Кинорежиссер Олег Канищев

литературная запись – Нелли Номировской

(4 фрагмент  биографии)

 

В.Г. Глуховченко

1979г.

Наташа Канищева

2006г.

1974 году Олег встречает очередную молодую женщину.  Валентина Сергеевна Глуховченко – сотрудница ДВНЦ АН - младше его на 13 лет и известна в среде молодых ученых как Кармен - за искрометный темперамент и яркую красоту.  На многие годы она становится спутницей его беспокойной жизни. Несколько раз они расставались. Но жизнь снова и снова бросала их в объятия. В конце концов, Валентина в 1982 году подарила  сорока восьмилетнему  режиссеру дочь Наташу, примирившую Олега с мыслью, что от судьбы никуда не уйдешь. Сегодня Наташа Канищева, получив высшее экономическое образование, работает в системе ТОФа, и стала женой флотского офицера. Что до Максима Канищева, то  Олег Александрович материально помогал ему  до окончания журфака ДВГУ. Со временем  отношения отца с сыном остыли, видно мальчик не простил отцу измену семейным ценностям, и Максим, встав взрослым человеком, прекратил общение  с папой. Олег Александрович надеется, что с годами к сыну придет понимание, что мужчин иногда обуревают стихийные страсти, за которые в конце жизни мучительно стыдно и больно, но вернуть поступки назад уже не возможно.

За годы холостяцкой жизни Олег научился справлять женские дела: готовить, стирать, гладить, совершать уборку своего скромного жилища, на швейной машинке  шить, штопать и перешивать вещи. Все это составило жизненный багаж Олега и помогло ему не растеряться в суровых бытовых условиях наших дней. И сегодня к нему обращаются с просьбой, скажем, вшить  молнию в юбку или перекроить джинсы, отремонтировать бытовую технику или дать юридическую консультацию.

-  Я всегда стремился быть мастером своего дела, будь то сработать мебель для дома, будь то освоить смежную специальность в кинематографе. Мое желание беспрерывно учиться какому-то ремеслу, было связано с жаждой -  быть всегда независимым. Мне претила сама мысль о чем-либо просить кого-либо, вплоть до бытового одалживания взаймы денег.   Я избегал резких угрожающих выпадов и громких слов обещаний. Самоусовершенствование предпочитал деланью карьеры. Старался быть с подчиненными подчеркнуто вежливым, а с начальством подчеркнуто независимым. Стремился в дружбе быть немногословным. Во вражде – брезгливым. С женщинами – уступчивым. С мужчинами – снисходительным. Был вне рядов КПСС, хотя исповедовал материалистическое мировоззрение и коммунистические идеалы. Мне неловко за то, что мои именитые коллеги, как Марк Захаров, прилюдно уничтожали свои партийные билеты, как Эльдар Рязанов, призывали к расстрелу Верховного Совета России, как Сокуров, снимали Ельцина, лечившегося в рядовой районной поликлиники.

Олег Канищев

1976г.

Слава богу, что я вырос и прожил жизнь в обществе, где не было ни сословных, ни имущественных барьеров, затрудняющих приобретение знаний и умений, и, следовательно, личный и социальный престиж человека зависел от него самого – если он только знает, чего хочет, и хочет того, на что способен и что нужно людям. Мой характер формировался из убеждений, что специалист, уважающий себя, свое мастерство, внушает уважение  другим. Этого фундамента ничто иное не заменит.

Мастерство и достоинство – всегда рядом. Если мастер не обнаруживает гордости и достоинства, я вправе усомниться в его мастерстве. Я много раз за 35 лет служения в Примтелерадио в ответ на грубое и безапелляционное отношение к моему режиссерскому мастерству подавал прошение об увольнении. И мои руководители находили компромиссные резоны, чтобы оставить меня на работе. Только в 1994 году, когда расформировывали «Дальтелефильм», Председатель комитета Б. Максименко не захотел продолжить со мной контракт и отправил меня на пенсию. И я ни единым словом, ни о чем его не просил. Самолюбие – такая же сила, как голод и жажда, говорил Стендаль, не раз подвергая его художественному анализу. Мы же долгое время делали вид, что самолюбие и честолюбие у нас если и встречаются, то только как явления отрицательные. Старая ошибка – идеологию приравнивать к психологии. Награды, престиж и уважение являются ни чем иным, как абсолютным выражением творческих дарований человека. (Из воспоминаний режиссера Олега Канищева).

Олег Канищев был членом жюри: 2-го Всесоюзного фестиваля телевизионных фильмов (Москва, 1967г), 5-го Всесоюзного фестиваля «Человек и море» (г. Мурманск, 1972г.), 5-го Всесоюзного фестиваля телевизионных фильмов (г. Ташкент, 1973г.), 6-го Всесоюзного фестиваля «Человек и море» (г. Калининград,1974г.), 1-го, 2-го, 3-го Всесоюзных фестивалей «Наш советский образ жизни» (г.Владивосток, 1975г., 1979г., 1982г.). Председателем жюри «Прессы»  Первого Всероссийского конкурса информационных программ региональных телекомпаний России «НОВОСТИ -  ВРЕМЯ МЕСТНОЕ» (Владивосток, 1999 год), членом жюри 3-го Международного фестиваля «Человек и море» (г.Владивосток, 2001г).

Тарифицирован: звукорежиссер 1 категории, приказ Госкомитета по ТВ и РВ СССР  № 1267 -К от 22 июля 1964г.; кинорежиссер высшей категории, приказ Госкомитета по ТВ и РВ СССР № 1613 – К от 1 июня 1983г. 

Олег Канищев

1979г.

Казалось, что творческая судьба режиссера благополучно складывалась  в условиях периферийного фильмопроизводства. Но в середине 80-х назрел кризис.  Олега Канищева стали не удовлетворять тематические планы  «Дальтелефильма» и качество предлагаемых сценариев. И когда возникало очередное предложение уехать в центр, руководство Примтелерадио не отпускало режиссера. Ему внушали, что лучше быть первым на деревне, чем последним в столице. И в тоже время, новым руководителем студии «Дальтелефильм» были предприняты попытки дискредитировать  творчество Канищева, обвинив его в тотальном плагиате. Пытались исключить режиссера из Союза кинематографистов, понизить тарификационную категорию. В общем, навязать Канищеву перманентное давление, чтобы «сбить спесь». Спасибо секретарю Дальневосточного отделения СК СССР Федору Фартусову и коллективу Дальневосточной студии кинохроники, которые защитили творчество режиссера от необоснованных обвинений. Коллеги из кинохроники обратились с письмами к Председателю Примтелерадио В.П.Феактистову, руководителю студии Дальтелефильм» И.Ф.Гурко, секретарю парткома И.Е.Лебедевой, председателю профкома В.Г.Патрушеву и руководителю секции телевидения В.В.Лихачеву  оставить статус Олега Канищева в соответствии с решением Правления ДВ отделения СК СССР, поскольку все претензии к творчеству режиссера несправедливы.

Уважаемый Виктор Петрович!

Правление ДВ отделения СК СССР совместно с членами худ­совета нашей студии ознакомилось с Вашим письмом и просмотре­ло представленные нам кинорежиссёром высшей категории О.А.Канищевым фильмы последних лет:

1) "Помню войну".

2) "Делу время".

5) Линия жизни Г.Меркуловой"

4) "Возмутители спокойствия".

По единодушному мнению выступавших членов правления ДВ СК СССР, 0.А.Канищев ещё раз подтвердил своими работами высокий профессионализм, гражданственность позиций, творческое неординарное решение, высокую кинематографическую культуру в каждой из представленных работ. Среди фильмов хочется особо выделить два последних - "Ли­ния жизни Г.Меркуловой" и "Возмутители спокойствия". Несмотря на различную художественную форму картин - если первая представляет необычную для документального кинематографа трактовку кинопортрета, то вторая более традиционна в своём решении, и та, и другая, на наш взгляд, находятся на острие современных революционных процессов происходящих в нашем об­ществе.

Во всех работах Олег Александрович показал себя, как кино­режиссёр, мастерски владеющий всеми компонентами палитры совре­менного документального кино. Считаем, что тов. Канищев О. А. полностью соответствует своей тарифной категории «кинорежиссер высшей категории». Протокол обсуждения прилагаем. С уважением член Правления СК СССР, секретарь ДВ отделения СК, член худсовета Ф.Фартусов, Зам. 1-го секретаря СК СССР, член худсовета И.Мирный.

(письмо от 4 августа 1988г адресовано Председателю комитета по телевидению и радиовещанию Приморского Крайисполкома тов.Феактистову В.П. и руководству «Дальтелефильма» - из архива режиссера О.Канищева ).

Смотри: http://kan-oleg.narod.ru/sved/kan/oleg.htm

1  2  3  4  5

Далее

 Возврат в начало

 

 

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz