Кинорежиссер Олег Канищев

литературная запись – Нелли Номировской

(2 фрагмент  биографии)

 

Приказом командующего морскими силами Дальнего Востока, флагманом флота 1-го ранга М.В. Викторовым, Александра Федоровича Канищева, не знавшего ни аза в морской службе, назначили комиссаром Владукрепрайона, а маму трудоустроили заведующей детским садом Военного порта.

Семья Канищевых жила в многоквартирном доме комсостава флота на улице Шефнеровской напротив кирпичной стены Дальзавода. Мама Олега в то время  работала заведующей детским садом военного порта Владивостока. Осенью 1934 года во время родов она чуть не погибла от заражения крови, и долгие месяцы пролежала в военно-морском госпитале. А мальчика выходила сестра отца – Анна Федоровна, приехавшая во Владивосток из Кустаная.

- В автобиографии и всевозможных анкетных данных, коих за всю жизнь мною писано изрядно, в графе «социальное происхождение» я индифферентно вносил «из семьи военнослужащего». Многие годы  «преданья старины глубокой» не касались меня. К прошлому мамы и папы, к истокам моего происхождения относился с равнодушием, о чем сегодня искренне сожалею. Издержки моего воспитания ныне повторяются и в моих детях - такова диалектика нашего безродного бытия.  «Заметьте, что неуважение к предкам есть первый признак дикости и безнравственности» - писал Александр Сергеевич Пушкин. Редкие отрывочные рассказы матери о  семье из Латвии я слушал из вежливости. А гордость мамы своими родными на фоне послевоенной бедности,  казалась мне смешной и жалкой.

Сегодня, когда я сам иду по склону лет,  понимаю, что человек должен ощущать  свои корни, сознавать свою связь с прошлым. Сегодня я бы сам о многом расспросил отца и мать. И, думаю, доставил им радость моим,  пусть поздним, но пробудившимся интересом к семейным истокам, к семейным ценностям. Но матери и отца  нет в живых. И уже не расспросишь их об этом. (Из воспоминаний кинорежиссера О.А.Канищева).

image001

Алик с папой,

Владивосток,1935г.

Семья одного легендарного человека - Михаила Александровича Воронцова была в дружеских отношениях с семьей Канищевых.  Во Владивостоке, практически, не осталось тех, кто знал вице-адмирала  Михаила Воронцова, чья лейтенантская молодость совпала  с организацией Тихоокеанского военно-морского флота. Первый начальник  Гидрографической службы ТОФ, он сделал головокружительную карьеру и вошел в историю Великой Отечественной войны знаменательным эпизодом, о котором вспоминают в своих мемуарах видные военачальники.

Михаил Александрович  в 1940 году был назначен военно-морским атташе в Берлин. И накануне войны 14 мая 1941 года первым сообщил правительству, что немцы готовят вероломное нападение на СССР, о чем вспоминает в своих мемуарах маршал Жуков и нарком ВМФ СССР адмирал флота Н.Г.Кузнецов.

В своем последнем фильме на кинопленке «В тот день закончилась война» (1995г.) Олег Канищев один из эпизодов посвятил вице-адмиралу Михаилу Александровичу Воронцову, память о котором хранится в семье режиссера и в названии корабля гидрографии  Тихоокеанского флота.

Из детских игрушек Олег хорошо запомнил железную дорогу, принадлежавшую сыну Михаила Александровича Воронцова – Юлию, ныне известному дипломату, первому заместителю министра иностранных дел России.  И парашютиста, которого отец запускал в небо при помощи катапульты. Как вспоминали родители Алика – так называли Олега в детстве – у мальчика был упрямый характер, и он иногда доводил окружающих до белого каления своей настойчивостью в достижении детских желаний.

Во время командования Тихоокеанским флотом  Н.Г. Кузнецовым (1938-39г.г.) целый ряд командиров и политработников целенаправленно были откомандированы на учебу в Ленинград и Москву.  Семья Канищевых отправилась в город на Неве, а М.А. Воронцов с семьей уехал на краткосрочные курсы военных дипломатов в столицу. Это спасло отца Олега от репрессий,  разразившихся весной 1938 года в связи с инспекционным приездом во Владивосток нового наркома ВМС П.А. Смиронова, который поставил задачу перед командованием – «очистить флот от врагов народа». После Хасанских событий на Дальнем Востоке осенью 1938 года шли повальные аресты среди флотских командиров.  Олег помнит баул, стоявший у двери, на случай внезапного ареста отца.  Благо, что Михаил Александрович Воронцов учился вместе с Н.Г. Кузнецовым в Ленинградском  военно-морском училище и, как полагает Олег, выбор кандидатов на учебу не случайно выпал на М.А.Воронцова и  А.Ф.Канищева.

     

Отец+Алик1940

Алик с папой

Ленинград, март 1941г

 - Все кадровые военные в начале 1941 года не сомневались, что война с фашистской Германией неотвратима. Но никто не предполагал, что она  будет столь кровопролитна и долговременна. По военной доктрине наши передовые части должны были в первые часы нападения врага перейти в наступление и вести победоносные бои на территории противника. Примечательно, что папа  в день объявления войны купил в спортивном магазине на Литейном проспекте шахматы в полной убежденности, что ему придется коротать  часы военного досуга за шахматной доской. Но война опрокинула все иллюзии Генштаба РККА, и папе пришлось упрятать шахматы в вещь-мешок до победного 1945 года. Эти шахматы со штампом ОТК – «выпуск продукции - июнь 1941 года» на внутренней стороне шахматной доски до сих пор сохранились и стали нашей семейной реликвией. Надеюсь,  что мои дети, хотя и не играют в шахматы, сохранят их. (Из воспоминаний кинорежиссера  О.А.Канищева).

Во время Великой Отечественной войны Олег вместе с мамой эвакуировался на Урал в г. Златоуст. Отец воевал на Ленинградском фронте, в районе легендарной Невской Дубровки.

  Невская ДУБРОВКА, пристанционный посёлок (ныне посёлок городского типа Дубровка) Всеволожского района на Ленинградской области, в районе которого войска Ленинградского фронта на протяжении почти всей блокады Ленинграда удерживали важный плацдарм на левом  берегу Невы. Немецко-фашистские войска, в сентябре  1941 обойдя с Востока Ленинград, заняли левый берег Невы на 30-км участке южнее Ладожского озера, перерезав сухопутные коммуникации города со страной. По приказу командующего Балтийским флотом вице-адмирал В.Ф.Трибуца  из военных моряков были сформированы  бригады морской пехоты и береговой артиллерии. В ночь на 20 сентября 1941 части Ленинградского  фронта форсировали Неву в р-не Невской Дубравки с  целью прорвать блокаду Ленинграда.  Первыми на левый берег высадились подразделения 115-й стрелковой дивизии  и 4-й бригады морской пехо­ты, которые захватили плацдарм в 4 км по фронту и до 800 м в глубину. Противник начал яростные контратаки с целью ликвидировать плац­дарм, в результате чего плацдарм сокра­тился до 2 км по фронту, но был удержан нашими войсками.     

Ленфронт1

Ленфронт2

Сентябрь 1941г. – Январь 1943г. Ленинградский фронт. Район плацдарма Невская Дубровка.

Ожесточённая борьба за этот небольшой плацдарм, так называемый Невский пятачок, продолжалась непрерывно поч­ти 7,5 месяцев. Защитники плацдарма (на нём последовательно сражались части различных стрелковых дивизий и бригад морской пехоты) отражали в день по 12—16 атак противника, на них обру­шивалось до 50 тыс. снарядов, мин и авиабомб в сутки. Однако сломить их волю врагу не удалось.

Воспользовавшись внезапно начавшим­ся на Неве ледоходом, который отрезал защитников «Невского пятачка» от правого берега реки, немецко-фашистские войска после нескольких дней ожесточённых боёв 29 апреля 1942 ликвидировали плацдарм. Однако 26 сентября войска Невской оперативной группы снова овладели плацдармом на левом бе­регу Невы напротив Невской. Дубровки  и вели борьбу за него вплоть до прорыва блокады Ленинграда в январе 1943 года.

     Около 400 дней удерживали советские воины Невский плацдарм. Невская Дубровка стала одним из символов их несокрушимого мужества и стойкости и вошла в историю Великой Отечественной войны отдельным эпизодом наравне с операцией «Малая Земля». Отец Олега был удостоен высоких правительственных наград: орденов Ленина,  Боевого Красного Знамени, Отечественной войны 1 степени, двух орденов Красной Звезды и медалями. 

Мама Олега во время войны работала воспитательницей детского сада № 7 г. Златоуста и награждена медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-45г.г.» и медалью «50 лет Великой Отечественной войне 1941-45г.г.».

Ленфронт3

Медаль Обор

Эту фотографию в 1942 году папа прислал с фронта специально для меня. Она была предметом особой мальчишеской гордости и охранной грамотой от школьных хулиганов. И все-таки они изрезали мою козью шубу.

Указом Президиума ВС СССР от 22 октября 1942 года была учреждена медаль «За оборону Ленинграда». Это была третья награда папы, которой наградили его и 1,5 миллионов ленинградцев эа мужество и стойкость

            - Помню в эвакуации, в городе Златоусте, в пустой комнате, стояло пять солдатских кроватей: четыре по углам и одна в центре. Кровати эти служили домашним очагом  несчастным женщинам с детьми. Они были и обеденным столом, и складом жалких пожитков и местом отдыха. Единственным ценным предметом, весящим на стене и, оберегавшимся взрослыми,  как продуктовые карточки, был черный из плотной бумаги с винтиком в центре для регулировки звука репродуктор. Из него периодически звучали марши и сводки с фронтов. Человек из репродуктора приходил к нам в комнату два раза в день утром и вечером, чтобы сообщить сводки Совинформбюро. Ни один мужской голос не вызывал во мне настолько сильного ответного внутреннего отзвука, как голос этого знакомого незнакомца. Когда он начинал говорить все, даже малые дети, затихали, чтобы не пропустить малейших подробностей. Вымороженная, мрачная комната, заполненная озябшими женщинами, погружалась в мертвящую тишину. Все сидели  тесно перед репродуктором, словно обогревая друг друга своими неподвижными телами. После окончания информации женщины  еще долго оставались в оцепенении, понурив головы, думая каждый о своем отце и муже, прося судьбу сберечь их от лихой смерти. (Из  воспоминаний кинорежиссера О.А.Канищева).

          Когда началась война, Олегу было всего 6 лет. И два военных года он ходил в детский сад № 7 г. Златоуста, где его мама работала воспитателем. В 1943 году Олег пошел в первый класс.  Как прошли его первые учебные годы, мальчик не помнит, так как школу он практически не посещал из-за трагикомического происшествия -  в школьной раздевалке его детскую шубку из меха козы мальчишки изрезали на «лянги».  «Лянга» - тамошняя игра, когда кусочек  меха со свинцовым грузилом подбивают ногой. Зимой мальчик чуть не погиб, переболев тяжелой формой скарлатины. В силу сложившихся обстоятельств, Олег в учебе отстал от своих сверстников, и когда наступило мирное время,  ему пришлось снова пройти курс начальной школы. После войны Олег Канищев учился в ленинградских школах №№ 58 и 45 Ждановского района на Петроградской стороне.

          Страна жила скромно, если не сказать бедно. Хлеб получали по карточкам, дети донашивали перекроенные отцовские гимнастерки, а женщины ступали по улицам в тяжелых солдатских сапогах. В Ленинграде, равно как и в других городах, еще не успели разобрать руины. Раны души были глубокими, но, к счастью, гражданином нашей страны был в те годы великий лекарь по имени Искусство. Искусство, доступное всем и каждому.

image003

ОрдОрд

Папа в день вручения ему ордена Ленина – высшей наградой СССР за боевые заслуги. 1944г.

Боевыми наградами отца - орденами Ленина и Боевого Красного Знамени,  я всегда буду гордиться, не смотря на то, что страна, вручившая награды, канула в Лету.

          -  И возвращаясь памятью в первые послевоенные годы, я с гордостью думаю, что очереди за хлебом были тогда на много короче ночных очередей за билетами на первые мирные постановки  в театре  оперы и балета имени С.М.Кирова.  Помню, как отец в 1946 году достал билеты на оперу Шарля Гуно «Фауст». И это было незабываемым счастьем. Вся семья готовилась к походу в театр, со всей тщательностью наглаживая наши скромные наряды. При входе в театр к нам подошла женщина и спросила у папы: не хотел бы он отдать мальчика в хореографическое училище. Не знаю, почему выбор пал на меня, но в детстве и в зрелые годы я действительно хорошо танцевал и был легок и строен.

           При всём тогдашнем недостатке, при всей скудности материальных благ,  мы все-таки чувствовали себя счастливыми богачами.  Забыты хлебные карточки, забыты руины и землянки, забыта «солдатская мода» на одежду и обувь, а ощущение послевоенного счастья люди старшего и среднего поколения это хорошо помнят.

            После  большой войны эшелоны с демобилизованными мчались на Восток. Зеленые ветки впервые просто украшали, а не маскировали вагоны. Впереди, на каждом паровозе, в рамке из той же зелени, только увитой алыми лентами, - строгий портрет генералиссимуса И.В.Сталина. За паровозом – несколько зеленых вагонов для офицеров, а дальше – вереница красных «теплушек» для солдат. На груди у воинов набор боевых орденов, медалей, гвардейских знаков. На лицах – выражение… впрочем, разве сейчас опишешь это выражение! Их надо было видеть, в сорок пятом, лица тех людей, которые прошли долгую, тяжелую войну, победили и остались живыми.

 Вокзалы и привокзальные площади бурлили людьми. Звучали трофейные аккордеоны, русские гармошки, гитары, патефоны…   И люди плясали, кружились в танце, обнимались, пели, плакали, смеялись… Всю страну оглушили гром литавр и барабанная дробь  воинских частей украинских, белорусских, прибалтийских фронтов, возвращавшихся домой с развернутыми знаменами и с духовыми оркестрами во главе армейских колон. Сверкала на солнце медь поющих труб. Каждый оркестр играл свое. И я - мальчишка военного лихолетья – увязывался за полковыми трубачами и мог часами идти за  оркестром, упоенно слушая строевые марши. Этот нескончаемый праздник длился все лето и всю осень победного 1945 года пока не вернулись все, кому выпало счастье вернуться…

 В школе у нас учились воспитанники военного оркестра – мальчики-сироты в военно-морской форме. Несколько из них были награждены медалью  «За оборону Ленинграда». Под их руководством мы, любители духовой музыки, «а капелла» исполняли  популярные марши и вальсы. Причем каждый из нас голосом исполнял свою партию, имитируя звуки то ли корнета, то ли альта, то ли тромбона, тубы или валторны. Самый упитанный из нашего класса был «человек-большой барабан». Я же по своей субтильности исполнял партию «малого барабана». И стучал без устали, и дома, и на улице, и в школе пьесы четкого ритма в такте размером 4/4, то есть марша.

Колона летч

Съем

Во время съемок сериала

«На земле, в небесах и на море»

 Когда стал кинорежиссером, я запустил в производство серию военно-патриотических фильмов «На земле в небесах и на море», где отвел душу по полной программе. Что не фильм -  у меня всегда был эпизод с духовым оркестром. А какие феерические съемки я устраивал летом во Владивостоке на Ленинской улице, в районе площади  «Борцов за власть Советов»! Сводный оркестр КТОФ часами дефилировал по моей команде – «Мотор! Начали!» – и я в открытой машине Командующего Флота  вместе с кинооператором упивались не только значимостью своих персон, но и великолепной выправкой почетного караула и бравурной музыкой духового оркестра Краснознаменного Тихоокеанского Флота. Горожане были в восторге, особенно владивостокские мальчишки, а я вспоминал свое послевоенное детство и полковую музыку, вселявшую оптимизм и надежду  после тяжелой войны. (Из  воспоминаний кинорежиссера О.А.Канищева).

          Что касается методов воспитания сына, то отец Олега считал: нужно жестко и требовательно относится к детям, особенно к подросткам. И он методически выдавливал из сына лень. Не минуты свободного времени. Все под контролем, согласно выработанным планам на учебное полугодие. Только ежовые рукавицы - вот тогда воспитываются и растут джентльмены. И если бы у Олега не было проблем со зрением, то отец обязательно отправил бы его в Ленинградское Нахимовское училище. В сыне отец мечтал видеть защитника Отечества.

- Есть в Ленинграде Артиллерийский музей. В больших залах, больше похожих на казематы, собраны мортиры, гаубицы, пушки, орудия всех времен нашего Отечества. Истории сегодня молчащей артиллерии посвящены множество монографий и эссе. В одной из них, вышедшей в 1894 году, титульная страница венчается словами, запавшими в мою душу навсегда: «Доблесть родителей – наследство детей. Дороже этого наследства нет на земле иных сокровищ. (Из воспоминаний кинорежиссера О.А.Канищева)

Во время школьных каникул по долгосрочному плану, составленному отцом, Олег посещал музей Суворова, музей обороны Ленинграда, Музей музыкальных инструментов, Эрмитаж, Русский музей, другие выставочные залы и вел дневник иконографии шедевров мировой и отечественной живописи.

Эти экскурсии заложили в мальчике начальные знания композиции полотен, способах освещения, цветовой и линейной перспективы. В эти годы Олег увлекается фотографией и классической музыкой. Он становится завсегдатаем   филармонических концертов, театров и искусствоведческих лекций. Благо все было доступно и практически бесплатно.

В ноябре 1949 года Олег вступил в комсомол, билет № 30844616. В школе он выполнял комсомольское поручение, выпуская классную стенгазету. Вдохновенно участвовал в самодеятельном ВИА и драмкружке, тренировался в секции спортивной гимнастики Ленинградского городского дома пионеров, что у Аннинского моста. Этот багаж в дальнейшем помог ему при поступлении в Ленинградский институт киноинженеров и Дальневосточный институт искусств. И еще долгие годы был основой успешного  творчества Канищева на студии «Дальтелефильм».

В период 1954-1968г.г. Канищев окончил Ленинградскую среднюю школу № 45 (1954г.), Ленинградский институт киноинженеров, отделение звукооператоров кино, диплом №449755 (1959г.), Дальневосточный институт искусств, отделение режиссеров кино и телевидения, диплом с отличием № 879997 (1968г.).

       

image005

Олег с папой.

После успешного сдачи экзаменов и поступления сына

в ЛИКИ

сентябрь1954г.

 - В жизни каждого человека наступает час, когда ему необходимо решить, кем он хочет стать, выбрать себе профессию по сердцу. Если такой час в собственной жизни вы пропустите или ошибетесь, то не испытать вам счастливой полноты жизни, какую дает человеку любимый труд. Но если такой час у вас еще впереди, то ждите его с трепетом и непременно им воспользуйтесь. Иначе может случиться, что сунете вы голову в хомут, первый, какой попадется, и будет он всю жизнь натирать вам шею. А если нет радости от труда, если нет верности ему, то не прине­сет ваш труд и настоящей пользы людям. Кажется, эти мудрые слова сказал писатель Пришвин.

        Надо сказать, в кино я пришел совершенно  неожи­данно для себя: мечтал стать корабелом,  строить   океан­ские суда и тщательно готовился к поступлению в Ленинградский институт кораблестроения или в  институт инженеров водного транспорта. Но однажды моя новая знакомая по подготовительным курсам при Ленинградском государственном университете - Оля Малышева, в которую я был тайно влюблен, сообщила своей подруге, что собирается в Ленинградский институт киноинженеров. Я был невольным свидетелем этого разговора и решил в день открытых дверей заглянуть в творческую мастерскую института, надеясь на, как бы случайную, встречу с Олей. Кроме юной красоты моей знакомой, яр­кий, ни с чем несравнимый мир кино увлек меня. Признаюсь, для этого поворотного шага в моей судьбе всё-таки были и некоторые предпосылки: школьником я увлекался фотографией, снимал дешевой зеркальной камерой «Комсомолец», а после окончания 7 класса на каникулах работал помощником киномеханика. Крутил трофейные фильмы «Тарзан», «Девушка моей мечты» и был обладателем дефицитных среди подростков «киносрезок» популярных актеров Вейсмюллера и Марики Рёкк.

Кан+инст

Из института на

Дальний Восток.

Ленинград 1959г.

     С Олей Малышевой мы прошли конкурсный отбор - проходной бал был 28 из 30 - и вместе проучились пять лет, но Оля так и не узнала о моих чувст­вах к ней. Мне кажется, что эта тайная любовь со време­нем переросла в любовь к кинематографу. Я благодарен Оле, что она привела меня в профессию, которой отдана вся моя жизнь. Другой работы я себе не представляю. Кино – это мое окно в мир. Мое и, значит, зрителя тоже». (Из воспоминаний режиссера О.А.Канищева и газетной статьи «Мое окно в мир», автор - А. Чешев, газета «Пограничник на Тихом океане», 27 августа 1986г.). 

После окончания учебы в ЛИКИ Олег получил спе­циальность звукорежиссера и по настоя­нию отца поехал начинать свою профессиональную жизнь во Владивосток - город своего дет­ства. Хотя из Питера уезжать ох как не хотелось! Во Владивосто­ке только-только зарождалось производство документального кино, и, поступив звукооперато­ром в киногруппу при студии телевидения, Олег пер­вым делом освоил роль гонца - бегал в соседний магазин за водкой для старших товарищей. С режиссерами, на фильмах ко­торых ему приходилось работать, отношения складывались не очень - «обремененный» серьез­ным профессиональным обра­зованием, Олег стремился сам выстраивать драматургию филь­ма, находил неожиданные твор­ческие решения, много внимания уделял музыкальному оформле­нию ленты. Да и вообще, к новичку отно­сились как к белой во­роне - манеры, привитые мальчику в детстве мамой, вы­росшей в Прибалтике, вызывали здесь, на Дальнем Востоке, удивление и раз­дражение.

  В апреле 1960 года Олег Канищев участвовал в съемках первого на Дальнем Востоке звукового телевизионного фильма «Дальзаводчане» с оптической записью звука. Съемочная группа состояла: автор фильма – Валентин Ткачев, режиссер – Альберт Масленников, оператор – Виктор Кузнецов, ассистент режиссера Юрий Шепшелевич, помощник режиссера Аля Шевчук, звукооператор и музыкальный оформитель – Олег Канищев, монтажница - Аэлита Горюненок. Первая проба пера не принесла удовлетворения. В процессе работы над фильмом обнаружилось несовпадение вкусов и творческих устремлений звукооператора с остальными участниками съемочного процесса. После завершения фильма Олег покинул киногруппу и перешел на живое телевизионное вещание.

1960 – 1964г.г. Олег Канищев -  старший звукорежиссер Владивостокской студии телевидения. Ежедневная поденщина в живом эфире не приносила творческого счастья, но деваться было некуда -  по регламенту распределения Олег должен был отработать два года во Владивостоке. Нет худа без добра, в этих обстоятельствах Олег стал искать выхода своим  честолюбивым устремлениям.

Далее       1  2  3  4  5

            Возврат в начало

Hosted by uCoz