|
МОРСКОЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
имени
адмирала Г.И. Невельского
Научно-технический
информационный центр
ГОДУ
РОССЙСКОГО КИНО ПОСВЯЩАЕТСЯ
КАМЕРА!
МОТОР! СНИМАЕТСЯ ВЛАДИВОСТОК!
ЦИКЛ
ВИРТУАЛЬНЫХ ЭКСКУРСИЙ
ПО
ВЛАДИВОСТОКУ КИНЕМАТОГРАФИЧЕСКОМУ
|
Владивосток,
2016
1. ЖИЗНЬ КАК В КИНО: ВИРТУАЛЬНАЯ
КНИЖНАЯ ВЫСТАВКА (Составитель Т.Б. Савина)
2. «ПОЛТОРА ЧАСА ДО ОБЪЯТИЙ»:
ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ КИНО НА ЭКРАНЕ. (Составитель
И.В. Абрамова)
"Кино — это
всегда выход из положения.
Там каждый о чём-то
может помечтать "
Эрих Мария Ремарк. "Три товарища"
Презентация
виртуальной книжной выставки
«Жизнь
как в кино»
НАЧАЛО
Во Владивосток кино
пришло в 1897 году. В город приехали свои мистеры Фёрст и Секонд (герои
кинофильма «Человек с бульвара Капуцинов») - Хегберг и Маржецкий.
Они были романтиками, которые даже не рассчитывали на коммерческий успех своего
дела, ведь сначала к движущимся картинкам люди относились с большим недоверием.
Прошло десять лет, и в городе, как грибы, стали открываться кинотеатры. «Мир
иллюзий», «Золотой рог», «Мираж», «Декаданс», Гранд Иллюзион А. Купера и
др..
|
Доподлинно известно,
что первая киносъёмка во Владивостоке состоялась в 1901 году. Некто француз Матье,
поставил киноаппарат возле здания Торгового дома Кунста и Альберса и
снимал проходивших мимо людей. Через полгода господин Матье уехал и следы его шедевра затерялись. Есть надежда, что она
затерялась где-нибудь в хранилищах французских фильмофондов. Только найти её
довольно сложно.
Остаётся верить в
чудо. В то, что первая владивостокская съёмка когда-нибудь обнаружится.
|
Торговый дом «Кунст и Альберс». Владивосток,
начало ХХ века. |
Известно, что 1919
году американцы начинали работать во Владивостоке над фильмом по Венедикту Марту. В 1927 году известный
режиссер Валерий Инкинжинов специально
для съёмок фильма «Вор» («Клеймо креста») построил в Приморье декорации
корейской деревни. Но об этих картинах ничего неизвестно. К сожалению, здесь
очень мало снимали хронику. Одно из первых появлений Владивостока на экранах
было в кадрах кинохроники, которую в 1918-1920 годах снимали российские,
американские и французские кинодокументалисты. Сохранилась одна из уникальных
лент от 1922 года - парад, посвящённый годовщине меркуловского правительства, а
в архиве кинофотодокументов в Москве обнаружены ещё одни любопытные
документальные съёмки из Владивостока - праздник христианского союза молодых
людей.
Гордость Приморской
документалистики - два документальных фильма «Лесные люди» и «По дебрям
Уссурийского края», снятые Александром
Литвиновым в 1928 году.
Художественные ленты
«Дерсу Узала» по роману
В.К.Арсеньева режиссёры Агаси Бабаян
(1961) и Акира Куросава(1975) снимали
также в Приморье, в Анучинском районе.
ВЛАДИВОСТОК В КИНО
Владивосток — город
кинематографичный. Здесь — и природная красота для длинных планов, и
кинофестивали… В 60-е годы он стал притягательным для съемок игрового кино. Первым был Штирлиц.
«Пароль не нужен»
(1967)
|
|
Кинокадры из фильма
Б. Григорьева «Пароль не нужен» |
Фильм Бориса Григорьева
о владивостокских приключениях Штирлица в 1922 году стал первым фильмом о
культовом разведчике. Юного Исаева сыграл Родион Нахапетов. В кадре —
Светланская, Алеутская, ресторан «Челюскин», на время вновь ставший «Версалем»…
Корейца Чена играет В. Лановой, японца Мацумото — М. Глузский.
Места и образ
Владивостока. Владивосток
здесь дореволюционный, над этим поработали художники-декораторы. В частности, в
вывески на домах Миллионки добавили «яти», твердые знаки, китайские и японские
иероглифы, новые здания были завешаны. Телевышку и новостройки на Эгершельде в
кадре закрыли военными кораблями. Ленинская улица на время снова стала
Светланской.
«Внимание, цунами!»
(1969)
Реж. Георгий
Юнгвальд-Хилькевич (СССР) ( Георгий Юматов, Валентин Зубков, Николай Федорцов,
Юрий Боголюбов)
Один из первых
фильмов-катастроф отечественного производства о надвигающемся к советским
тихоокеанским берегам цунами. На посту оповещения служит команда из семи
моряков, им нужно выполнить свой долг и предупредить город об опасности, в то
время как вокруг разворачивается трагедия. По морским вопросам кинематографисты
консультировались с героем Советского Союза вице-адмиралом Владимиром
Алексеевым. Тексты песен написал Владимир Высоцкий.
Места и образ
Владивостока. Город
советский и романтичный: лето, парни в фуражках, кинотеатр «Океан», свидания.
Кино про море, оно здесь повсюду вместе с кораблями, звуком рынды, тельняшками
и навигационными картами.
«Владивосток, год 1918»
(1982)
|
|
Кинокадры из фильма
Э.Гаврилова «Владивосток, год 1918» |
Реж. Эдуард Гаврилов
(Василий Бочкарев, Марина Левтова, Михаил Жигалов, Андрей Ростоцкий)
Фильм рассказывает о подвиге
24-летнего большевика Константина Суханова, который погиб, решая судьбу
революции на Дальнем Востоке. В бухте Золотой Рог стояли японские, французские,
американские и английские корабли, в любой момент готовые начать военные
действия против установления советской власти в регионе.
Места и образ
Владивостока. Полусоветский
с красными флагами и полуцарский Владивосток с красивыми залами для приемов с
шампанским и канделябрами. Бабочки против галстуков. Показаны китайские
диаспоры, Миллионка, чайки, маяк, переулки близ особняка Бриннеров, вид города
с моря под вражескими пушками, железнодорожный вокзал.
«Моонзунд» (1988)
|
|
|
Кинокадры из фильма Александра Муратова «Моонзунд» |
Реж.Александр Муратов (
Олег Меньшиков, Николай Караченцов, Евгений Евстигнеев, Борис Клюев, Алексей
Булдаков)
Моонзунд — пролив в
Балтийском море между эстонским материковым берегом и Моонзундским архипелагом,
где осенью 1917 года случилось Моондзунское сражение. Но некоторые сцены фильма,
снятого по роману Виктора Пикуля, снимались на Русском острове. Действие
происходит в конце Первой мировой войны, когда не поддавшиеся бунтарским
настроениям моряки защищают от немецких кораблей выход к Петрограду, где во всю
разворачивается революция.
Места и образ
Владивостока. Съемочная
группа приехала во Владивосток, чтобы снять залп Ворошиловской батареи, который
по мощи мог уничтожить любой крейсер. В кадрах фильма — предпоследний выстрел в
истории этого военного сооружения. Его последний командир вспоминал, как
киношников ударной волной унесло вместе с аппаратурой в лес. К счастью,
обошлось без жертв.
Теперь все эти фильмы интересны ещё и тем, что в них сохранён прежний,
ушедший Владивосток, пусть и загримированный под ещё более ранние времена.
НОВЫЕ ВРЕМЕНА — НОВЫЕ
ЛЕНТЫ
|
Кадр из фильма Виталия Каневского «Замри, умри,
воскресни» |
В фильме Виталия
Каневского «Замри, умри, воскресни» (1989), получившем специальный приз Каннского
фестиваля, Владивосток предстаёт довольно мрачным. Равно как и в «Сказке про
темноту» (2009) Николая Хомерики с Алисой Хазановой в главной роли. Зато
Хомерики удалось создать образ города — небесспорный, но интересный.
Владивосток дан им в контрастах: от гостинок на Тихой до солнечных брызг на
глади Амурского залива.
В последние годы — не
без влияния кинофестиваля «Меридианы Тихого» — Владивосток стали активно
снимать соседи: корейцы («Тайфун»), японцы («Седьмой код»)…
После распада СССР у
России не осталось «морских» киностудий. Такая студия непременно должна
появиться во Владивостоке. Ведь важнейшим из искусств для нас по-прежнему
является кино.
Составитель: Т. Савина
|
|
|
|
|
|
Кинокадры и призы
фильму Олега Канищева «Полтора часа до объятий» |
Ретропоказ одной из самых
ярких лент о Владивостоке и особенно любимая многими жителями нашего города -
короткометражный документальный фильм «Полтора часа до объятий». Режиссер этого
фильма Олег Александрович Канищев. Классик дальневосточной
кинодокументалистики. Человек, по чьим фильмам до сих пор учат студентов ВГИКа.
Олега Канищева можно назвать художником-маринистом в жанре телекино.
|
||||
Режиссер
Олег Канищев Сценарист, кинорежиссер,
звукооператор и музыкальный оформитель, Заслуженный работник культуры РСФСР,
член Союза кинематографистов РФ |
||||
|
||||
|
||||
Эта 13 -минутная
документальная лента «Полтора часа до объятий», снятая на студии
«Дальтелефильм» в 1969 году, стала классикой, как стал классиком ее режиссер
Олег Канищев.
Фильм «Полтора часа
до объятий» брал первые награды на главных кинофестивалях страны.
Два года автор
вынашивал идею, неделями монтировал, после отстаивал готовую картину, а на то,
чтобы снять главный фильм своей жизни, у него ушел один день. Тот самый день,
что месяцами ждали, приближали, обводили в календарях тысячи жителей
Владивостока — приход китобойной флотилии «Советская Россия» в родной порт -24
июня 1969 года.
Это уникальная
кинохроника возвращения арктической китобойной флотилии «Советская Россия»
домой после девятимесячного плавания. Пока украшенное вымпелами судно входит в
порт, горожане покупают цветы и собираются на площади Борцам за власть Советов,
улыбаются в камеру, плачут и машут платочками бородатым морякам. А потом,
наконец, бросаются якоря и льется шампанское с долгожданными поцелуями.
Фильм вошел в золотой
фонд отечественного телевизионного кино, а зрители все так же волнуются, когда
видят эти черно-белые кадры сорокалетней давности.
Канищев снял фильм
даже не о возвращении китобойной флотилии летом 1969 – это фильм о любви, в
котором буря эмоций, море людей и объятия крепче морских узлов.
Финал фильма
получился открытым. На фоне общей радости — одинокая женщина, трагично смотрит
вдаль.
Этот взгляд критики
не раз ставили в укор режиссеру. Кто она? Кого не дождалась? Как сложилась ее
жизнь? Но это, как говорится, уже совсем другая история.
Ни китобойных
флотилий, ни Дальтелефильма давно нет, но «Полтора часа до объятий» и сегодня
смотрятся удивительно свежо и трогательно. В кадре мы не увидели ни бравурных
докладов, ни партийного руководства; только лица владивостокцев — молодых,
старых, смеющихся, плачущих. Именно лица людей, живших когда-то на тех
же улицах Владивостока, что и мы с вами – главный символ ретропоказа. И
неравнодушный зритель всматривается в лица из прошлого и узнает себя в кадрах
из настоящего.
Составитель:
И.Абрамова
БИОГРАФИЯ
Канищев Олег
Александрович
Сценарист,
кинорежиссер, звукооператор и музыкальный оформитель, актер,
Заслуженный работник
культуры РСФСР, член Союза кинематографистов РФ
Олег Канищев родился
в 1934 году во Владивостоке в семье флотского командира. Окончил Ленинградскую
среднюю школу № 45 (1954 год), Ленинградский институт киноинженеров (отделение
звукооператоров кино, мастерская А. Шаргородского, 1959 год), Дальневосточный
институт искусств (отделение режиссёров кино и телевидения, мастерская М.
Каширина, диплом с отличием, 1968 год)
1959—1964 — старший
звукорежиссёр Владивостокской студии телевидения.
1964—1994 —
кинорежиссёр студии «Дальтелефильм». В качестве сценариста, кинорежиссёра,
звукооператора и музыкального оформителя участвовал в съемках 79 документальных
лент.
После ликвидации
студии "Дальтелефильм" несколько лет был главным режиссёром Российской
вещательной корпорации (РВК) - первого на территории России медийного
предприятия с участием иностранных учредителей.
Основной успех в
творчестве кинорежиссёра Олега Канищева выпал на серию фильмов о море, рыбаках
и моряках. Он был пионером в разработке всесоюзной документальной киномарины.
Его ленты внесли значительный вклад в развитие этого жанра телекино и были
удостоены Главных призов на 1-м, 3-ем, 4-м, 5-м, 6-м Всесоюзных фестивалях и на
2-м, 3-ем, 4-м, 6-м Международных конкурсах Человек и море.
Восемнадцать кинолент
режиссёра Олега Канищева отмечены тридцатью двумя наградами Зональных,
Российских, Всесоюзных и Международных фестивалей.
Олег Канищев был
членом Всесоюзной комиссии по телевизионному кино СК СССР (1975 год). Он
лауреат премии Николая Островского (к./ф. «Здравствуй, мама», 1979 г.). Ему
присвоено почётное звание «Заслуженный работник культуры РСФСР» (1979 г.).
Награждён Золотой медалью ВДНХа СССР на конкурсе научно-популярных фильмов (к/ф
«Формула успеха», 1984 г.).
Олег
Канищев был членом жюри: 2-го Всесоюзного фестиваля телевизионных фильмов
(Москва, 1967 г.), 5-го Всесоюзного фестиваля «Человек и море» (г. Мурманск,
1972 г.), 5-го Всесоюзного фестиваля телевизионных фильмов (г. Ташкент, 1973
г.), 6-го Всесоюзного фестиваля «Человек и море» (г. Калининград, 1974 г.),
1-го, 2-го, 3-го Всесоюзных
фестивалей
«Наш советский образ жизни» (г. Владивосток, 1975, 1979, 1982 гг.), 3-го
Международного фестиваля «Человек и море» (г. Владивосток, 2001 г.).
Последние
годы режиссёр Олег Канищев работал на коммерческом телевидении г. Владивостока,
снимая видеоочерки для авторской программы «Духовный собеседник». Читал лекции
по киноискусству в ВУЗах Владивостока. Канищев занимается сбором материалов для
написания истории студии «Дальтелефильм» и создал сайт в Интернете, посвящённый
истории телевизионного документального кино на Дальнем Востоке.
ФИЛЬМОГРАФИЯ
Наиболее значимые документальные фильмы О.
Канищева, удостоенные фестивальных наград:
1964 — Там, где
сходятся меридианы
1965 — Дорога легла
за экватор
1968 — Анна Ивановна
1969 — Полтора часа
до объятий
1974 — Морская
пехота
1975 — Дрейфующий
остров
1976 — Крылатые
моряки
1978 — Встречи у
Океана
1979 — Здравствуй,
мама!
1982 — Размышление
по поводу…
1982 — Остров в
океане
1984 — Формула
успеха
1992 — Транссиб.
Начало пути.
1993 — Евразийский
мост
1994 — Встречь
солнцу
1995 — В тот день
закончилась война