СНИМАЕТ «ДАЛЬТЕЛЕФИЛЬМ»
Автор – Т.Смирнова
(газета «Красное знамя»,
№199, пятница, 29 августа 1980г.)
МАЛЕНЬКИЕ дети бесстрашны. Они приходят в военный музей, седлают хобот какой-нибудь мортиры, беспечно лезут руками в ее чугунную пасть. И никому из них дела нет, что прирученное, одомашненное оружие это могло когда-то убивать. А потому — да здравствуют музейные мортиры и да здравствуют бесстрашные дети...
Кто-то похожий на них — хотя бы на ту девочку в красном берете или на того крепыша, что, западая набок, упрямо опробует первые шаги, — вполне мог быть его ребенком. А его мать, Мария Захаровна, вполне могла быть бабушкой. Но ни он не стал отцом (хотя очень любил ребятишек), ни Мария Захаровна — бабушкой.
В фильме вообще нет живого, смеющегося лица Коли. Но все, что живет на экране, — о нем. Вот в кадрах — крупным и общим планом — молодые новобранцы. Стриженные наголо, в не обмятых еще шинелях, они приплясывают на морозном плацу, бегут по команде строем, проползают полосу препятствий, крутят «солнце» на турнике. И это все — о нем.
На экране — будни границы. Белые версты снегов, пешие версты дозора. Белый маскхалат и собачий поводок в немеющей от напряжения руке. Едва переступил порог теплой казармы, как сон валит с ног, но тут же, словно трассирующая пуля во тьме, алая вспышка сирены. «Застава, в ружье'» И грохот каблуков в мгновение ока, и снова версты, и лихорадочно работающий мозг... Все это — тоже о нем.
«Здравствуй, мама!» — так назвал свой фильм о пограничнике Николае Петрове Олег Канищев. Его герой — рядовой, с рядовой же фамилией русский солдат — пал смертью храбрых 2 марта 1964 года на льду реки Уссури. Он пал, но его посмертное «здравствуй!» оказывается неожиданно теплым, обнадеживающим и нужным нам, живущим.
Почему? Наверное, потому, что не фильм-некролог, не кадры-воспоминания предстают с экрана, а взволнованный диалог с современником.
Режиссер Олег Канищев в емкости получасового кинодокумента, кроме грубого, зримого, а значит, и «скоропортящегося» факта, смог заложить мысли о вечном и непреходящем — о Родине, о долге, о любви.
. Лишь три с небольшим месяца прослужил Николай Петров на границе. Но встретил смерть у острова Даманский как бывалый солдат, не оборачиваясь, не отводя объектива кинокамеры от надвигавшёйся на него цепи китайских провокаторов (пойманные им в кадр мгновения трагедии обошли потом полосы многих газет). Так кто же он, каким он парнем был, кто вспоил-вскормил в нем готовность к бессмертию, и почему он дорог нам сегодня, этот молоденький, лишь три с небольшим месяца прослуживший солдат?
Эти вопросы мучают нас, зрителей, как, видимо, мучили (ибо глагол «занимали» здесь не годится вовсе) и режиссера в момент поиска. Каждый кадр кинорассказа Олега Канищева окрашен чувством таким личным, какое возможно, когда речь идет об очень дорогом. В Коле Петрове автор видел, возможно, не только солдата Родины, но еще и юного своего коллегу — человека с кинокамерой.
Итак, кто же он, каким он парнем был, кто вспоил-вскормил?.. Поиск привел режиссера к главному ответу, к главному истоку — Маме. Это она вскормила. Она вывела в мир людей, друзей, книжек, добрых дел. Она снарядила солдата в бессмертие.
Образ матери и стал для автора фильма связующим звеном между героем, ушедшим от нас 11 лет назад, и днем нынешним — тем «теплым, стриженым народом», который властвует на экране Канищева, теми зрителями, что фильм этот смотрят. Образ матери задал и стилистику фильму: я бы назвала ее аскетично-страстной.
Вот солдаты в дозоре, солдаты изучают «материальную часть», пишут письма родным, спят в казарме, Все по уставу, все жестко регламентировано — и заправка кровати, и портянка в сапоге, даже глаза из- под серых солдатских шапок, и те глядят, будто по ранжиру. Но вот параллельно этой стандартизованной, отлаженной до четкости механизма мужской жизни звучат глуховатые, с чуть заметным оканьем слова: «Коля, служи, не забывай, что за твоими плечами мы, наш завод...», а затем появляется на экране стареющие женское лицо, как тотчас разрушается стереотип массы и в каждом солдате мы видим уже чьего-то единственного, неповторимого сына. Видим Колю Петрова одиннадцать лет назад...
Одно, другое, третье — читает Мария Захаровна сыновья письма. Сидят на экране очень прямо, ни на минуту не расслабляясь, не мигая, и читает, читает... Слова матери просты до обыденного, временами даже жестоко просты: «Мне жаль, что Коля не вернулся...» (на первом просмотре эта фраза задела чье-то эстетическое чувство: надо же, мол, трагедия такая, а у матери на языке «жаль, что не вернулся!»). Но, наверное, только так прозаически просто и может высказаться настоящее горе, только так не расслабленно оно и может жить. Не в этом ли и сила «Василия Теркина», где от простого до великого даже не шаг, где простое и есть великое? Строгая поэтика документалиста Канищева противится всякой красивости, форсированию жеста и звука.
Ему важно было высказать душу сына через душу матери. И мы, захваченные страстью материнского рассказа, узнаем, перебиваясь в скудные послевоенные годы с хлеба на квас, она все же никогда не держала сына на суррогате внимания и любви. Нам дорого узнать купленный невесть как, по случаю, букварь, с которым, обнявшись, спал ее трехлетний сын Колька, про велосипед, на который откладывалась каждая с трудом сбереженная копейка, про новую, с мороза принесенную гармошку, растянув меха которой мальчишка разревелся горько от сознания своей неумелости
Олег Канищев в новой своей работе предстает одновременно и режиссеров и сценаристом, безусловно, обеспечило органику содержания и формы, слова и изображения. Рассказом матери автор исподволь, не нажимая и не морализируя, бередит и наши души. Как- то шестилетний, но уже мастеровитый Колька натаскал в кладовку чурочек, а мать любящая и добрая, сказала вдруг: «Ты взял их без спроса, значит, украл, - отнеси назад все до единой…». Или: парнишка вырос изобретательным, работящим, и со всей округи люди тянулись к нему — кто приемник починять, кто утюг, кто на память «щелкнуть» из фотоаппарата, а мать меж делом намекала «Тебя просят — значит, доверяют, за доверие платы не берут, не бери и ты ни копеечки » Каждая ли сегодняшняя мать в своей безоглядной любви, в стремлении от щедрот своих дать сыну все: и «стерео», и «видео», и «фирменное» тряпье, — способна стать тем, чем стала для Николая Петрова Мария Захаровна? Из каждого ли «клевого» сегодняшнего мальчика может вырасти Коля Петров?
Да, мать хорошо снарядила сына в бессмертие. Он вырос оптимистом. Вся изобразительная поэзия фильма: роскошь уссурийской таежной осени, белизна снегов с трогательными крестиками птичьего следа, мишура новогодней елки на заставе, — звучит в унисон настроению Колиных писем:
«Здоров, как бык по утрам занимаюсь зарядкой, уплетаю по две порции» «Сегодня получил две пятерки за стрельбу, хотя здесь оценки достаются труднее, чем на гражданке ». «Дорогая мамочка, я как комсорг заставы включен в комиссию по организация новогоднего вечера. Постараемся провести его как можно веселее. Получил парадное обмундирование и кинокамеру «Красногорск». Буду снимать! Я совершенно сам не свой!».
Он был всеумелый оптимист. От кадра к кадру акции этой неповторимой человеческой жизни растут. Имел три специальности на заводе... Был гармонист, фотограф, мотоциклист, кинооператор. Мог сплясать, выйти на елку Дедом Морозом, провести комсомольское собрание... Любил людей, детвору, маму... И как кульминация — строки, за день до смерти, написанные Марии Захаровне: «Ты сообщаешь, что ребята достали светофильтр. Это здорово! Приеду из армии, возьмусь за все с новыми силами. И ты посмотришь: будет и электроорган. И ты еще Баха услышишь в моем исполнении…. ».
Он не успел сыграть Баха для мамы. Но весь фильм, все его содержание, страстная его полифония говорят: как великолепно состоялся этот парень для жизни и для подвига.
Он не успел стать отцом, продолжить род Петровых — у матери он был единственным сыном. Он не успел даже обновить парадную форму — фуражка с зеленым околышем, что хранится сегодня у мамы, — не его: ее подарил на память Марии Захаровне Колин друг по заставе. Он многого не успел взять от радостей жизни. Но мы твердо знаем: если границу (да только ли границу?) будут держать такие, как Коля, если плоть нашего бытия будет составлена из такого человеческого материала, если подобные матери будут стоять у наших истоков — то жизнь прекрасна, и в ней всегда останется место и Баху, и любви, и маленьким бесстрашным детям, которые приручают для музеев самое грозное оружие...
Т. СМИРНОВА.
-