СОРЕВНУЮТСЯ ТЕЛЕФИЛЬМЫ

Автор – В.Азарин

(журнал «Советский экран» №4, апрель 1967г.)

 

Разрезана ленточка, которую на сей раз изображала кинопленка. В Октябрьском Дворце культуры Киева открылся Первый Всесоюзный   фестиваль   телевизионных фильмов.

...Вспомните, давно ли нам казалось, чуть ли не чудом появление в нашей комнате движущейся и говорящей картинки? Тогда не очень-то мы обра­щали внимание на ее качество, нам было не так уж важно, что и как показывают, важен был сам факт существования «домашнего кино». Но про­шли годы, удивление уступило место привычке, наша требовательность возросла. А сегодня...

Г. Иванов, заместитель председателя Коми­тета по радиовещанию и телевидению при Сове­те Министров СССР, председатель оргкомитета фестиваля:

— На телевизионных студиях страны со­здается до 600 фильмов в год. На фестиваль представлено 29 художественных и 58 докумен­тальных фильмов. Обсудить их, отобрать лучшие было нелегко. И вот председатель жюри Н. Карцов объявляет:

— Главный приз фестиваля присуждается мно­госерийному телевизионному фильму «Вызываем огонь на себя» производства киностудии «Мос­фильм».

Первое интервью, естественно, с лауреатом. С. Колосов, режиссер-постановщик фильма «Вызываем огонь на себя»:

— Очень приятно, что труд нашего творческого коллектива оценен столь высоко на этом фести­вале. Это тем более радостно, что, как ни гово­рите, он все-таки первый... Успех картины наря­ду с советскими кинематографистами могут по праву разделить наши польские, немецкие и чеш­ские друзья. Ведь фильм был интернациональ­ным! Хочется еще раз выразить большую благо­дарность помощникам  съемочной группы — брянским, и в частности клетнянским, партизанам.

Мне как председателю Всесоюзной комиссии телевидения Союза кинематографистов СССР хочется  отметить  еще одно обстоятельство. Думается, что фестиваль—это рубеж, за кото­рым на новом уровне будет развиваться работа нашей телевизионной кинематографии во всей стране...

Из протокола жюри:

«Присудить приз народному артисту СССР Н. Крючкову за лучшее исполнение мужской ро­ли в фильме «Гнезда».

Отметить исполнение роли адвоката Андерсона в фильме-спектакле Волгоградской студии телеви­дения «Процесс Ричарда Ваверли» народным артистом РСФСР В. Акимовым».

Вот как прокомментировали этот пункт реше­ния члены жюри.

Режиссер  С. Алексеев,  народный  артист РСФСР:

— Я считаю, что удачи Крючкова и Акимова не просто очередное достижение великолепных ар­тистов. Их успех носит, если хотите, принципиаль­ный характер. Ведь то, что годится в театре и даже в кинематографе, не всегда приемлемо для телевидения.

Л. Шагалова, заслуженная артистка РСФСР, лауреат Государственной премии: — Это верно. Успех Крючкова и Акимова тем более ценен, что в целом, мне кажется, актер­ская проблема на телевидении стоит еще острее, чем в кино. Так, работы наших известных масте­ров Л. Касаткиной и Л. Смирновой, которые я увидела на этом фестивале, кажутся мне доброт­ными, но не более того. Думается, что нам, ак­терам, еще нужно учиться играть на телевиде­нии, а режиссерам нужно учиться снимать для него. Малый экран не терпит ни малейшей фаль­ши, ни грана наигрыша. В этом смысле работы телевизионных документалистов, представленные на фестиваль, были значительно выше.

С. Алексеев согласен с этой оценкой:

— Да, они настолько впечатляющи, что возни­кает желание попробовать свои силы в докумен­талистике.

Ведь в лучших произведениях этого жанра че­ловек на экране раскрывается во всем многооб­разии своего внутреннего мира, размышлений о жизни, отношения к окружающим, к труду.

Вот как оценивает Л. Шагалова одну из картин:

— Я считаю, что «Солдаты Отчизны» — инте­реснейшая лента... Эта картина Ленинградской студии телевидения отмечена призом фестиваля за  лучший полнометражный документальный фильм.

Это произведение вызвало много споров на творческих дискуссиях фестиваля. Ведь мы виде­ли немало созданных на документальном мате­риале картин, в которых показан подвиг советского народа в Великой Отечественной войне. Но сце­нарист Э. Калунтис, режиссер А. Штаден, редак­тор И. Каракоз не просто отобрали из тысяч мет­ров пленки кадры, посвященные обороне горо­да-героя Ленинграда. Они смонтировали их по тщательно разработанному сценарному плану, создав своеобразную драматургию повествования, и озвучили немые кадры голосами актеров.

Правомерен ли такой прием в документальном кино? Этот вопрос на дискуссиях нашел столь же горячих сторонников, сколь и яростных против­ников. К единому мнению не пришли. Но все признавали огромное эмоциональное воздействие, картины.

Какие же еще фильмы отмечены на фестивале?

Вот некоторые пункты решения жюри:

«Присудить призы...

за новаторское решение темы фильму «Я сам» Тбилисской студии телевидения...

за лучший фильм-репортаж фильму «Дорога легла за экватор» Владивостокской студии теле­видения...

за отличную авторскую-операторскую работу тележурналисту В. Привезенцеву (фильм «Южный—город вьюжный») Южно-Сахалинской студии телевидения...

за лучший короткометражный документальный фильм картине «Нурулла Базетов» Свердловской студии телевидения...

«Нурулла Базетов» — короткая лента, всего  лишь восемнадцать минут. И пожилой человек на экране вроде бы ничего и не делает. Он просто сидит в студии, смотрит на экран телевизора, где демонстрируются кадры кинохроники, запечат­левшие его молодые годы.

Впрочем, предоставим слово постановщику фильма, молодому режиссеру Свердловской сту­дии телевидения В. Ротенбергу:

— На первом этапе работы был у нас, как по­лагается, «настоящий», традиционный сценарий. Еще бы, ведь в центре будущего фильма — фи­гура весьма привлекательная: знатный сталевар, герой труда. Тут и оператору раздолье: мартен, стихия огня и прочее. Да вдобавок в нашем рас­поряжении — старые хроникальные кадры.

Но вот встретился я с Нуруллой Хасановичем, побеседовал с ним. И все первоначальные кра­сивые замыслы полетели в тартарары. Я понял: ничего не надо прибавлять, ничего не надо при­украшивать. Пусть так же, как мне, рассказывает он о своей жизни зрителю.

Так во второй раз родился замысел, а впослед­ствии и фильм.

В очерке о Нурулле Базетове сочетается опыт кинематографа с приемами прямого телевизион­ного репортажа, утверждают некоторые. Воз­можно, что и так. А может быть, это утверждение следует принять с известными оговорками. Одно несомненно: ничто по-настоящему ценное не воз­никает без труда, без поисков. Особенно в ис­кусстве.

Не следует думать, однако, что все показанное в Киеве—сплошная цепь находок и открытий. Увы, и среди фестивальной продукции было не­мало шаблонных, стандартных лент! Можно было бы высказать и некоторые пожелания по части организации подобного рода творческих фору­мов. Так, представляется, что отборочная комис­сия должна была предъявить более строгие тре­бования к «кандидатам», потому что сам факт показа произведения на фестивальном экране— уже признание известных его заслуг. А это не все­гда оправдывалось.

Наверное, и темы дискуссий должны быть бо­лее продуманными и острыми, и участвовать в них могли бы наиболее квалифицированные твор­ческие работники — члены жюри фестиваля. Ведь дело, в конце концов, не в том, чтобы окружить их работу величайшей тайной распределения призовых мест, а в том, чтобы обменяться опы­том по самым актуальным вопросам телевизион­ного творчества.

Но ведь в каждом живом деле даже ошибки — в известном смысле достижения. Во всяком случае,  хочется думать, что Первый Всесоюзный фе­стиваль станет значительным этапом в деле раз­вития телевизионной кинематографии.

Владимир Азарин,

режиссер Центрального телевидения СССР

 

 

 

Hosted by uCoz