Неплохое впечатление оставил
фильм Горьковской студии телевидения «Корабли и годы» (сценарист И.Кузнецов,
режиссер И. Кузнецов, В.Киц-Ковязин оператор 0.Ярцевский). Скромный,
непритязательный фильм этот рассказывает о развитии судоходства на Волге, об
участии волгарей в гражданской и Отечественной войнах, о преемственности
волжских традиций капитанами молодого поколения. Привлекает в фильме
осмысленное использование свойственных телевидению выразительных средств.
Синхронные съемки, запись интервью со старыми капитанами, архивные фото-и
киноматериалы, - все это придает фильму те качества, которые отвечают
требованиям телеэкрана. Жаль, что изобразительная сторона картины - как съемка,
так и монтаж – бедноваты, невыразительны. Однако этот недостаток в какой-то
мере искупается безыскусственностью портретов, искренностью рассказов
стариков-капитанов.
Как
упреки, так и похвалы, высказанные по поводу фильма " Корабли и годы",
можно отнести и к фильму литовского телевидения " Капитан". Старый
рыбак А. Оя, воспитавший плеяду командиров литовского рыболовного флота,
предстает перед нами как человек сильный, добрый, умный. Хорошо, что авторы
фильма (сценарист и режиссер А.Марцинкус, операторы Р.Ошкинис, Р.Тамарюнас)
широко пользуются специфическими средствами телевизионной выразительности.
Плохо, что они идут по пути информационности, а не по пути образного отражения
действительности, хотя в этом и были сделаны определенные попытки. Портрет
старого капитана Оя не лишен привлекательных черт, но, судя по материалу, по
фактам, мог бы быть интереснее и полнее.
Румынский фильм автора-режиссера А.Тома «Времена
года и дельта» пытается отразить некоторые аспекты жизни потомственных рыбаков
и моряков дельты Дуная. Хорошо снятый и смонтированный, фильм, к сожалению,
бесстрастен. Здесь опять-таки больше природы, нежели человека, опять -
преобладание внешнего над внутренним. Отсутствие дикторского текста в фильме -
скорее, фокус, прием, чем художественная необходимость, как это
имеет место в фильме "Полтора часа до объятий", где насыщенность
изображения и монтаж не оставляют места для слова, где молчание красноречивее
слов. Но все же фильм «Времена года и
дельта»' не лишен привлекательности.
О фильме «Тишина» совместного производства
чехословацкого телевидения и Илесрадио (Финляндия) многого не скажешь. Фильм
(сценарий и режиссура П.Риуту, Р.Аддер, Б.Блажин, оператор И.Коуделка) повествует
о жизни немногих людей, оставшихся на острове Финского побережья. Почти все
население острова (в частности, молодежь) перебралось на континент. Каменистый
остров пуст, дома заколочены, только в одном теплится свет. Но сколько он
"продержится"? Фильм превосходно снят и смонтирован; он ясно и полно
передает ощущение безысходности жизни последних островитян, печального конца
этого клочка земли. В упрек картине следует поставить ее безусловный пессимизм,
как, впрочем, и то, что авторы обходят молчанием социальные причины сложившейся
ситуации.
Польский фильм " Рейс" (автор сценария и
оператор Б.Пешско, режиссер А.Готвальд) представляет собой репортаж о жизни
моряков во время долгого рейса. Хорошо снятый, привлекающий внимание зрителя к
чувствам и мыслям людей, надолго оторванных от Родины и близких, он отличается
от многих других картин, показанных на фестивале, дикторским текстом.
Немногосложный, лиричный, теплый текст как бы расширяет кадры и сообщает им
содержательность и глубину. Думается, что комментарий этого фильма еще раз
доказывает значительность роли слова в телефильме, его возможности как
важнейшего выразительного средства телевидения.
Картина " Разведчики" (Дальтелефильм) снята в Беринговом
море, важном промысловом районе Дальнего Востока. Маленький траулер месяцами
бороздит море в поисках косяков рыбы, чтобы вызвать флот "на себя", в
район обнаружения крупных косяков. Рассказ о команде разведывательного судна, о
небольшом, спаянном коллективе моряков, работающих «на людей», привлекает достоверностью,
искренностью простотой. Особого внимания и одобрения заслуживает в этой картине творчество оператора
В.Нейштадта, разделившего с командой все тяготы долгого плавания. Технически
безупречные съемки отлично передают поэзию холодного моря, радость человека,
преодолевающего стихию. Портреты нескольких членов команды, хотя не во всем и
не вполне удавшиеся, дают все же возможность понять характер моряков, их
чувства и мысли. Жаль, что фильм, в этом аспекте имеет несколько
елейно-благостный оттенок. Думается, что причина этого - в тексте, не
поднимающемся над изобразительным материалом.
Нельзя не упомянуть в настоящем обзоре еще два
фильма, каждый из которых стоит особняком в программе фестиваля. Это
"Человек спасает Каспий" азербайджанского телевидения и " Кросс"
латвийского телевидения.
Первый из этих фильмов посвящен важной проблеме - Каспий мелеет,
загрязняется, теряет свои рыбные богатства. Это в фильме показано достаточно
убедительно. А вот о мерах по спасению моря и рыбы рассказано, к
сожалению, вяло и скороговоркой. Кроме
того, фильм еще раз доказывает, что значительность темы требует совершенной
формы ее разрешения: содержание картины важно, значительно; форма - далека от
совершенства.
Латвийский фильм "Кросс" - единственная
игровая картина на фестивале (сценаристы В.Дозорцев, О.Минц, режиссер-оператор
Р.Ракард) По жанру - это комедия. Признавая актуальность темы, сложность жанра
и необходимость развития в телевизионном кинематографе игровых форм, я, по
справедливости, не могу признать попытку латвийского телевидения плодотворной.
Комедия
может быть реалистической, эксцентрической или гротескной, лирической или
героической и т.д., и т.п. Но при всех этих «МОЖЕТ» комедия должна быть
смешной. К сожалению, мКросс"
не вызывает улыбки. Да и не мудрено вызвать улыбку таким старым,
"отработанным" приемом, как замедленная съемка, рассмешить зрителя
зрелищем лошади» жующей салаку. Между тем именно эти и подобными средства
авторы считают безошибочными.
Заключая обзор, хочу сказать несколько слов о тематике фильмов,
показанных на фестивале. Мне кажется,
что это случай, когда можно говорить не
о том, что есть, а о том, чего нет и что представляется мне важным в более
полном раскрытии темы, точнее - проблемы "Человек и море".
Мы не увидели на фестивальном экране ни одного
фильма о женщине в море, а ведь наше время характерно тем, что морская
профессия стала доступна и женщине. Не увидели мы ни одного фильма и на тему,
старую как мир, - женщина у моря. Не было ни одной картину, где речь бы шла о
таком неотъемлемом качестве человека в море, как дружба и взаимная выручка. Как
это ни странное мы не увидели ни разу борьбу человека с разбушевавшейся морской
стихией. Неужели над нашими кораблями не проносятся ураганы?
Было в фестивальных фильмах немало морской экзотики,
но мало поэзии моря, так привлекающей к нему молодежь.
Уверен, что отсутствие таких фильмов можно будет
возместить в ближайшие же годы, если творческие работники телевизионного кинематографа
откажутся от проторенного пути информационности и смело пойдут по всегда новым
и трудным дорогам образности, подлинной художественности. Важнейшие свои
фильмы телекино создаст именно на этих путях, на путях экранной публицистики.
И еще один вывод может быть сделан - работники
телекино в своей массе овладели ремеслом. Теперь их задача - овладеть
мастерством« искусством.
доцент
МГУ, кинодраматург
А.Юровский