ДОЙТИ ДО СЕРДЦА

Автор - О. КАНИЩЕВ,

кинорежиссер студии «Дальтелефильм», заслуженный работник культуры РСФСР

(газета «Спутник фестиваля», 24 июля 1982г., Владивосток)

ФЕСТИВАЛЬ — это всегда праздник. Собираются коллеги, чтобы обменять­ся мнениями, получить профессиональ­ную оценку своего труда. И фестиваль, это, конечно, работа, где, кроме дру­жеских встреч, ведутся дискуссии, ве­дется энергичный обмен   мнениями между коллегами и зрителями по пово­ду фильмов.

Каждый фестиваль — это река лент,  которая проходит перед глазами, и она дает возможность оценить, в ка­ком же направлении развивается доку­ментальное кино.

Надо сказать, что с приходом слова, синхронной записи в кино режиссерам и сценаристам стало работать гораздо сложнее — ведь слово принесло логику, рациональное качество в фильм. Но оттого, к сожалению, где-то мы поте­ряли эмоциональность. Немало лент не вызывает сильного волнения, сильного чувства, то есть логически они правиль­но выстроены, рационально   находят путь к разуму, а вот к сердцу нет.

Я считаю, что документальное кино должно быть не только проповедью, но исповедью. Только тогда оно  может дойти до сердца человека. Мало того, чтобы герой был значимым человеком, нужно, чтобы он мог это нашими кине­матографическими средствами донести через жест до зрителя, через слово, через улыбку, через глаза, где отража­ется микромир человека. Мало иметь хорошую тему. Надо иметь такого че­ловека, который мог бы ее раскрыть.  Это очень важно! В нашей режиссуре это еще отсутствует. А если человек нуж­ными качествами не обладает, нужно искать такие обстоятельства, такие ус­ловия съемок, где сама обстановка по­могла бы ему раскрыться - это могут быть его коллектив, товарищи, домашняя обстановка. Это все режиссер дол­жен учитывать. Сейчас формой никого не удивишь, нужен герой, яркий, эмо­циональный, это главное.

Я смотрел картины как член жюри. И фестиваль дал пищу для особенных размышлений. Меня очень взволнова­ла картина московского режиссера Логинова «Компетентное мнение». Я то­же сейчас занимаюсь этой —социально-экономической — темой. Я всегда выби­раю одного человека, а режиссер Ло­гинов пошел по иному пути, сделав коллективное обсуждение этих проб­лем. Получилась дискуссия, и конф­ликт выбран очень острый.   Сильное впечатление произвела и картина «Час моей памяти». Этот фильм мог быть учебником для вгиковцев. Там гармо­нично переплелось все: и ретро,  и монтаж под музыку, и полиэкран, то есть режиссер над этим думал и уже программировал восприятие. Он про­демонстрировал современный кинема­тограф.

Провожая 111 кинофестиваль «Наш советский образ жизни» в историю телевизионного    кино,     надеемся, что   традиции,     родившиеся   на этой земле, останутся. И мы   всегда рады встрече с коллегами, с новыми интересными работами, мы рады встре­че со зрителем: моряками, рыбаками, строителями, для которых мы и созда­ем свои фильмы.

 

Hosted by uCoz