Неплохое впечатление оставил фильм Горьковской студии телеви­дения «Корабли и годы» (сценарист И.Кузнецов, режиссер И. Кузнецов, В.Киц-Ковязин оператор 0.Ярцевский). Скромный, непритязатель­ный фильм этот рассказывает о развитии судоходства на Волге, об участии волгарей в гражданской и Отечественной войнах, о преемст­венности волжских традиций капитанами молодого поколения. Привлекает в фильме осмысленное использование свойственных телевидению выра­зительных средств. Синхронные съемки, запись интервью со старыми капитанами, архивные фото-и киноматериалы, - все это придает филь­му те качества, которые отвечают требованиям телеэкрана. Жаль, что изобразительная сторона картины - как съемка, так и монтаж – бедноваты, невыразительны. Однако этот недостаток в какой-то мере искупается безыскусственностью портретов, искренностью рассказов стариков-капитанов.

Как упреки, так и похвалы, высказанные по поводу фильма " Корабли и годы", можно отнести и к фильму литовского телевидения " Капи­тан". Старый рыбак А. Оя, воспитавший плеяду командиров литовского рыболовного флота, предстает перед нами как человек сильный, добрый, умный. Хорошо, что авторы фильма (сценарист и режиссер А.Марцинкус, операторы Р.Ошкинис, Р.Тамарюнас) широко пользуются специфическими средствами телевизионной выразительности. Плохо, что они идут по пути информационности, а не по пути образного отражения действитель­ности, хотя в этом и были сделаны определенные попытки. Портрет старого капитана Оя не лишен привлекательных черт, но, судя по мате­риалу, по фактам, мог бы быть интереснее и полнее.

Румынский фильм автора-режиссера А.Тома «Времена года и дельта» пытается отразить некоторые аспекты жизни потомственных рыбаков и моряков дельты Дуная. Хорошо снятый и смонтированный, фильм, к сожалению, бесстрастен. Здесь опять-таки больше природы, нежели человека, опять - преобладание внешнего над внутренним. Отсутствие дикторского текста в фильме - скорее, фокус,  прием,  чем художественная необходимость, как это имеет место в фильме "Полтора часа до объятий", где насыщенность изображения и монтаж не оставляют места для слова, где молчание красноречивее слов. Но все же фильм  «Времена года и дельта»' не лишен привлекательности.

О фильме «Тишина» совместного производства чехословацкого телевидения и Илесрадио (Финляндия) многого не скажешь. Фильм (сцена­рий и режиссура П.Риуту, Р.Аддер, Б.Блажин, оператор И.Коуделка) по­вествует о жизни немногих людей, оставшихся на острове Финского побережья. Почти все население острова (в частности, молодежь) перебралось на континент. Каменистый остров пуст, дома заколочены, только в одном теплится свет. Но сколько он "продержится"? Фильм превосход­но снят и смонтирован; он ясно и полно передает ощущение безысходности жизни последних островитян, печального конца этого клочка земли. В упрек картине следует поставить ее безусловный пессимизм, как, впрочем, и то, что авторы обходят молчанием социальные причины сложившейся ситуации.

Польский фильм " Рейс" (автор сценария и оператор Б.Пешско, ре­жиссер А.Готвальд) представляет собой репортаж о жизни моряков во время долгого рейса. Хорошо снятый, привлекающий внимание зрителя к чувствам и мыслям людей, надолго оторванных от Родины и близких, он отличается от многих других картин, показанных на фестивале, дикторским текстом. Немногосложный, лиричный, теплый текст как бы расширяет кадры и сообщает им содержательность и глубину. Думается, что коммента­рий этого фильма еще раз доказывает значительность роли слова в телефильме, его возможности как важнейшего выразительного средства телевидения.

Картина " Разведчики" (Дальтелефильм) снята в Беринговом море, важ­ном промысловом районе Дальнего Востока. Маленький траулер месяцами бороздит море в поисках косяков рыбы, чтобы вызвать флот "на себя", в район обнаружения крупных косяков. Рассказ о команде разведывательного судна, о небольшом, спаянном коллективе моряков, работающих «на людей», привлекает достоверностью, искренностью простотой. Особого внимания и одобрения заслуживает  в этой картине творчество опе­ратора В.Нейштадта, разделившего с командой все тяготы долгого плава­ния. Технически безупречные съемки отлично передают поэзию холодного моря, радость человека, преодолевающего стихию. Портреты нескольких членов команды, хотя не во всем и не вполне удавшиеся, дают все же возможность понять характер моряков, их чувства и мысли. Жаль, что фильм, в этом аспекте имеет несколько елейно-благостный оттенок. Думается, что причина этого - в тексте, не поднимающемся над изобразительным материалом.

Нельзя не упомянуть в настоящем обзоре еще два фильма, каждый из которых стоит особняком в программе фестиваля. Это "Человек спа­сает Каспий" азербайджанского телевидения и " Кросс" латвийского телевидения.

Первый из этих фильмов посвящен  важной проблеме - Каспий мелеет, загрязняется, теряет свои рыбные богатства. Это в фильме показано до­статочно убедительно. А вот о мерах по спасению моря и рыбы рассказано, к сожалению,  вяло и скороговоркой. Кроме того, фильм еще раз доказывает, что значительность темы требует совершенной формы ее разрешения: содержание картины важно, значительно; форма - далека от совершенства.

Латвийский фильм "Кросс" - единственная игровая картина на фестивале (сценаристы В.Дозорцев, О.Минц, режиссер-оператор Р.Ракард) По жанру - это комедия. Признавая актуальность темы, сложность жанра и необходимость развития в телевизионном кинематографе игровых форм, я, по справедливости, не могу признать попытку латвийского телевидения плодотворной.

Комедия может быть реалистической, эксцентрической или гротескной, лирической или героической и т.д., и т.п. Но при всех этих «МОЖЕТ» комедия должна быть смешной.  К сожалению, мКросс" не вызывает улыбки. Да и не мудрено вызвать улыбку таким старым, "отработанным" приемом, как замедленная съемка, рассмешить зрителя зрелищем лошади» жующей салаку. Между тем именно эти и подобными средства авторы считают безошибочными.

Заключая обзор, хочу сказать несколько слов о тематике фильмов, показанных на фестивале.  Мне кажется, что это случай,  когда можно говорить не о том, что есть, а о том, чего нет и что представляет­ся мне важным в более полном раскрытии темы, точнее - проблемы "Человек и море".

Мы не увидели на фестивальном экране ни одного фильма о женщине в море, а ведь наше время характерно тем, что морская профессия стала доступна и женщине. Не увидели мы ни одного фильма и на тему, старую как мир, - женщина у моря. Не было ни одной картину, где речь бы шла о таком неотъемлемом качестве человека в море, как дружба и взаимная выручка. Как это ни странное мы не увидели ни разу борьбу человека с разбушевавшейся морской стихией. Неужели над нашими ко­раблями не проносятся ураганы?

Было в фестивальных фильмах немало морской экзотики, но мало поэзии моря, так привлекающей к нему молодежь.

Уверен, что отсутствие таких фильмов можно будет возместить в ближайшие же годы, если творческие работники телевизионного кине­матографа откажутся от проторенного пути информационности и смело пойдут по всегда новым и трудным дорогам образности, подлинной ху­дожественности. Важнейшие свои фильмы телекино создаст именно на этих путях, на путях экранной публицистики.

И еще один вывод может быть сделан - работники телекино в своей массе овладели ремеслом. Теперь их задача - овладеть мастерством« искусством.

 

Кандидат искусствоведческих наук,

доцент МГУ, кинодраматург

А.Юровский

Hosted by uCoz