Валентин ГАФТ: «Ролан Быков мне написал: «Мой нежный Гафт, мой нервный гений, Храни тебя Господь от тех, Кто
спровоцировал успех Твоих незрелых сочинений...»
Часть II
Дмитрий Гордон
«Бульвар Гордона»,
февраль – март
«Многие думают, что Гафт — не фамилия, а издательство»
— Вы утверждали, что юмором якобы никогда не занимались всерьез, тем не
менее, у всех наших знаменитых сатириков столько не в бровь, как говорится, а в
глаз эпиграмм, сколько из-под вашего вышло пера, разом не наберется...
— Да (соглашается), их немало, но еще больше мне приписывается. Многие
вообще думают, что Гафт — не фамилия, а издательство.
— Какие из маленьких произведений, гуляющих долгие годы по миру под вашим
именем, писали не вы?
— Ой, их хватает, но перечислять не буду. Если нравится людям
— пускай, а вообще, все это как-то случайно делалось, для капустников, а потом
неожиданно для меня стало распространяться от Москвы до самых до окраин.
Время от времени и книжечки мои выходят. Недавно был в Питере, смотрю, лежит на
раскладке новая, написано: «Гафт.
Эпиграммы». Открываю: одна эпиграмма моя и 30 — чужих,
а в интернет и вовсе боюсь заглядывать — там едва ли не все ложь.
— Мне один очень хороший актер жаловался: «Гафт злой, и эпиграммы у него такие же»...
— Вот там и злые, и матерщина сплошная, но ко мне это
никакого отношения не имеет.
— Среди ваших эпиграмм много язвительных, ядовитых?
— Злобной нет ни одной.
— Почему же писатель Михаил Рощин посвятил вам такие строки:
У Гафта нет ума ни грамма —
Весь ум ушел на эпиграммы?
— Чепуха это — лучше всего ко мне обратился Ролан Быков:
Мой нежный Гафт, мой нервный гений,
Храни тебя Господь от тех,
Кто спровоцировал успех
Твоих незрелых сочинений...
В этом весь Ролик...
— Какая из ваших эпиграмм нравится вам больше всего?
— Даже не знаю — по-моему, все это пустяки... Восторгаться и упиваться — этого
у меня нет, а наиболее удачная, пожалуй, о Гердте...
Вроде бы получилось, и Зиновий Ефимович сам эту эпиграмму охотно произносил:
О, необыкновенный Гердт —
Он сохранил с поры военной
Одну из самых лучших черт:
Колено-он-непреклоненный.
Очень понравилась эпиграмма на себя Ие Саввиной.
— Про двух собак? Неужели? По-моему, она обидная...
— Да? А вот Ия так не считает.
— Кто-то из нынешних молодых людей вызывает у вас желание написать
эпиграмму?
— Трудно сказать, хотя... Один вот заинтересовал, адвокат Михаил Барщевский: он выступает представителем закона в телеигре «Что, где, когда?», потом организовал партию... Я
написал так:
Как в юридическом пижоне,
Фигура, усики, пробор.
Он мог бы вором быть в законе,
А он в законе и не вор.
— Вы до сих пор продолжаете работать в жанре малой формы?
|
К
определению «секс-символ» Гафт относится с иронией
и говорит, что пристального женского внимания к себе никогда не ощущал. «А
если что-то и замечал, взаимностью не отвечал» |
— Бывает, но чаще пишу какие-то посвящения к дате, когда кого-то
иду поздравлять. Вот Игорю Моисееву покойному было 100 лет, и я ему сочинил
стихотворение, подарил также по опусу Кате Максимовой, Светланову,
Юрию Петровичу Любимову... Недавно был вечер памяти Булата Окуджавы — его вдова
Ольга попросила меня принять участие, и я по этому поводу написал... Если
вспомню, сейчас прочитаю:
Человек
привязан к жизни.
Отстает, бежит вперед.
Отдает всю жизнь Отчизне,
Кто-то честно, кто-то врет.
Но до ада или рая
Постепенно все дойдут.
Жизнь короткая такая,
Долгим будет Страшный суд.
Многих
нет, а те далече —
Откричали петухи.
Ночь, сутуленькие плечи,
Вот гитара, вот стихи.
Вот Арбат, как река
Моховая, Бронная
И на струнах рука, и слова на века,
Им произнесенные.
В гимнастерке полуржавой
Где слова впитались в кровь,
Чтобы помнила держава
Про войну и про любовь.
— Вы издаете сборники серьезных стихотворений?
— Сейчас выйдет книжечка, и там будут еще более серьезные стихи, чем вы
думаете. Среди них есть даже философские, типа:
Был новый день наивным и прозрачным.
К полудню повзрослев, он думал, ел, любил...
Каким бы день ни стал: удачным — неудачным,
Но к ночи он умрет, как будто и не жил.
В который раз нам смерть напоминает,
Что жизнь — это отсчитанные дни.
Пусть никогда никто не забывает,
Что к нам не возвращаются они.
— Если бы в 60-70-е годы существовало понятие «секс-символ», вне всякого
сомнения, вас им бы признали...
— О Боже (трет щетину рукой), сегодня я совершенно не в форме. Недавно в
помещении Русской драмы довольно благополучно мы отыграли три спектакля «Заяц. Love story», немножечко это
отметили... У вас очень хороший Театр Леси Украинки и зал замечательный —
заботами Резниковича его держат в порядке. Приятно
играть, да и публика киевская необыкновенная...
«Жене сказали: «Вы манекенщица? Вон та проститутка, которая ходит по
подиуму? Идите отсюда, вам не место в культурном учреждении»
— Возвращаясь к секс-символу: пристальное внимание
дам вы чувствовали?
— Нет, а если что-то и замечал, взаимностью не отвечал. У меня были красивые
жены: и первая, и вторая, и сейчас третья Оля Остроумова — мы с ней уже 16 лет
вместе. Отвлекаться на сторону мне было незачем.
— Первая ваша жена была моделью?
— Да.
— Вы ее ревновали?
— Тогда представительницы этой профессии были другие — не те, что сейчас. Моя
модель — довольно образованный, умный человек, она стала потом театральным
критиком: такое вот сочетание. Когда Лена поступала в ГИТИС, ей сказали: «Вы
манекенщица? Вон та проститутка, которая ходит по подиуму? Идите отсюда, вам не
место в культурном, а тем более театральном учреждении». Она убежала, а теперь
видите...
— Ну, хорошо: красивая женщина, наверняка уезжала за тридевять земель на
показы...
— Да, она первой объездила мир и много чего мне рассказывала, а мы только
гадали: неужели когда-нибудь тоже это увидим?
— Когда вы впервые отправились за рубеж, у вас ничего не перевернулось?
— Перевернулось — еще как! Помню, мы в Швеции с Мишей Глузским
снимались, так он все время ходил, приговаривая: «Нет, с этой страной надо
что-то немедленно делать — так жить им нельзя...».
— Никогда не хотелось остаться на Западе, как это сделали Нуреев, Барышников?
— Боже упаси! Правду вам говорю: никогда в жизни!
—
Вы понимали, что там не будете нужны никому?
— Ничего я не понимал — это внутреннее ощущение, а Барышникову, между прочим, я
написал эпиграмму:
Гастролировал балет.
Все на месте — Миши нет.
Оказалось, он — на месте,
Остальные — просто вместе.
|
У Валентина Гафта и его супруги
Ольги Остроумовой, с которой они вместе 16 лет, вполне гармоничный брак: «Я
радуюсь ее успехам, она радуется моим, если они есть» |
—
Можно понять: от такой, как Ольга Остроумова, немудрено
потерять голову, но и у вас, и у нее были семьи. Рвать там пришлось по
живому?
— Нет, потому что, когда познакомились и сошлись, оба были свободны...
— Актеру тяжело жить с актрисой?
— Актриса она в театре, а дома — жена, мать... У нас разговоры о том, кто лучше-хуже, и споры: мол, ты
замечательный, а ты нет — исключены, этого Оля не любит. Она совершенно в
упомянутом смысле не типична, и в нашем доме «актриса», «актер» — слова
оскорбительные.
— Тем не менее, когда бок о бок живут два
творческих человека, достигшие вершин в профессии, обычно начинается какая-то
взаимная ревность...
— Дмитрий, у нас этого нет абсолютно — ну о чем вы? Я радуюсь ее успехам, она,
по-моему, молча радуется моим, если они есть.
— Может быть, я не вправе задавать этот вопрос, во всяком случае, если
сочтете его бестактным, не отвечайте... Шесть лет назад внезапно покончила с
собой ваша дочь — почему это произошло?
— (Горько). Не уследили. Не уследили! Она и до этого несколько попыток
самоубийства предпринимала... Оля была балериной, а хотела стать драматической
актрисой. Я мог бы устроить ее в театральное училище, однако...
— Это дочь от первого брака?
— От второго.
Из газеты «Московский комсомолец».
«Трагедия произошла 24 августа 2002 года — мать, Инна Елисеева, нашла тело
дочери только спустя сутки. 29-летняя Ольга повесилась прямо в прихожей,
закрепив конец веревки в шкафчике под потолком. У Олиной мамы был очень тяжелый,
скандальный характер, и друзья Гафта в один голос
говорят, что артист был вынужден Елисееву оставить. С дочерью у Инны Сергеевны
тоже отношения не складывались. Мать обладала властным нравом, не терпела
возражений, а Ольга росла очень ласковой и доброй девочкой. Окончила Московскую
государственную академию хореографии, танцевала в кремлевском балете. Казалось,
жизнь сулит ей много хорошего...
В тот роковой день девушка, судя по всему, дважды пыталась покончить с собой:
сперва прикрепила веревку к люстре, но светильник оборвался и рухнул на пол. В
квартире были найдены две предсмертные записки — в одной, адресованной матери,
Ольга со всеми прощалась, а во второй было послание любимому, который, по
некоторым данным, был дирижером симфонического оркестра.
«Конечно, я виноват, что тут еще добавить, — сокрушается Валентин Иосифович. —
Мы жили отдельно... Собственно, я никогда в этой семье и не жил, но что уж
теперь об этом? Кто ж знал, что так все случится? У нее была своя жизнь — я и
не догадывался, что ей так плохо... Разумеется, вины своей не снимаю и никогда
не сниму».
— Курс набирал Женя Лазарев. Я позвонил: «Посмотри, очень прошу. Если она
способна, прими, а если нет, никакого блата не надо». Он перезвонил: «Ты
знаешь, данных никаких нет, но нет вопросов — возьму». Я отрезал: «Ни в коем
случае!». У Оли начались по этому поводу комплексы, переживания, а потом все
какая-то несчастная любовь осложнила. Многое просто совпало, соединилось.
Произошло это страшно, и смерть дочери ударила по мне очень сильно.
— Говорят, вы верующий человек и даже приняли православие...
— Да, это правда.
— Что же может толкнуть еврея на этот шаг?
— Видите ли, мой родной язык русский, и когда, играя в театре,
я произносил слово «Бог» (например, в роли Городничего), что-то мне там (показывает
на сердце) жало... Я врал себе, понимаете, и как актер не мог это
преодолеть, а когда на душе было горе, ходил в церковь, и она меня излечила.
Беседы с отцом-священником сильно мне помогли, и сейчас я не часто, но там
бываю. В монастыре у меня есть друзья, а Оля, жена, — та вообще из семьи
священника.
Говорят: выкресты — это нехорошо, однако окружает-то меня религия
христианская... Об этом не следует говорить, не стоит на подобные темы
распространяться, но я не сомневаюсь, что существует энергия свыше (как хотите,
так ее и называйте!) и иногда мы общаемся с
невидимым... Каждый верит по-своему, у каждого свои убеждения. Мне ближе всего
христианство...
— Тем не менее, когда вы приезжаете, скажем, в Израиль, не возникает ни у
кого там вопросов: зачем изменили вере отцов?
— Нет, никогда. Я Израиль люблю, мне очень нравится эта маленькая, но
мужественная и сильная страна. Евреи — родные мне люди, к которым у меня нет
антипатии, но я не понимаю их веры. Мне чужды даже внешние ее проявления —
глядя на ортодоксов в шляпах, с пейсами, с многочисленным потомством, узнавая
их законы, обычаи, я сознаю, что стать таким не смогу.
«Когда Олег Даль стоял над
гробом Высоцкого, видно было: он не жилец — его можно было забрасывать в гроб
вместе с Володей»
— Была, знаю, еще утрата, которая очень сильно на вас подействовала, — имею
в виду уход Олега Даля. Вы же тогда и сами были, если не ошибаюсь, при смерти?
— Настолько страшное состояние у меня было два раза в жизни: когда повесилась дочь и когда не стало Олега, с которым мы
незадолго до этого близко сошлись. В 81-м году я серьезно заболел (лечение
состояло в том, что в позвоночник втыкали иглу и откачивали спинномозговую
жидкость), и вот в тот момент, когда ее воткнули, кто-то вошел и сказал: «Умер
Даль». Я подскочил, мне показалось, если чего-то не сделаю, сейчас же помру. С
торчащей иглой встал, подошел к окну и стал истошно вдыхать морозный воздух.
...Олега я очень любил и тайно, про себя, всегда им восхищался. Он был для меня
каким-то неподражаемым — глядя на него, я отчетливо видел, что многого не умею
и не понимаю. Мне нравился смысл того, что Даль делает, меня возбуждал его
темперамент. В последний год мы подружились, вместе кое-что сочиняли. Встретив
меня на «Мосфильме», он даже передал мне свою инсценировку «Зависти» Юрия Олеши, хотел со мной поработать. Я чуть не задохнулся от
счастья...
Даль умер еще до того, как остановилось его сердце, — его можно было
забрасывать в гроб вместе с Володей Высоцким, во всяком случае, когда Олег над
этим гробом стоял, видно было: он не жилец, и не важно, случайно или специально
ушел он из жизни. Ему оставалось немножечко потерпеть — тогда ведь все
запрещалось, и в театре он места себе не находил, хотя искал. Это был очень
противоречивый человек (сочинявший, кстати, замечательные стихи).
На следующий день после гибели Олега я был у него дома, и его жена Лиза
поставила мне на домашнем магнитофоне запись: Даль репетировал композицию
стихов Михаила Юрьевича Лермонтова (вообще-то, он должен был ее читать в
сопровождении козловского «Арсенала», но тут подобрал
случайную музыку)... Когда я это слушал, сердце у меня разрывалось, а после
того, как Олег произнес: «И скучно, и грустно, и некому руку подать. Любить...
но кого же?.. на время не стоит труда, а вечно любить невозможно», я понял, что
он отжил. Царствие ему небесное!
— Вы говорите о том, что не могли в спектакле фальшиво произносить слово
«Бог», тем не менее, на сцене и в кино из ваших уст куда чаще звучало другое
слово — «любовь», да и в жизни вы наверняка нередко объяснялись в своих
чувствах многим женщинам. Это нефальшиво звучало? Вы любили по-настоящему?
— На самом деле, это было куда реже, чем многим кажется, а любил ли? Думаю, да,
и сейчас мы играем как раз об этом спектакль «Заяц. Love
story». Любил ли ты и что именно тебе в женщине
нравилось, осознаешь после того лишь, как это уходит, причем далеко — тогда
начинаешь подробности вспоминать, тебя это волнует, а все остальное исчезает,
как будто ничего и не было. Если ты этого не пережил, если не можешь наполнить
пьесу своими чувствами, играть ее невозможно. Она очень
личностная, внутри нее как бы другое развивается действо: все эти
молчания, паузы, оттенки восприятия — то, что не выписано драматургом, и если
спектакль имеет успех, то только поэтому.
— Будучи влюбленным, вы совершали какие-то безумные поступки, которые до сих
пор вспоминаете с улыбкой или, быть может, с грустью?
— Когда человек влюблен, он не отдает себе во многом отчет. Он совершает
чудеса, понимаете?
— Какие чудеса на вашем счету?
— Ой, не люблю я об этом рассказывать, да и теперь этого бы
не делал. Ну, допустим, иду, как ненормальный, по улице, вдруг
останавливаю машину и говорю водителю: «На аэродром!». Лечу черт знает в какую даль только лишь для того, чтобы увидеть,
побыть пять минут рядом, а потом возвращаюсь обратно.
— Кого же, простите, вы жаждали так увидеть?
— Кого? (Задумчиво). Женщину!
— Недавно вы сильно болели, и в газетах писали, что у вас что-то серьезное.
Сейчас со здоровьем получше?
— Болел после того, что произошло с дочкой... Нервный срыв — что вы хотите... Сперва вроде все было
в порядке, а потом стало действовать... Почти три года провел в больнице, но не
надо, не надо об этом...
— Вы считаете себя реализовавшимся актером?
— Я, если честно, об этом не размышляю. Реализовываться каждый день можно —
например, играя спектакли по-разному. Не стоит об этом думать, незачем тратить
на такую ерунду энергию: придет — хорошо, нет — тоже не страшно.
— Как вы думаете, по какой картине — одной! — вас запомнят?
— По телефильму «На всю оставшуюся жизнь», снятому Петей Фоменко, где я играл
капитана Крамина. Есть там маленький эпизод: лежит
закованный в гипс до подбородка раненый, шеей пошевелить не может и говорит: «Прелестно,
прелестно, прелестно!». Этот кусочек хороший!
— Валентин Иосифович, а вам интересно сейчас жить?
— Очень.
— И что вас еще цепляет, от чего глаза загораются?
— Понимаете, какое дело... Сейчас отлетели пустяшные вещи, которые волновали
когда-то, а остались лишь важные, на которые раньше внимания не обращал. Они-то
и интересуют больше всего — на первый взгляд, это мелочи, но за ними много чего
стоит.
— Говорят, каждый возраст хорош по-своему... Очевидно, вам было замечательно
в 30-40 лет, а в 70 с хвостиком каково?
— Теперь лучше всего.
— Да? Почему?
— Больше стал понимать — и про себя, и про других.
Безусловно, и «если бы молодость знала, если бы старость могла» присутствует —
куда же от этого деться, зато другие пришли наслаждения, какие-то моменты
счастливые. Надо все время ощущать жизнь, необходимо кого-то любить...
Напоследок, если позволите, я прочитаю вам посвящение, которое написал великому
дирижеру Евгению Федоровичу Светланову.
|
Валентин
Гафт признался Дмитрию Гордону, что его нынешний
70-летний возраст очень ему нравится. «Больше стал понимать — и про себя, и
про других» |
Смычок касается души,
Едва вы им к виолончели
Иль к скрипке прикоснетесь еле.
Священный миг — не согреши!
По чистоте душа тоскует,
В том звуке — эхо наших мук,
Плотней к губам души мундштук,
Искусство — это кто как дует!
Когда такая есть спина,
И руки есть, и вдохновенье...
Есть музыка, и в ней спасенье.
Там истина — оголена
И не испорчена словами.
И хочется любить и жить,
И все отдать, и все простить...
Бывает и такое с нами.