Андрей Донатов

Автор – Олег Канищев

 

В красивом, молодом и очень милом лице Андрея Иосифовича Донатова всегда привлекал сильный взгляд его близко поставленных глаз в обрамлении очков: карих, умных, доброжела­тельных, полных внимания. Все дело было в глазах да еще в улыбке и в смехе — душевная свежесть, обаяние, живой артистичный ум, тонкий юмор...

Эта юношеская живость сочеталась у него с необыкновенной серьезностью в делах и поступ­ках, с высокой душевной ответственностью. Авторитет его был велик и побуждал коллег и друзей, даже и старших его годами, не только делиться с ним замыслами, но и советоваться, как при­ступить к делу и как его повести. Все хоро­шо знали, что он человек тяжело больной, но ничто не напоминало об этом в общении с ним, разве только некоторая степенность его манер, неторопливость в движениях. В остальном — заразительная веселость, душевное здоровье, ясность, широта интересов   начисто исключали мысль о болезни. А он был обречен и знал это. И прожил свою недолгую жизнь как чело­век высокого мужества.

В 1954 году Андрей Иосифович соприкоснулся с телевидением – его назначили руководить телевизионным журналом «Ис­кусство». Не будет ошибкой сказать, что он его и создал. И вел интересно, строил номера содержательно, страницы монтировал по конт­расту. Казалось, все у него идет легко, споро. Но сколько за всем этим стояло труда, и как помогали связи Донатова в мире искусства и личное уважение к нему, и его способность увлечь и уговорить! Появлялся он и сам на экране — говорил хорошо, держался естественно. Нынче годы, когда телевидение нарождалось, уже уходят в историю, скрывают­ся за горизонтом и кажутся временем романти­ческим. Сейчас и Донатова той поры я вижу как бы в романтическом освещении: это есте­ственно.

В 1957 году Донатову были поручены связи с кино­студиями страны и заказы фильмов для теле­видения. И опять было новое дело. Трудное? Мало сказать. Никто не знал, что, собственно, требуется, шли поиски, споры.

Андрей Иосифович обладал, что называется, интеллектуальной пробивной силой, и мы должны быть благодарны ему за то, что благодаря его усилиям увидел свет знаменитый фильм И.Андроникова «Загадка Н.Ф.И.», который не хотели брать в производство ни одна студия страны. Сегодня теоретики телевидения считают эту работу классикой и родоначальником телевизионного кино.

Один за другим стали появляться фильмы, отвечавшие  свойствам телеэкрана,— «Загадка Н.Ф.И.», «Евге­ния Гранде», «Бессмертная песня», «Мистер Икс», «Огненный мост»,  «Моцарт и Салье­ри»... Потом организовалось Объединение теле­фильмов на студни «Мосфильм», и Андрей Иосифович стал главным редактором новой творческой организации. Как подсчитать, сколько вложено в это огромное дело его инициативы, энергии, мыслей, его авторитета, таланта?!

Я впервые познакомился с А.И.Донатовым в 1965 году в Хабаровске на 1-ом Зональном смотре кино-телестудии Урала, Сибири и Дальнего Востока, где мой фильм «Там, где сходятся меридианы» (оператор Б.Колобов) получил Диплом 1 степени Союза кинематографистов СССР «За лучший документальный телефильм».  «Смотр в Хабаровске в 1965 году дал повод для дискуссий на тему кино и телевидения – вспоминает В.А.Ткачев в своей книге «Синяя птица телевидения…» и продолжает – А.Донатов (был председателем творческого жюри) один из первых сценаристов и редакторов художественного телевидения, человек обаятельный и разносторонне образованный утверждал: «наступила пора сказать точно и определенно: любое произведение телевидения – это фильм, независимо от того, снимается он на пленку или передается в «живом» исполнении из студии».  Во многом благодаря Андрею Иосифовичу Донатову телефильм становится частью телевизионной программы. Будучи по натуре глубоко интеллигентным человеком, А.Донатов вносил в суматошную телевизионную обстановку (это от него я впервые услышал ставшее классическим выражение: «Радио – сумасшедший дом. Телевидение – пожар в сумасшедшем доме» неторопливую разумность, какой-то академизм, заражая журналистов поиском цели (во имя чего творим?), сосредотачивал их внимание на мысли. Используя свой авторитет в столичных кругах деятелей литературы и искусства, он всецело поддерживал творческие поиски дальневосточных телекинопублицистов. Наверное, во многом эта поддержка была авансом. Но вдумчивый редактор и организатор увидел за первыми нашими работами будущее телефильма, хотел, чтобы и здесь, на самом краю нашей земли, телевидение не уступало столичному. Попутно замечу, что, на мой взгляд, не может быть журналистики районной или центральной, как не может быть кино периферийным или столичным. Или они есть или их нет».

В следующий раз мы встретились с Андреем Иосифовичем в начале апреля 1966 году в Иркутске, вернее под Иркутском. Он возглавил жюри 2-го Зонального конкурса кино-телестудий Урала, Сибири и Дальнего Востока. Всех участников фестиваля разместили в правительственном комплексе дач, недалеко от Байкала, которые в свое время были специально выстроены для встречи Н.С.Хрущева с 34-ым  Президентом США Дуайтом Эйзенхауэром. Места вокруг дивные, но ранняя холодная весна и пронизывающий баргузин с озера загонял после утренних просмотров фильмов всех участников фестиваля в бар ресторана, где в тепле и уюте мы друг с другом тесно перезнакомились, и в вечернее время под стопку горячего чая общение носило неформальный характер. Хозяева фестиваля угощали нас омулем и хариусом в различных способах приготовления. Даже один раз приготовили расколотку – местный деликатес.  Помню, что Андрея Иосифовича очень заинтересовало это блюдо. И он отправился на кухню, где ему показали, как это делается.  Расколотка изготовляется просто: на порожке бьют два-три раза обухом топора по мороженому омулю, после чего нежное мясо легко отделяется от костей, остается посолить его, поперчить – и кушать подано. Думаю, что Донатов по возвращению в столицу не один раз таким экзотическим способом угощал привередливых московских гурманов.

В этот раз от Владивостокской студии был выставлен мой фильм «Дорога легла за экватор» (оператор П.Якимов), который решением жюри наградили главным призом конкурса. Кроме этой награды несколько моих звукорежиссерских работ были отмечено дипломами Союза кинематографистов СССР «За лучшее звуковое решение телефильма». Видно, эти результаты и сами фильмы предрасположили Андрея Иосифовича к откровенному разговору о дальнейшей моей творческой судьбе.  Я узнал, что он возглавил на «Мосфильме» объединение «Телефильм» и собирает талантливых режиссеров, операторов по всей стране для того, чтобы новое объединение заявило о себе с наилучшей стороны. В портфеле объединения находились несколько сценариев классических опер, но режиссеров с музыкальной культурой  не было. Мне он предложил перебираться в Москву и попробовать свои силы в постановках музыкальных картин у него в «Телефильме». Откровенно говоря, от такой перспективы у меня голова кругом пошла. Перебраться в Москву, – каким образом? Развестись с женой, вступить в фиктивный брак – это было не для меня.

В 1967 году во Владивостоке проходил 2-ой Всесоюзный фестиваль фильмов «Человек и море». Андрея Иосифовича пригласили принять участие членом жюри. Наша очередная встреча не состоялась, поскольку я ушел в плаванье с капитаном А.И.Щетининой, героиней моего нового фильма. На заключительном обсуждении фильмов А.И.Донатов вступился в защиту моей ленты «Дыхание моря (оператор В.Пупышев) – участника фестиваля от Магаданской студии телевидения. «Союз кинематографистов СССР отметил своими Дипломами работу оператора В. Шатилова «День на лесном озере» и работу режиссера О.Канищева и оператора В. Пупышева "Дыхание моря".  На последнем фильме следует задержаться особо. Он, не­сомненно, выделяется из фильмов фестиваля, да и вообще из множества телевизионных фильмов. Сделан  он людьми темпераментными, влюбленными в избранную тему, в материал, влюбленными в свою профессию. В фильме что кадр, то - находка ракурса, точки, движения; что ни кадр, то - удар, накал, эмоция. Да, это фильм темпераментный, эмоциональный, он не  оставляет нас в состоянии созерцания или рационального, умственного восприятия, как то нередко случается со многими иными лентами. А ведь искусство непременно должно быть эмоциональным, тогда оно  трогает. Фильм "Дыхание моря" волнует, радует, не остав­ляет нас безучастными - в этом его несомненное достоинство.

Вместе с тем, фильм вызвал споры, прозвучавшие, в частности, на небольшом обсуждении, состоявшемся в последний день просмотров  фестивальной программы. Споры были вызваны рядом кадров, включенных авторами  картины в свою ленту и позаимствованными, например, из классического фильма фран­цузского режиссера Кусто. Возможно  ли такое цитирование, правомерно ли оно?  Мне кажется, что совершенно правомерно. У большинства зрителей эти кадры, включенные в ткань фильма у не вызвал возражений. Причини тому следующие. Взятая авторами "Дыхания моря" тема, образное ее решение, привлеченный материал потребовали использования кадров, притом кадров уникальных невероятно, неповторимых. Главное же в том, что по всему съемочному стилю, по характеру основного материала оригинальные съемки  В. Пупышева не отличаются от привлеченных цитат. Работа О. Канищева и  В. Пупышева самостоятельна, оригинальна и потому, на наш  взгляд, сделала допустимым и правомерным авторское «цитированье». Тем более  что об этом открыто, говорится в завершающих надписях. Фильм «Дыхание  моря» оканчивается неожиданной точкой, стоп-кадром: замерла в воздухе сеть, а в ней - сверкающая рыба. Динамика застыла на миг «в таком образном кадре». Мы расстались с фильмом, унося его движение, его накал. Авторы интересно задумали картину,  и замысел свой сумели воплотить».

В моем архиве сохранились несколько обзорных материалов Андрея Иосифовича Донатова, которые отражают весь пафос его взглядов на телевизионное кино.

http://kan-oleg.narod.ru/ publ/pressa66/irkutsk2.htm

http://kan-oleg.narod.ru/publ/pressa67/otzet.htm 

Когда я завершил учебу в Дальневосточном институте искусств, - семья моя практически распалась, и морально я был готов к отъезду из Владивостока, пришло печальное сообщение (по-моему это была зима 1969года), что А.И.Донатова не стало. Сердце не выдержало. Так я и не воспользовался предложением Андрея Иосифовича.  Но благодарная память о нем живет в моем сердце. По сути, Андрей Иосифович своей поддержкой на первых фестивалях телефильмов открыл мене дорогу в телевизионный кинематограф.

История телевидения еще окончательно не написана. Но уже и теперь можно сказать, что на одной из ее первых страниц будет портрет Андрея Донатова и рассказ о его работе, кото­рый осмыслит его заслуги и определит его место в становлении нового вида искусства.

 

Hosted by uCoz