Кинорежиссер Олег Канищев

литературная запись – Нелли Номировской

(5 фрагмент  биографии)

 

И все же Канищеву пришлось покинуть «Дальтелефильм» и снова обратиться к телевизионному вещанию. Мы приводим любопытный фрагмент из интервью, взятое в 1990 году у Олега Канищева редактором ТПО «Дальтелефильм» Галиной Виуленовой, которое проливает свет на творческие установки режиссера в этот нелегкий для него период.

image002

Олег Канищев

1990г.

- У вас есть фильмы любимые, конъюнктурные, сделанные по "соцзаказу"?

- Любимых фильмов очень мало. Они сняты, когда я бегал в "коротких штанишках", и никто на меня не обращал внимания. Кинолент, которых мне не стыдно показать, чуть побольше.  А остальные - так называемый "социальный за­каз". К сожалению, телевизионное документальное кино, за редким исключением, использовалось как средство служения тезису, спущенного директивными органами. В этом случае оно (кино) становится пропагандой, а не исповедью перед зрителем. Пропаганда – это задача для  телевидения, а не для документального кино, если мы говорим о кино, как об искусстве. Используя кино, для пропаганды мы совершаем насилие над собой и над зрителем. Заключая ответ­ на ваш вопрос, можно было бы сказать так: если моя кинема­тографическая молодость - стихия страстей и эмоций, то зре­лость прошла под флагом осознанной необходимости.

- Олег Александрович, о Вас ходили слухи, что вы рабо­таете сами по себе, не высказываете принципиальных замечаний при обсуждении фильмов коллег. Чем это объяснить?

- В прошлом на художественных советах я высказывал свои замечания коллегам, но это вызывало зачастую бурное неприятие. И я понял, что моим оппонентам мои предложения чужды и по культуре, и по мастерству, и по жизненному опыту. Пришлось замолчать. Более того, я просил Председателя комитета В.А.Ткачева вывести меня из состава худсовета. Но это не самый большой мой грех. Хотите, я нам прочту с листа строки из последней служебной характеристики, когда была попытка аннулировать мою высшую категорию, присвоенную Гостелерадио СССР.

- Пожалуйста.

- Итак, слушайте... "Характерной чертой Канищева в пос­ледний период стало отсутствие поиска оригинальной формы кинопроизведения. В качестве сюжетно-строителной основы использовалось присутствие в кадре съемочной группы, что само по себе банально и позволяет за формой не очень за­ботиться о содержании. О.А. Канищев стал мало снимать, мотивируя неоднократные отказы предлагаемых сценариев их некондиционностью, слабостью драматургии, неинтересностью героев. Таким образом, им были доведены до грани срыва фильмы "Цех особого назначения", "Точка зрения ма­стера Журавлева"... Отказался от съемок фильма "Люди, го­ды, корабли"" о рабочих Дальзавода, посвященного ХХУП съезду КПСС. Складывается впечатление, что созна­тельно уклоняется от острых социальных тем...» И вывод: «квалификации режиссера высшей категории не соответствует".

- Довольно странные аргументы даже для того времени...

- Да. Эту творческую характеристику я держу под рукой на рабочем столе и перечитываю как "наставление" по жизни.

- Вы подразделяете фильмы на "провинциальные" и "столичные"?

- Если в шутку, то крепость "Столичной" не зависит от места разлива. Правда, компания, в которой ее потребляют, может оказать существенное влияние на степень опьянения и познания истины. Искусство документального кино - особый способ выра­жать истину.  Может иногда ошибиться художник (провинциальный или столичный), искусство - никогда. Ошибаясь, оно перестает быть искусством, и это всегда заметно на экране, будь это в Москве или Нью-Васюках.

- Олег Александрович, на Вашем счету более 75 фильмов, созданных при Вашем участии в    качестве    сценариста, режиссера, звукорежиссера и музыкальною оформителя. Что Вам ближе?

- В молодости увлекался игрой света и тени, ритмикой монтажа, звуковой образностью, одним словом – поэтикой в документальном  кино. Сейчас это ушло как бы на второй план. Стало естественным, как дыхание. Сегодня меня инте­ресует мемуаристика и в кино, и в литературе.

-  Как Вы относитесь к современному хроникально-документальному кинематографу? Есть ли перспективы его развития у нас на Дальнем Востоке?

 - Мне кажется, что современный кинематограф "болтлив", и это меня удручает. Чувство удовлетворенности или  неудовлетворенности после просмотра фильма лично у меня связано с тем, сколько в нем говорили. Что касается перспектив документального кино на Даль­нем Востоке, и в частности, на нашей студии, прогнозировать этот процесс не берусь - в этом уравнении много величин, неизвестных для меня.

- Восемь главных призов и двадцать дипломов Все­союзных и Международных телефестивалей говорят о признании          Вашего творчества. Какой приз самый дорогой?

- Самый любимой моей картиной была и, наверное, оста­нется "Полтора часа до объятий" - маленький фильм о больших человеческих чувствах. Кинолента получила немало призов, но самый престижный для меня Приз Союза кине­матографистов СССР «За лучшую режиссуру документального кино» на Всесоюзном фестивале телевизионного фильма в Минске, он как бы свидетельствовал о том, что я состоялся как профессионал. Что труд моих учителей – звукооператора «Ленфильма» Александра  Шаргородского и режиссера, заслуженного деятеля искусств России     Михаила Ивановича Каширина - не пропал даром. Спасибо им! И всем коллегам, кто помогал подняться на ноги, кто не рушил замыслы, не пьянствовал во время съемок, кто честно работал в съемочных группах. (Автор – Галина Виуленова, «В Москве или в Нью-Васюках, газета «ЭФИР-90», №7, 6 февраля 1993г).

 

-                 - Мастерству учатся, оно от бога и от мамы не дается. Все мы начинаем жизнь с подражания, а лучшие из нас, в конце концов, становятся Мастерами, и у них появляются ученики, в столярном ли деле, в слесарном или в кино. Большую часть своих знаний мы получили из рук Учителя. Как же не уважать его за это? Только в роду дураков - Учителя нет, а неуважайка, замечено, как правило, и малознайка. И  тут возникает тема ученичества, которая странным образом обмельчала, заглохла, исчезла. Современное поколение кинематографистов и телевизионщиков почему-то считают, что они первооткрыватели и пишут азбуку своего дела с чистого листа. Тема преемственности поколений, передающих друг другу эстафету цивилизации и культуры должна возродиться. Надо вернуть ей подобающее значение. (Из воспоминаний режиссера Олега Канищева)

 

В дни, когда на «Дальтелефильме» наступило безвременье главного редактора И.Гурко, Михаил Вознесенский - главный редактор - пригласил Олега Канищева в свою редакцию программ на Москву. Ему поручили монтировать на видео первые выпуски «Понедельник – день тяжелый». В те незабываемые дни свободы слова, когда она только делала робкие шаги, Михаил Вознесенский собрал вокруг себя удивительно талантливых журналистов. С ним работали: Валентина Воронова, Стас Быстрицкий, Анна Абоносимова и другие не менее одаренные коллеги. Приморцы до сих пор вспоминают  «вознесенковскую» плеяду тележурналистов и режиссеров, которые в еженедельной передаче «Понедельник – день тяжелый» осмеливались доносить правдивую информацию, без оглядки на власть предержащую, о жизни Владивостока и Приморского края. Здесь пригодилось мастерство режиссера Канищева путем ассоциативного монтажа создавать политические и социальные памфлеты и сатиру. Вмести с Вознесенским и оператором Б.Колобовым, режиссер О.Канищев снял  часовой видеофильм для Москвы о работе и жизни порта Восточный. Это видеолента была памятна еще тем, что впервые в Приморье съемочная группа осмелились рассказать и показать быт заключенных, строивших известный международный терминал порта Восточный. Два года (1988-89г.г.) Олег Александрович работал в Главной редакции программ для Центрального телевидения и вел авторскую страничку «Из сундука режиссера Олега Канищева» в программе «Тихий Океан» Приморского радио.     

«В 80-е годы ему еще удалось снять несколько приличных лент: «Размышление по поводу» (Приз на Х Всесоюзном фестивале телевизионного кино в Алма-Ате) фильм о морских котиках «Остров в океане» получил призы на пос­леднем в Советском Союзе кино­фестивале «Человек и море». Пы­тался Канищев найти себя и в круговерти телевизионных буд­ней, работая в главной редакции программ для Центрального те­левидения. Но, увы, здесь не пах­ло столь любимым им ацетатным запахом кинопленки, не было вре­мени, чтобы остановиться, подумать - нужно было ежедневно что-то «варганить» и выдавать в эфир. Да и изображение в ящике не шло ни в какое сравнение с тем волшебством, которое возни­кало при просмотре фильма на большом экране» (С.Костенко – «Олег Канищев 35 лет дышал запахами кинопленки», еженедельник «Антенна», № 21, май 2001г.).

 

В начале 90-х годов сменилось руководство «Дальтелефильма» и Канищева снова позвали снимать телевизионное кино.  Он замышляет снять документальный сериал из 35 фильмов под рубрикой «Владивосток и владивостокцы». Режиссер успевает снять несколько картин, среди которых «Встречь солнцу» и «Транссиб. Начало пути» были отмечены фестивальными наградами в Ростове-на-Дону и в Тюмени. Но документальному кино уже не суждено было вернуть себе былую славу. Закрылся в 94-м году «Дальтелефильм», закончи­лись запасы кинопленки, разбе­жались кто куда профессионалы-киношники. Олег Канищев под брендом «Дальтелефильм» снял сотоварищи последний кинофильм «В тот день закончилась война» (автор-режиссер О.Канищев, операторы: Б.Колобов, М.Рыжов, В.Жлоба, директор фильма Л.Шор,1995 г.). В самом названии фильма, автором сценария которого был Канищев, прозвучало прощание со студией, где в борьбе за право снимать фильмы-исповеди, а не фильмы-проповеди, прошли лучшие творческие годы режиссера.

- Работа оказалась самым большим счастьем, которое выпало на мою долю. Сколько пережито за эти годы! И возносился я высоко и падал  глубоко. Мечтал и надеялся на что-то  необыкновенное в будущем и не всегда понимал, что самое значительное, самое важное – это то, что делаешь именно в этот раз, в эту самую минуту. И сколько раз казалось, что ты все еще закладываешь фундамент будущего дома.  Ан нет, на самом деле,  в это время уже крыл крышу своего лучшего здания… (Из воспоминаний режиссера Олега Канищева).

 

image003

Олег Канищев

2000г.

Олег Канищев был последним кинорежиссером, который покинул стены студии «Дальтелефильм», расформированной из-за   головотяпства руководства Приморского комитета по телевидению и радиовещанию (1995г.). Канищев коротал годы, работая в телекомпании РВК, уезжал на два года ухаживать за престарелой мате­рью. Мама Олега скончалась в августе 1995 года на 89 году жизни. Отец умер в 1982 году и похоронен у себя на родине в городе Кустанай.  Вернувшись во Владивосток, Олег Александрович с трудом на­шел себе место на студии «Континент-ТВ», где он делал культурно-образовательную программу «Духовный собесед­ник», которая после года суще­ствования даже попала в список самых рейтинговых местных те­лепередач».  Но работа без вдохновения над передачами, не волнующими режиссера, не могла долго устраивать Олега Канищева, и он решил навсегда покинуть профессиональную работу. 

 

- Сегодня я человек, у которого в этой жизни остались одни воспоми­нания, - говорит Олег Александ­рович.  Без всякой надежды на  издание кропотливо пишет мемуары о своем творческом пути.  Верит в то, что, когда теле­видение, да и все мы станем бо­гаче, в нашу жизнь вернется до­кументальное кино. Все важнейшие историчес­кие события просто обязаны быть запечатлены на кинопленке, которая на века сохраняет аро­мат времени». (С.Костенко – «Олег Канищев 35 лет дышал запахом кинопленки», еженедельник «Антенна, №21, май 2001г).

 

Режиссер отнюдь не идеализировал бывшее советское телевидение и документальное кино. Но в то время появление в таком количестве малопрофессиональных, вульгарных  и бездарных личностей на экране телевидения (Канищев их называет «кузьмичами») было просто невозможно. Ельцинская демократия показало свое лицо в полном формате. «Нам говорят: не нравится – переключайте на другой канал,  но беда в том, что на всех каналах, кроме «Культуры» - сетует Канищев – идет сегодня сплошной «спам». Тотальная цензура – это, безусловно, плохо. Однако необходим некий морально-этический фильтр, который бы не допускал бы к нашей культуре и искусству авторов, режиссеров и ведущих всевозможных «шоу», обладающих только генитальным мышлением, умением взывать к самым низменным инстинктам».

 

- Ныне пришлось приспосабливаться к новому «капиталистическому» образу жизни. Мы получили свободу передвижения ( при наличии денег), свободу выбора  места жительства ( при наличии денег), свободный поиск работы

 (при наличии образования), ну, и конечно, широкий выбор «развлекухи». Но в довесок приобрели типичные капиталистические «нагрузки»: экономические кризисы, инфляцию, постоянные  задержки зарплаты  и, прежде всего, страх потерять работу, даже мало оплачиваемую. Научится пить пива из «горла» и жевать» Орбит без сахара» дело немудреное.  А вот как встраиваться в чуждую жизнь, где требуется изворотливость, где человек человеку…», где герои жизни абрамовичи и ходорковские?

 

Олег Александрович Канищев больше всего ценит в людях искренность и правдивость. Он считает, что это ниточка, на которой подвешено всё. Если человек лжив, это доказывает всё остальное.  «Набор» качеств может быть разный. Но суть одна. Лжецы, фарисеи предавали друзей, от них же гибли целые государства. Правда и ложь – два полюса истории. Историки нередко ищут середину.  «Золотая середина» между правдой и ложью, по его мнению, тоже ложь. Его профессия кинорежиссера-документалиста основана на точности. Двух истин для настоящего кинолитописца слишком много.

 

. Мы дети войны закалены бедностью, всевозможными лишениями. Мы помним, как стояли в очередях за хлебом, мылом, молоком, помним послевоенную карточную систему распределения.  Большинство из нас худощавого телосложения от недоедания в годы войны, что помогает нам бодро двигаться в условиях,  случающихся время от времени, кризисов. Говорят, что Карл Маркс снова становится модным экономистом на Западе, к социалистической экономике там питают особый интерес. Худшего для нашей экономики, чем сделали младореформаторы типа Егора Гайдара и Анатолия Чубайса в эпоху ельцинской России придумать нельзя! Они разрушали всё хорошее, что было в СССР, а ничего нового, полезного взамен не сделали. Вся эта псевдо либеральная экономика принесла нашей стране одно горе. Как человек, проживший большую часть при социализме, я хотел бы вернуть в сегодняшний день из той эпохи, прежде всего, – культ знаний. Социалистическое государство всячески способствовало образованию. Разве смог бы я окончить два института в сегодняшней России? Ещё позаимствовал бы некоторые элементы системы здравоохранения и… плановую экономику в стратегических направлениях развития нашей страны, оставив рыночные отношения в сфере малого и среднего бизнеса. (Из воспоминаний режиссера О.А.Канищева).

 

Канищев.jpg

Олег Канищев

2010г.

Ныне Олег Александрович Канищев – свободный художник.  Занимается компьютерной графикой и фотографией, читает лекции по киноискусству.  Иногда подрабатывает на хлеб насущный съемками «заказными фильмами».  Пытаясь восстановить свои инженерные навыки, полученные в Ленинградском институте киноинженеров, портит современные телевизоры, магнитофоны, компьютеры, естественно, только свои. Много читает художественной литературы.  Но назвать любимого писателя сегодня затрудняется. Говорит, что литераторы, как и герои книг, с годами меняются местами. Одни уходят, приходят другие. В книгах он ищет созвучие своим мыслям. Любимый писатель, – говорит Олег Александрович,- тот, кто выразил то, что я уже предчувствовал, но не мог выразить в четких формулировках.

 

В начале ХХ1 века наступило время, когда стали уходить из жизни близкие люди и коллеги по работе. Постепенно я научился менее  болезненно реагировать на сообщения о смерти. Это не значит, что моё сердце очерствело. Продолжая жить над чертой средней продолжительности жизни в России, я невольно проникся определенной философией, вырабатывая в себе своеобразный фатализм, избавляющий меня от неприятных дум о том, что и я в любой момент могу отправиться к праотцам. Пока мысль о смерти у меня трансформируется в желании жить. Жить так, чтобы каждый день вбирал в себя целую жизнь. Бессознательная тяга к бессмертию, в котором не сомневаются только дети, сменилась у меня пониманием, что уйти от смерти, от забвения, можно только в людскую память.

(Из воспоминаний режиссера О.А.Канищева)

 

 

      Возврат в начало

Hosted by uCoz