ДОЙТИ ДО СЕРДЦА
Автор - О. КАНИЩЕВ,
кинорежиссер студии «Дальтелефильм», заслуженный работник культуры РСФСР
(газета «Спутник фестиваля», 24 июля 1982г.,
Владивосток)
ФЕСТИВАЛЬ — это всегда праздник. Собираются коллеги, чтобы обменяться мнениями, получить профессиональную оценку своего труда. И фестиваль, это, конечно, работа, где, кроме дружеских встреч, ведутся дискуссии, ведется энергичный обмен мнениями между коллегами и зрителями по поводу фильмов.
Каждый фестиваль — это река лент, которая проходит перед глазами, и она дает возможность оценить, в каком же направлении развивается документальное кино.
Надо сказать, что с приходом слова, синхронной записи в кино режиссерам и сценаристам стало работать гораздо сложнее — ведь слово принесло логику, рациональное качество в фильм. Но оттого, к сожалению, где-то мы потеряли эмоциональность. Немало лент не вызывает сильного волнения, сильного чувства, то есть логически они правильно выстроены, рационально находят путь к разуму, а вот к сердцу нет.
Я считаю, что документальное кино должно быть не только проповедью, но исповедью. Только тогда оно может дойти до сердца человека. Мало того, чтобы герой был значимым человеком, нужно, чтобы он мог это нашими кинематографическими средствами донести через жест до зрителя, через слово, через улыбку, через глаза, где отражается микромир человека. Мало иметь хорошую тему. Надо иметь такого человека, который мог бы ее раскрыть. Это очень важно! В нашей режиссуре это еще отсутствует. А если человек нужными качествами не обладает, нужно искать такие обстоятельства, такие условия съемок, где сама обстановка помогла бы ему раскрыться - это могут быть его коллектив, товарищи, домашняя обстановка. Это все режиссер должен учитывать. Сейчас формой никого не удивишь, нужен герой, яркий, эмоциональный, это главное.
Я смотрел картины как член жюри. И фестиваль дал пищу для особенных размышлений. Меня очень взволновала картина московского режиссера Логинова «Компетентное мнение». Я тоже сейчас занимаюсь этой —социально-экономической — темой. Я всегда выбираю одного человека, а режиссер Логинов пошел по иному пути, сделав коллективное обсуждение этих проблем. Получилась дискуссия, и конфликт выбран очень острый. Сильное впечатление произвела и картина «Час моей памяти». Этот фильм мог быть учебником для вгиковцев. Там гармонично переплелось все: и ретро, и монтаж под музыку, и полиэкран, то есть режиссер над этим думал и уже программировал восприятие. Он продемонстрировал современный кинематограф.
Провожая 111 кинофестиваль «Наш советский образ жизни» в историю телевизионного кино, надеемся, что традиции, родившиеся на этой земле, останутся. И мы всегда рады встрече с коллегами, с новыми интересными работами, мы рады встрече со зрителем: моряками, рыбаками, строителями, для которых мы и создаем свои фильмы.