МУЗА ТЕЛЕФИЛЬМА
Авторы –
В.Ткачев, А.Масленников
(газета «Известия», 29
сентября 1965г.)
В КОНЦЕ июля
на страницах «Известий» были напечатаны заметки кинорежиссера Сергея Колосова
«В голубом свете «Орхидей». Автор кратко
подвел итоги Второго
международного телевизионного фестиваля. «Нужно прямо сказать,— писал Сергей
Колосов,— что фестивальная «осечка» во многом отражает истинное положение
вещей на нашем телевидении... Не по-хозяйски организовано производство
телефильмов, ведущееся сейчас многими телевизионными студиями, не имеющими
подчас для этого никаких условий».
Очень верно сказано!
Уже совершенно
очевидно, что телевизионное искусство, вобрав в себя все приемлемое от театра
и кино, становится самостоятельным, специфичным. Рождаются свои формы, свои
жанры, начинают отчетливее вырисовываться направления. И в то же время в
техническом отношении производство
телефильмов находится в зачаточном состоянии. Большинство студий не
имеет необходимой съемочной аппаратуры, оборудованных лабораторий, павильонов,
монтажных, фильмохранилищ. Создание телевизионных фильмов, как правило, удел
одиночек-энтузиастов, в лучшем случае — небольших, стихийно родившихся групп.
Надо иметь единый центр, куда сходились бы все нити сложных — технических
и творческих — процессов. В Госкомитете по радиовещанию и телевидению было бы
целесообразно объединить в специальном управлении или отделе по производству
телефильмов (на
той же финансовой и штатной основе)
людей, кровно заинтересованных, любящих, болеющих за кинодело. Они координировали бы все вопросы
кинопроизводства на телевидении, планировали и учитывали выпуск фильмов, их
тираж, помогали бы глубокому изучению телевизионного киноискусства. Сейчас,
когда этот жанр обретает творческую самостоятельность, образно говоря, обретает
собственную музу, помощь ему — самая разнообразная — совершенно необходима.
Во Владивостоке создана мощная телевизионная база. Однако творческие
работники дальневосточных студий пользуются ею стихийно, беспланово, налетом.
Если бы заранее определить единые производственные сроки подготовки и выпуска
телефильмов студиями, можно было бы
во Владивостоке с большей отдачей вести работу. Нужно сломать местнические
барьеры, сосредоточить производство телефильмов в одних руках—на оборудованной технической базе. Кустарным способом трудно
создавать произведения искусства. Творческие объединения — вот, на наш взгляд,
правильный путь.
В качестве эксперимента во Владивостоке и Минске созданы главные редакции
производства и обмена телефильмами. Эта форма организации целиком себя
оправдала. Достаточно привести такой пример: за год Владивосток тиражирует
1.100 тысяч метров ленты, почти столько
же, сколько производит дальневосточная студия
кинохроники, Только за прошлый год Владивостокской студией создано 15
фильмов, рассказывающих о людях Дальнего Востока, их замечательных делах. Три
из них — «Там, где
сходятся меридианы», «Тайна чертова
куста» и «Мы из Спасска» — получили высокую оценку на фестивале кино и
теледокументалистов Сибири и Дальнего Востока, награждены дипломами и грамотами
Союза работников кинематографии СССР. Это закономерно, потому что редакция
пытается разрешать техническую и творческую проблемы телевидения.
В ТКАЧЕВ,
главный редактор производства фильмов
Владивостокской студии телевидения;
А. МАСЛЕННИКОВ,
кинорежиссер.
ВЛАДИВОСТОК.
-