Кинорежиссер Олег Канищев

литературная запись – Нелли Номировской

(3 фрагмент  биографии)

 

Олег Канищев

1959г

«Чтобы как можно меньше за­висеть от чужой творческой воли и прихоти, Олег решил сам стать   режиссером. «У тебя не получит­ся, ты слишком мягкотелый», - говорили ему опытные люди. Но он все равно поехал в 62-м в Москву поступать во ВГИК, хотя к тому времени уже был женат на очень красивой женщине (Ольга Кравцова до сих пор работает режиссером на ТГТРК «Владиво­сток») и воспитывал маленького сына Максима. К счастью или нет, но во ВГИК Олег не поступил - один из членов приемной комиссии, из­вестный театральный режиссер Михаил Каширин, как раз соби­рался лететь во Владивосток, чтобы в институте искусств на­брать группу режиссеров теле­видения. Олег вернулся домой и вскоре стал студентом этой группы». (С.Костенко – «Олег Канищев 35 лет дышал запахом кинопленки», еженедельник «Антенна», № 21, май 2001г.).

Во время учебы студенту Канищеву полагалось снять несколько курсовых работ на кинопленке. И первые учебные ленты принесли ему и Владивостокской студии телевидения успех и признание. Фильм «Там, где сходятся меридианы» (1965г.) получил главную награду  Союза кинематографистов СССР «За лучший документальный фильм» на  1-м Зональном конкурсе кино- и телестудий Урала, Сибири и Дальнего Востока.  Лента «Дорога легла за экватор» (1966г.) была отмечена Главными призами на четырех фестивалях. А дипломная работа Олега Канищева -  кинолента «Анна Ивановна» (1968г.) получила отличную оценку на государственных экзаменах в Дальневосточном институте искусств и была удостоена главными наградами на отечественных конкурсах телевизионного кино.

«Когда Канищев с отличием окончил институт искусств, он чувствовал в себе силы снимать не только документальное, но и игровое кино, даже стать театральным ре­жиссером - полученных знаний и внутренней энергии ему для это­го вполне хватило бы. Оказалось, что интеллигентская мягкоте­лость, доставшаяся от мамы, лег­ко уживается в нем с глубокой внутренней дисциплиной, хоро­шими организаторскими каче­ствами, воспитанными суровым отцом-военным.

К сожалению, попробовать себя в художественном кинема­тографе Олегу Александровичу, так и не удалось - после неудач­ной попытки, предпринятой одним из режиссеров «Дальтелефильма», не было никакой надежды, что кому-то еще представится случай снимать здесь дорогостоящее игровое кино. Волею судьбы все свои творчес­кие силы Олег Канищев отдал документальному кино, и, как ока­залось, именно в этой сфере ему было суждено достичь действи­тельно больших высот» (С.Костенко – «Олег Канищев 35 лет дышал запахом кинопленки», еженедельник «Антенна», № 21, май 2001г.).

О.Канищев

1972г.

1964 – 1994г.г. Олег Канищев служил кинорежиссером на студии «Дальтелефильм» Приморского комитета по телевидению и радиовещанию. В качестве сценариста, кинорежиссера, звукооператора и музыкального оформителя участвовал в съемках семидесяти девяти фильмов.

Осенью 1968г. Олег влюбляется в редактора молодежных программ Владивостокской студии телевидения Альбину Сергееву, но, как всякий мужчина, не может сразу решиться на разрыв с семьей. Любовь к Альбине  была испепеляющей, и все закончилось трагично для Олега. Распалась семья, остались только алименты. Он  ушел в никуда, и многие годы слонялся по общежитиям и постелям соискательниц на роль режиссерской жены. Альбиночка в мае 1969 года вышла замуж за известного актера Владивостокского драмтеатра, вскоре родила ему сына и уехала в Европейскую часть страны. «Кто может знать при слове расставанье, какая нам разлука предстоит?» Альбины Сергеевой давно уже нет в живых. Сердце не выдержало житейских передряг. Но память об удивительно красивой и умной женщине, талантливом журналисте первого призыва Владивостокской студии телевидения живет в душе Олега Канищева. Как говорил Вольтер: «У кого великие утраты, у того и великие сожаления».

Но вот набрал высоту еще один год в творческой жизни режиссера. В 1970 г. в издательстве «Советская энциклопедия» впервые выходит в двух томах Кинословарь. В статье «Телефильм»   (2-ой том, стр.644) упоминается режиссер О.Канищев: «…Стремлением к творческому поиску отмечены документальный телефильм «Дорога легла за экватор» («Дальтелефильм», режиссер Канищев, оператор П.Якимов, 1965г.)…».

Ленты, созданные режиссе­ром Канищевым в 60-х и 70-х собрали такое количество всесоюзных и международ­ных наград, что  одно их перечис­ление заняло бы целую страницу.

 В Кракове, на фестивале неигрового кино, режиссер-дальневосточник знакомится со знаменитым доку­менталистом  Романом Карменом, который проникается к Канищеву большим, уважением и впоследствии даже советуется с ним по поводу монтажа своей картины. Марлен Хуциев, Джемма Фирсова - эти и другие кинематографические величины относятся к Канищеву как к большому профессионалу.  И никого не удивляет тот факт, что вскоре его принимают в Союз кинематографистов - впервые на Дальнем Востоке этого зва­ния удостаивается режиссер телевизионной ленты.

– Это случилось в 1969 году. Представители Всесоюзной комиссии телевизионного кино Союза кинематографистов СССР рекомендовали после вручения мне Главного приза на Всесоюзном фестивале за кинофильм «Полтора часа до объятий», показать ленту в московском Доме кино перед сеансом  зарубежного фильма. Предложение лестное для провинциального режиссера, да еще с  телевидения, « куда Макар телят не гонял».  Я был молод и самонадеян, и смело принял предложение.  Но когда  в большом зале Дома кино погас свет, душевные силы покинули меня.  Я весь покрылся изморосью пота, и паника придавила меня к креслу. Казалось, что я от стыда  опущусь на пол и поползу к выходу зала, чтобы меня никто не видел. Ведь в зале собрались  маститые кинематографисты, сливки московского общества, которым не откажешь в некотором столичном снобизме. Думал, ругать вряд ли будут, но могут просто промол­чать. После окончания ленты зал на пару секунд оцепенел от увиденного на экране, а затем на меня, опустошенного от переживаний, обрушился шквал аплодисментов… Большего счастья я никогда не испытывал.  Так я был принят в члены профессионального союза». (Из воспоминаний режиссера О.А. Канищева),

 

Капитан морской пехоты О.Канищев 1974г.

 Основной успех в творчестве кинорежиссера Олега Канищева выпал на серию фильмов о военно-морском флоте, о людях одной из древнейших профессий на земле – рыбаках и моряках. Он  был пионером в разработке всесоюзной телевизионной киномарины и награжден Призом и Дипломом за плодотворную режиссуру и личный вклад по созданию фильмов на тему «Человек и Море» (г.Калининград, 6-й Всесоюзный фестиваль «Человек и море», 1974г.).

    Ленты Олега Канищева внесли значительный вклад в развитие  этого жанра телекино и были удостоены Главных призов на 1-ом, 3-ем, 4-ом, 5-ом, 6-ом Всесоюзных фестивалях и на 2-ом, 3-ем, 4-ом Международных фестивалях «Человек и море».

   Восемнадцать кинолент режиссера Олега Канищева отмечены тридцатью двумя наградами Зональных, Российских, Всесоюзных и Международных фестивалей. Среди них - одиннадцать фильмов удостоены Главных Призов Всесоюзных и Международных конкурсов.

- Для того чтобы показать правду жизни, все эти неординарные события  на экране, авторам фильма надо попасть именно туда, где трудней всего. Именно туда, где сильней всего сказались крутые обстоятельства, в ка­ких очутились выбранные для фильма ге­рои. Что ж, для этого ведь тоже нужна была личная храбрость.

         Вы можете сказать, что кинематографистам не приходилось изо дня в день работать в тех условиях, в каких работали их герои. Это, конечно, верно. Но не надо забывать, что у режиссера, операто­ра, осветителей — другая, чем у рыбаков, моряков, летчиков военно-морской авиации, десантников морской пехоты,  специальность и другая тренировка.  Нет у них ни того опыта, ни той привычки и знания всех возможных обстоятельств работы в дан­ных условиях — какие есть у любого квалифицированного, скажем, моряка или, рыбака. Все эти качества заменены одним: стремлением сделать хороший фильм.

        Ради такой цели любой настоящий документалист, каким бы «городским» или физиче­ски слабым человеком он ни был, лезет на крутые сопки, бродит по дикой тайге, летит в Аркти­ку, десантируется  с морпехами, спускается  в трудную лаву, искренне считая, что если это доступно его герою, стало быть, должно оказаться до­ступным и ему.

Конечно, нельзя забывать и о партнерах по съемочному процессу. Они должны исповедывать те же принципы работы, что и режиссер.  Я всегда выбирал сотрудников для экспедиции, не упуская из виду симпатичных мне личных качеств партнера. За редким исключением,  у меня в группе не было людей, которые бы мне не нравились, которым я бы не симпатизировал, поскольку работа в съемочной группе – это именно сотрудничество, а не служба по найму. И если удается достичь единения, то наградой становится правда жизни, которой дышит каждый кадр.

 (Из воспоминаний режиссера О.А.Канищева).

        Следует отметить, что режиссер Олег Канищев в своем творчестве тяготеет к поэтическому кинематографу. Он умеет найти образную деталь и путем сопоставления от частного прийти к символическому обобщению. Большое внимание режиссер придает звуковой характеристике фильма, что дает возможность чисто кинематографическими средствами в малых формах документального кино рассказать с экрана о многом.  Один из лучших фильмов этого направления в творчестве режис­сера - работа «Полтора часа до объятий» (1968г.). Эта, без единого слова дикторского текста, короткая, но такая ёмкая, лента о встрече китобоев "Советской России" после длительной разлуки с Родиной. 0 картине похвально писали критики. Теоретики телевидения исследовали её жанровое своеобразие. Она по­лучила много фестивальных наград. Её купили и показали в ряде за­рубежных стран. С ней режиссер был принят в члены Союза кинемато­графистов СССР (1969г.). Более 40 лет кинолента "работает" на ниве посвящения: её изучают как эталонное пособие по монтажу и музыкальному оформлению во ВГИКе и во Всесоюзном институте повышения квалификации работников Гостелерадио. Этот фильм по праву вошел в золотой фонд отечественного телевизионного кино. Мы приводим фрагмент из аналитического обсуждения итогов 1У Всесоюзного фестиваля «Человек и море»,г.Клайпеда, декабрь 1969г., проведенного заведующим кафедры телевидения ВГИКа, профессором  Романом Николаевичем Ильиным.

        - Главный приз и Диплом 1-й степени присужден фильму " Полтора часа до объятий". Приз отдан твор­ческому коллективу студии " Дальтелефильм" города Владивостока. Автор сценария Ю.Леонов, режиссеры О.Канищев и Е.Рябко, опера­торы Б.Колобов, И.Мирный, Ю.Михлик, М.Рыжов, П.Якимов, редак­тор Л.Смонарь, звукооператоры О.Канищев, О.Степанова, музыкальное оформление О.Канищев.

Интересно отметить, что творческая группа, возглавляемая Олегом Канищевым, не случайно завоевала почетный приз. Эта груп­па (иногда в несколько ином составе) уже имеет у себя дома, во Владивостоке все три приза трех конкурсов - и все призы первые!

В дни творческих успехов я всегда вспоминал своих учителей и родителей

Примите наши сердечные поздравления, дорогие друзья! Нам очень приятно, что вы к лаврам фильмов " Анна Ивановна", "До­рога легла за экватор" и " Там, где сходятся меридианы" при­бавили еще одну хорошую, талантливую работу.

Тема фильма - хорошо известна и уже не раз проверена во Владивостоке. Да и нельзя не снимать ее каждый раз! Это праздник всего города, когда в родной порт возвращается кито­бойная флотилия "Советская Россия", после девяти месяцев героического труда в бурных океанских холодных, хотя и  " южных" широтах» Позади девять месяцев разлуки с родными, с родным берегом… Но только через полтора часа томительной швартовки обни­мутся родные и близкие люди.

Сюжет фильма беспредельно прост: люди спешат в порт, куда приходит  «Советская Россия». Состоится встреча. И все. Есть точно сформулированная встреча - как тема фильма. И ничего побочного, отвлекающего. Кстати, в этой точности и заключает­ся великий смысл съемки и отбора в реальном событии именно то­го материала, который только и нужен для фильма.  Мало того: событие происходит в течение очень, ограниченного времени. Это событие. Оно неповторимо. Значит нудно снимать не скольким операторам, которым, конечно, распределяются " роли". Кому что снимать - установить заранее так важно! И все ее главный, объект среди других - сама встреча. Люди на причале. Они вглядываются в корабли, стараясь узнать своего моряка. А камеры операторов, между тем, незаметно подхватывают детали этого ожидания: лица людей, на которых написаны такие простые и такие сложные человеческие чувства. И, наконец, встреча. Сами объятия. Это кульминация фильма, самое главное в – нем. Самое сложное и по творческому решению. Но вернемся к началу. Кадры, снятые длиннофокусной оптикой в замедленном ритме движения. Кадры, снятые как бы издалека, памятник даль­невосточным партизанам. Бухта, Обычный день, внешне ничем не­примечательный. Город. Но в городской жизни чувствуется что-то необычное. Торопятся люди. Они по-праздничному одеты, с детьми и с цветами в руках. Они движутся все в одной направлении – вниз, к океану.… Нарастает темп движения. И вдруг нам становится все ясно, даже, если нам неизвестна эта атмосфера в ожидании встречи. Дальневосточники сразу все поймут. Мы с Вами - догадываемся, но понимаем позже. Становится ясным этот трепетный момент, когда в кадре появляются корабли в бушующем, злом океане. Серый, бесцветный океан с серой пеной треплет маленькие суда-китобойцы, перекатывает волну и через огромный корабль-базу. Рождается ощущений известного конфликта челове­ка и моря. Очень сильно решен монтажный эпизод пробега девушки вдоль стены порта, перебиваемый на быстром движении кадра­ми бушующего океана.

Теперь сразу после эмоционального удара обычный порт. Люди на причале. Они еще показываются, как целая масса. Но вдруг снова повторяется мотив конфликта: ведь и для них он существует. Снова кадры бушующей стихии. И снова - люди. Вот теперь камеры операторов начинают всматриваться в лица отдельных людей,    подмечая что-то самое характерное в их поведении в момент, когда они не видят    камеры, вообще ничего не заме­чают, кроме кораблей и тех, кто должен сойти на берег. Инте­ресное наблюдение. Разные показаны люди. Разные характеры, но все они объединены одним - ожиданием встречи.

О кульминации - самой встрече - мы уже начали разговор. На наш взгляд, это решение заслуживает самого серьезного ана­лиза потому, что оно исключительно эмоционально и не только за счет самого события – встречи. Здесь нужно подчеркнуть зре­лую режиссуру и в первую очередь работу Олега Канищева - хо­рошо известного по прежним работам, когда проявились его му­зыкально-ритмические способности, умение мыслить звукозрительными монтажными образами, В рассматриваемом эпизоде авто­ры далеко поднялись над обычной хроникой, информацией о событии. Они создали новый эмоциональный образ встречи людей на документальном материале. Это - большая творческая удача. Труд­но описывать решение, нужно его видеть на экране. Но все же мы расчленим выразительные средства, ибо это необходимо для обобщения опыта. Сначала вихрь встречи. Камера в гуще со­бытий. Люди нас не замечают. Вихрь. Подлинные ритмы события. Но этого оказывается мало. Образ еще не рождается. И вдруг авторы фильма нас как бы выключают из подлинных человеческих страстей и подсказывают нам то, что уже не видят встречающие­ся люди, а видят только рассказывающие нам художники. На стоп-кадрах останавливается мгновение в момент его кульминации.

Выбраны самые острые моменты человеческих чувств, человеческой радости - и показаны нам в статике. Одновременно меняется му­зыкальная тональность. Музыка как бы уходит от яркости и становится несколько раздумчивой, минорной. Появляется образ (на этот раз имени образ!) злого океана, повторяются все те же кадры бури, которые мы до этого видели уже дважды. И снова сменяются кадрами живой встречи и ее остановленными мгновениями. Получилось очень сильно! Тонкий материал, тактичное и умное решение.

И вдруг в финале кадр женщины с цветами в руках, к кото­рой никто не пришел, не вернулся. И только спокойное на этот раз море бухты и черные якорные цепи, опускающиеся в него… Талантливо и очень эмоционально.

Вот так авторы сумели в документальном жанре, на докумен­тальном материале - создать художественный образ события и рассказать о нем взволнованно и так глубоко! (Р.Н.Ильин, зав. кафедры телевидения ВГИКа, к.и.н., профессор, «Отчет о 1У Всесоюзном фестивале «Человек и море»,г.Клайпеда, декабрь 1969г.))

 

    1  2   3   4  5

    Далее

    Возврат в начало

Hosted by uCoz