Обычный гений Олег Канищев

                 Автор – Валентина Воронова

                    (еженедельник «Золотой Рог» , № 70 (1441), четверг 6.09.07)

 

На днях в Приморье открывается очередной кинофестиваль «Меридианы Тихого». Сотни титулованных и не очень гостей прибудут к российским тихоокеанским берегам на праздник кино. Среди нынешних хозяев фестиваля немного найдется тех истинных мэтров кинематографа, кто нес мировую славу российской кинодокументалистики с берегов Тихого океана. А первыми были сценаристы, режиссеры, операторы, звукорежиссеры, монтажники студии "Дальтелефильм". Эти люди незаслуженно забыты.

Они не научились носить смо­кинги, двигаться по ковровым дорожкам фестивалей, загляды­вать в глаза спонсорам. Все, что они умели и умеют - "делать кино", как говорят профессиона­лы. Устроителям фестиваля сле­довало бы первыми вспомнить многих приморцев, которые вне­сли значительный вклад в разви­тие отечественной культуры. Ре­дакция "ЗР" предлагает читате­лям встречу с человеком, чье имя внесено во все мировые справоч­ники документального кино.

Утром он проснулся знаменитым.

Конечно, это был его фильм "Полтора часа до объятий". Было это в период "доисторического материализма" - летом 1969-го. Страшно сказать - фильму почти 40 лет, а его не только смотрят и видят зрители - по нему учатся уже целые поколения кинодоку­менталистов.

Старые владивостокцы по­мнят, что это было за событие - приход в родной порт китобой­ной флотилии "Советская Рос­сия". С утра по радио звучало "Как провожают пароходы", а город готовился к их встрече. Перекликались суда в бухте Зо­лотой Рог, тысячи людей устрем­лялись в порт. Собственно, что это я... А я просто начинаю изла­гать сценарий фильма, который на первый взгляд был вовсе без сценария. Фильм как раз и был о том, что составляет нерв морско­го города - время и любовь, на­дежда и иллюзии, ожидание и обман, верность и встреча. Оста­валось лишь подобрать музыку "Грезы любви" Листа, сделать встречный монтаж на основе хро­нологических событий, обеспе­чив драматургию эмоций, - и фильм готов. Олег Канищев, ре­жиссер фильма, вспоминает: "До встречи флотилии оставались не дни, а часы, когда сценарий на­конец-то был одобрен худсове­том и руководством комитета по радиовещанию и телевидению. Я был безмерно счастлив, вдохно­вение вело меня.

Я не хочу от вас скрыть глав­ный момент, единственный, - мои слезы за звукомонтажным сто­лом, когда ночью был подклеен последний кадр киноленты. Это были слезы потрясения от все­поглощающего чувства любви, которое бросает людей в объятья друг другу после девятимесячной разлуки". На премьере рыдали зрители, невольные и вольные участники фильма, капитаны и старпомы, рыбообработчицы и судовые врачи, жены, дети кито­боев, рыбацкие начальники и министерские функционеры. Фильм без слов - и столько свет­лых, чистых слез. Это был фильм-сопереживание, основанный на реальной жизни.

Ищите женщину

Как и следовало ожидать, у режиссера была муза. Мэтр рас­сказывает спустя десятилетия:. "В дни создания фильма "Полтора часа до объятий" я потерял голо­ву от влюбленности в эту краси­вую женщину. Вал любви обру­шил на меня волну помешательства.  Восторженное, возвышен­ное состояние, охватывавшее меня, было не только очевид­ным фактом влюбленности в эту женщину. Это было неосоз­нанным мною преклонением перед искусством.

Ее звали Альбина Сергеева. Серега, как я называл ее, - стар­ший редактор молодежной ре­дакции Владивостокской студии телевидения. Она разбудила во мне красоту слова, образности, приобщила меня к анализу сю­жетных построений классичес­ких новелл. И, быть может, благодаря ее влиянию у меня со временем прорезался дар сце­нарного письма. Любовь наша подверглась сокрушительным  испытаниям и не выдержала их. Я расстался с женой, а моя Серега вышла замуж за актера Владивостокского драматического театра и уехала в европейскую часть страны. Спустя десятиле­тия пришла щемящая весть о том, что Альбиночка скончалась от сердечной недостаточности. Все, что осталось на память, - ее чудесные письма и фильм "Пол­тора часа до объятий".

Формула успеха

"Формула успеха" - так на­зывался один из фильмов Олега Канищева о человеке-легенде, директоре Владивостокского судоремонтного завода М. Дардыкине. Еще в те далеко доперестроечные времена Олег Канищев сумел сделать героями своих фильмов не заказушных персон от власти, а людей, которые были и остаются нацио­нальными героями.

Вы же помните его фильм "Там, где сходятся меридианы" о капитане флагманского ледо­кола "Москва" Л.Ляшко? Вы ведь не могли не видеть его ленту "Анна Ивановна" - о первой в мире женщине-капи­тане Анне Ивановне Щетини­ной. А документальный фильм "Здравствуй, мама" о погибшем при международном погранич­ном конфликте на острове Даманском пограничнике Нико­лае Петрове? Любой мало-маль­ски культурный человек При­морья знает канонические про­изведения Олега Канищева. На них воспитывались поколения. Не только поколения кинематографистов, - поколения граж­дан.

Кто-то выводит формулу сча­стья, кто-то формулу любви, кто-то формулу благополучия. Для Канищева Олега Александрови­ча должна быть была где-то вы­ведена формула успеха, потря­сающего успеха от главного фильма. Формула эта проста, как три рубля, - талант. Талант, он либо есть, либо его нет, то, что дано свыше. И пусть Олег Канищев говорит о Музе - на то он и режиссер. У скольких из нас муза была? А триумфа не было, потому что не было талан­та.

Странно только, что у сегод­няшних "заказчиков" не возни­кает потребность в Олеге Канищеве. Он ведь, в сущности, из тех профессионалов, кто из любого материала "пулю" сде­лать может. В Приморье доста­точно вещей, людей и событий, которые достойны руки масте­ра. Увы, те, кто определяет содержание культурной жизни края, предпочитают творческую концепцию "сделайте меня кра­сиво". Поэтому, с экранов ис­чезли фильмы - об уникальной природе Дальнего Востока, кар­тины об ученых и их открытиях, очерки о добре и зле, о вечном и преходящем. Остались "гово­рящие головы" глав админист­раций и их пособников, попов всех мастей и разбогатевших лавочников. Минимум закадрового текста. Исчезли профес­сии режиссера и звукорежиссера. Ремесленники от телевиде­ния и кино скажут: "Это - не наш формат", скрыв за приду­манной ими формулой соб­ственную бездарность и про­фессиональную беспомощность.

Когда умер "Дальтелефильм"

Новое кино и телевидение появилось, когда умер "Дальте­лефильм". Предприимчивое ру­ководство в два счета разметелило уникальную съемочную, звуковую, монтажную, освети­тельную, проявочную, ремонт­ную аппаратуру. Историческое здание федерального значения было сдано в аренду. Потекли денежки в карман администра­торов новой формации. Труд и талант трех поколений кинема­тографистов Приморья в одно­часье был предан забвению. Теперь лишь профессионалы помнят имена режиссеров Юрия Шепшелевича, Альберта Мас­ленникова, Валентина Лихаче­ва, Леонида Сафрошина, Вла­димира Патрушева. Многих из них уже нет в живых. А остав­шиеся в живых с неизменной теп­лотой вспоминают талантли­вейшего руководителя "Дальтелефильма" Павла Ильича Швар­ца - как он умел найти и под­держать талант!

Олег Канищев с болью вспо­минает, как разрушались твор­ческие группы. А ведь кино не случайно называют коллектив­ным творчеством.

- Мне очень легко работалось с операторами Петром Якимовым, Валентином Гринчаком, Михаилом Рыжовым, со звукорежиссером-самородком Еленой Федорец, с Владими­ром Кирилловым. А какие были монтажницы Лена Старыгина и Тоня Бондаренко! У каждого из них был талант. Талант был у всех, даже у нашего экономиста Тани Франи - Татьяны Францевны Петровой, которая чего-то там считала и вычитала в своем кабинете, но была и экс­пертом, и товарищем, и совет­чиком. В сумме мы получали "на выходе" всесоюзное при­знание, призы, кубки и грамо­ты. И были счастливы. Но, ока­залось, и для   нас не было ничего вечного. "Испарились" куда-то наши награды, имев­шие не только историческую, но и художественную ценность.

Даже приз за мой фильм "Пол­тора часа до объятий" сегодня у кого-то пылится, наверное, в чулане. Я бы выкупил его.

Есть устойчивое выражение - непризнанный гений. Олег Канищев - гений признанный, документально заверенный. Об этом хочется напомнить тем, кто сейчас обустраивает пред­стоящий фестиваль во Влади­востоке, тем, кто формирует список У1Р-гостей. Мне кажет­ся, возглавлять этот список дол­жны люди, чьи имена только что были названы. На кинодо­кументальных меридианах Тихого именно они - особо важ­ные персоны.

Валентина ВОРОНОВА.

 

 

 

 

Hosted by uCoz