Кинорежиссер Олег Канищев
литературная запись – Нелли Номировской
(3 фрагмент
биографии)
|
Олег Канищев 1959г |
«Чтобы как
можно меньше зависеть от чужой творческой воли и прихоти, Олег решил сам
стать режиссером. «У тебя не получится,
ты слишком мягкотелый», - говорили ему опытные люди. Но он все равно поехал в
62-м в Москву поступать во ВГИК, хотя к тому времени уже был женат на очень
красивой женщине (Ольга Кравцова до сих пор работает режиссером на ТГТРК
«Владивосток») и воспитывал маленького сына Максима. К счастью или нет, но во
ВГИК Олег не поступил - один из членов приемной комиссии, известный
театральный режиссер Михаил Каширин, как раз собирался лететь во Владивосток,
чтобы в институте искусств набрать группу режиссеров телевидения. Олег
вернулся домой и вскоре стал студентом этой группы». (С.Костенко – «Олег
Канищев 35 лет дышал запахом кинопленки», еженедельник «Антенна», № 21, май
2001г.).
Во время
учебы студенту Канищеву полагалось снять несколько курсовых работ на
кинопленке. И первые учебные ленты принесли ему и Владивостокской студии
телевидения успех и признание. Фильм «Там, где сходятся меридианы» (1965г.)
получил главную награду Союза кинематографистов
СССР «За лучший документальный фильм» на
1-м Зональном конкурсе кино- и телестудий Урала, Сибири и Дальнего
Востока. Лента «Дорога легла за
экватор» (1966г.) была отмечена Главными призами на четырех фестивалях. А
дипломная работа Олега Канищева -
кинолента «Анна Ивановна» (1968г.) получила отличную оценку на
государственных экзаменах в Дальневосточном институте искусств и была удостоена
главными наградами на отечественных конкурсах телевизионного кино.
«Когда
Канищев с отличием окончил институт искусств, он чувствовал в себе силы снимать
не только документальное, но и игровое кино, даже стать театральным режиссером
- полученных знаний и внутренней энергии ему для этого вполне хватило бы.
Оказалось, что интеллигентская мягкотелость, доставшаяся от мамы, легко
уживается в нем с глубокой внутренней дисциплиной, хорошими организаторскими
качествами, воспитанными суровым отцом-военным.
К
сожалению, попробовать себя в художественном кинематографе Олегу
Александровичу, так и не удалось - после неудачной попытки, предпринятой одним
из режиссеров «Дальтелефильма», не было никакой надежды, что кому-то еще
представится случай снимать здесь дорогостоящее игровое кино. Волею судьбы все
свои творческие силы Олег Канищев отдал документальному кино, и, как оказалось,
именно в этой сфере ему было суждено достичь действительно больших высот»
(С.Костенко – «Олег Канищев 35 лет дышал запахом кинопленки», еженедельник
«Антенна», № 21, май 2001г.).
|
О.Канищев 1972г. |
1964 – 1994г.г.
Олег Канищев служил кинорежиссером на студии «Дальтелефильм» Приморского
комитета по телевидению и радиовещанию. В качестве сценариста, кинорежиссера,
звукооператора и музыкального оформителя участвовал в съемках семидесяти девяти
фильмов.
Осенью 1968г. Олег влюбляется в
редактора молодежных программ Владивостокской студии телевидения Альбину
Сергееву, но, как всякий мужчина, не может сразу решиться на разрыв с семьей.
Любовь к Альбине была испепеляющей, и
все закончилось трагично для Олега. Распалась семья, остались только алименты.
Он ушел в никуда, и многие годы
слонялся по общежитиям и постелям соискательниц на роль режиссерской жены.
Альбиночка в мае 1969 года вышла замуж за известного актера Владивостокского
драмтеатра, вскоре родила ему сына и уехала в Европейскую часть страны. «Кто
может знать при слове расставанье, какая нам разлука предстоит?» Альбины
Сергеевой давно уже нет в живых. Сердце не выдержало житейских передряг. Но
память об удивительно красивой и умной женщине, талантливом журналисте первого
призыва Владивостокской студии телевидения живет в душе Олега Канищева. Как
говорил Вольтер: «У кого великие утраты, у того и великие сожаления».
Но вот набрал высоту еще один год в
творческой жизни режиссера. В 1970 г. в издательстве «Советская энциклопедия»
впервые выходит в двух томах Кинословарь. В статье «Телефильм» (2-ой том, стр.644) упоминается режиссер О.Канищев: «…Стремлением
к творческому поиску отмечены документальный телефильм «Дорога легла за
экватор» («Дальтелефильм», режиссер Канищев, оператор П.Якимов, 1965г.)…».
Ленты,
созданные режиссером Канищевым в 60-х и 70-х собрали такое количество
всесоюзных и международных наград, что
одно их перечисление заняло бы целую страницу.
В Кракове, на фестивале неигрового кино, режиссер-дальневосточник
знакомится со знаменитым документалистом
Романом Карменом, который проникается к Канищеву большим, уважением и
впоследствии даже советуется с ним по поводу монтажа своей картины. Марлен
Хуциев, Джемма Фирсова - эти и другие кинематографические величины относятся к
Канищеву как к большому профессионалу.
И никого не удивляет тот факт, что вскоре его принимают в Союз
кинематографистов - впервые на Дальнем Востоке этого звания удостаивается
режиссер телевизионной ленты.
– Это
случилось в 1969 году. Представители Всесоюзной комиссии телевизионного кино
Союза кинематографистов СССР рекомендовали после вручения мне Главного приза на
Всесоюзном фестивале за кинофильм «Полтора часа до объятий», показать ленту в
московском Доме кино перед сеансом
зарубежного фильма. Предложение лестное для провинциального режиссера,
да еще с телевидения, « куда Макар
телят не гонял». Я был молод и
самонадеян, и смело принял предложение.
Но когда в большом зале Дома
кино погас свет, душевные силы покинули меня.
Я весь покрылся изморосью пота, и паника придавила меня к креслу.
Казалось, что я от стыда опущусь на пол
и поползу к выходу зала, чтобы меня никто не видел. Ведь в зале собрались маститые кинематографисты, сливки
московского общества, которым не откажешь в некотором столичном снобизме.
Думал, ругать вряд ли будут, но могут просто промолчать. После окончания ленты
зал на пару секунд оцепенел от увиденного на экране, а затем на меня,
опустошенного от переживаний, обрушился шквал аплодисментов… Большего счастья я
никогда не испытывал. Так я был принят
в члены профессионального союза». (Из воспоминаний режиссера О.А. Канищева),
|
Капитан морской пехоты О.Канищев 1974г. |
Основной успех в творчестве кинорежиссера Олега
Канищева выпал на серию фильмов о военно-морском флоте, о людях одной из
древнейших профессий на земле – рыбаках и моряках. Он был пионером в разработке всесоюзной телевизионной киномарины и
награжден Призом и Дипломом за плодотворную режиссуру и личный вклад по
созданию фильмов на тему «Человек и Море» (г.Калининград, 6-й Всесоюзный
фестиваль «Человек и море», 1974г.).
Ленты Олега Канищева внесли значительный вклад в развитие этого жанра телекино и были удостоены
Главных призов на 1-ом, 3-ем, 4-ом, 5-ом, 6-ом Всесоюзных фестивалях и на 2-ом,
3-ем, 4-ом Международных фестивалях «Человек и море».
Восемнадцать кинолент режиссера Олега
Канищева отмечены тридцатью двумя наградами Зональных, Российских, Всесоюзных и
Международных фестивалей. Среди них - одиннадцать фильмов удостоены Главных
Призов Всесоюзных и Международных конкурсов.
- Для того
чтобы показать правду жизни, все эти неординарные события на экране, авторам фильма надо попасть именно
туда, где трудней всего. Именно туда, где сильней всего сказались крутые
обстоятельства, в каких очутились выбранные для фильма герои. Что ж, для
этого ведь тоже нужна была личная храбрость.
Вы можете сказать, что
кинематографистам не приходилось изо дня в день работать в тех условиях, в
каких работали их герои. Это, конечно, верно. Но не надо забывать, что у
режиссера, оператора, осветителей — другая, чем у рыбаков, моряков, летчиков
военно-морской авиации, десантников морской пехоты, специальность и другая тренировка. Нет у них ни того опыта, ни той привычки и знания всех возможных
обстоятельств работы в данных условиях — какие есть у любого
квалифицированного, скажем, моряка или, рыбака. Все эти качества заменены
одним: стремлением сделать хороший фильм.
Ради такой цели любой настоящий
документалист, каким бы «городским» или физически слабым человеком он ни был,
лезет на крутые сопки, бродит по дикой тайге, летит в Арктику,
десантируется с морпехами,
спускается в трудную лаву, искренне
считая, что если это доступно его герою, стало быть, должно оказаться доступным
и ему.
Конечно,
нельзя забывать и о партнерах по съемочному процессу. Они должны исповедывать
те же принципы работы, что и режиссер.
Я всегда выбирал сотрудников для экспедиции, не упуская из виду
симпатичных мне личных качеств партнера. За редким исключением, у меня в группе не было людей, которые бы
мне не нравились, которым я бы не симпатизировал, поскольку работа в съемочной
группе – это именно сотрудничество, а не служба по найму. И если удается
достичь единения, то наградой становится правда жизни, которой дышит каждый
кадр.
(Из воспоминаний режиссера О.А.Канищева).
Следует отметить, что
режиссер Олег Канищев в своем творчестве тяготеет к поэтическому кинематографу.
Он умеет найти образную деталь и путем сопоставления от частного прийти к
символическому обобщению. Большое внимание режиссер придает звуковой
характеристике фильма, что дает возможность чисто кинематографическими
средствами в малых формах документального кино рассказать с экрана о
многом. Один из лучших фильмов этого направления в
творчестве режиссера - работа «Полтора часа до объятий» (1968г.). Эта, без
единого слова дикторского текста, короткая, но такая ёмкая, лента о встрече
китобоев "Советской России" после длительной разлуки с Родиной. 0
картине похвально писали критики. Теоретики телевидения исследовали её жанровое
своеобразие. Она получила много фестивальных наград. Её купили и показали в
ряде зарубежных стран. С ней режиссер был принят в члены Союза кинематографистов
СССР (1969г.). Более 40 лет кинолента "работает" на ниве посвящения:
её изучают как эталонное пособие по монтажу и музыкальному оформлению во ВГИКе
и во Всесоюзном институте повышения квалификации работников Гостелерадио. Этот
фильм по праву вошел в золотой фонд отечественного телевизионного кино. Мы
приводим фрагмент из аналитического обсуждения итогов 1У Всесоюзного фестиваля «Человек и море»,г.Клайпеда,
декабрь 1969г., проведенного заведующим кафедры телевидения ВГИКа,
профессором Романом Николаевичем
Ильиным.
-
Главный приз и Диплом 1-й степени присужден фильму " Полтора часа до
объятий". Приз отдан творческому коллективу студии "
Дальтелефильм" города Владивостока. Автор сценария Ю.Леонов, режиссеры О.Канищев
и Е.Рябко, операторы Б.Колобов, И.Мирный, Ю.Михлик, М.Рыжов, П.Якимов, редактор
Л.Смонарь, звукооператоры О.Канищев, О.Степанова, музыкальное оформление
О.Канищев.
Интересно отметить, что творческая группа,
возглавляемая Олегом Канищевым, не случайно завоевала почетный приз. Эта группа
(иногда в несколько ином составе) уже имеет у себя дома, во Владивостоке все
три приза трех конкурсов - и все призы первые!
|
В дни творческих успехов я
всегда вспоминал своих учителей и родителей |
Примите наши сердечные поздравления, дорогие друзья!
Нам очень приятно, что вы к лаврам фильмов " Анна Ивановна", "Дорога
легла за экватор" и " Там, где сходятся меридианы" прибавили
еще одну хорошую, талантливую работу.
Тема фильма - хорошо известна и уже не раз проверена
во Владивостоке. Да и нельзя не снимать ее каждый раз! Это праздник всего
города, когда в родной порт возвращается китобойная флотилия "Советская
Россия", после девяти месяцев героического труда в бурных океанских
холодных, хотя и " южных"
широтах» Позади девять месяцев разлуки с родными, с родным берегом… Но только
через полтора часа томительной швартовки обнимутся родные и близкие люди.
Сюжет фильма беспредельно
прост: люди спешат в порт, куда приходит
«Советская Россия». Состоится встреча. И все. Есть точно
сформулированная встреча - как тема фильма. И ничего побочного, отвлекающего.
Кстати, в этой точности и заключается великий смысл съемки и отбора в реальном
событии именно того материала, который только и нужен для фильма. Мало того: событие происходит в течение
очень, ограниченного времени. Это событие. Оно неповторимо. Значит нудно
снимать не скольким операторам, которым, конечно, распределяются "
роли". Кому что снимать - установить заранее так важно! И все ее главный,
объект среди других - сама встреча. Люди на причале. Они вглядываются в
корабли, стараясь узнать своего моряка. А камеры операторов, между тем,
незаметно подхватывают детали этого ожидания: лица людей, на которых написаны
такие простые и такие сложные человеческие чувства. И, наконец, встреча. Сами
объятия. Это кульминация фильма, самое главное в – нем. Самое сложное и по
творческому решению. Но вернемся к началу. Кадры, снятые длиннофокусной оптикой
в замедленном ритме движения. Кадры, снятые как бы издалека, памятник дальневосточным
партизанам. Бухта, Обычный день, внешне ничем непримечательный. Город. Но в
городской жизни чувствуется что-то необычное. Торопятся люди. Они
по-праздничному одеты, с детьми и с цветами в руках. Они движутся все в одной
направлении – вниз, к океану.… Нарастает темп движения. И вдруг нам становится
все ясно, даже, если нам неизвестна эта атмосфера в ожидании встречи.
Дальневосточники сразу все поймут. Мы с Вами - догадываемся, но понимаем позже.
Становится ясным этот трепетный момент, когда в кадре появляются корабли в
бушующем, злом океане. Серый, бесцветный океан с серой пеной треплет маленькие
суда-китобойцы, перекатывает волну и через огромный корабль-базу. Рождается
ощущений известного конфликта человека и моря. Очень сильно решен монтажный
эпизод пробега девушки вдоль стены порта, перебиваемый на быстром движении
кадрами бушующего океана.
Теперь сразу после эмоционального удара обычный порт. Люди на причале.
Они еще показываются, как целая масса. Но вдруг снова повторяется мотив
конфликта: ведь и для них он существует. Снова кадры бушующей стихии. И снова -
люди. Вот теперь камеры операторов начинают всматриваться в лица отдельных
людей, подмечая
что-то самое характерное в их поведении в момент, когда они не видят камеры, вообще ничего не замечают, кроме кораблей и тех, кто
должен сойти на берег. Интересное наблюдение. Разные показаны люди. Разные
характеры, но все они объединены одним - ожиданием встречи.
О кульминации - самой встрече - мы уже начали
разговор. На наш взгляд, это решение заслуживает самого серьезного анализа
потому, что оно исключительно эмоционально и не только за счет самого события –
встречи. Здесь нужно подчеркнуть зрелую режиссуру и в первую очередь работу
Олега Канищева - хорошо известного по прежним работам, когда проявились его музыкально-ритмические
способности, умение мыслить звукозрительными монтажными образами, В
рассматриваемом эпизоде авторы далеко поднялись над обычной хроникой,
информацией о событии. Они создали новый эмоциональный образ встречи людей на
документальном материале. Это - большая творческая удача. Трудно описывать
решение, нужно его видеть на экране. Но все же мы расчленим выразительные
средства, ибо это необходимо для обобщения опыта. Сначала вихрь встречи. Камера
в гуще событий. Люди нас не замечают. Вихрь. Подлинные ритмы события. Но этого
оказывается мало. Образ еще не рождается. И вдруг авторы фильма нас как бы
выключают из подлинных человеческих страстей и подсказывают нам то, что уже не
видят встречающиеся люди, а видят только рассказывающие нам художники. На
стоп-кадрах останавливается мгновение в момент его кульминации.
Выбраны
самые острые моменты человеческих чувств, человеческой радости - и показаны нам
в статике. Одновременно меняется музыкальная тональность. Музыка как бы уходит
от яркости и становится несколько раздумчивой, минорной. Появляется образ (на
этот раз имени образ!) злого океана, повторяются все те же кадры бури, которые
мы до этого видели уже дважды. И снова сменяются кадрами живой встречи и ее
остановленными мгновениями. Получилось очень сильно! Тонкий материал, тактичное и
умное решение.
И вдруг в финале кадр женщины с цветами в руках, к которой никто не
пришел, не вернулся. И только спокойное на этот раз море бухты и черные якорные
цепи, опускающиеся в него… Талантливо и очень эмоционально.
Вот так авторы сумели в документальном жанре, на
документальном материале - создать художественный образ события и рассказать о
нем взволнованно и так глубоко! (Р.Н.Ильин, зав. кафедры телевидения ВГИКа,
к.и.н., профессор, «Отчет о 1У Всесоюзном фестивале «Человек и
море»,г.Клайпеда, декабрь 1969г.))