БОЛЬШИЕ ПРОБЛЕМЫ МАЛЕНЬКОГО ЭКРАНА

Автор – В.Ткачев

(Владивостокская газета «Красное знамя», август 1965г.)

 

В известной книге В. Саппака «Те­левидение и мы»   есть такие слова: «.. любой телевизионный фильм, сня­тый за несколько репетиционных то­чек», заведомо   имеет аудиторию, вшестеро превосходящую ту, которую— в случае высшего успеха — может завоевать кинофильм такого класса, как, скажем, «Похитители велосипе­дов» или «Летят журавли».

Телевизионные фильмы имеют ряд преимуществ перед обычным кино. Репортаж, сюжет или киноочерк, сня­тый утром, вечером становится достоянием зрителей не одного кинотеатра, вмещающего в среднем 600—800 зри­телей, а многотысячной телевизион­ной аудитории. Сроки производства кинолент на телевидении по сравне­нию с кинематографом сократились в 2—3 раза.                       

Но теперь все чаще и чаще на телевидении  говорят о качестве. Пожалуй,   этот   показатель   был главным на прошедшем в Хаба­ровске первом смотре хроникально-документальных, научно-популярных, учебных, телевизионных фильмов и киножурналов   кино- и телестудии Урала, Сибири и Дальнего Востока.

Смотр явился своеобразным твор­ческим отчетом кинодокументалистов, в котором наряду со студиями кино­хроники Свердловска, Новосибирска, Иркутска, Хабаровска приняли участие студии телевидения Омска, Ир­кутска, Новосибирска, Томска, Магадана, Хабаровска, Южно-Сахалинска, Комсомольска-на-Амуре и Владиво­стока.

В работах смотра приняли участие ведущие работники кино и телевиде­ния нашей страны: заместитель пред­седателя Государственного комитета по кинематографии Совета Минист­ров РСФСР Г. Нифонтов, директор Центральной студии документальных фильмов   А. Семин, кинорежиссер этой студии Р. Григорьев, кинодра­матург А. Леонтьев, кинооператор Центрального телевидения Б. Киладзе и другие.

Всего на смотр было представлено около 80 кинолент студий докумен­тального кино и телевидения. За три дня перед участниками смотра прошла вся многогранная жизнь нашей страны от Урала до Дальнего Восто­ка и Чукотки.

Владивосток был представлен че­тырьмя фильмами производства Вла­дивостокской   студии телевидения: «Всегда дружить», «Там, где сходятся меридианы», «Тайна чертова куста» и «Мы из Спасска».

Трехчастевая кинолента «Всегда дружить» сделана по заказу Всесо­юзного общества культурных связей с зарубежными странами и посвяще­на дружбе двух городов — советско­го порта Находки и японского горо­да Майдзуру. Фильм «Там, где схо­дятся меридианы», рассказывает о покорителях Арктики.

...Стройной колонной идут в арктических льдах суда. Первый весенний караван поднимается в порт Певек, ведомый ледоколом «Москва». Форштевень ледокола врезается в ледяную броню и отступает, оставляя на ней глубокий след. И тогда человек вступает в единоборство со стихией. Есть в фильме   «Там, где сходятся меридианы»   кадр-символ: капитан «Москвы» сам становится за штурвал. Начинается поединок корабля и его экипажа с Арктикой: прыгает ручка машинного телеграфа, стрелка оборо­тов машины колотит   об ограничитель шкалы. Глухим эхом  будит бе­лые просторы взрыв. Ледяной пан­цирь взорван, и «Москва» медленно, но неуклонно идет вперед, пробивая дорогу каравану судов.

Вот она, Арктика! И вот он, Чело­век!

Владивостокские   кинодокумента­листы показали и телевизионный на­учно-популярный киноочерк «Тайна чертова куста». Это рассказ об актуальнейшей  проблеме,   решаемой в Дальневосточном институте биологи­чески активных веществ:   изучении свойств элеутерококка, родственника легендарного женьшеня.

Известно, что в странах юго-восточ­ной Азии женьшень изучали давно, но там пользовались лишь народным опытом. Мы в своем фильме хотели подчеркнуть, что советские ученые за короткое время не только проверили данные народной медицины, но и открыли новые свойства семейства аралиевых.      

Оригинальна и другая работа — фильм-концерт «Мы из Спасска». Жизнерадостные и талантливые мальчишки и девчонки из Спасского Дома пионеров показывают на экране свое мастерство. Этот фильм уже обошел все телевизионные экраны на­шей страны. Владивостокская студия телевидения получает множество пи­сем и от зарубежных телезрителей. В них строчки благодарности юным ар­тистам из легендарного дальневосточ­ного города Спасска.

Порадовали своими работами наши соседи — сахалинцы. Фильмы Южно-Сахалинской   студии   телевидения «Чайки не спят ночью» и «Сейнеры уходят за горизонт» рассказывают о рыбаках, их нелегком труде.

Всего на смотре было показано 28 телевизионных кинолент.

Первое  серьёзное испытание на творческую зрелость дальневосточные студии телевидения выдержали. Из тринадцати призовых мест — десять заняли студии телевидения Владиво­стока, Хабаровска,   Южно-Сахалинска, Магадана.

Три из четырех владивостокских телефильмов    получили   высокую оценку жюри. Диплом первой степе­ни за лучшую телевизионную хрони­кально-документальную работу при­сужден фильму «Там, где сходятся меридианы» (сценарий К. Шацкова,   режиссер О. Канищев, оператор   Б. Колобов). Этот фильм был пока­зан на  заключительном просмотре среди лучших кинофильмов студий документального кино.

Почетными грамотами  Союза ра­ботников кинематографии СССР на­граждены два других фильма Влади­востокской студии телевидения: «Тай­на чертова куста» и  «Мы из Спасска».

Прошедший смотр явился началом нового этапа в развитии кинодела на телевидении. Показателем профессио­нального роста телевизионного кино, его возрастающего влияния на теле­визионные программы свидетельству­ет, в частности, создание главной ре­дакции производства и обмена теле­фильмами Владивостокской студии телевидения.

Это своеобразная киностудия на телестудии, пока   единственная  в стране. Она должна выпускать в год 15—16 фильмов. И не только выпус­кать собственные, но и тиражировать фильмы, сделанные   телестудиями Дальнего Востока и Сибири. В год мы должны оттиражировать миллион сто тысяч метров кинопленки. Это примерно столько, сколько производит сейчас Дальневосточная студия кинохроники.

Во Владивостоке, таким образом, создаются все предпосылки для орга­низации своеобразной межзональной студии «Дальтелефильм»,   которая может сосредоточить в своих руках все дело кинопроизводства на студиях телевидения Дальневосточной зо­ны.

Для этого есть главное — техниче­ская база: копировальный и проявоч­ный цехи, группа мультипликации, цех озвучивания фильмов, мастерская по ремонту кино- и фототехники.   К сожалению, копировальный цех осна­щен пока что недостаточно.

Главной редакции производства и обмена телефильмами   передан цех видеозаписи. Это новое и перспектив­ное дело. Уже в этом году мы дол­жны записать на видеомагнитофон­ную ленту передач в общей сложнос­ти более чем на 250 часов. Спутник связи «Молния-1» сократил тысяче­километровые расстояния и позволял уверенно принимать Москву на голу­бых экранах Владивостока.

Развитие космического телевиде­ния, радиорелейных линий заставляет нас серьезно задуматься над пробле­мой использования видеомагнитофон­ной аппаратуры.   Наступило время, когда записанную из Москвы переда­чу мы смотрим   во Владивостоке. На наш взгляд, целесообразно сов­местно с краевым управлением кино­фикации провести   во Владивостоке фестиваль телевизионных фильмов.

За последний год студией отснято более 10 фильмов, посвященных со­зидательному труду приморцев. На большом экране их бы с удовольст­вием просмотрели тысячи зрителей. Творческие встречи со зрителем вза­имно обогащают, помогают найти пути  к дальнейшему росту профессионального мастерства.

Кинопроизводство во Владивостоке испытывает сейчас большие труд­ности из-за нехватки производствен­ных площадей. Все цехи ютятся в неприспособленных помещениях.  Это снижает техническое качество филь­мов. Проектным организациям, заня­тым капитальной реконструкцией старого радиодома под кинокомплекс студии телевидения, следует обратить серьезное внимание на выполнение всех работ в срок.

В крае с каждым годом все шире развивается кинолюбительство. Это показал и недавний смотр работ ки­нолюбителей Приморья. К нам обра­щаются сотни кинолюбителей с прось­бой оказать профессиональную по­мощь.

Укрепление технической базы про­изводства фильмов, подбор квалифи­цированных кадров  киноработников помогли бы сделать главную редакцию производства фильмов хорошей базой и для развития кинолюбительства в Приморье.

 Кино на телевидении обретает творческую самостоятельность. И если говорить о «специфике», то главное в ней – рост мастерства.

Приток молодых кадров, рост тех­нической базы кинопроизводства на телевидении и объединение ее в еди­ном центре помогут решить эту важ­ную задачу.

В.ТКАЧЕВ,

главный редактор главной ре­дакции

производства и обмена телефильмами

 Владивостокской студии телевидения.

 

 

 

Hosted by uCoz