронцов. 1938г. Михаил Александрович
Воронцов. На кителе красуется за боевые заслуги редкие по тому времени
орден «Красной Звезды и медаль «XX лет РККА». Снимок из
архива семьи Воронцовых Его жена – Елена Воронцова дружила с моей мамой, наши семьи, что
называется, водили хлеб-соль и все праздники отмечали вместе. Папа любил
сразиться с Михаилом Александровичем в шахматы. Они надолго склонялись над шахматной доской, изредка обмениваясь магическими
словами: гарде, рокировка, миттельшпиль. В 1938 году Воронцов был награжден орденом «Красной звезды» и медалью «XX РККА». Перед войной Михаила Александровича с должности заместителя начальника штаба Тихоокеанского флота перевели
на военную дипломатическую службу, и он уехал
на работу в ранге военно-морского атташе нашего посольства в Берлине. В мемуарах маршал Г. К.Жуков вспоминал: «6 мая 1941 года И.В.Сталину
направил записку народный комиссар Военно-Морского Флота адмирал Н.Г.
Кузнецов: «Военно-морской атташе в Берлине капитан 1 ранга Воронцов доносит:
…что со слов одного германского офицера из ставки Гитлера, немцы готовят к 14
мая вторжение в СССР …». Донесения капитана I ранга Воронцова приносили Сталину дважды - в мае и июне 1941 года.
Но оба раза они откладывались в сторону. Если бы Воронцову поверил
товарищ Сталин, война сложилась не столь трагично для нашего народа. Так
выполнил свой воинский долг гидрограф, дипломат и разведчик – сосед по дому,
добрый товарищ и яростный соперник моего отца по шахматам. Спустя многие годы в честь 50-летнего юбилея окончания Великой Отечественной войны я посвятил дяде Мише
- вице-адмиралу Михаилу Александровичу Воронцову одну из новелл в фильме «В
тот день закончилась война» (1995г). В конце 1939 года папу перевели с берегов
Тихого Океана на Балтику. С тех пор Ленинград стал для меня второй малой
родиной. В Питере я окончил среднюю школу № 46, что на Чкаловском проспекте,
Ленинградский институт киноинженеров и по распределению в 1959 году вновь
вернулся во Владивосток. Но всё, что связано с историей Северной
Пальмиры, с великим подвигом ленинградцев во время Великой Отечественной
войны, для меня - святая святых. Олег Канищев «Морская пехота» родом из моего детства» - 1
часть». Версия для сайта «Студия «Дальтелефильм» приурочена ко Дню защитника Отечества. 23 февраля 2017 г. Владивосток. |