Альберт Масленников.  Ключевое слово – кинематограф.

 

росмотр

Просмотр первых передач Владивостокской студии телевидения, 1957г.

1 мая 1957 года телезрители Владивостока  на своих "КВН-ах" (марка телевизора) впервые увидели кинорепортаж о морском параде кораблей Тихоокеанского флота и демонстрации трудящихся. Кинокамера позволила выйти за пределы студийного павильона и показать событие во всей его праздничной красе. Киносъемки осуществили режиссер Альберт Масленников и оператор Анатолий Вергун. Этот день среди ветеранов телевидения принято считать днем рождения Приморского кинематографа, а Альберта Евгеньевича Масленникова прародителем студии «Дальтелефильм».

Много воды утекло с того легендарного времени.  Родилось поколение, не ведающее,  что  во Владивостоке когда-то была киностудия. Что её успехи на Всесоюзных и Международных экранах послужили основой развития Приморского телевидения. Да и среди телевизионной братии немногие помнят, что первым кинорежиссером на Владивостокской студии телевидения (ВСТ) был Альберт Евгеньевич Масленников - наш старший товарищ давно отшумевшей молодости, которая совпала с молодостью Приморского кинематографа. Его стараниями многие годы шла созидательная работа по развитию кинопроизводства и формированию творческого коллектива.

Альберт Евгеньевич Масленников родился во Владивостоке 24 октября 1925 года в доме на Воробьевой горе, что рядом с верхней станцией фуникулера, в интеллигентной семье. В жилах его предков текла кровь тех самых варягов, которым русские когда-то сказали: «Земля наша велика и обильна, но порядка не имам. Приходите, княжите».

Мама – Елена Яковлевна Тамм служила гувернанткой у предпринимателей Бриннеров. Подопечным её шведской воспитательной системы  был Юлик - будущая  звезда Голливуда Юл Бриннер – герой с походкой от бедра из фильма «Великолепная семерка».

В семье Таммов по традиции, столь же давней, сколь и незыблемой, исповедали не только протестантские идеалы - «работа и порядок», но и прогрессивные веяния в педагогике начала века. Маленький Альберт, естественно,  был воспитан мамой в духе наставления «Век ребёнка», вышедшей в 1900 году книги шведской писательницы и педагога Эллен Кей.  Книга эта заложила систематические основы новой педагогики – «школы будущего». Она впервые поставила личность ребенка в центр педагогического процесса, ссылаясь на афоризм Гёте «Счастье – в развитии наших способностей»  

Альберт Масленников учился во Владивостокской школе № 2, что находилась в районе Голубиной пади. В конце тридцатых годов в школе занимались известные многим владивостокцам: Вадим Мялк, Михаил Заславский, Григорий Раповка – отец известного кардиохирурга. За сто лет своего существо­вания вторая школа несколько раз переезжала. Теперь она располагается на улице Тол­стого.

Еще одна любопытная биографическая деталь: мама Альберта находилась в родстве с известным академиком, лауреатом Нобелевской премии Игорем Евгеньевичем Таммом, -  кому во Владивостоке установлен памятник перед главным корпусом ДВГУ.  Дядя Альберта - Август Тамм - был оператором (и, надо полагать, режиссером) документального немого кино. Он проходил стажировку в Голливуде. Но потом -  то ли в 37-м,  то ли в 38-м его расстреляли, как американского шпиона. Сохранились кинокадры оператора Августа Тамма о Приморской китобойной флотилии. Альберт Евгеньевич с большим пиететом рассказывал о дяде Августе нам – «киношному планктону»  Владивостокской студии телевидения.

Надо полагать, что семья пробудила  в мальчике стойкий интерес к искусству. И когда отшумела, отплясала хмельная победная весна 1945 года, Альберт Масленников - артист армейского ансамбля, с солдатскими медалями на груди,  – решил получить театральное образование и поступил в только что открывшуюся школу-студию при  Владивостокском драмтеатре  им. Горького.

mas1

Альберт Масленников, 1945г.

 

Вместе с Альбертом учились талантливые ребята: будущие народные артисты России - Евгений Шальников и Вадим Мялк.  Альберт и Вадим ходили от кутюр военных лет -  в сапогах и гимнастерках, а остальные студийцы были одеты разномастно – все в перелицованном и перешитом старье. На их фоне Альберт, в остатках щегольства военной формы,  был первым парнем на курсе. От девушек не было отбоя. Девушки в простеньких платьицах, сшитых из занавесок, были миловидные и благовоспитанные. Помимо чарующей молодости они обладали обаянием речи, которое усердно культивировалось педагогами школы-студии. Но Альберт на всю жизнь  выбрал единственную - Антонину, -  сокурсницу по учебе, одну из самых пригожих девушек Владивостока.

Но не в сценическом искусстве снискал Альберт свои лавры. Дальнейшая творческая судьба его сложилось под влиянием десятой музы – покровительнице кино. Муза кино, как самая младшая, быстро переняла таланты своих сестер и покровительствовала бывшим актерам, журналистам, учителям, – ставшими в одночасье сценаристами, режиссерами, операторами киногруппы Владивостокской студии телевидения.

По чертежам Альберта в подвале старого здания радиостудии на Уборевича 20"А" оборудовали цех обработки пленки. Это были  самодельные деревянные  барабаны для сушки кинонегатива, а проявлялась и закреплялась пленка в емкостях из-под аккумуляторных батарей подводных лодок. Первая съемочная кинокамера КС-50 была взята напрокат в ТИНРО. На съемки группа выезжала на "Коломбине" - грузовой машине ЗИС-5, времен Великой Отечественной войны,  снабженной газогенератором.

Кино пришло на Приморское телевидение немым и долгое время таковым и оставалось, хотя на военной базе ТОФ был приобретен аппарат ЗК-1М для фотографической записи звука системы профессора П.Г.Тагера, но не было дипломированного звукооператора, который бы оживил этот агрегат.

 Для меня работа в киногруппе ВСТ  началась с телеграммы «Вызываем  во Владивосток». Вызов пришел в комиссию по распределению молодых специалистов Ленинградского института киноинженеров (ЛИКИ)  от председателя Приморского комитета по радио и телевидению Семена Владимировича Юрченко. Он обратился с просьбой прислать звукорежиссера для работы в киногруппе. Никто из ленинградцев не хотел ехать в такую даль, тем более на студию телевидения, тем более на работу в полулюбительском кино.

 Так сошлись звезды на небе, что я оказался одним из выпускников, который родился и детские годы провел во Владивостоке. На семейном совете по настоянию моего отца – военного моряка, служившего 1932-1939г.г. на Тихоокеанском Флоте со дня его основания – было принято решение, что мою кинематографическую карьеру надо начинать с Дальнего Востока, где синие море, таежные дали, крутые сопки и смелые люди. Так в октябре 1959 года я попал в киногруппу, ставшей прообразом студии «Дальтелефильм». Ехал я на два года, чтобы набраться житейского и профессионального опыта, а задержался во Владивостоке на всю оставшуюся жизнь.

 Масленников при первой встречи произвел на меня неизгладимое впечатление. Молодой человек, очень вежливый, при шляпе и галстуке, в отутюженных брюках, полный сил, здоровья и бившей фонтаном энергии, обрушил на меня поток нескончаемой информации о ближайших планах по развитию телевизионного кинематографа. Девятый вал новостей из мира кино и Владивостокской студии телевидения сначала нагнал меня, а затем накрыл с головой.

Кан+инст

. Олег Канищев.

Из института - на Дальний Восток,1959г

Не успев распаковать чемоданы, я внимал Альберту Евгеньевичу, который с места в карьер нафаршировал меня задачами под завязку и сходу предложил создать звукоцех и готовиться к съемкам звуковых документальных фильмов. Сейчас это звучит несколько странно – «звуковых», но по тому времени  в условиях  Дальневосточной окраины такое предложение звучало революционно.  Отбросив страх и сомнение, я преступил к выполнению генеральной задачи старшего режиссера киногруппы, чтобы телевизионное кино Приморья заговорило собственным выразительным языком.

В один из осенних простуженных дней Альберт позвал меня в гости. Он жил с семьей на Семеновской, 34, в трехкомнатной квартире. Хозяин в отсутствии жены быстро накрыл стол, на который водрузил трехлитровую банку кетовой икры, сливочное масло, разукрашенное букетом из овощей, соленые огурчики, из которых каждый меньше, чем дамский мизинец, селедку тихоокеанскую, распластанную на длинном узком блюде в кольцах репчатого лука, перламутровый балык и розовую  ветчину с белыми прожилками жира. Рядом с закуской  расположился запотевший графинчик с водкой. Мы наспех закусили и выпили. Альберт пошел мыть посуду, -  он признавался, что это процедура дает ему возможность приводить мысли в порядок. А я обратил свое внимание на библиотеку книг по искусству театра, музыки и кино.  Хорошо запомнил первую книгу, которую взял почитать у Альберта, -  это  было редкое издание английского режиссера и критика Карла Рейца «Техника киномонтажа». С упорством прилежного гимназиста я законспектировал изыскание Карла Рейца и до сих пор пользуюсь его тезисами  при написании статей по киноискусству.

.Режиссер А.Масленников всегда и  во всем был первопроходцем. Его перу принадлежит первый звуковой телевизионный фильм с оптической записью звука, на плёнке 35мм., в котором мне доверили подобрать музыку и самостоятельно переписать на аппарате фотографической записи звуковой ряд фильма. Лента называлась «Дальзаводчане» (1960г.) и была посвящена 75-летию славного заводского коллектива. (автор В.Ткачев, режиссер А.Масленников, асс. режиссера Ю.Шепшелевич, оператор И.Тимош, звукорежиссер О.Канищев).

Поскольку Альберт Евгеньевич не очень разбирался в музыке,  он свои полномочия по музыкальному оформлению передоверил  Шепшелевичу. С самого начала у нас с Юрой не заладились отношения. Мои познания и эстетические предпочтения в этой области, полученные в институте, были повержены молодым и самоуверенным ассистентом навзничь. Забегая вперед, скажу, что мой стиль звукового решения фильмов со временем был отмечен несколькими дипломами Союза кинематографистов СССР на Всесоюзных фестивалях. Я с трудом закончил свою часть работы над кинолентой и понял, что легких плодов и тучных нив мне в киногруппе не видать до тех пор, пока я самостоятельно не возглавлю творческий процесс создания фильма. Надо было снова садиться за парту. Я распрощался с киногруппой. Ушел работать звукорежиссером на живое телевидение.   Поступил учиться на режиссерское отделение Дальневосточного института искусств. И вернулся в кино в 1963 году уже в ранге режиссера.

Но вернемся к Альберту Масленникову. Он первым рискнул поставить полнометражный документальный фильм «Край рыбацкий», удостоенный Главного приза «Золотой краб» на 2-ом Всесоюзном фестивале «Человек и море» (1967г.). Ему же принадлежит и постановка двухсерийного художественного фильма «Хлеб» (1968г.), в основу которого лег спектакль Краевого Драматического театра им. М. Горького по пьесе А. Киршона - советского драматурга 30-40-х годов.

Март сломал зиму – чувствовалась весна. Альберт Евгеньевич большим пальцем правой руки осадил свою знаменитую шляпу на затылок и с весенним энтузиазмом громко скомандовал: «Мотор!», «Камера!», «Начали!». Так в 1968 году начались съемки фильма, который сыграл роковую роль в жизни режиссера.   В пригороде Владивостока, в районе старых Владивостокских фортов,  была воссоздана деревня времен первых колхозов, а в съемочном павильоне «Дальтелефильма» выстроили соответствующие интерьеры. Роли исполняли актеры театра, занятые в одноименной пьесе.

Мас+Хлеб

А.Масленников на съемках фильма «Хлеб»

 У Альберта Масленникова на фильме был сорежиссер – художественный руководитель драматического театра – Натан Басин.  Вместе они написали литературный сценарий, который утвердили на  художественным совете  Гостелерадио СССР.

Хочется упомянуть и остальных членов этого первого постановочного фильма: оператора А.Чешкова, художника – постановщика Б.Локтина, композитора А.Ковалёва, директора картины З. Славина. Все они были дальневосточниками и закладывали своим творческим трудом основы создания в нашем городе производства художественных фильмов. К сожалению, все перечисленные участники съемочной группы, ушли из жизни, так же как ушел в небытие и сам «Дальтелефильм».

Обратимся к воспоминаниям Валентина  Ткачева, - директору Владивостокской студии телевидения: « … ни руководство телерадиокомитета, ни сама съемочная группа не представляли, какой непомерный груз взвалили на себя: ведь технология производства художественной ленты требует совершенно иных подходов и в технике съемок, и в искусстве воспроизведения самого факта или явления…".

И, действительно, вся студия работала  в поте лица над этой картиной, свернув остальное производство документальных фильмов. Мне пришлось киноленту «Анна Ивановна», фильм о первой женщине – капитане, заканчивать в Хабаровске, на Дальневосточной студии кинохроники.  Неимоверными усилиями режиссера, оператора и других членов съемочной группы фильм  в две серии все-таки выдали и показали по Приморскому телевидению.

рисяжнюк

Народный артист СССР Андрей Присяжнюк  на съемках фильма «Хлеб»

 Конечно, это событие было этапным в жизни студии, хотя кинолента не была лишена изъянов. На мой взгляд, маститый  режиссер театра Натан Басин своим непререкаемым авторитетом «подавил» чувство меры кинорежиссера Альберта Масленникова. В мире эстетики чувство меры – это безупречный вкус, Чувство меры мудрецы античного мира признавали последним и высшим из даров, какими боги могут одарить человека.

 Кроме этого, вошли в противоречие с безусловной природой кино несколько форсированная игра  актеров и театральные методы мизансценирования эпизодов фильма. И  все же, запомнились актерские работы народного артиста СССР Андрея Александровича Присяжнюка, заслуженных артистов РСФСР Николая Михеева и Евгения Шальникова. Они играл сочно, с широким диапазоном бытовых деталей крестьянского типажа. Газета «Советская культура»  эту актерскую работу назвала талантливой и яркой. Благодаря фильму Альберта Масленникова  актерское искусство А. Присяжнюка и его товарищей по цеху осталось запечатленными на пленке для театральной истории Дальнего Востока. И когда-нибудь очередной исследователь театра с благодарностью вспомнит Альберта Евгеньевича за возможность воочию увидеть игру великих мастеров.

Ко времени съемок первого полнометражного игрового фильма, студия «Дальтелефильм» приобрела статус кинопроизводства первой категории со своей сценарной коллегией, с правом снимать документальные, научно-популярные и художественные телефильмы. Таких студий в Союзе было три: в Москве, Ленинграде и во Владивостоке.

В деле становления кинопроизводства в Приморье кроме Альберта Масленникова следует упомянуть и Семена Владимировича Юрченко - председателя Примтелерадио, и Василия Ефимовича Чернышова - Героя Советского Союза, первого секретаря Приморского крайкома партии.  Это они - люди неуемной энергии - стоявшие у истоков Приморской кинематографии и телевидения, по сути, были прародителями неизвестных до сели кинематографических профессий для рыбацкого Владивостока. Их стараниями была построена киностудия, цех по обработке пленки, звукоцех, съемочный павильон, ремонтная база киноаппаратуры, получен участок земли на берегу Уссурийского залива для строительства натурных съемочных площадок, а в 1963 году открыто отделение режиссеров телевидения в Дальневосточном институте искусств (ныне Академия искусств).

Среди первых выпускников режиссерского отделения Дальневосточного института искусств несколько человек специализировались в области кинорежиссуры. Альберт Евгеньевич Масленников, Юрий Павлович Шепшелевич и Ваш покорный слуга защитили дипломы кинолентами и получили квалификацию - режиссер кино и телевидения.

Альберт принадлежал к той редкой породе мужчин, которым органично присуще чувство верности одному делу, одной спутнице жизни. Он был женат на Антонине Гончаровой - красивейшей женщине Приморского края. Это обстоятельство выделяло Альберта Евгеньевича среди  коллег «Дальтелефильма». Антонина Гончарова, поистине, была своеобразным сертификатом таланта и мужской харизмы Альберта Масленникова.

Гончарова

Антонина Гончарова

Диктор Приморского радио и актриса драматического театра им. Горького -  Антонина Гончарова  своими серыми, широко распахнутыми глазами, ослепительной улыбкой и чувственным голосом покорила не одно сердце сильной половины зрителей и слушателей Приморья. Удержать на долгие годы такую яркую женщину возле себя - мог только виртуоз, чрезвычайно искушенный  в человеческих отношениях. Свою любовь к Тоне Альберт сублимировал в творчество.

 С душой поэта и требовательностью старшины роты Альберт Евгеньевич Масленников обладал великолепным качеством объединять вокруг себя людей. Он был прирожденным лидером  в коллективе.  В окружении своих ближайших помощников, Альберт Евгеньевич ночами напролет мог сидеть за звукомонтажным столом, оттачивая  монтажные стыки очередного эпизода фильма. Это были упоительные часы общения с разговорами о монтаже Сергея Эйзенштейна, о "типажном кино" Льва Кулешова, о трюковом юморе в фильмах Григория Александрова.

 С неизменно зажатой в зубах папиросой «Беломор-канал» Альберт под утро гасил свою усталость стаканами круто заваренного чая.  "Давай, этот эпизод чайком ошпарим" - говорил он, измочаленный и серый, как пепел на кончике его папиросы, и начинал с упорством зубра новый рабочий день. Он шел в кабинет, садился за стол, гасил недокуренную папиросу, разминал в руках свежую - и тотчас найдена другая тема или, наверно, не другая, все та же тема работы.

В повседневной жизни его темперамент был скрыт, словно огонь под тлеющими углями. Но в минуты творчества огонь был готов полыхнуть во всю силу. В его любви к работе, к делу рук человеческих, нет ничего показного. Альберт отдыхал, когда видел плоды умения, мастерства, изобретательности. Видимая пестрота его разговоров и увлечений никогда не производила впечатления рассыпанных осколков. Наоборот, Альберт был систематически мыслящим человеком. Это, конечно, поражало в нем, но я признаюсь, что власть его над собеседником проявлялась еще неотразимее, когда он рассказывал о своих наблюдениях жизни. Ведь за его плечами была война и голодное послевоенное время. Альберт не любил, когда при нем жаловались на людей, на судьбу. Он и себя приучал никогда и ни на что не жаловаться

Согласно английскому принципу: только настоящий джентльмен берется за безнадежное дело и доводит его до благополучного завершения. Альберт всегда совершал смелый шаги, прокладывая своими фильмами новые неизведанные пути для нас, молодых кинематографистов.

mas2

А.Масленников

за монтажом фильма

 «Исключительной честности и работоспособности человек, ответственный и обязательный в принятии решений и их исполнений" – так отзывался  о Масленникове наш коллега Валентин Ткачёв в своей книге «Синяя птица телевидения». Что еще характеризовало Альберта Евгеньевича с лучшей стороны, - так это необычайная вежливость и корректность, редко встречающиеся среди нашего брата.  Он никогда не сваливался на язык лесоповала и  обращался к младшим по статусу товарищам без всякого амикошонства – только на ВЫ. 

В минуты гнева Альберт Евгеньевич бледнел, желваки скул резко вздувались под тонкой смуглой кожей, глаза превращались в узкие амбразурные щели, и он "поливал" своего визави ироничной, интонационно выверенной речью, с неизменными для Альберта словами: "пожалуйста", "будьте добры", "спасибо". То, что не  было выражено словами, дополнялось жестами оратора и лицедея,

            Всегда аккуратно одетый, безукоризненно выбрит и пострижен, он являл собой пунктуальность и организованность во всех производственных и житейских делах.  Альберт  выполнял любую, самую неблагодарную работу, в то время  как мы - зеленая поросль - могли и отказаться от киносъемок, которые, с нашей точки зрения, были невыигрышными.

Мас+Моряк

Альберт Масленников на съемках у моряков Тихоокеанского флота

Альберту как художнику, ходившему по неизведанным тропам телевизионного киноискусства, зачастую доставалась критика коллег по цеху. Известно, что недоброжелательность убивает творца и в переносном и прямом смысле.  Альберту бы жить до веку, руководствуясь принципом: "не можешь изменить ситуацию - измени отношение к ней", но он принимал всё близко к сердцу. Под защитной броней невозмутимости скрывался ранимый человек. Для него постановочный фильм "Хлеб" стал первым и последним актом в драме, что называется жизнь художника. Вдосталь намаявшись с организационными и творческими трудностями во время съемок фильма, Альберт Евгеньевич не выдержал нервного напряжения, что привело к тяжелому и неизлечимому недугу. По состоянию здоровья он вынужден был оставить свое любимое детище –  «Дальтелефильм», но навсегда остался в нашей благодарной памяти первым среди равных.

 Судьбу не выбирают - с ней или соглашаются или борются до последнего патрона в обойме. Альберт Масленников мужественно боролся за право снова вернуться  в кино, но силы его покинули. 24 мая 1975 года Альберт Масленников ушел из жизни. Говорят, в последние минуты из его груди вырвался такой глубокий вздох, какой бывает у человека, сбросившего с плеч непомерную тяжесть.

Альберт Евгеньевич отошел к Создателю,  не успев осуществить главную мечту своего предназначения - создать в Приморском крае техническую базу и творческий коллектив для съемок игровых кинокартин.  Пусть будет в утешение ему: "жизнь коротка - искусство вечно!" Мы - его коллеги по кинотворчеству - присвоили имя режиссера Альберта Масленникова одной из монтажных комнат, над дверями которой до последнего дня «Дальтелефильма» весела мемориальная доска с его именем.

Дело отца продолжил его сын, Михаил Альбертович Масленников, работающий ныне режиссером на киностудиях Москвы.

Мас+камера

А.Масленников во время съемок в студийном павильоне

Заслуга Альберта Евгеньевича Масленникова еще и в том, что он доказал, что в Приморье можно и нужно снимать и художественное кино, и научно-популярное, и документальное.

Сценарист и кинорежиссер Альберт Масленников воспитал целую плеяду режиссеров, операторов, монтажеров, проявщиков пленки. По сути, все мы дальневосточные кинематографисты должны быть благодарны Альберту, за возможность на окраине России  многие годы заниматься любимым делом.

Сегодня здание «Дальтелефильма» выглядит, как завядший огурец. Ничего не осталось от того славного времени: ни аппаратуры, ни киносъемочного павильона, ни коллектива, ни традиций, ни имени Альберта Масленникова. Пришли новые люди и решили петь песни с чистого листа. Такова наша российская ментальность: рушить всё под корень, что создавалось десятилетиями энтузиастами кино в Приморье.

Чтобы реанимировать кинематограф на Дальнем Востоке у нас есть все необходимое: здание, приспособленное под киностудию, Академия искусств для подготовки кадров, театральные коллективы для воплощения любых по жанру кинолент.  У нас есть морские и таежные заповедники, флора и фауна сурового севера и роскошных субтропиков, солнечная круглогодичная погода, натурные площадки Уссурийского и Амурского заливов, тайфуны, ураганы, Тихий Океан. И, наконец, у нас есть Международный кинофестиваль.

 

Олег Канищев,

2 октября 2010г.

Владивосток

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz